КОУ ОО «Троснянская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
Логопедическое занятие
«В мире профессий»
/для обучающихся с интеллектуальными нарушениями,7 класс/
Подготовила и провела
учитель-логопед: Приведенцева З.А.
Тросна
2025
Цель: формирование у обучающихся представлений о многообразии профессий, о значении трудовой деятельности в жизни человека.
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
• активизировать и расширить словарный запас обучающихся по теме «Профессии»;
• совершенствовать грамматический строй речи, связную речь;
• совершенствовать умение четко отвечать на вопросы логопеда.
Коррекционно-развивающие задачи:
• развивать зрительное и слуховое восприятия, внимание, память;
• закреплять навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
• развивать общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве;
•развивать познавательную активность к профессиям.
Коррекционно-воспитательные задачи:
• воспитывать уважение и доброе отношение к людям разных профессий;
• воспитывать умение осознанно выполнять инструкции взрослого.
Тип занятия — комбинированное логопедическое занятие с познавательно‑речевой направленностью.
Оборудование: презентация, карточки с пословицами и заданиями, лото, мяч, массажные шарики Су-Джок, ручки, карандаши, тетради.
Ход занятия.
|
Этап занятия
|
Содержание |
Действия учащихся |
|||||||||||||||||||||||||||
|
Организационный момент
Психологический настрой. |
- Сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли гости, учителя, чтобы посмотреть, как мы с вами занимаемся. Посмотрите на них, подарите им свои улыбки и улыбнитесь друг другу. -Рада видеть вас на уроке логопедии. Чем мы занимаемся на этом уроке? - Отвечайте «ДА» или «НЕТ» на мое утверждение:
Очень любим мы учиться…. И, конечно же, лениться…. Выполняем все задания … Очень любим опоздания…. Читаем, пишем, рассуждаем… Дисциплину нарушаем… Всем успехов пожелаем…. И урок мы начинаем!
- Не забывайте: Отвечать – не кричать, только руку поднимать!
|
Учимся говорить, читать, писать без ошибок. |
|||||||||||||||||||||||||||
|
Нейрогимнастика |
- Прежде, чем приступить к выполнению заданий, проведем нашу нейрогимнастику. Цель: настроить учащихся на рабочую обстановку. Мозговая гимнастика. - Выполним упражнения для улучшения мозговой деятельности · «Качание головой» -дышим глубоко, мышцы плечевого пояса расслаблены, голову уронили (30 сек) · «Ленивые восьмерки» выполняем в горизонтальной плоскости сначала правой рукой, левой и обеими руками по 3раза. · «Письмо носом» напишите своё имя носом. 1. 2. Нейрогимнастика . · «Один – два» правой рукой показать указательный палец, одновременно левой рукой указательный и средний пальцы. Потом одновременно их поменять. · «Колечко – кулак» · «Ухо – нос». Левой рукой взять кончик носа, правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот». · Массаж рук с помощью массажных шариков Су-Джок по направляющим линиям. Нейроартикуляционная гимнастика. • «Толстячки-худышки» • «Заборчик-хоботок» • «Часики» • «Качели» • «Маляр» • «Лошадка» • «Барабан»
|
Выполняют упражнения. |
|||||||||||||||||||||||||||
|
Основная часть. Постановка цели занятия.
(Слайд № 3)
(Слайд №4) |
- Сегодня на занятии мы с вами поговорим о том, что является очень важным в жизни каждого человека. Вы узнаете это, если соберете слово по первым буквам названий картинок. Слова: петух, рак, осы, фонарь, ель, светофор, самолет, индюк, якорь. - Итак, какое слово у вас получилось? - Значит, о чем мы с вами будем говорить? Тема нашего занятия «В мире профессий».
- Ребята, сегодня мы будем говорить о профессиях. Мы познакомимся с разными видами работ и научимся правильно называть предметы и признаки профессий.
|
Профессия.
Мы будем говорить о профессиях. |
|||||||||||||||||||||||||||
|
(Слайд №5)
Актуализация знаний
(Слайд № 6)
(Слайд №7)
|
-В настоящее время в мире существует более 40 тысяч профессий. Это целое море возможностей и вариантов. Трудно ориентироваться в таком огромном количестве профессий, но мы всё-таки попробуем. -Ребята, как вы думаете, что же такое профессия?
Профессия –это то, чем человек занимается всю свою жизнь, по-другому, это его работа. Профессия – это основное занятие человека, его трудовая деятельность. Слово профессия в переводе с латинского языка означает - род трудовой деятельности. Она требует специальной подготовки, знаний и умений, которые необходимы для того, чтобы успешно заниматься данной работой, получая вознаграждение за свой труд. - Вспомним, какие профессии вы знаете? Назовите их.
