Логопедия "Буква и звук Рр"

  • doc
  • 03.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала автоматизация карточки Рь.doc

План-конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

 

Звук Рь - согласный, мягкий, звонкий.

 

Рь — сходен со звуком Р, но имеет некоторые отличия: дополнительный подьем спинки языка к нёбу и некоторое продвижение языка вперёд, кончик языка приближается к верхним резцам, зубы несколько сближены.


1. Артикуляционная и пальчиковая разминка.
2. Произнеси звук Рь-Рь-Рь.
3. Произнеси слоги и слова
ря-ря-ря-ряд              ри-ри-ри-рис        

 ре-ре-ре-резать        рё-рё-рё-рёбра
ря-ря-ря-рябчик        ри-ри-ри-Римма      

ре-ре-ре-репа             рё-рё-рё-рёва
ря-ря-ря-рябь             ри-ри-ри-Рим          

 ре-ре-ре-ребус           рё-рё-рё-рёв
ре-ре-ре-редька         рю-рю-рю-рюшка

4. Запомни и повтори слова
РЯБИНА — РЕМОНТ — РИСУНОК — РЕКА
РЕЗИНА — РЮКЗАК — РИСОВАТЬ — РЕМОНТ

5. Посчитай от 1 — 10 и обратно — репка, ребус.
6. Спряжение в настоящем времени.   
решать ребус   
рисовать репку   
резать репку

(я.., ты.., он.., она.., мы.., вы.., они..).

7. Улитка Рассмотри и назови картинки. Определи место звука Рь в словах.

План-конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

 

ЗВУКА Рь

 

Занятие № 2


1. Артикуляционная и пальчиковая разминка.
2. Произнеси звук Рь-Рь-Рь.
3. Произнеси слоги, меняя ударение
ря-ря-ря     ре-ре-ре     ри-ри-ри       рё-рё-рё
ря-ря-ря     ре-ре-ре     ри-ри-ри       рё-рё-рё
ря-ря-ря     ре-ре-ре     ри-ри-ри       рё-рё-рё
4. Вспомни слова из занятия 1, упражнение 3.
5. Проговори слова (2-3 раза)
рябина      резинка    ремонт   реветь
рисунок     резинка    ремонтировать   решать
рисовать   река           рюкзак                  решётка
6. Посчитай от 1 до 10 и обратно — РЯБИНА, РИСУНОК, РЕКА.
7. Спряжение в настоящем времени
РИСОВАТЬ РЯБИНУ
РЕМОНТИРОВАТЬ РЮКЗАК
(я.., ты.., он.., она.., мы.., вы.., они..).

8. Выучи стихотворение А.Л. Барто «Резиновая Зина».


Купили в магазине
Резиновую Зину,
Резиновую Зину
В корзинке принесли.
Она была разиней,
Резиновая Зина,
Упала из корзины,
Измазалась в грязи.
Мы вымоем в бензине
Резиновую Зину,
Мы вымоем в бензине
И пальцем погрозим:
Не будь такой разиней,
Резиновая Зина,
А то отправим Зину
Обратно в магазин


 

10. Рассмотри и назови картинки. Определи место звука Рь в словах.

План-конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

 

ЗВУКА Рь

 

Занятие № 3


1. Артикуляционная и пальчиковая разминка.
2. Произнеси звук Рь-Рь-Рь.
3. Произнеси слоги с изменением ритмического рисунка.
ря-ря — ря-ря-ря               ря-ря-ря — ря-ря
рё-рё — рё-рё-рё              рё-рё-рё — рё-рё
рю-рю — рю-рю-рю          рю-рю-рю — рю-рю
ри-ри — ри-ри-ри              ри-ри-ри — ри-ри
ре-ре — ре-ре-ре              ре-ре-ре — ре-ре
4. Проговори слова (2-3 раза)
моряк      парик        деревня         Серёжа        урюк
снаряд    старик       варенье        Бурёнка       бирюк
отряд       перина     орехи             верёвка        варю
зарядка    Марина   акварель      берёза          смотрю
наряд        Ирина      деревня        хорёк            подарю
нырять     варить      апрель           вперёд          говорю
обряд        турист      гореть            пузырёк        дарю
5. Заучи чистоговорку, проговори 5 — 10 раз


У моей сестры Марины
Щёки, словно мандарины.
А сама сестра Марина
Чуть побольше мандарина.
Посмотрите на Иринку:
Ест Иринка мандаринку.
Сьест Иринка мандаринку —
Бросит корочки в корзинку.



