Логопедия "Дифференциация Ё - Ю"

  • docx
  • 30.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Дифференциация Ё,Ю.docx

Логопедическое занятие

2 класс

«Дифференциация ё-ю в слогах, словах»

 

Цели :

- образовательные

--уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [йо]-[йу];

--формировать умение различать на письме буквы ё-ю в слогах, словах;

--формировать навыки фонематического анализа и синтеза;

--обогащать словарный запас;

-коррекционные

--развивать слуховое внимание, фонематический слух;

-воспитательные

--воспитывать самостоятельность, уважительное отношение к товарищам.

Оборудование: колокольчик, предметные картинки(свинья, корова, ёж, овца)(тетрадь, юла, пенал, краски), мягкая игрушка «Ёжик», зеркала, картинки тучек и капелек, картинки листьев с ребусами, картинки грибов со словами.

Ход занятия

I. Орг.момент

Прозвенел звонок и смолк.

Начинается урок.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

II. Основная часть урока

1. Сообщение темы урока.

Внимательно посмотрите на ряд картинок и скажите, какая лишняя?

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54bc907f8494a/loghopiedichieskoie-zaniatiie-2-klass-diffierientsiatsiia-io-iu-v-sloghakh-slovakh_1.jpeghttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54bc907f8494a/loghopiedichieskoie-zaniatiie-2-klass-diffierientsiatsiia-io-iu-v-sloghakh-slovakh_2.jpeghttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54bc907f8494a/loghopiedichieskoie-zaniatiie-2-klass-diffierientsiatsiia-io-iu-v-sloghakh-slovakh_3.jpeghttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54bc907f8494a/loghopiedichieskoie-zaniatiie-2-klass-diffierientsiatsiia-io-iu-v-sloghakh-slovakh_4.jpeg

(ёжик, т.к. это дикое животное, а остальные домашние)

Посмотрите на следующий ряд картинок

 

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54bc907f8494a/loghopiedichieskoie-zaniatiie-2-klass-diffierientsiatsiia-io-iu-v-sloghakh-slovakh_5.jpeghttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54bc907f8494a/loghopiedichieskoie-zaniatiie-2-klass-diffierientsiatsiia-io-iu-v-sloghakh-slovakh_6.jpeghttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54bc907f8494a/loghopiedichieskoie-zaniatiie-2-klass-diffierientsiatsiia-io-iu-v-sloghakh-slovakh_7.jpeghttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54bc907f8494a/loghopiedichieskoie-zaniatiie-2-klass-diffierientsiatsiia-io-iu-v-sloghakh-slovakh_8.jpeg

(Здесь лишняя юла, т.к. это игрушка, остальное школьные принадлежности)

Назовите первую букву в словах ёжик и юла (Ё-Ю)

Правильно. Сегодня на занятии мы будем учиться различать буквы ё-ю в слогах, словах.

А чтобы нам было не скучно, я пригласила к нам в гости ёжика.

- Скажите, какое сейчас время года? (осень)

Правильно. Назовите основные признаки осени. (дни короче, чаще осадки, температура ниже, листья меняют цвет и опадают, птицы улетают в тёплые края, а животные линяют и делают запасы на зиму)

А что делает осенью ёжик?

Ежи начинают готовиться к зиме в начале осени. Подыскивают глубокую нору, которая почти 2 метра глубиной, иначе в холодную зиму с сильными заморозками ежи могут просто замерзнуть и не выжить. Утепляют ее сухими листьями и мхом, закупоривают нору и впадают в спячку.

А ещё мы поможем ёжику приготовиться к зиме.

2. Уточнение артикуляции звуков.

Но сначала вернёмся к нашей теме. Скажите, чем похожи буквы ё-ю?

(гласные, когда произносим голосовые связки работают)

(гласные второго ряда, обозначают мягкость согласного)

(хитрые, «йотированные» обозначают 2 звука)

Чем отличаются?

Ё – обозначает 2 звука [йо]

Ю – обозначает 2 звука [йу]

Возьмите зеркало и произнесите Ё, затем Ю. Что вы наблюдаете? (…)

Верно, если правильно произносить звуки, можно почувствовать разницу в звучании и артикуляции. Когда произносим ё рот открывается шире, подбородок опускается, губы округлены. При произношении ю рот узкий, подбородок не опускается, губы сильно вытянуты вперёд в форме трубочки.

