Конспект занятия
по коррекционно-развивающей программе логопеда «Говоруша» для ПСУ с умственной отсталостью (ИН) и ТМНР
на тему «Домашние животные»
Составитель:
Зенкова В.А.,
логопед
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Дата проведения занятия: 22.03. 2021 г.
Тема занятия: Домашние животные
Тип занятия: Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие
Цель: актуализация знаний по теме «Домашние животные»
Задачи:
· Коррекционно -образовательные
- уточнение и расширение словаря по теме «Домашние животные»;
- формирование представлений о домашних животных, их внешнем виде;
- формирование обобщающего понятия домашние животные;
- совершенствование грамматического строя речи (учить подбирать и называть слова-признаки, слова-действия, образовывать и употреблять имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
· Коррекционно-развивающие:
- развитие фонематического слуха;
-развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики, тактильных ощущений;
- развитие связной речи;
- развитие внимания, памяти, мышления.
· Воспитательные:
- воспитание заботливого отношения к домашним животным.
· Здоровьесберегающие:
- создавать благоприятный психологический климат;
- учитывать индивидуальные особенности учащегося;
- сочетать статические и динамические задания.
Оборудование
а) демонстрационный материал: картинки с изображением домашних животных и их детенышей;
б) раздаточный материал: разрезные картинки, мяч;
в) технические средства: музыкальный центр.
Предварительная работа: игры и упражнения на развитие внимания, памяти, наглядно-образного, логического мышления, воображения и восприятия, упражнения на развитие мелкой моторики рук, речевые игры.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Логопед: Здравствуй! Посмотри, к нам на занятие сегодня пришли гости. Давай с ними поздороваемся.
Логопед: Ой, посмотри! Кто это здесь сидит?
Логопед: Правильно, это собака. Зовут ее Майя. Тебе не кажется, что Майя грустит? (Майя подает голос)
Ребенок: Да
Логопед: Майя, почему ты такая грустная? У тебя что-то случилось?
Майя: Я слушаю голоса животных, но не могу узнать, какие животные подают голоса?
Логопед: Давай мы с тобой поможем Майе!
Игра “Кто как голос подаёт?”
(Слушают аудиозапись, на которой голоса домашних животных).
Логопед: Ты кого-нибудь узнала? Как ты думаешь, чьи это голоса?
Ребенок: Корова «му-у-у». Свинья «хрю-хрю» Это голоса животных.
Логопед: Сегодня мы будем называть животных, которые живут рядом с домом человека. Как называют этих животных?
Ребенок: Домашние.
Логопед: Правильно. Сегодня у нас с тобой занятие на тему «Домашние животные»
Логопед: А чтобы наш язычок был послушным нужно делать гимнастику для язычка. Майя не знает упражнений для языка. Покажем ей?
Артикуляционная гимнастика
Логопед: Летом наш Язычок отдыхал в деревне у своей бабушки. Там он научился изображать домашних животных, которые жили на скотном дворе.
1.Кошка лакает молоко — кончик широкого языка поднимаем вверх и заводим вглубь рта; совершаем глотательное движение.
2.Собачка грызет косточку — слегка покусываем кончик языка.
3.Лошадка цокает копытцем — щелкать язычком с широко открытым ртом, при этом нижняя челюсть остается неподвижной.
4.Корова жует травку — имитация пережевывания пищи с закрытым ртом.
5.Свинья чавкает во время еды — имитация пережевывания пищи с открытым ртом.
Дыхательная гимнастика
Логопед: Посмотри, кто это здесь?
Ребенок: Это кошки.
Логопед: Смотри, кошки хотят поймать мышек. Мышки маленькие, боятся кошек. Давай им поможем убежать от кошек.
Логопед: Молодец! Ты помогла всем мышкам!
2. Основная часть
Логопед: Майя, оставайся у нас на занятии, посмотришь, как наша Анечка хорошо занимается.
Майя: Хорошо, мне очень интересно!
Игра «Подними картинку».
