Логопедия "Постановка и автоматизация звука Лл"

  • docx
  • 06.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Постановка звукаЛл.docx

Постановка звука (Л).

ЦЕЛИ

       Продолжать учить выполнять артикуляционные упражне­ния в полном объеме.

       Формировать направленную воздушную струю.

       Учить правильно произносить звук [л] с опорой на зритель­ный и слуховой контроль.

       Продолжать учить выделять звук [л] из потока других зву­ ков.

       Закрепить умение подбирать слова-антонимы и образовы­вать формы винительного падежа существительных.

       Развивать внимание, память, мелкую моторику.

ОБОРУДОВАНИЕ

Магнитофонная запись «Снег скрипит»; снежинки; кар­тинка или игрушка Дед Мороз; мешок Деда Мороза; пунк­тирное изображение «Морозные узоры»; разрезная картинка «Снеговик»; набор игрушек, среди которых машина, мишка, пирамидка, пароход, вертолет.

Примерный ход занятия

1.  Организационный момент.

Логопед. Послушай, что это за звук? (Включает аудио­запись «Снег скрипит».)

Правильно, это снег скрипит и хо­чет тебе о чем-то рассказать.

2.  Посмотри, язычок тоже приготовился послушать. Он лег
на нижнюю губу, показывает, какой он внимательный и по­слушный (упражнение «Лопата» ). Очень хочется язычку по­ слушать интересную историю и от нетерпения он то выгляды­вает, то снова прячется за зубы (упражнение «Вкусное варе­нье»). Бегает язычок, ищет местечко поудобнее (упражнение «Индюк»). Устроился на диване (ребенок упирает широкий
язычок в верхние зубы) и от нетерпения пыхтит (упражнение «Бочки» — воздушная струя направляется в щеки).

3.  Ну что же, теперь можно послушать, о чем расскажет снег.
Это было холодной зимой. Вьюга злилась, выла на дворе: л-л-л. (Ребенок упирает язычок в верхние зубы и гудит сер­дито, как вьюга.) Зимний ветер гудел в трубах: л-л-л.
Ребенок показывает, как гудел ветер.

Собрался в это время Дед Мороз детей с праздником поздра­вить. (Выставляет картинку или игрушку Дед Мороз.)

4. Идет Дед Мороз по сугробам, ребятишкам подарки в мешке несет. (Выставляет мешок Деда Мороза.) Послушай, какие подарки он приготовил, и посчитай их, загибая паль­чики вместе со мной.

Дед Мороз несет детишкам   в  своем мешке машину, мишку,

Пирамидку, пароход   и винтокрылый вертолет.

Ребенок на каждое название игрушки поочередно загибает пальчики, начиная с мизинца, сначала на правой руке, затем на левой.

Сколько же игрушек приготовил Дед Мороз?  (Ребенок. Пять).

Логопед. Идет Дед Мороз, снегом все вокруг засыпает. Налетел ветер, поднял, закружил в воздухе снежинки: л-л-л.  (Ребенок показывает, как гудит ветер. )                                                     Остановился Дед Мороз, стал ловить снежинки, но не все, а только те, которые подбрасывает ему ветер. Послушай внима­тельно звуки, а когда услышишь звук [л], поймай для Деда Мороза снежинку.

Логопед по одной предлагает ребенку снежинки и произносит: а, у, л, в, у, н, л, м, в, л. Ребенок их повторяет.

5. Пришел Дед Мороз в го­род. Идет и стекла на окнах морозными узорами разрисо­вывает: л-л-л.

Ребенок вслед за логопедом произносит звук.

Рисует узоры на окнах, стара­ется. А на что же похожи его узоры? На одном узоре можно разглядеть елочку (рис. 10).

 

 

Ребенок обводит изображение елочки по точкам и при этом про­ износит: л-л-л.

6.       Подошел Дед Мороз к детскому саду и остановился. Решил в мешок заглянуть. Но что это? Мешок-то пустой! Наверное, Дед Мороз забыл положить игрушки в мешок. Нужно вернуться в
лес за подарками. Но устал Дед Мороз, тяжело ему. Кто же помо­жет ему исправить ошибку? Думал он, думал да и слепил себе из снега помощника. Кто же помощник у Деда Мороза?
(Ребенок собирает разрезную картинку «Снеговик».)