-Существуют такие редкие профессии, что я думаю, вы о них даже не подозреваете. В Антарктиде самая редкая профессия на Земле – «переворачиватель пингвинов». Дело в том, что если пингвин упадет на спину, то не может встать самостоятельно. В Антарктиде рядом с аэродромами, где летают самолеты-вертолеты, пингвины так сильно задирают голову на звук, что некоторые из них падают на спину. После каждого взлета или посадки переворачиватель пингвинов ходит вокруг аэродрома и ставит бедных пингвинов на лапы. - Люди, каких профессий работают в школе?
- Учитель это одна из самых важных и главных профессий. В чем заключается работа учителя?
- От того, как учится ученик, зависит вся его взрослая жизнь. Если ученик хорошо учится, старается на уроках, проявляет активность, внимательность, то и свою будущую профессию он освоит успешно. Сможет стать очень хорошим специалистом. Даже
сейчас, на этом занятии, каждый из вас трудится в силу своих способностей.
Все вы сегодня для себя откроете что-то новое о профессиях, когда будете
выполнять различные познавательные задания, т.е. трудиться.
|
Учащиеся высказывают свою точку зрения.
По очереди называют по одной профессии.
Учителя, библиотекарь, повар, медсестра, работники столовой, логопед, секретарь.
Учить детей. |
|||||||||||||||||||||||||||
|
Игра «Прочитай/составь слово по первым звукам» Цель игры: развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза (умение выделять первый звук в словах и соединять отдельные звуки в слова), закрепление навыка чтения и зрительного образа буквы, развитие памяти, произвольного внимания, логического мышления, расширение кругозора ребёнка.
Игра «Подбери слово». Подбор подходящих по смыслу определений. |
- У вас на столах карточки с картинками. Выделите первый звук в названии картинок и обозначьте его буквой. Прочитайте слова. Ход игры:
(Приложение № 1)
- Каждый по очереди читает свое слово и подбирает к названию этой профессии прилагательное. Столяр (какой?)- Умелый, трудолюбивый. Повар (какой?)- Аккуратный, чистоплотный. Врач (какой?)- Старательный, добрый. Шофёр (какой?)- Внимательный, осторожный. Лётчик (какой?)- Храбрый, смелый. Клоун (какой?)- Весёлый, добрый. Шахтёр (какой?)- Храбрый, смелый. Поэт (какой?)- Умный, популярный, гениальный. Дворник (какой?)- Старый, бородатый, знакомый. Маляр (какой?)- Аккуратный, трудолюбивый.
- Молодцы, справились с заданием.
|
Выполняют задание. Читают получившиеся слова и подбирают прилагательное. |
|||||||||||||||||||||||||||
|
Упражнение «Найди слова» (Слайд №8)
(Слайд № 8). |
- На карточках среди букв спрятались слова. Найдите и подчеркните их. вачутстроительцловдннощапшвеябвоюшдлжихшофёрртмопамла думжотчповарицещстолярюкжатписательбядавцркенврачмвлжм галтпехжавднклоунплилкрановщикбворпекыцжпамузыкантвсмнь цохэзтрактористфолтчкоыпожарныйклаовпродавецнапоэтзгопмб жазвдворникюпгаббанкирсгкашвыкровельщикщвопгупшвдудежу жавспасательмвмокулистпотиоюристмшмущеуцкаменщикмчдзот
Ø - Проверка по слайду. Слова: строитель, швея, шофер, повар, столяр, писатель, врач, клоун, крановщик, музыкант, тракторист, пожарный, продавец, поэт, дворник, банкир, кровельщик, спасатель, окулист, юрист, каменщик.
|
Выполняют задание. Читают получившиеся слова. |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|
- Что обозначают эти слова?
- Чем занимается писатель? - А поэт? - Кто такой кровельщик?
-Чем занимается окулист?
-Как называется врач, который лечит зубы?
|
Они обозначают названия профессий. Пишет рассказы.
Стихи. Человек, плотник, который строит, ремонтирует крышу зданий. Врач проверяет зрение, лечит глаза. Стоматолог. |
|||||||||||||||||||||||||||
|
Упражнение «Отгадай профессию» Профсловарь (слайд 9- 15) |
- Определите, человек, какой профессии использует эти предметы. Сначала называем слова - предметы, а потом профессию. 1. Картина, карандаши, краски, мольберт, палитра. 2. Нитки, ножницы, маникен, сантиметровая лента, швейная машина. 3. Ножовка, рулетка, молоток, рубанок, шуруповерт. 4. Белый халат, фонендоскоп, поликлиника, градусник, рецепты. 5. Фен, расческа, ножницы, зеркало, электрическая машинка. 6. Мастерок, молоток, строительный уровень, лопата. 7. Киянка, шуроповёрт, клещи, специальные ножницы.
|
Художник.
Портной.
Столяр.
Врач. Парикмахер.
Каменщик.
Кровельщик. |
|||||||||||||||||||||||||||
|
Задание. (Слайд № 16 пустой).
