Дифференциация звуков Ж - Ш
ЦЕЛЬ: учить различать звуки [ш] – [ж] изолированно, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Речевка: Мы будем разговаривать,
Мы будем выговаривать,
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно!
Артикуляция: Улыбочка, чашечка, Чистим зубки, Трубочка.
2.Дифференциация [ш] – [ж] в слогах.
Работа со слоговыми таблицами.
Жа – ша
Ша – жа
ЖА – жа
Ша – ша
Жа – ша – жа
Ша – жа – ша
Ша – ша – жа
Жа – ша – ша
Ша – жа - жа
Шта-жда што- ждо шту-жду шты-жды (на каждый слог постукивание пальцами)
3.Упражнение «Назови ласково»
- Я буду читать тебе слова, а ты называй их ласково.
Слова со звуком [ж]: сапог, пирог, круг, флаг, зима.
Слова со звуком [ш]: солнце, пятно, трус, заяц, шишка, шапка, штаны.
4. Анализ и синтез слов.
Определение места звука в слове.
- Послушайте слова и определите, на каком месте по счету находится звук [ш] или [ж], и положите букву ш или ж на соответствующую цифру на звуковой линейке.
Лошадь, кошка, медвежонок, мышь, живот.
5. Составить словосочетания, вставляя пропущенные буквы ш или ж в слова.
- Все веселье было по поводу Мартышкиного Дня рождения. Она приготовила много
всего вкусного. Но так как писать она не умеет, давайте поможем Мартышке составить меню. Соедините по смыслу слова первого и второго столбика.
Е(ж)евичный |
(ж)еле |
Пы(ш)ные |
гру(ш) |
Возду(ш)ные |
дю(ш)ес |
(Ж)елтые |
пиро(ж)ные |
Су(ш)еный |
д(ж)ем |
(Ш)ипучий |
моро(ж)еное |
(Ш)околадное |
плю(ш)ки |
Ви(ш)невое |
ин(ж)ир |
Физкультминутка
“Заводные машинки”
Играющие сцепляют пальцы рук в замок (не сцеплены только большие пальцы) и превращаются в заводные машины. У ведущего в руках ключ. Он “заводит” машины тремя поворотами ключа. Вдох – машины трогаются с места со звуком “ж-ж-ж”. Большие пальцы начинают крутиться друг вокруг друга, все быстрее и быстрее, пока не закончится завод (пока хватает дыхания). Та машина, чей завод закончится позднее всех, выигрывает.
6. Работа на уровне словосочетаний. (Работа с карточками.)
- Прочитай словосочетания. Определи главное и зависимое слово, выдели их, задай вопрос от главного слова к зависимому.
Шёлковый шарф
Жидкая каша
Шустрое животное
Страшный жук
Длинношеий жираф
7.Работа с текстом.
«Лягушка заболела.
Лягушка никогда ни о ком не заботилась. Всю жизнь жила она одна: нежилась в лужах, скакала по лужайкам и вот однажды - о, ужас! - лягушка заболела. Лежит она, еле квакает. Никто даже не знает, как ей плохо. Бежал мимо жук:
- Ты кто?
- Я лягушка, мне никто не нужен!
- Как же ты всю жизнь жила? - ужаснулся жук и побежал за соседями.
Помогли соседи больной лягушке каждый по-своему: кто ужином угостил, кто камин зажег. Поняла лягушка, как важно заслужить уважение, тогда бы в тяжелую минуту она не осталась совсем одна.»
Вопросы по тексту.
1.Как жила лягушка?
2.Кто увидел больную лягушку?
3.Как жук помог лягушке?
4.Чему научил жук лягушку?
5.Чему нас учит этот рассказ?
8. Написан деформированный текст:
Ната...а по... ла на лу…ок она увидела … ука … ук ле…ал ...ивотом вверх он не мог улететь Ната…а перевернула …ука он замахал крыльями и улетел
- вставить буквы Ж или Ш
- Разделить текст на предложения, расставив знаки препинания (точки).
9. Синквейн - пятистрочная стихотворная форма.
Школа
1.Знания
2.Любознательный, интересный
3.Учиться, развиваться, расти
4.Ученье свет, а не ученье тьма
5.Образование
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.