Логопедия. Нарушение письма и чтения

  • docx
  • 29.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала tehnologicheskaya_karta_logopedicheskogo_zanyati1.docx

Технологическая карта логопедического занятия

 

Ф.И.О.

учителя-логопеда

 

Группа (класс, логопедическое заключение)

Группа обучающихся  2-го класса.

Логопедическое заключение: Нарушение письма и чтения

Тема занятия

Слоги. Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры.

Цель

Учить определять количество слогов в слове с опорой на количество гласных в слове.

Задачи

Образовательные:

·         Учить осуществлять анализ и синтез слов различной слоговой структуры.

·         Закрепить умение пользоваться правилом переноса слова.

 

Коррекционно-развивающие:

·         Развивать фонематические процессы

·         Развивать процессы анализа и синтеза

·         Пополнять и активизировать словарный  запас

·         Развивать психические  процессы (внимание, восприятие, память, мышление)

 

Воспитательные:

·         Прививать интерес к логопедическим занятиям

 

Универсальные учебные действия

      личностные  

·         положительно относиться к коррекционным занятиям, понимая их необходимость, для того, чтобы стать более успешным в учебной деятельности;

·         фонетически и интонационно правильно оформлять свою речь;

·         с заинтересованностью воспринимать новый учебный материал и решение новых заданий;

·         ориентироваться на понимание причин своих успехов и  неудач;

·         самостоятельно оценивать собственную деятельность

  регулятивные:

·         принимать и сохранять учебную задачу;

·         планировать свои действия для выполнения задания;

 познавательные:

·         осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной  и письменной форме;

·         осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку действия;

 коммуникативные:                                                                                                                          

·         осуществлять учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками

·         самостоятельно или при помощи педагога формулировать свою точку зрения.

 

 

Оборудование

 

 

Картинный материал, изографы, карточки с заданиями для самостоятельной работы

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Этап логопедического занятия

Длительность этапа

Методы  и приёмы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность

учителя-логопеда

Деятельность обучающихся

Этап мотивации

5 мин

 

Словесные , наглядно-демонстрационные

Фронтальная, индивидуальная

Здравствуйте, ребята. Вы готовы сегодня заниматься. Давайте внимательно посмотрим на рисунки. (Предъявляются зашумленные изображения петуха, собаки и зайца.)

Кто изображен. Определите количество гласных звуков в этих словах. Назовите эти гласные. Назовите количество слогов в словах. Почему вы так решили.

 

 

Рассматривают изображения, определяют, кто изображён. Произносят слово, считают количество гласных в слове. Перечисляют гласные. Определяют количество слогов в словах.

Петух – 2 гласных, 2 слога, собака – 3 гласных, 3 слога, заяц – 2 гласных, 2 слога.

Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Этап актуализации знаний

5 мин

Практические, частично-поисковые

 

 

Фронтальная, индивидуальная

1.      Откройте тетради. Проведите «дорожки» от картинок к их домикам. Кто в каком домике будет жить. Как вы догадались. Запишите эти слова, подчеркните гласные и поставьте сверху число слогов в каждом слове.

 

 

 

 

Выполнение действий по инструкции.

петух в доме с гласными е, а; собака –о,а,а; заяц – а,я. Посмотрели на гласные буквы и определили слово.

 

 

Этап выявления затруднений

2 мин

 

проблемные,

частично-поисковые

 

 

Фронтальная, индивидуальная

1.        А давайте подумаем, а зачем уметь делить слово на слоги.

 

Иногда слово не помещается полностью на строке. Его надо перенести. А как. По слогам.

 

 

 

 

Этап объяснения (добывания) нового знания

10 мин

Практические, словесные, частично-поисковые,

логические (аналитико-синтетические)

 

 

Фронтальная

1.      Синтез слов. Составьте и запишите слова из данных слогов:и разделите для переноса.

Бей, во, ро (воробей)

Даш, ран, кА (карандаш)

Радь, тет (тетрадь)

Воч, кА, де (девочка). Проверка выполнения. Назовите мне слово в котором 2 слога. Почему. По сколько слогов в остальных словах.

2.Анализ слогов. По первым слогам данных слов составьте новое слово и запишите его:

Соки, робот, каша; повар, сучок, дарить; якорь, горы, дача; ловит, падает, тает.

Проверка составленных слов. Давайте разделим эти слова для переноса. Проблема: слово ягода. Что еще мы знаем о переносе слов ( одну букву нельзя оставить и переносить нельзя).

 

 

 

Запись слов в тетрадь.

Отвечают на вопросы учителя.

 При записывании слов 

 

Анализируют слова.

 

Определяют первый слог в слове и записывают его.

 

Анализируют полученное слово

 

 

 

Формулирование вывода: слова переносим по слогам, но одну букву нельзя оставлять на строке и переносить, даже если это слог.

Закрепление во внешней речи

4 мин

 

Практические,  проблемные

 

Фронтальная

Физкультминутка Немножко отдохнем:

1.Игра с мячом. Поймать мяч, произнести слово по слогам и назвать количество слогов.

Ворона, пальто, ученик, лисица, завод, конь, ягода, стол, тетрадь, яма, лист, вещи.

2.      Я буду называть действие а вы делайте его столько раз, сколько в слове слогов: идите, кружитесь, приседайте, хлопать, прыгайте, садитесь.

 

 

Выполнение действий по инструкции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа с самопроверкой

12 мин

 

Практические, проблемные, логические

 

 

Индивидуальная

1.                     Работа по карточкам. По первым слогам составьте слова и запишите из этих слов предложение.

Пе-нал, те-левизор, ку-рица, пи-ла, ли-сица, ро-машка, бо-тинки, та-зик. (Пете купили робота). Сколько слов в предложении. Назовите слова, в которых по 3 слога.

2.      Работа с изографами. Определите количество слогов в слове. Назовите слоги по-порядку, 2-й слог, 3-й слог, 1 слог.

              

 

 

 

Выполнение самостоятельной работы.

Рефлексия. Включение нового в систему знаний.

2 мин

 

Словесные

 

 

Фронтальная, индивидуальная

1.      Рефлексия. Определите для себя, кто понял, как определить количество слогов в слове.

2.      Наше занятие окончено. Всем большое спасибо.

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

Оценивают состояние своего знания на текущий момент (в конце урока (занятия)).