7.  Побежал снеговик в лес. Быстро бежит, только ветер у него в ушах гудит: л-л-л. Как гудит ветер?(Ребенок. Л-л-л).

Логопед. Прибежал и видит, что в ледяной избушке Деда Мороза на столе лежат игрушки. Вспомни и выбери среди них только те, которые нужно было отнести ребятишкам. Бери нужную игрушку, клади в мешок и называй, что положил.

Ребенок из общего набора игрушек выбирает и называет машину, мишку, пирамиду, пароход и вертолет. При затруднении выбора игру­шек можно еще раз поиграть с ребенком, попросив его сгибать пальчики одновременно на правой и левой руках.

Взял Снеговик нужные игрушки и принес Деду Морозу за­бытые подарки.

8. Утром дети нашли подарки Деда Мороза. А когда выш­ли на прогулку, увидели снеговика.

Снеговик не маленький, а ... большой.

Он не злой, а ... добрый.

Ведро у него на голове не полное, а ... пустое.

Оно не тяжелое, а ... легкое.

Нос-морковка у снеговика не короткий, а ... длинный.

Глаза-угольки у него не закрыты, а ... открыты.

Встрече с ребятишками он не сердится, а ... радуется.

9.  Итог занятия.

Логопед. Вот и закончилась эта удивительная история. Ты не просто ее слушал, но и помогал ее рассказывать. А какой звук ты при этом учился красиво произносить?

Ребенок. Л-л-л.

 

Автоматизация звука (Л) в слогах

ЦЕЛИ

•   Уточнить артикуляцию и правильное изолированное про­изнесение звука [л].

      Продолжать учить правильно произносить звук [л] в слогах.

      Учить определять наличие звука [л] в словах.

      Продолжать учить образовывать относительные прилагатель­ные.

      Учить понимать и выбирать из набора слов однокоренные слова.

      Развивать внимание, мышление, мелкую моторику.

ОБОРУДОВАНИЕ

Картинки или игрушки «Корабль», «Обезьянка»; счетные палочки; макет «Остров»; ракушки; картинка «Дельфины».

Примерный ход занятия

1.  Организационный момент.

Логопед. Сегодня мы с тобой отправимся в морское пу­тешествие. Посмотри, у причала стоит большой корабль и гу­дит: ы-ы-ы.

2. Однако к путешествию нужно как следует подготовить­ся. Давай напечем блинов, чтобы было чем подкрепиться (уп­ражнение «Блинчик» или «Лопата»). К блинам возьмем с собой вкусное варенье (упражнение «Вкусное варенье» ). Пе­ред выходом в море давай проверим, как перенесем качку (упражнение «Качели» ). Качка нам не страшна! Однако нам нужно поторопиться. Бегом на причал! (Упражнение «Ин­дюк».) Посмотри, на нашем корабле флаг развевается (уп­ражнение «Почистим верхние зубки»). Послушай, как шу­мит, хлюпает вода (упражнение «Бочки»). Снова гудит ко­рабль: ы-ы-ы, приглашает нас подняться на палубу. Как он гудит?  (Ребенок произносят: ы-ы-ы.)

3. Подняться можно по трапу, это такая специальная лест­ница. Но трап нужно сначала построить. Доски (счетные па­лочки) лежат перед тобой, а гвоздями послужат слова, в кото­рых слышится море. Прибивай доску только тогда, когда услышишь нужное слово: моряк, морской, мороз, морячка, Марина, заморский, морозный, мороженое, приморье. (Ребенок выполняет.)

4. Трап готов. Поднимаемся по нему на корабль. Трап ка­чается под ногами: л-л-л. Как качается трап? Идем по палу­бе, она гудит под ногами: л-л-л. Как гудит палуба? (Ребенок произносит: л-л-л.)