Попробуйте по моей артикуляции определить, что я произношу ё или ю.

3. Различение звуков на слух.

А теперь поиграем с ёжиком в игру «Кто внимательный». Я произношу ряд слогов, а вы повторяете за мной:

Рю-рё-рю лё-лё-лю мё-мю-мё сю-сю-сё ню-нё-ню дё-дю-дю

4. Различение слогов на письме.

Откройте тетради, запишите число и послушайте правила следующей игры, которая называется «Наоборот». Я диктую слог с буквой ё или ю, а вы меняете ё на ю или ю на ё и записываете пару. Например, ём-юм.

ют-ёт, всё-всю и т.д.

Ёжик приготовил для вас следующую игру. Посмотрите на ежат, у них в иголках запутались листочки с рядами букв. Букву ё обводим овалом, а ю подчёркиваем двумя чертами.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54bc907f8494a/loghopiedichieskoie-zaniatiie-2-klass-diffierientsiatsiia-io-iu-v-sloghakh-slovakh_9.jpeg

Молодцы! А теперь поменяйтесь ежатами и проверьте всё ли правильно. Может кто пропустил нужную букву или вычеркнул лишнюю?

5. Физминутка.


Жил в лесу колючий ежик,
Был клубочком и без ножек,

(Обнимают себя за плечи)

Не умел он хлопать —Хлоп-хлоп-хлоп,
(Хлопают в ладоши) .

Не умел он топать —Топ-топ-топ.
(Выполняют "топотушки").

Не умел он прыгать — Прыг-прыг-прыг
(Прыгают на двух ногах) .

Только носом двигать – Шмыг-шмыг-шмыг

А ребятки в лес пришли,
Ежика в лесу нашли,

Научили хлопать — Хлоп-хлоп-хлоп,
(Хлопают в ладоши) .

Научили топать — Топ-топ-топ.

(Выполняют "топотушки").

Научили прыгать — Прыг-прыг-прыг,

(Прыгают на двух ногах) .

И носиком не шмыгать.

6. Различение слов на письме.

Посмотрите на доску. Налетел ветер и нагнал тучи. Тучки со словами, в которых вылетели слоги. Чтобы прогнать эти тучи, нам нужно правильно расставить в них слоги, чтобы получились слова.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54bc907f8494a/loghopiedichieskoie-zaniatiie-2-klass-diffierientsiatsiia-io-iu-v-sloghakh-slovakh_10.jpeghttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54bc907f8494a/loghopiedichieskoie-zaniatiie-2-klass-diffierientsiatsiia-io-iu-v-sloghakh-slovakh_11.pnghttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54bc907f8494a/loghopiedichieskoie-zaniatiie-2-klass-diffierientsiatsiia-io-iu-v-sloghakh-slovakh_12.pnghttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54bc907f8494a/loghopiedichieskoie-zaniatiie-2-klass-diffierientsiatsiia-io-iu-v-sloghakh-slovakh_13.jpeghttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54bc907f8494a/loghopiedichieskoie-zaniatiie-2-klass-diffierientsiatsiia-io-iu-v-sloghakh-slovakh_14.pnghttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54bc907f8494a/loghopiedichieskoie-zaniatiie-2-klass-diffierientsiatsiia-io-iu-v-sloghakh-slovakh_15.png

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54bc907f8494a/loghopiedichieskoie-zaniatiie-2-klass-diffierientsiatsiia-io-iu-v-sloghakh-slovakh_16.pnghttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54bc907f8494a/loghopiedichieskoie-zaniatiie-2-klass-diffierientsiatsiia-io-iu-v-sloghakh-slovakh_17.pnghttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54bc907f8494a/loghopiedichieskoie-zaniatiie-2-klass-diffierientsiatsiia-io-iu-v-sloghakh-slovakh_18.pnghttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54bc907f8494a/loghopiedichieskoie-zaniatiie-2-klass-diffierientsiatsiia-io-iu-v-sloghakh-slovakh_19.pnghttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54bc907f8494a/loghopiedichieskoie-zaniatiie-2-klass-diffierientsiatsiia-io-iu-v-sloghakh-slovakh_20.pnghttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54bc907f8494a/loghopiedichieskoie-zaniatiie-2-klass-diffierientsiatsiia-io-iu-v-sloghakh-slovakh_21.png

 

Запишите слова в тетради и подчеркните слоги, которые вставили.