Логопед: У нас на столе разложены карточки с изображением животных. Я буду называть о каждом из животных разные слова, по которым ты должна догадаться, о ком идёт речь, и поднять нужную картинку:
- царапается, охотится, мяукает (кошка). Что делает кошка?
- пасётся, бодается, мычит (корова). Что делает корова?
- цокает, скачет, фыркает, ржёт (лошадь). Что делает лошадь?
- чавкает, пачкается, хрюкает (свинья.) Что делает свинья?
Игра «Какой, какая, какие»
Логопед: А сейчас расскажи мне про каждое животное отдельно. Какое оно?
Ребенок рассматривает картинки с домашними животными и подбирает определения к каждому животному (собака, корова, свинья, кошка)
Овца – маленькая, пушистая, кудрявая ...
Кошка – маленькая, пушистая, ласковая, усатая ...
Лошадь – большая, быстрая, умная, добрая, преданная, верная, домашняя, сильная, выносливая, быстрая, стремительная, красивая, стройная, гладкая...
Корова - большая, рыжая с черными пятнами, умная, дойная, рогатая...
Физкультминутка «Лошадки»
Цок, цок, цок, цок (дети поочередно топают ножками)
Я лошадка – серый бок (повороты, руки на талии)
Я копытцем постучу (ходьба на месте)
Если хочешь, прокачу. (легкий бег на месте)
Посмотри, как я красива
Хороши и хвост и грива (взмахи руками в одну и в другую стороны)
Цок, цок, цок, цок (дети поочередно топают ножками)
Я лошадка - серый бок (кружатся на месте).
Дидактическая игра: «Детки потерялись»
Логопед: Потеряли дети мам.
Без родителей, одни,
Попадут в беду они.
Давай поможем малышам!
Поскорей найдем им мам!
Логопед: Я буду кидать тебе мяч, называть животного и его детеныша, а ты за мной повторяешь: у кошки — котенок (котята), у собаки — щенок (щенята); у свиньи — поросенок (поросята); у коза — козленок (козлята).
Игра «Назови ласково»
Логопед: Ты любишь, когда тебя называют ласково? Животные тоже это любят. Давайте назовём наших животных ласково.
Коза - козочка,
Кошка - кошечка,
Лошадь - лошадка.
Собака - собачка
Корова - коровушка
Логопед: Я тебе предлагаю поиграть с шариком и послушать стихотворение про нашу Майю.
Пальчиковая
гимнастика «Вот сидит собака в будке...»
Вот
сидит собака в будке,
(сжимаем шарик в ладошке)
Потом бежит туда-сюда,
(шарик катаем вперёд-назад на ладони)
Охраняет она дом,
(катаем шарик круговыми движениями на ладошке правой руки)
Чтоб спокойно жили в нем!
Разрезные картинки «Домашние животные».
Логопед: Собери картинку и назови животное, которое у тебя получилось.
Упражнение «Повтори за мной».
Логопед: Повторяйте за мной и прохлопывайте слова.
Ко-за, во-да, се-но, не-бо, ла-па, ко-ты.
Майя: Анечка, ты такая умничка! Мне очень понравилось, как ты занималась! Но мне пора бежать.
Логопед: Майя, мы тоже очень рады, что подружились с тобой! Приходи еще к нам в гости! До свидания, Майя!
Ребенок: До свидания!
3. Заключительная часть
Логопед: Давай вспомним, о каких животных мы сегодня говорили?
Ребенок: О домашних животных
Логопед: Каких животных называют домашними?
Ребенок: Животных, которые живут у человека, за которыми ухаживает человек.
Логопед: Что понравилось больше всего на занятии?
Логопед: Перед тобой 3 смайлика. Если тебе понравилось наше занятие, подними веселый смайлик. Если тебе что-то было не очень понятно, подними задумчивый смайлик. Если тебе на занятии было скучно, неинтересно – подними грустный смайлик.
Логопед: Наше занятие подошло к концу, давай попрощаемся с нашими гостями. До свидания!
Ребенок: До свидания!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.