Пора подать последний гудок. Произноси звук [л] в конце каждого слова: ме.., по.., ба.., сто.., сту.., пена.., уко.., журна.., крокоди.. . (Ребенок выполняет.)

5. Выходим в открытое море. Волны плещутся за бортом: лла, лло, ллэ, ллы, ллу.

Ребенок проговаривает слоги вслед за логопедом.

Над кораблем чайки летают и кричат: алла, эллэ, ыллы, олло, уллу.

Ребенок, соединив большие пальцы, ладонями имитирует полет чай­ки и повторяет за логопедом слоги.

6. Посмотри внимательно, впереди виднеется какой-то ост­ров.

Кто же нас на берегу встречает? Обезьянка. Она сначала испугалась: ла-ла, лы-лы, лэ-лэ!  Ребенок произносит слоги с мимикой и интонацией страха.

Потом очень удивилась: лу-лу, ла-ла, ло-ло!? Ребенок произносит слоги с мимикой и интонацией удивления.

Но когда обезьянка увидела, что у нас есть вкусное варенье, обрадовалась: лы-лы, лэ-лэ, лу-лу!

7.  Что же, давай угостим обезьянку нашими запасами. Ка­кое у нас есть варенье?

Варенье из вишни (какое?) ... вишневое. Варенье из груш — ... Варенье из персиков — ... Варенье из бананов — ... Варенье из брусники — ... Варенье из абрикосов — ... Варенье из мандаринов  -...

Ест обезьянка варенье и от удовольствия причмокивает: ла-ла-ла, ло-ло-ло, лы-лы-лы, лу-лу-лу, лэ-лэ-лэ. (Ребенок повторяет за логопедом слоговые цепочки.)

8. Нужно отправляться дальше, а на память об этом острове соберем на берегу ракушки. Только брать нужно не любые ракушки, а те, в которых прячутся слова со звуком [л]. Слу­шай внимательно: волна, море, песок, солнышко, остров, обе­зьяна, облако, плаванье, путешествие. (Ребенок выполняет.)

Продолжаем путешествие. Посмотри, рядом с нашим кораблем резвится стая дельфинов.  Найди среди них двух одинако­вых (рис. 11).

                                                            Дельфины играют, с плес­ком выпрыгивают из воды:  гл, олл,

                                                       ылл, улл, элл, илл. (Ребенок вслед за логопедом проговаривает

                                                                слоги.)

 

 

 

9. Итог занятия.

Логопед. Подходит к концу наше морское путешествие. Разворачиваем корабль и берем курс домой. А какой звук помогал тебе сегодня в этом путешествии?

Ребенок. Л-л-л.

 

 

 

 

 

 

Автоматизация звука (Л) в слогах и  словах

ЦЕЛИ

       Уточнить артикуляцию и правильное изолированное про­изнесение звука [л].

       Упражнять в правильном произнесении звука [л] в слогах и словах.

      Закрепить навык выделения звука [л] из ряда слов.

•   Продолжать учить образовывать относительные прилагатель­ные и приставочные глаголы.

       Упражнять в образовании форм именительного падежа мно­жественного числа существительных.

      Развивать внимание, память, мелкую моторику.

ОБОРУДОВАНИЕ

Книжка с иллюстрациями «Репка»; тарелочка с горохом; набор парных картинок (семь пар); косточки для Жучки; пред­метные картинки (платок, ручка, конфета, подушка, коврик, ложка); набор картинок «Найди такую же мышку».

Примерный ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед. Сегодня мы с тобой вновь встретимся со сказкой.

Только это не сказка о Веселом Язычке. Сегодня Язычок сам хочет послушать сказку.

2.  Он с нетерпением к этому готовится, весело улыбается. Подвинул поближе свой любимый диванчик (упражнение «Ло­пата» ). Тянется к полке за любимой книжкой (упражнение «Качели»). Перелистывает странички в книжке (упражнение «Индюк»). Сдувает пылинки с книжки (упражнение «Боч­ки»). Итак, начинаем. Сказка называется «Репка».

3.     Посадил дед репку. (Открывает соответствующую ил­
люстрацию.)
Он ее поливал утром и вечером: л-л-л. (Обраща­
ет внимание ребенка на положение языка во время произне­сения звука [л].)

