План-конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения
ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ль
Выполнение: Ребёнок слегка приоткрывает ротик в улыбке, высовывает язык, зажимает его зубами и пропевает «Ы-ы-ы-ы-ы», имитируя гудок парохода.
Внимание: Если во время выполнения этого упражнения (когда поётся «Ы-ы-ы-ы-ы») взрослый слышит мягкий «Л’» то надо попросить ребёнка высунуть язычок как можно дальше, при этом зажимая зубами не кончик, а среднюю часть языка.
«Ветерок»
Цель упражнения: научиться выдыхать воздух таким образом, чтобы он выходил из ротика по краям языка, а не по центральной его части.
Выполнение: ребёнок приоткрывает рот и прикусывает кончик языка зубами. Затем ему необходимо выдохнуть, имитируя дуновение ветерка. Если неясно, правильно ли ребёнок выполняет это упражнение, поднесите кусочек ваты к его ротику во время того, когда он дует. Это поможет определить направление воздушной струи.
План-конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения
ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ль
Упражнения на развитие напора воздуха.
1. Округлить губы и, вдохнув, равномерно с силой, выдыхать воздух.
Ощущается тёплая струя «погреем руки».
2. «Сдуй снежинку» - рот открыт, язык округлить и поднять вверх, на кончике носа кусочек ваты, набрав воздух, с силой выдувать, «снежинка улетает.
Упражнения для губ и языка.
УЛЫБКА –губы сильно растягиваются в стороны так, чтобы обнаружились оба ряда зубов.
ХОБОТОК – зубы сомкнуты, губы округлились и выбвинулись в перёд.
УЛЫБКА – ХОБОТОК - чередование упражнений.
ЛОПАТОЧКА – широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.
НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК – губы растянуты в улыбке, язык просовывать медленно вперёд и назад прикусывая зубами.
Второй вариант – высунуть широкий язык, приподняв к верхней губе. И постукивать верхней губой по языку, произнося Пя-пя-пя-пя-пя.
БОЛТУШКА –напряженным загнутым кончиком языка с включением голоса водить по нёбу взад-вперёд то медленно, то быстро. Зубы разомкнуть на ширину пальца. Губы открыть и не закрывать зубы. Челюсти должны быть неподвижны, работает только язык.
План-конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения
ЗВУК Ль
Занятие №1
1. Артикуляционная гимнастика, дыхательно — голосовая разминка
а) «Качели», «Индюк», «Накажем непослушный язык»
б) пальчиковая гимнастика — «Кулак — кольцо» (одна рука сжимается в кулак, а пальцы второй поочерёдно «здороваются» с большим пальцем);
в) дыхательное и голосовое упражнение — произнеси Ы-Ы-Ы на одном выдохе с улыбкой и прикушенным кончиком языка; выполняй то громко, то тихо, то шёпотом.
2. Отрывисто и многократно произнеси Ль-Ль_Ль.
3. Произнеси слоги (прикусывая и не прикусывая кончик языка)
ля — ля — ля
ле — ле — ле
ли — ли — ли
4. Произнеси слоги с изменением ритмического рисунка
ле-ле — ле-ле-ле ле-ле-ле — ле-ле
ли-ли — ли-ли-ли ли-ли-ли — ли-ли
ля-ля — ля-ля-ля ля-ля-ля — ля-ля
5. Проговори слоги и слова по 2 — 3 раза
ли-ли-ли — липа ле-ле-ле — Лена
ли-ли-ли — Лида ле-ле-ле — лев
ли-ли-ли — Лиза ле-ле-ле — лента
ли-ли-ли — лист ле-ле-ле — лебедь
ля-ля-ля — лязг ле-ле-ле — леска
ля-ля-ля — лялька ле-ле-ле — летопись
6. Игра «1 — 2 — 5″ — лебедь, лист.
7. Запомни, повтори слова
ЛЕБЕДЬ — ЛИСТ — ЛЕВ — ЛИФ
(взрослый 4 раза меняет порядок слов).
План-конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения
ЗВУК Ль
Занятие №2
1. Артикуляционная гимнастика, дыхательно — голосовая разминка
а) «Качели», «Индюк», «Накажем непослушный язык»
б) пальчиковая гимнастика — «Кулак — кольцо» (одна рука сжимается в кулак, а пальцы второй поочерёдно «здороваются» с большим пальцем);
в) дыхательное и голосовое упражнение — произнеси Ы-Ы-Ы на одном выдохе с улыбкой и прикушенным кончиком языка; выполняй то громко, то тихо, то шёпотом.
2. Отрывисто и многократно произнеси Ль-Ль_Ль.