Вот мы и прогнали тучи. Но из-за сильного ветра нападали листочки. А листочки не простые, а с ребусами

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54bc907f8494a/loghopiedichieskoie-zaniatiie-2-klass-diffierientsiatsiia-io-iu-v-sloghakh-slovakh_22.pnghttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54bc907f8494a/loghopiedichieskoie-zaniatiie-2-klass-diffierientsiatsiia-io-iu-v-sloghakh-slovakh_23.pnghttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54bc907f8494a/loghopiedichieskoie-zaniatiie-2-klass-diffierientsiatsiia-io-iu-v-sloghakh-slovakh_24.png

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54bc907f8494a/loghopiedichieskoie-zaniatiie-2-klass-diffierientsiatsiia-io-iu-v-sloghakh-slovakh_25.pnghttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54bc907f8494a/loghopiedichieskoie-zaniatiie-2-klass-diffierientsiatsiia-io-iu-v-sloghakh-slovakh_26.pnghttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54bc907f8494a/loghopiedichieskoie-zaniatiie-2-klass-diffierientsiatsiia-io-iu-v-sloghakh-slovakh_27.png

Клюква верблюд осёл

Запишите эти слова в тетрадь и подчеркните ё-ю.

Молодцы! Эти листочки ёжик возьмёт в норку, чтобы утеплить её.

И в конце занятия давайте поможем ёжику собрать грибы, чтобы он перед длительной спячкой смог как следует подкрепиться.

Посмотрите, какие интересные грибы.

 

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54bc907f8494a/loghopiedichieskoie-zaniatiie-2-klass-diffierientsiatsiia-io-iu-v-sloghakh-slovakh_28.pnghttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54bc907f8494a/loghopiedichieskoie-zaniatiie-2-klass-diffierientsiatsiia-io-iu-v-sloghakh-slovakh_29.pnghttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54bc907f8494a/loghopiedichieskoie-zaniatiie-2-klass-diffierientsiatsiia-io-iu-v-sloghakh-slovakh_30.pnghttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54bc907f8494a/loghopiedichieskoie-zaniatiie-2-klass-diffierientsiatsiia-io-iu-v-sloghakh-slovakh_29.pnghttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54bc907f8494a/loghopiedichieskoie-zaniatiie-2-klass-diffierientsiatsiia-io-iu-v-sloghakh-slovakh_28.pnghttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54bc907f8494a/loghopiedichieskoie-zaniatiie-2-klass-diffierientsiatsiia-io-iu-v-sloghakh-slovakh_30.png

шлёпки плюс клёв плёс шлюпки клюв

Что вы заметили?

Можно разложить по парам

Плёс – плюс

Клёв-клюв

Шлёпки- шлюпки

(Слова похожи, отличаются одной буквой)

Правильно! Это слова-паронимы. Значение у них тоже разное.

Плёс – это город в Ивановской области и

Широкое водное пространство между островами,перекатами, изгибами. Речной п. Озерный п.

Плюс – это символ операции сложения

Клёв – это действие по глаг. клевать. Сегодня хороший клев.

Клюв – это орган птиц, черепах, головоногих моллюсков и утконоса, образованный удлинёнными беззубыми челюстями, одетыми роговым чехлом — рамфотекой. Функции клюва весьма разнообразны, что отражается на разнообразии его форм

Шлёпки- это домашние туфли.

Шлюпки – это общее название малого беспалубного мореходного судна для транспортирования людей и грузов, а также для спасения личного состава на воде.

7. Подведение итогов.

Вот мы с вами и помогли ёжику приготовиться к зиме, а вместе с этим и учились различать ё-ю.

Что вам понравилось?

А ёжик говорит вам большое спасибо и приготовил для вас небольшие подарки.