Вокруг репки траву полол: ла-ла-ла, ло-ло-ло, лы-лы-лы, лэ-лэ-лэ, лу-лу-лу. Землю рыхлил: ал-ол-ул, ол-ул-ыл, ул-ыл-эл, ыл-эл-ал.

А когда репка выросла, стал ее тянуть: пла-плы-плэ, кло-клу-клы, слэ-сла-слу. Но вытянуть не может.  (Ребенок повторяет за логопедом слоговые цепочки.)

4. Позвал дед ... бабку. (Переворачивает страницу.) Бе­жит бабка, из кармана горошинки рассыпает, а из слов звук [л] теряет. Подбери горошинку и скажи слово правильно:

..ампа             пи..а           сто..

..ожка             мы..о          пена..

..ыжи              па..ас         журна..

Ребенок перекладывает горох со стола в тарелочку и произносит слова.                                                                    Тянут они репку, а вытянуть не могут.

5.  Позвали ... внучку. (Переворачивает страницу.) А внучка перед зеркалом сидит, прихорашивается да у зеркала спра­шивает: «Я милая?» А зеркало ей отвечает: «Милая». — «Я славная? Я веселая? Я послушная? Я смелая? Я ласковая?»

Что внучке ответило зеркало? (Ребенок отвечает с утвердительной интонацией.)

Побежала внучка в огород, но по дороге на нее комары нале­тели. Хлопает она руками, ловит комаров, а когда услышит в слове-комарике звук [л], радостно кричит: «Поймала!» Помо­ги внучке, слушай внимательно слова: лодка—ложка—кош­ка, палка—банка—балка, будка—булка—бурка, стол—стул— стук. Прибежала внучка в огород. Тянут репку, а вытянуть не могут.

6. Позвали они ... Жучку. (Переворачивает страницу.)А Жучка в это время пытается найти спрятанные косточки.

Задание: если найдешь две одинаковые картинки, это зна­чит, что Жучка нашла косточку. (Картинки разложены пе­ред ребенком изображениями вниз в два ряда, причем кар­тинки второго ряда дублируют картинки первого, но в другой последовательности.) Тебе нужно взять по одной картинке с верхнего и нижнего ряда. Если картинки одинаковые, Жуч­ка получает косточку. Если картинки разные, одну из них кладешь на место и берешь следующую. Постарайся запом­нить картинки, которые возвращаешь на место. (Ребенок поочередно берет картинки и называет. Составленные пары откладывает в сторону (например, лодки, лампы, столы), а Жучке пред­лагает косточки по количеству пар.)

Прибежала Жучка, но репку вытянуть не получается.

7. Позвали они тогда ... кошку. (Переворачивает страни­цу.) А кошка в это время в доме хозяйничает, смотрит, что плохо лежит. Нашла платок из шелка. (Выкладывает соот­ветствующую картинку.) Какой платок она нашла? (Шел­ковый.) Нашла коврик из соломы, конфету из шоколада, ложку из олова, ручку из пластмассы, подушку из поролона. (Ребенок образует прилагательные).

Услыхала кошка, что ее зовут, из дома выбежала, по дорожке ... побежала. Через мостик речку ... перебежала, к огороду ... прибежала, в калитку ... забежала, к деду близко ... подбежа­ла. Тянут репку, вытянуть не могут.

 

 

 

и репку!



8. Позвали мышку. А мышка бегает в подполье, ищет похожую
на себя мышку. Помоги ей найти такую же мышку (рис. 12).

Прибежала мышка в огород, потянули все вместе и вытянули репку!

9. Итог занятия.

Логопед. Вот и закончилась сказка. Кому мы ее расска­зывали? Ребенок. Язычку рассказывали.

Логопед. Язычок сказку внимательно слушал? Ребенок. Слушал внимательно.

Логопед. Сказку красиво рассказать получилось?  Ребенок. Получилось красиво.

Логопед. Звук [л] тебе сказку рассказывать помогал?  Ребенок. Помогал.