3. Произнеси слоги с изменением ритмического рисунка
ле-ле — ле-ле-ле ле-ле-ле — ле-ле
ли-ли — ли-ли-ли ли-ли-ли — ли-ли
ля-ля — ля-ля-ля ля-ля-ля — ля-ля
4. Проговори слоги и слова по 2 — 3 раза
ли-ли-ли — ливень ле-ле-ле — лето
ли-ли-ли — лить ле-ле-ле — лейка
ли-ли-ли — лифт ле-ле-ле — лес
ли-ли-ли — лиственница ле-ле-ле — лень
ли-ли-ли — линия ле-ле-ле — лепет
ля-ля-ля — лямка ле-ле-ле — лепка
5. Придумай 5 имён, начинающихся на мягкий звук Ль.
6. Измени предложения по образцу
У Ленты лента. — Это Ленина лента.
У Лиды лейка. —
У Лёни лист липы. —
У Лёвы леска. —
У Люды лебедь. —
У Люси лев. —
7. Улитка. Рассмотри и назови картинки.
План-конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения
ЗВУК Ль
Занятие №3
1. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательно — голосовая разминка.
2. Отрывисто и многократно произнеси звук Ль, Ль, Ль.
3. Проговори слоги и слова по 2 — 3 раза
ли-ли-ли — лимон ли-или-ли — листва
ли-ли-ли — лиса ли-или-ли — листопад
ли-ли-ли — лицо ли-или-ли — лимузин
ли-ли-ли — линейка ли-или-ли — лилипут
ли-ли-ли — лиана ли-или-ли — линять
4. Запомни, повтори а) слоги
ля-ле-ли ле-ля-ли
ля-ли-ли ли-ле-ля
ле-ли-ля ли-ля-ле
б) слова
лимон-линейка-лиса-листопад
(взрослый 4 раза меняет порядок слов)
5. Игра "1-2-5" - лист, линейка.
6. Заучи чистоговорку. Проговори 5 раз.
Лебеди летели
И на воду сели,
Сели, посидели
И снова полетели.
7. Спряжение в настоящем времени.
лепить лебедя
(я леплю лебедя, ты лепишь лебедя, он лепит лебедя, она лепит лебедя, мы лепим лебедя, вы лепите лебедя, они лепят лебедя).
8. Улитка. Рассмотри и назови картинки:
План-конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения
ЗВУК Ль
Занятие №4
1. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательно — голосовая разминка.
2. Отрывисто и многократно произнеси звук Ль, Ль, Ль.
3. Проговори слоги и слова по 2-3 раз.
ля-ля-ля-поляна ли-ли-ли-малина
ля-ля-ля-коляска ли-ли-ли-калина
ля-ля-ля-Емеля ли-ли-ли-калитка
ля-ля-ля-неделя ли-ли-ли-улитка
ли-ли-ли-павлин
ле-ле-ле-олень ли-ли-ли-налим
ле-ле-ле-тюлень ли-ли-ли-долина
ле-ле-ле-балет ли-ли-ли-оливки
ле-ле-ле-билет ли-ли-ли-Полина
ле-ле-ле-полено ли-ли-ли-Алина
ле-ле-ле-колено ли-ли-ли-Галина
4. Игра "1-7-10" - олень, полено, улитка.
5. Запомни, повтори слова
калина-тюлень-поляна-калитка
(взрослый 4 раза меняет порядок слов).
6. Вспомни слова из упражнения 3, вставь их в предложения на место точек.
На лесной поляне паслись.......
По улице на печке едет .........
Вал и Оля купили билет на ...........
В саду поспели ягоды ........... и ..................
На листе калины сидели две ...............
На льдине отдыхали ................
По аллее ходит с распущенным хвостом ..........................
7. Игра "Телеграф" - смотри упражнение 4.
План-конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения
ЗВУК Ль
Занятие № 5
1. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательно — голосовая разминка.
2. Отрывисто и многократно произнеси звук Ль, Ль, Ль.
3. Произнеси слоги
ля-ля-ля ле-ле-ле ли-ли-ли
ля-ля-ля ле-ле-ле ли-ли-ли
ля-ля-ля ле-ле-ле ли-ли-ли
4. Проговори слоги и слова
лю-лю-лю-люк лё-лё-лё-лёд
лю-лю-лю-люди лё-лё-лё-лён
лю-лю-лю-Люба лё-лё-лё-лёгкий
лю-лю-лю-Люда лё-лё-лё-лётный
лю-лю-лю-Люся лё-лё-лё-Лёня
лю-лю-лю-люкс лё-лё-лё- Лёва
лю-лю-лю-люлька лё-лё-лё-лётчик
лю-лю-лю-лютик лё-лё-лё-лётчица
5. Запомни, повтори.