7. Выдели из чистоговорок слова со звуком Рь.
8.  Подбери предметы к признакам
БЕРЁЗОВЫЙ БЕРЁЗОВАЯ БЕРЁЗОВОЕ
а) сок роща полено

 

 

План-конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

 

ЗВУКА Рь

 

Занятие № 4

 

1. Артикуляционная и пальчиковая разминка.
2. Произнеси звук Рь-Рь-Рь.
3. Посчитай от 1 до 10 и обратно — берёза, берёзка, подберёзовик.

4. Игра «Назови ласково»
шар — шарик комар —
фонарь — топор —
сухарь —

 5. Посчитай от 1 до 10 и обратно — МАНДАРИН, СТАРИК, ОРЕХ.

 

6. Образуй родственные слова
ДЕРЕВО — деревце, деревянный, деревяшка, древесина, древко, древесный ….
ОРЕХ —
СТАРИК —
МОРЕ —
ВАРИТЬ —
НАРЯД —

7. Подбери 3 предмета к признакам (взрослый запишет)
ОРЕХОВЫЙ ОРЕХОВАЯ ОРЕХОВОЕ
Образец: а) торт аллея варенье
ВАРЁНЫЙ ВАРЁНАЯ ВАРЁНОЕ

 

 

План-конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

 

ЗВУКА Рь

 

Занятие № 5

 

1. Артикуляционная и пальчиковая разминка.
2. Произнеси звук Рь-Рь-Рь.
3. Запомни, повтори слоги
ря-рё-рю-ри
рё-рю-ри-ря
рю-ри-ря-рё
ри-ря-рё-рю
4. Проговори слова
буря море курица варить
гиря горе аквариум жарить
Варя горевать коридор мерить
Боря берег дерево верить
5. Игра «Один — много» — измени слова по образцу


сухарь — сухари токарь —
дверь — фонарь —
пескарь — пекарь —
зверь — букварь —
глухарь — пекарь -
богатырь — словарь -
снегирь — слесарь -
пузырь — календарь -
якорь — секретарь —
дикарь — знахарь -


(ребёнок называет только множественное число).
6. Посчитай от 1 — 10 и обратно — аквариум, дерево, курица.
7. Образуй родственные слова (взрослый запишет)
ДВЕРЬ —  МОРЕ —  БЕРЕГ —
8. Спряжение в настоящем времени
ВАРИТЬ ПЕСКАРЕЙ
ЖАРИТЬ ПЕСКАРЕЙ
РЕМОНТИРОВАТЬ АКВАРИУМ
(я.., ты.., он.., она.., мы.., вы.., они..).

План-конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

 

ЗВУКА Рь

 

Занятие № 6

 

1. Артикуляционная и пальчиковая разминка.
2. Произнеси звук Рь-Рь-Рь.
3. Произнеси слоги и слова
арь-арь-арь-сухарь орь-орь-орь-хорь
арь-арь-арь-букварь орь-орь-орь-корь
арь-арь-арь-фонарь орь-орь-орь-дверь
арь-арь-арь-пескарь орь-орь-орь-зверь
арь-арь-арь-токарь орь-орь-орь-теперь
арь-арь-арь-пекарь орь-орь-орь-Тверь
4. Вставь пропущенные слова (из упражнения 3) в предложения (взрослый запишет)
Мама купила Марине школьный ………
На улице по вечерам горит ………
В реке плавает …….
Иринин папа — …….
В лесу поёт ……
Первый месяц в году — …..
5. Спряжение  а) в настоящем времени
ДАРИТЬ ДРУГУ КАЛЕНДАРЬ
(я.., ты.., он.., она.., мы.., вы.., они..).
б) в будущем времени
ЗАПЕРЕТЬ ДЕРЕВЯННУЮ ДВЕРЬ
(я.., ты.., он.., она.., мы.., вы.., они..).
6. Выучи отрывок из стихотворения С.Я. Маршака «Круглый год»
Открывает календарь —
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снегу на дворе.