(Слайд № 17). |
- Соедините профессии из левого столбца с их определениями из правого столбца, (обращая внимание на правильное произношение и ударение в названиях профессии):
Ø - Проверка по слайду.
|
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
Упражнение «Собери пословицу» (работа в паре на листочках)
(Слайд № 18). |
- Сколько замечательных мудрых пословиц и поговорок сложено о труде! - Сейчас я вам раздам карточки. Розовая карточка это начало пословицы, зеленая - конец пословицы о труде. Ваша задача правильно подобрать продолжение к каждой пословице. - А потом мы с вами проверим, правильно ли вы справились с этим заданием.
v Кто любит труд, …. того люди чтут. v Делу время, …. потехе час. v Без труда не вынешь …. и рыбку из пруда. v Семь раз отмерь, …. один раз отрежь. v Труд человека кормит, ….. а лень портит. v Поздно встанешь, …. мало сделаешь. v Тяжело тому жить, ….. кто от работы бежит. v Скучен день до вечера, …. коли делать нечего.
Ø - Проверка по слайду.
|
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
(Слайд № 19) |
- Объясните смысл пословицы Труд человека кормит, а лень портит. Благодаря труду, человек может купить еду, красивую одежду, заплатить за коммунальные услуги. Если человек привык работать, то он сможет всему научиться и будет зарабатывать деньги. Значит, у него будет и еда. А ленивый - ничего себе не заработает.
|
Высказывают свою точку зрения. |
|||||||||||||||||||||||||||
|
Игра «Морской бой». (Слайд № 20)
(Слайд № 21)
|
- Все вы любите играть в «Морской бой». Сейчас мы поиграем в эту игру. Вам надо собрать предложение из слогов. Шифр находится вверху слайда. Будьте внимательны. - Прочитайте предложение и запишите его в тетрадь. (Столяр делает стул и диван.) -Назовите имена существительные.
-Подчеркните главные члены предложения. Столяр (подлежащее) делает (сказуемое) стул и диван. В этом предложении: · Подлежащее: столяр (кто?); · Сказуемое: делает (что делает?).
|
Столяр, стул, диван.
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
Работа с деформированными предложениями. |
- Ребята, у вас на столах лежит карточка. - Из данных слов надо составить предложение и записать его в тетрадь.
Повар, суп, наливать, гороховый. Указка, показывать, учитель. Лечить, мальчик, врач, маленький. Рисовать, картина, художник. Машина, шофёр, управляет. Воспитатель, сказку, рассказывать, интересную. Учитель, доске, на, пишет, мелом. -Подчеркните главные члены предложения.
|
Выполняют задание в тетрадь. |
|||||||||||||||||||||||||||
|
Игра с мячом «Что будет, если...» /понимание значимости профессий в жизни людей; рассуждения о последствиях прекращения деятельности людей разных профессий/ Работа над предложением. Закончи предложение.
(Слайд № 22). |
- Я буду бросать мяч и задавать вопрос, а вы должны мяч поймать и постараться ответить правильно. Готовы?
Ø Если бы не было строителей, то…не где было бы жить Ø Если бы не было водителей, то… Ø Если бы не было парикмахеров, то… Ø Если бы не было дворников, то… Ø Если бы не было учителей, то… Ø Если бы не было полицейских, то… Ø Если бы не было поваров, то … были голодные
-Значит, какой вывод можно сделать: Все профессии нужны, все профессии важны!
|
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
|
- Ребята, а кем мечтаете стать вы? (Выслушиваю каждого). - У вас еще есть достаточно времени, чтобы выбрать для себя самую интересную и полезную профессию. Я надеюсь, что в будущем вы все станете мастерами своего дела.
|
Ответы детей. |
|||||||||||||||||||||||||||
|
Итог занятия. Рефлексия. Цель: Оценка учащимися своей активности и качества работы на занятии.
(Слайд № 23). |
-Наше занятие подходит к концу. Вы все хорошо работали, справились со всеми заданиями. - Какое задание вам понравилось больше всего? - Какое задание оказалось наиболее сложным? - Очень важно. Чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, что он на своём месте или у него золотые руки. Я желаю вам избрать свой правильный путь. - Спасибо за работу на уроке.
|
Ответы детей. |
Слава задания:
1. У тебя на столе лежит карточка. На карточке написаны слова. Прочитай их. Из данных слов нужно выбрать и записать профессии в тетрадь.
ВРАЧ, УЧЕНИК, БАБУШКА, ШКОЛА, УЧИТЕЛЬ, СТРОИТЕЛЬ, БОЛЬНИЦА, СВЕТОФОР, ВОДИТЕЛЬ, ИНЖЕНЕР, ПЕШЕХОД, ПОРТФЕЛЬ, ПРОДАВЕЦ, МАЛЯР, ТРАКТОР, ПОВАР, ПОЧТАЛЬОН, ЧЕЛОВЕК, ЛЁТЧИК, ВОСПИТАТЕЛЬ, ПОРТНОЙ, НИТКИ, НОЖНИЦЫ, ХУДОЖНИК, МУЗАКАНТ, ТЕАТР.
2. Лото (приложение №2)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.