а) лю-лю-лё лё-лё-лю
лю-лё-лю лё-лю-лё
лю-лё-лё лё-лю-лё
б) люди-лёд-лютик-лён (взрослый 4 раза меняет порядок слов).
6. Игра "2-3-5"-лютик, люк.
7. Спряжение в настоящем времени любить людей
(я.., ты.., он....., она...., мы..., вы...., они....)
8. Заучивание скороговорки
Самолёт. Самолёт
Подготовили в полёт
Полетел он нал лесами
Полетел он над полями.
План-конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения
ЗВУК Ль
Занятие № 6
1. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательно — голосовая разминка.
2. Отрывисто и многократно произнеси звук Ль, Ль, Ль.
3. Произнеси слоги и слова.
аль-аль-аль-медаль ель-ель-ель-мель
аль-аль-аль-педаль ель-ель-ель-хмель
аль-аль-аль-сталь ель-ель-ель-цель
аль-аль-аль-эмаль ель-ель-ель-мель
аль-аль-аль-шаль ель-ель-ель-метель
ель-ель-ель-капель ель-ель-ель-кабель
оль-оль-оль-моль ель-ель-ель-пудель
оль-оль-оль-ноль ель-ель-ель-шмель
оль-оль-оль-соль ель-ель-ель-туннель
оль-оль-оль-фасоль
4. Запомни, повтори.
метель-фасоль-туннель-пудель
(взрослый 4 раза меняет порядок слов)
5. Образуй от слов-действий слова предметы.
мечтать - мечтатель спасать -
учить - искать -
читать - писать -
водить - носить -
любить -
6. Заучи чистоговорку. Проговори 5 раз.
Аль-аль-аль-он согласен на медаль,
ель-ель-ель-на полях метёт метель,
ель-ель-ель-за окном звенит капель,
юль-юль-юль-на окно повесим тюль,
оль-оль-оль-в супе вкусная фасоль,
ыль-ыль-ыль-по улице вьётся пыль.
План-конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения
ЗВУК Ль
Занятие № 7
1. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательно — голосовая разминка.
2. Отрывисто и многократно произнеси звук Ль, Ль, Ль.
3. Запомни, повтори.
аль-оль-уль-ыль
оль-уль-ыль-аль
уль-ыль-аль-оль
ыль-аль-оль-уль
4. Проговори слова по 2-3 раза.
бульдог пельмени полька
дельфин сельди только
бульон тюльпан больно
пальто килька вольный
пальма альбом долька
5. Игра "У кого кто?" У белки бельчонок?
У осла? У козы? У дельфина? У льва
6. Игра "10-8-5" - ДЕЛЬФИН, БУЛЬДОГ, ПАЛЬМА.
7. Спряжение в настоящем времени.
ЛИТЬ ВОДУ ПОД ПАЛЬМУ
(я лью воду под пальму, ты..., он.., она..., мы..., вы..., они...).
8. Игра "Один - много".
метель - соболь - фитиль-
пудель- цель- модель-
табель- туннель- медаль-
тополь- ель- капель-
бутыль- педаль-
9. Заучи чистоговорку. Проговори 5 раз.
Ехали мы, ехали,
До ели доехали,
Ель мы обьехали
И домой поехали.
План-конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения
ЗВУК Ль
Занятие № 8
1. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательно — голосовая разминка.
2. Отрывисто и многократно произнеси звук Ль, Ль, Ль.
3. Запомни, повтори.
кля-клё-клю-кли акль-окль-укль-ыкль
клё-клю-кли-кля окль-укль-ыкль-акль
клю-кли-кля-клё укль-ыкль-акль-окль
кли-кля-клё-клю ыкль-акль-окль-укль
4. Проговори слова по 2-3 раза.
клён клей клякса
клин клетка клятва
клюв клип клеить
клюква климат клевать
ключ клёст наклейка
5. Игра "10-8-2" - КЛЕНОВЫЙ ЛИСТ, ДЛИННЫЙ КЛЮВ.
6. Спряжение в настоящем времени.
КЛЕИТЬ НАКЛЕЙКИ НА МЕБЕЛЬ.
ГУЛЯТЬ С БУЛЬДОГОМ В КЛЕНОВОЙ АЛЛЕЕ.
(я клею ..., ты.., он.., она.., мы..., вы..., они..).
7. Игра "Посадим аллеи и назовём их".
аллея из пальм - пальмовая аллея
из тополей -
из клёнов -
из лип -
8. Игра "Чья ветка, чей лист, чьё полено? ( какая, какой,какое)".