План-конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

 

ЗВУКА Рь

 

Занятие № 7

 

1. Артикуляционная и пальчиковая разминка.
2. Произнеси звук Рь-Рь-Рь.
3. Произнеси слоги и слова
арь-арь-арь-пахарь орь-орь-орь-проверь
арь-арь-арь-слесарь ирь-ирь-ирь-снегирь
арь-арь-арь-словарь ирь-ирь-ирь-Сибирь
арь-арь-арь-глухарь ирь-ирь-ирь-пузырь
арь-арь-арь-календарь ирь-ирь-ирь-богатырь
арь-арь-арь-январь ирь-ирь-ирь-ширь
4. Вставь пропущенные слова (из упражнения 3) в предложения (взрослый запишет)
Мама купила Марине школьный ………
На улице по вечерам горит ………
В реке плавает …….
Иринин папа — …….
В лесу поёт ……
Первый месяц в году — …..
5. Подбери по 3 начала слов…… ВАРЬ …… КАРЬ ……. ХАРЬ
9. Игра «Эхо» — выдели голосом ударный слог по образцу (взрослый запишет)


букварь — варь

богатырь —

знахарь —
токарь — то

слесарь-

якорь —
фонарь —

словарь —

секретарь —
пескарь —

снегирь —

янтарь —
пахарь —

январь —

дикарь —
сухарь —

календарь —

писарь —
Сибирь —

глухарь —

вратарь —


10.Рассмотри и назови картинки. Назови слова со звуком Рь.

План-конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

 

ЗВУКА Рь

 

Занятие № 8

 

1.Артикуляционная и пальчиковая разминка.
2. Произнеси звук Рь-Рь-Рь.
3. Запомни и повтори слоги


арь-орь-урь-ырь
орь-урь-ырь-арь
урь-ырь-арь-орь
ырь-арь-орь-урь



4. Проговри слова (2-3 раза)
борьба перья жарьте
горько серьги зорька
верьте хмурьте зверьки

5. Измени слова — действия по образцу
ударить-ударь-ударьте жарить-
верить- парить-
мерить- поверить-
проверить- дежурить-

6. Посчитай от 1 до 10 и обратно — ЗОРЬКА, СЕРЬГИ.

7. Подбери признаки к предметам
ЗОРЬКИ (какие?) СЕРЬГИ (какие?)
Проговори и запомни получившиеся пары слов

8. Подбери по 3 предмета к признакам
ГОРЬКИЙ — горький лук, …..,
ГОРЬКАЯ — горькая таблетка, ….,
ГОРЬКОЕ — горькое лекарство, ……

 

ЗВУКА Рь

 

Занятие № 9

 

1. Артикуляционная и пальчиковая разминка.
2. Произнеси звук Рь-Рь-Рь.
3. Заучи чистоговорки


За деревней, за посёлком
Пела, пела перепёлка.
Перепел прилетел,
Перепёлку перепел.
Снегирики — снегери
На дворике у двери.
Я насыпал за порог
Гречку, семечки, творог.
А когда я вышел в сад,
То от них услышал:
— Ты добрее всех ребят,
Молодчина, Гриш!
(П. Воронько)


5. Образуй от предметов признаки по образцу


орёл — орлиные (крылья)
перепел — ………..(яйца)
ястреб — …………(взгляд)
глухарь — ………..(полянка)
снегирь — ………..(стая)



6. Игра «Чей, чья, чьё» — закрепление словообразования притяжательных прилагательных.
Чей хвост (клюв, глаза)? Чья голова, шея, песня? Чьё перо, гнездо, крыло? у орла — орлиный у орла — у орла —
у снегиря — у снегиря — у снегиря —
у перепела — у перепела — у перепела —
у глухаря — у глухаря — у глухаря —
7. Образуй родственные слова
орёл — орлица, орлёнок, орлята, орлиный, орлик;
снегирь — перепел -
8. Посчитай от 1 до 10 и обратно — орлёнок, перепёлка, снегириха.

9. Спряжение а) в настоящем времени
ЖАРИТЬ ПЕРЕПЕЛИНЫЕ ЯЙЦА
ПЕРЕПЕТЬ ЗА ДЕРЕВНЕЙ ПЕРЕПЁЛКУ
(я.., ты.., он.., она.., мы.., вы.., они..).