Автоматизация звука (Л) в слогах, словах и предложениях

ЦЕЛИ

       Уточнить правильное произнесение звука [л] в слогах, сло­вах, предложениях.

       Упражнять в определении наличия и места звука [л] в словах.

       Упражнять в правильном употреблении форм творительного падежа имен существительных.

       Закрепить умение образовывать формы родительного паде­жа множественного числа имен существительных.

       Продолжать учить составлять предложения по опорным сло­вам-картинкам.

       Развивать память, словесно-логическое мышление, мелкую моторику.

ОБОРУДОВАНИЕ

Игрушки слон и белка; игрушка-дразнилка «Грибок»; на­борное полотно «Лесенка»; предметные картинки; набор кар­тинок «Один и много»; комплекты картинок для составления предложений (по три картинки в комплекте).

Примерный ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед. Слон решил отправиться в гости к Белочке. Пришел в лес, а где искать Белочку — не знает. Видит, на опушке стоит Грибок. (Вносит игрушку-дразнилку.) Решил у него спросить. А тот устроил Слону испытание, чтобы выяс­нить, что Слон умеет делать.

Ребенок выполняет артикуляционную гимнастику для звука [л] с драз­нилкой: упражнения «Улыбка», «Ворота», «Иголочка», «Качели», «Чис­тим верхние зубы», «Сердитый язычок», «Бочки».

2.        Понравилось Грибку, как Слон выполнил его задания, и решил отправить со Слоном своего помощника. Это звук, ко­торый слышится в словах Лампа, паЛка, стоЛ. Что это за звук?  Ребенок отвечает.

3.   Идет Слон за звуком [л] по лесу, шишки, веточки пинает:

пла-пло-плу; клу-клы-кла; тла-тлы-тлэ; слэ-слу-сло.

Ребенок проговаривает слоговые цепочки, поочередно щелкая паль­цами.

4.  По дороге Слон встретил гномов. Они собирают поезд, чтобы пустить его по лесной железной дороге. Слон решил им помочь. Сначала нужно выбрать только те вагоны, на кото­рых нарисованы картинки со звуком [л] в названии.

Ребенок по картинкам выбирает нужные вагоны. А теперь нужно так расположить вагоны, чтобы в начале по­езда оказались вагоны со звуком [л] в начале слова, затем в середине, а уже затем в конце.

5.   Помог Слон гномам, и они отвезли его к Белочке. Но Белоч­ка живет на высоком дереве, к дуплу ведет лесенка (рис. 13).

 

 

 

 


(Выставляет лесенку с картин­ками на каждой ступеньке: лож­ка, молоток, полотенце, лопата, палка, салфетка.)

 Нужно назвать каждую картинку и подобрать к ним подходящие слова. Что эти­ми предметами делают?

Логопед записывает названные ре­бенком слова.

6. А Белочка в это время наво­дит порядок, раскладывает пара­ми картинки: к картинке с изоб­ражением одного предмета под­бирает картинку с изображением нескольких таких же предметов.

Ребенок составляет пары, четко про­говаривая слова: лодка — много лодок, клумба — много клумб, булка — мно­го булок и т.д.

7.       Услышала Белочка, что к ней гость пришел, и стала спус­каться к Слону по лесенке. А чтобы она не оступилась, Слон одсказывает ей каждую ступеньку. (Убирает с лесенки кар­тинки.)

Ребенок вспоминает их по тем словам, которые он подбирал. Логопед называет слово, а ребенок вспоминает картинку, например: едят, чем? забивают чем? и т.д.

8. Сели Слон с Белочкой под деревом и стали играть с картинками: выкладывать из них дорожки, составляя краси­вые предложения.

Ребенок по трем картинкам составляет предложения.

Слава, елка, белка. Клава, кукла, платье. Данил, фломастер, клоун. Руслан, журнал, полка.

9. Итог занятия.

Логопед. Оставим Слона и Белочку, пусть они играют. А наше занятие подошло к концу. Ты сегодня наблюдал, как Слон шел в гости, и часто помогал ему. А какой звук был помощником у Слона?

Ребенок. Л-л-л.