у тополя - тополиная (ветка), тополиный (лист), тополиное (полено);
у клёна - ...........(ветка), ..............(лист), ..............(полено);
у липы - ...........(ветка), ..............(лист), ..............(полено);
у пальмы - ...........(ветка), ..............(лист), ..............(полено);
План-конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения
ЗВУК Ль
Занятие № 9
1. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательно — голосовая разминка.
2. Отрывисто и многократно произнеси звук Ль, Ль, Ль.
3. Закончи слова.
КЛЕ (3 слова) КЛЮ (3 слова) КЛИ (3 слова)
4. Запомни, повтори.
сля-слё-слю-сли асль-осль-усль-ысль
слё-слю-сли-сля осль-усль-ысль-асль
слю-сли-сля-слё усль-ысль-асль-осль
сли-сля-слё-слю ысль-асль-осль-усль
5. Проговори слова по 2-3 раза.
след слива следить слепить
слева сливки следопыт слить
слеза слякоть следовать слиток
слёт слюна слезть слизь
6. Игра "10-8-2" - СИНЯЯ СЛИВА, ПОСЛЕДНИЙ СЛЕД.
Спряжение в настоящем времени.
7.НАЛИВАТЬ СЛИВКИ В ГЛИНЯНЫЙ СОСУД.
(я наливаю...., ты..., он...., она..., мы..., вы..., они...).
8. Спряжение в будущем времени.
СЛЕПИТЬ СИНЮЮ СЛИВУ ИЗ ГЛИНЫ.
(я слеплю...., ты слепишь..., он слепит ...., она слепит..., мы слепим..., вы слепите..., они слепят...).
9. Игра "Приготовим кисель, суфле, подливу...."
из слив - сливовый (кисель), сливовая (подлива), сливовое (суфле);
из малины - ........ (кисель), ........... (подлива), ............ (суфле);
из калины - ........ (кисель), ........... (подлива), ............ (суфле);
из апельсинов - ........ (кисель), ........... (подлива), ............ (суфле);
из лимонов - ........ (кисель), ........... (подлива), ............ (суфле);
клюквы - ........ (кисель), ........... (подлива), ............ (суфле);
из облепихи - ........ (кисель), ........... (подлива), ............ (суфле);
из земляники - ........ (кисель), ........... (подлива), ............ (суфле);
План-конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения
ЗВУК Ль
Занятие № 10
1. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательно — голосовая разминка.
2. Отрывисто и многократно произнеси звук Ль, Ль, Ль.
3. Запомни, повтори.
фля-флё-флю-фли хля-хлё-хлю-хли
флё-флю-фли-фля хлё-хлю-хли-хля
флю-фли-фля-флё хлю-хли-хля-хлё
фли-фля-флё-флю хли-хля-хлё-хлю
4. Проговори слова по 2-3 раза.
фляга хлеб хлестать шляпа
флейта хлев хлюпать шлюпка
вафли хлястик шлёпать шлем
туфля хлебный шлейф шлюз
флигель хлебница шлем
5. Игра "1-2-7-10" - МОДЕЛЬНАЯ ТУФЛЯ, ЛЕТНЯЯ САНДАЛЯ, ЛЬНЯНАЯ ШЛЯПА.
6. Спряжение в настоящем времени.
ГУЛЯТЬ В МОДЕЛЬНЫХ ТУФЛЯХ.
(я.., ты.., он..., она..., мы.., вы..., они...).
7. Игра "Эхо" - образуй признаки по образцу.
бал - бальный (костюм), бальные (туфли);
лён - .....(пальто), ......(бельё);
лето - ......(пиджак), ...(пальто), .....(сандалии);
модель - ....(туфли), .....(одежда).
8. Выучи чистоговорку. Проговори 5 раз.
Мы летали высоко,
Мы летали низко,
Мы летали далеко,
Мы летали близко.
План-конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения
ЗВУК Ль
Занятие № 11
1. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательно — голосовая разминка.
2.Отрывисто и многократно произнеси звук Ль, Ль, Ль.
3. Запомни, повтори.
гля-глё-глю-гли для-длё-длю-дли
глё-глю-гли-гля длё-длю-дли-для
глю-гли-гля-глё длю-дли-для-длё
гли-гля-глё-глю дли-для-длё-длю
4. Проговри слова по 2-3 раза.
блеск глина
бледный глядеть
блины глюкоза
блюдо взгляд
сабля кегли
зяблик глянец
5. Игра "1-7-8-10" - ДЛИННОНОГАЯ ЦАПЛЯ, МАЛЕНЬКИЙ ЗЯБЛИК.