ЗВУКА Рь

 

Занятие № 10

 

1. Артикуляционная и пальчиковая разминка.
2. Произнеси звук Рь-Рь-Рь.
3. Произнеси слоги и слова
тре-тре-тре-треск три-три-три-три тре-тре-тре-трещина три-три-три-смотри
тре-тре-тре-третий три-три-три-трио тре-тре-тре-требовать трю-трю-трю-трюм
тре-тре-тре-трезвый три-три-три-тридцать тря-тря-тря-тряпка трю-трю-трю-трюк
тре-тре-тре-трель три-три-три-триста тря-тря-тря-тряска трю-трю-трю-трюфель
тре-тре-тре-тренер три-три-три-трижды тря-тря-тря-ветряк трю-трю-трю-трюмо
тре-тре-тре-трепет три-три-три-электричество
тре-тре-тре-треть три-три-три-электрический
4. Запомни, повтори слоги:
тря-трё-трю-три атрь-отрь-утрь-ытрь
трё-трю-три-тря отрь-утрь-ытрь-атрь
трю-три-тря-трю утрь-ытрь-атрь-отрь
три-тря-трё-трю ытрь-атрь-отрь-утрь
5. Отгадай и выучи загадку
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
6. Посчитай от 1 до 10 и обратно — МАТРЁШКА, ТРЕНЕР.
7. Спряжение а) в настоящем времени
РАЗРИСОВАТЬ МАТРЁШКУ АКВАРЕЛЬНЫМИ КРАСКАМИ
(я разрисовываю …., ты.., он.., она.., мы.., вы.., они…).
РАЗРИСОВАТЬ АКВАРЕЛЬНЫМИ КРАСКАМИ ДВУХ ОДИНАКОВЫХ МАТРЁШЕК
(я разрисую.., ты.., он.., она.., мы.., вы.., они..).
8. Закончи слова (по 4 слова) ТРИ — ТРЕ — ТРЯ — ТРЮ —
9. Заучи чистоговорку
Три дерева, три тетерева,
На каждом дереве
По одному тетереву.

ЗВУКА Рь

 

Занятие № 11

 

1. Артикуляционная и пальчиковая разминка.
2. Произнеси звук Рь-Рь-Рь.
3. Проговори слова (2-3 раза)
трезвон трясогузка тринадцать
тревога трясина электрик
треска трясти трибуна
тренировка встряхнуть тритон
трещотка трезубец трикотаж
4. Образуй родственные слова
ТРЕНЕР —
ЭЛЕКТРИЧЕСТВО —
5. Спряжение в настоящем времени
ТРЕНИРОВАТЬСЯ НА ТРЕНАЖЁРАХ
ТРЕНИРОВАТЬ ФИГУРИСТОВ
СМОТРЕТЬ ТРЕНИРОВКИ ФИГУРИСТОВ
(я.., ты.., он.., она.., мы.., вы.., они..).
6. Посчитай от 1 до 10 и обратно — ТРЕНИРОВКА, ТРЕУГОЛЬНИК, ТРЕНАЖЁР.
7. Образуй слова — признаки к словам в скобках
ТРЕВОГА — ТРЕВОЖНЫЙ (СОН), …..(ОЖИДАНИЕ);
ТРЕСКА — ……(ИКРА), ……(СУП);
ТРЕНИРОВКА — ….(кОСТЮМ), ……(УПРАЖНЕНИЕ);
ЭЛЕКТРИК — ……(ОСВЕЩЕНИЕ), ……(ЛАМПОЧКА);
ТРИКОТАЖ — …….(БРЮКИ), ……..(СВИТЕР);
ТРЕУГОЛЬНИК — ……(КРЫША), ……….(СТЕКЛО).
Запомни пары слов.
8. Выучи чистоговорку. Проговори 5 раз.
Тридцать три вагона в ряд
Тараторят, тарахтят.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗВУКА Рь

 

Занятие № 12

 

1. Артикуляционная и пальчиковая разминка.
2. Произнеси звук Рь-Рь-Рь.
3. Запомни и повтори слоги
стря-стрё-стрю-стри астрь-острь-устрь-ыстрь
стрё-стрю-стри-стря острь-устрь-ыстрь-астрь
стрю-стри-стря-стрё устрь-ыстрь-астрь-острь
стри-стря-стрё-стрю ыстрь-астрь-острь-устрь
4. Проговори слова (2-3 раза)
стряпать стрепет иллюстрировать
стряпуха стрелять ястреб
стряпня стрельба истребитель
встряска стрелок сестрица
встреча стрелка встретить
5. Посчитай от 1 до 10 и обратно — СТРЯПУХА, ИСТРЕБИТЕЛЬ, СЕСТРИЦА.
6. Послушай (прочитай) сказку А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
Выучи отрывки и запомни слова со звуком Рь.


Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, -
Говорит одна девица, -
То на весь крещёный мир
Приготовила бы пир».
«Кабы я была царица, -
Говорит её сестрица, -
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, -
Третья молвила сестрица, -
Я б для батюшки — царя
Родила богатыря».


7. Спряжение
а) в настоящем времени
ИЛЛЮСТРИРОВАТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧА пУШКИНА
(я.., ты.., он.., она.., мы.., вы.., они..).
б) в будущем времени
ПРОИЛЛЮСТРИРОВАТЬ «СКАЗКУ О ЦАРЕ САЛТАНЕ»
(я.., ты.., он.., она.., мы.., вы.., они..).

 

 

 

 

ЗВУКА Рь

 

Занятие № 13

 

1. Артикуляционная и пальчиковая разминка.
2. Произнеси звук Рь-Рь-Рь.
3. Произнеси слоги и слова
кря-кря-кря-крякать кре-кре-кре-крем кри-кри-кри-крик крю-крю-крю-крюк
кря-кря-кря-кряква кре-кре-кре-крепкий кри-кри-кри-криво крю-крю-крю-крючок
кря-кря-кря-крякушка кре-кре-кре-крепость кри-кри-кри-вкривь крю-крю-крю-крюшон
кря-кря-кря-кряхтеть кре-кре-кре-креветка кри-кри-кри-кринка кре-кре-кре-Кремель
кря-кря-кря-покряхтывать кре-кре-кре-крест кри-кри-кри-криница кре-кре-кре-крестьянин

4. Посчитай от 1 до 10 и обратно — СКРЕПКА, СКРИПКА, КРЕСТЬЯНИН, КРЕСЛО.

5. Игра «Назови ласково» — словообразование существительных с уменьшительно-ласкательным значением
кресло-креслице кристалл-
крест- крючок-
криница- крестник-
кринка- креветка-
 

6. Образуй родственные слова.
КРЕСТ-
СКРИПКА-
КРЮК-
КРИК-
КРИК-
КРЕПКИЙ-

 

 

 

 

 

ЗВУКА Рь

 

Занятие № 14

1. Артикуляционная и пальчиковая разминка.
2. Произнеси звук Рь-Рь-Рь.

3. Запомни и повтори


кря-крё-крю-кри
крё-крю-кри-кря
крю-кри-кря-крё
кри-кря-крё-крю


 

4. Спряжение в настоящем времени
РЕСТАВРИРОВАТЬ ДРЕВНИЙ КРЕМЕЛЬ
УКРЕПЛЯТЬ КРЕПОСТНЫЕ СТЕНЫ ДРЕВНЕГО КРЕМЛЯ
(я.., ты.., он.., она.., мы.., вы.., они..).

5 Скажи правильно-игра «Путаница»
утки, болото, крякать, на — Утки крякают на болоте.
журавли, небо, крик, в, слышится —
кресло, старик, в, сидеть —
мама, обед, суп, креветки, на, с, приготовить —
Борис, чай, крекер, крепкий, пить, с —
Марина, пирожные, крем, с, печь —
крейсер, пристань, близко, к, подошёл —
Иринин, скрипка, крестник, на, играть, учиться —
Арина, Кремль, экскурсия, в, ходить, на —
озеро, утки, громко, в, крякать —

6. Выучи английскую песенку «Жил на свете человек» (в переложении К.И. Чуковского).


Жил на свете человек,
Скрюченные ножки,
И гулял он целый век
По скрюченной дорожке.
А за скрюченной рекой
В скрюченном домишке
Жили летом и зимой
Скрюченные мышки.
И стояли у ворот
Скрюченные ёлки,
И гуляли у ворот
Скрюченные волки.
И была у них одна
Скрюченная кошка,
И мурлыкала она,
Сидя у окошка.