6. НАБЛЮДАТЬ ЗА КЛИНОМ ЛЕБЕДЕЙ.
(я.., ты.., он..., она..., мы.., вы..., они...).
7. Игра "Один - много". лебедь-лебеди пеликан - цапля - зяблик - павлин - клёст -
8. Вставь пропущенные слова.
Клёст сидел на ветке ели. - Клёсты ............. на ветке ели.
Лебедь летел высоко в небе. - Лебеди .............высоко в небе.
Зяблик пел свою звонкую песенку. - Зяблики .................свою звонкую песенку.
План-конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения
ЗВУК Ль
Занятие № 12
1. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательно — голосовая разминка.
2.Отрывисто и многократно произнеси звук Ль, Ль, Ль.
3. Запомни, повтори.
пля-пли-плё-плю тля-тлё-тлю-тли
плё-плю-пли-пля тлё-тлю-тли-тля
плю-пли-пля-плё тлю-тли-тля-тлё
пли-пля-плё-плю тли-тля-тлё-тлю
4. Проговри слова по 2-3 раза.
плед племянник
плен пляска
плеть плясать
плести цапля
племя капля
пленный вопли
5. Спряжение в настоящем времени.
СЛЕДИТЬ ЗА ПОЛЁТОМ ДЛИННОНОГОЙ ЦАПЛИ.
(я.., ты.., он..., она..., мы.., вы..., они...).
6. Вставь пропущенные слова.
Пеликан глядел на водяные лилии. - Пеликаны ..............на водяные лилии.
Цапля стояла на одной ноге. - Цапли ...........на одной ноге.
Павлин любовался своим хвостом. - Павлины ............своими хвостами.
План-конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения
ЗВУК Ль
Занятие № 13
1. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательно — голосовая разминка.
2.Отрывисто и многократно произнеси звук Ль, Ль, Ль.
3. Запомни, повтори.
апль-опль-упль-ыпль аблль-обль-убль-ыбль
опль-упль-ыпль-апль обль-убль-ыбль-абль
упль-ыпль-апль-опль убль-ыбль-абль-обль
ыпль-апль-опль-упль ыбль-абль-обль-убль
4. Игра "10-7-8-1" - полевой тюльпан, альпийский эдельвейс.
5. Спряжение в настоящем времени.
НАКЛЕИВАТЬ В АЛЬБОМ БУКЕТ ИЗ ПОЛЕВЫХ ЦВЕТОВ.
(я.., ты.., он..., она..., мы.., вы..., они...).
ПОЛИВАТЬ ИЗ ЛЕЙКИ КЛИВИЮ И САЛЬВИЮ.
(я.., ты.., он..., она..., мы.., вы..., они...).
6. Проговори слова по 2 раза, назови предметы одним словом.
лилия тюльпан
сальвия лютик
кливия василёк
эдельвейс колокольчик
7. Рассмотри картинки. Назови цветы со звуком Ль
План-конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения
ЗВУК Ль
Занятие № 14
1. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательно — голосовая разминка.
2.Отрывисто и многократно произнеси звук Ль, Ль, Ль.
3. Повтори чистоговорки со звуком Ль.
4. Игра "10-7-5-1" - КЛЮКВЕННЫЙ КИСЕЛЬ, АПЕЛЬСИНОВЫЙ КОКТЕЙЛЬ.
5. Спряжение в настоящем времени.
НАЛИВАТЬ В СТЕКЛЯННУЮ БУТЫЛЬ АПЕЛЬСИНОВЫЙ КОКТЕЙЛЬ.
(я.., ты.., он..., она..., мы.., вы..., они...).
6. Игра "Придумай что это?" - образуй признаки по образцу.
хлеб-хлебный (квас), хлебное (поле);
фасоль - ...... (суп), ..... (пюре);
лимон - ..... (коктейль), .....(вафли);
клюква - ..... (суфле), ..... (кисель);
апельсин - ..... (сок), ..... (вафли);
слива - ..... (запеканка), ..... (напиток);
малина - .... (кисель), .... (суфле).
7. Измени предложения по образцу.
Валя ела малиновое суфле. - Лена и Валя ели малиновое суфле.
Валя пила клюквенный кисель. - Лена и Валя ........
Валя обедала с маленькой Олей. - Лена и Валя ........
Валя отведала сливового напитка. - Лена и Валя ........
Валя купила лимонные вафли. - Лена и Валя .......
Валя готовила котлеты с подливой. - Лена и Валя ........
Валя ходила в магазин за земляникой. - Лена и Валя ........
Валя сьела фасолевый суп. - Лена и Валя .......
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.