7. Образуй слова — признаки к данным в скобках словам


крюк-скрюченные (мышки)
крик-……….(грач)
крест-………(мать)
креп-……..(жакет)
крепость-……(стена)
укрепление-…..(район)
кристалл-……..(вещество)
крестьянин-…….(хозяйство).


 

ЗВУКА Рь

 

Занятие № 145

 

1. Артикуляционная и пальчиковая разминка.
2. Произнеси звук Рь-Рь-Рь.
3. Произнеси слоги и слова
гря-гря-гря-грязь гре-гре-гре-гребень грё-грё-грё-грёзы
гря-гря-гря-грядка гре-гре-гре-гребёнка гри-гир-гри-грибница
гря-гря-гря-грязный гре-гре-гре-гребешок гри-гри-гри-грим
гря-гря-гря-грязнуля гре-гре-гре-грек гри-гри-гри-грибница
гря-гря-гря-грязища гре-гре-гре-греметь гри-гри-гри-грим
гря-гря-гря-грядущий гре-гре-гре-грелка гри-гри-гри-грива
гря-гря-гря-грянет гре-гре-гре-грех гри-гри-гри-грипп
гря-гря-гря-грязелечение гре-гре-гре-гребля гри-гри-гри-гримёр
4. Запомни, повтори слоги:
гря-грё-грю-гри агрь-огрь-угрь-ыгрь
грё-грю-гри-гря огрь-угрь-ыгрь-агрь
грю-гри-гря-грё угрь-ыгрь-агрь-огрь
гри-гря-грё-грю ыгрь-агрь-огрь-угрь
5. Посчитай от 1 до 10 и обратно — ГРЕБЕНЬ, ГРЯЗНУЛЯ, ГРИБНИЦА.
6. Подбери родственные слова ГРЯЗЬ — ГРИБ — ГРЕБЕНЬ —
7. Спряжение
а) в будущем времени
ПОДОГРЕТЬ ГРИБНОЙ СУП С ГРЕНКАМИ
(Я.., ТЫ.., ОН.., ОНА.., МЫ.., ВЫ.., ОНИ..).
б) в настоящем времени
ГРЕТЬ ГРИБНОЙ СУП С ГРЕНКАМИ
(я.., ты.., он.., она.., мы.., вы.., они..).
8. Образуй слова-признаки к данным в скобках словам
ГРЯЗЬ-ГРЯЗНАЯ (ПОСУДА), ГРЯЗНЫЕ (РУКИ);
ГРИБ-….(СОУС), …(ПОРА);
ГРЕЧКА-…(КАША), …..(ПОЛЕ);
ГРИФЕЛЬ-….(ДОСКА), ….(КАРАНДАШ);
ГРЕК-….(ЯЗЫК), ….(КУЛЬТУРА).
9. Заучи чистоговорку, проговори 5 раз.
Ехал грек через реку,
Видит грек в реке рак,
Сунул грек руку в реку:
Рак за руку грека цап.

ЗВУКА Рь

 

Занятие № 16

 

1. Артикуляционная и пальчиковая разминка.
2. Произнеси звук Рь-Рь-Рь.
3. Произнеси слоги и слова
пря-пря-пря-прятки при-при-при-приз
пря-пря-пря-пряник при-при-при-призма
пря-пря-пря-прямо при-при-при-прибой
пря-пря-пря-прятать при-при-при-привет
пря-пря-пря-упрямый при-при-при-природа
пре-пре-пре-предмет пре-пре-пре-предание
пре-пре-пре-предок пре-пре-пре-прелесть
4. Запомни и повтори слоги
пря-прё-прю-при апрь-опрь-упрь-ыпрь
прё-прю-при-пря опрь-упрь-ыпрь-апрь
прю-при-пря-прё упрь-ыпрь-апрь-опрь
при-пря-прё-прю ыпрь-апрь-опрь-упрь
5. Посчитай от 1 и 10 обратно — ПРИЁМНИК, ПРЯМОУГОЛЬНИК, ПРИНЦЕССА, ПРИСТАНЬ, ПРЕДСКАЗАНИЕ.
6. Спряжение в настоящем времени
ПРЕДСКАЗЫВАТЬ НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ ДНИ
ПРЕДУПРЕЖДАТЬ О ПРИБЛИЖАЮЩЕЙСЯ БУРЕ
ПРЕДВИДЕТЬ КАПРИЗЫ ПРИРОДЫ
ЗАПРЯГАТЬ В УПРЯЖКУ РЫСАКОВ
(я.., ты.., он.., она.., мы.., вы.., они..)
7. Образуй слова — действия и подбери к ним слова по смыслу, запомни пары слов:
ПРЯТКИ-ПРЯТАТЬ ИГРУШКУ
ПРЯХА-
ПРИКАЗ-
ПРИСТАНЬ-
КАПРИЗ-
УПРЯМЫЙ-
ПРЕДСКАЗАНИЕ-
ПРИВЕТ-
ПРИВЫЧКА-
ПРИЁМНИК-

 

ЗВУКА Рь

 

Занятие № 17

 

1. Артикуляционная и пальчиковая разминка.
2. Произнеси звук Рь-Рь-Рь.
3. Произнеси слоги и слова

пря-пря-пря-прясть при-при-при-приказ
пря-пря-пря-прялка при-при-при-приёмник
пря-пря-пря-пряжа при-при-при-пристань
пря-пря-пря-пряжка при-при-при-пример
пря-пря-пря-прядь при-при-при-привычка
пря-пря-пря-прямоугольник при-при-при-при-прибор
пря-пря-пря-упряжка при-при-при-каприз
пре-пре-пре-премия при-при-при-принц
пре-пре-пре-прежде пре-пре-пре-пресса

4. Измени слова по образцу — образование сравнительной степени прилагательных.
ОДИН ОСЁЛ УПРЯМЫЙ — ВТОРОЙ ЕЩЁ УПРЯМЕЕ.
ОДНА ДОРОГА ПРЯМАЯ — ВТОРАЯ ЕЩЁ …..
ОДИН ВЗГЛЯД ПРИСТАЛЬНЫЙ — ДРУГОЙ ЕЩЁ …..
ОДИН РЕБЁНОК ПРЕЛЕСТНЫЙ — ДРУГОЙ ЕЩЁ …..
ОДИН ЦВЕТОК ПРЕКРАСНЫЙ — ДРУГОЙ ЕЩЁ …..
5. Подбери по 3 предмета к признакам:
УПРЯМЫЙ — БАРАН, …..
УПРЯМАЯ —
УПРЯМОЕ —
УПРЯМЫЕ-
ПРЕКРАСНЫЙ —
ПРЕКРАСНАЯ —
ПРЕКРАСНОЕ —
ПРЕКРАСНЫЕ —
6. Выучи чистоговорки и выдели слова со слогами ПРЯ — , ПРИ —
Упрямый Егорка
Дремлет на пригорке:
То не гром гремит —
То Егор храпит.
Подогрела чайка, чайник,
Пригласила десять чаек,
Прилетели все на чай.
Сколько чаек? Отвечай.

ЗВУКА Рь

 

Занятие № 18


1. Артикуляционная и пальчиковая разминка.
2. Произнеси звук Рь-Рь-Рь.
3. Произнеси слоги и слова
бря-бря-бря-бряк брю-брю-брю-брюки
бря-бря-бря-Брянск брю-брю-брю-брюква
бря-бря-бря-бряцание брю-брю-брю-брюнет
бря-бря-бря-брякнуть брю-брю-брю-брюзжать
бри-бри-бри-бриг бре-бре-бре-бред
бри-бри-бри-бригантина бре-бре-бре-бревно
бри-бри-бри-бригада бре-бре-бре-брезент
бри-бри-бри-бриджи бре-бре-бре-бремя
бри-бри-бри-брикет бре-бре-бре-брелок
бри-бри-бри-бритва бре-бре-бре-бренчать
бри-бри-бри-брить бре-бре-бре-брести
бри-бри-бри-бриллиант бре-бре-бре-брезгливый
бри-бри-бри-кабриолет бре-бре-бре-Брест
4. Запомни, повтори слоги
бря-брё-брю-бри абрь-обрь-убрь-ыбрь
брё-брю-бри-бря обрь-убрь-ыбрь-абрь
брю-бри-бря-брё убрь-ыбрь-абрь-обрь
бри-бря-брё-брю ыбрь-абрь-обрь-убрь
5. Посчитай от 1 до 10 и ообратно — БРЕВНО, БРИАНТИНА, АБРИКОС, КАБРИОЛЕТ.
6. Спряжение в будущем времени
ПРИОБРЕСТИ СКАЗКУ БРАТЬЕВ ГРИММ «БРЕМЕНСКИЕ МУЗЫКАНТЫ»
ЗАБРЕСТИ В ПРИБРЕЖНЫЕ ЗАРОСЛИ ТЕРНОВНИКА
(я.., ты.., он.., она.., мы.., вы.., они..).
7. Образуй слова-признаки и подбери к ним пары слов по смыслу. Запомни пары слов.
АБРИКОС — АБРИКОСОВЫЕ ВАФЛИ
БРЕЗЕНТ —БРЮКИ —БРИЛЛИАНТ —БРИТВА —
БРИГАДА —БРЕСТ —БРЕВНО —
8. Закончи ряд — подбери по 3 предмета в каждом ряду
абрикосовый мусс, ….,абрикосовая запеканка, ….,абрикосовое суфле, ….,брезентовый шланг, ….,брезентовая куртка, ….,
брезентовое полотно, ….,

ЗВУКА Рь

 

Занятие № 19

 

1. Артикуляционная и пальчиковая разминка.
2. Произнеси звук Рь-Рь-Рь.
3. Произнеси слоги и слова
дря-дря-дря-дрянь дре-дре-дре-дремать
дря-дря-дря-дряхлая дре-дре-дре-древний
дря-дря-дря-дряблый дре-дре-дре-адрес
дря-дря-дря-дрязги дре-дре-дре-Андрей
дря-дря-дря-кудрявый дре-дре-дре-древесина
дря-дря-дря-подряд дре-дре-дре-вдребезги
дря-дря-дря-дряхлеть дре-дре-дре-дребедень
дря-дря-дря-одряхлевший дре-дре-дре-дрель
дрю-дрю-дрю-дрючок дре-дре-дре-дренаж
дрю-дрю-дрю-Андрюша дрё-дрё-дрё-дрёма
4. Запомни и повтори слоги
дря-дрё-дрю-дри адрь-одрь-удрь-ыдрь
дрё-дрю-дри-дря одрь-удрь-ыдрь-адрь
дрю-дри-дря-дрё удрь-ыдрь-адрь-одрь
дри-дря-дрё-дрю ыдрь-адрь-одрь-удрь
5. Заучи чистоговорку, проговори 5 раз.
Как большой сидит Андрюшка
На ковре перед крыльцом.
У него в руках игрушка —
Погремушка с бубенцом.
(А. Барто)
Назови слова со звуком Рь из этой чистоговорки.
6. Посчитай от 1 до 10 и обратно — АДРЕС, КУДРЯШКА, ДРЕССИРОВЩИК.
7. Образуй родственные слова:
АДРЕС —КУДРИ —ДРЯХЛЫЙ —ДРЕССИРОВАТЬ —
8. Спряжение в настоящем времени
ДРЕССИРОВАТЬ АФРИКАНСКИХ ЗВЕРЕЙ НА АРЕНЕ ЦИРКА
(я.., ты.., он.., она.., мы.., вы.., они..).
9. Преобразуй слова по образцу
дряхлая старушка — другая ещё дряхлее;дряхлый дом —
кудрявая берёзка —кудрявый плющ —древний костюм —
древняя рукопись —дремучий лес —дремучая чаща-

 

Подготовительные упражнения для постановки звука Р

 

1.     Упражнения на развитие напора воздуха с силой дуть (а не просто выдыхать) его, заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса.

 

2.     Язык хорошо распластать и просунуть между зубами. Сильно выдувать воздух с включением голоса. Заставляя вибрировать язык. Язык и губы при этом не напряжены. Ладонью руки, поднесённой ко рту, ощущается резкая холодная струя воздуха.

 

Упражнения для губ и языка.

 

БАРАБАНЩИК – широким языком ударять за верхними зубами и произносить  Д-д-д-д-д-д-д-д-д-д, Рот широко раскрыт.

 

ЛОШАДКА – присосать язык к небу, щёлкнуть языкам, щёлкать медленно, сильно тянуть подъязычную связку. Рот широко открыт.

 

ГРИБОК – раскрыть рот, присосать язык к нёбу, не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть (15 раз)

 

ГАРМОШКА -   не отрывая язык от нёба, открывать и закрывать рот, раскрыть рот, присосать язык к нёбу губы при этом не закрывают зубов, а сильно растянуты.