Л.П. Кабанюк, Т.В. Бабанова «Литературная студия «Пегас»
2.5. «Важней всего погода в сердце…»: о творчестве Андрея Блинова.
(Кабанюк Л.П. , преподаватель литературы ПГИРО)
Как мне близок и понятен
Этот мир – зеленый, синий,
Мир живых прозрачных пятен
И упругих гибких линий.
(М. Волошин)
Сознательно эпиграфом к статье о нашем земляке мы выбрали строки М. Волошина, который выделяет (при анализе палитры русских икон) три основных тона: красный, синий и желтый. Это деление цветов сделано поэтом согласно «теории цветов» Гете.
Читая стихи Андрея Блинова, наблюдаем интересный процесс восприятия окружающего мира, ландшафта, натуры – их преображения. Строки этого автора свидетельствуют о «победе» цвета над линией и объединяют душу человека и явления вселенной в единое целое. Цветовое и графическое воплощение пейзажа мы находим в них. А как складывался мир реальности для жителя из города Рыбницы? Прочтем несколько строк из автобиографии:
«Я родился в 1964 году в России, в том же году родители приехали в Молдавию. В 1993 году со мной произошло несчастье, в результате чего я остался без ног. Пережитый смертельный опыт ясно показал мне, что жизнь после смерти не заканчивается. Хорошо об этом сказал свт. Игнатий Брянчанинов: «Смерть - это рождение в вечность». После того, как я это понял, осознал, прочувствовал, мне стало страшно: как дальше жить? зачем жить и что «нужно делать, чтобы иметь жизнь вечную»? Вот то состояние, в котором проходит моя нынешняя жизнь, со всеми её ошибками, проблемами, удачами и неудачами. Этим духом пронизано моё маленькое творчество».
И дом мой, и сердце открыты для
всех,
Уставших от жизненных драм.
Кому не до смеха и разных утех,
И плачется по вечерам. («Тет-а-тет»)
Эти слова созвучны мысли, записанной когда-то Антуан де Сент-Экзюпери: «Истина это не то, что можно доказать. Истина это то, чего нельзя избежать». Истинным смыслом жизни для этого человека стали мужество и творчество, путь к свету:
Бесполезно, сердцу вопреки,
Строить цепи мёртвых предложений.
Я за то, чтоб красота строки,
Как заря весною у реки,
Радовала ясно. Без сомнений. («Муза»)
Говоря о смысле поэзии, мы различаем неповторимое содержание конкретного стихотворения, с одной стороны, и содержание большой темы, которую мы обозначили так - «Важней всего погода в сердце…», с другой стороны. Она так или иначе присутствует в каждом из 25 произведений, взятых нами для анализа.
Автор спрашивает, глядя в небо, на белые облака: «Что, скажите, нашло на
меня?» И сам отвечает, что хочется добиться в душе того, что есть в природе:
чистоты белого цвета, что включает в себя все остальные оттенки и «…скука
прячется умело// Под разноцветные зонты, // Точнее – зло конкретное – мы
сами // И хочется отмыться добела…». («Зима, плюс восемь»). А
потом « кружиться до истомы, // Под белый этот снегопад…» («Снегопад»).
Всё это сменит «Зимний дождь навеет что-то, Вечно-новое своё!» («Зимний
дождь»). «И взамен бессмысленной хандре, // Сказочно-волнующей метелью…»
окажется «Мой город в серебре» («Метель»). Полутона пейзажа сменяются легкими
красками внутреннего монолога героя: «Я всё забываю, душа моя
белая,
Как вишня, в апреле цветёт…» («Дух дышит, где хочет... Ев. от
Иоанна»).
Перечитывая поэтические тексты Андрея Блинова, можно отметить следующие метафорические значения тонов. Красный соответствует всему земному, синий – воздуху, желтый – солнечному свету. Красный обозначает тело человека – плоть, кровь, страсть.
Жарко. Небо потеет
И две тысячи лет
Пот кровавый алеет,
Предвещая рассвет. («Жара»)
Скажу душе при всякой непогоде:
Достойное приемлю по грехам! («Достойное приемлю по грехам!»)
Слёзы неба
– дождём на стекле
Или поле вон, с красными маками,
Капли Бога, на память земле… («Слезы неба»)
А
вот у синего, холодного есть масса оттенков: голубых, небесных, даже серых. В
них дух, мысль, бесконечность, высокое неведомое, и лишь в одной строчке автор
скажет: «Высокое небо вчера, // Сегодня значительно ниже…».
(«Февральские дуют ветра»). Отрывает человек глаза от бытовых
забот, «заставляя сердца о небесном вздыхать («Облака»). И читатель
вместе с ним переживает самые тонкие и глубокие чувства:
Пью я синее небо глазами…
С расцветающими берегами,
И мечта так ясна и близка… («Свежий ветер»)
И в этом полете мечты «Из груди в синеву сердце вырваться хочет» («Облака»), но кому-то очень грустно без любимой: «Сырое небо плачет надо мною, // Я целый день сегодня без тебя! (« Солнечная девочка»). Вполне естественно его обращение к высшим силам:
А, если вновь затянут тучи
Мой цвет любимый, голубой,
Пошли мне, Боже, сверху лучик («Лучик»).
Сам
образ луча у каждого из нас связан с теплым, желтым цветом, метафорический
смысл которого – свет, воля, самосознание, даже царственность. Думы поэта о
любви, о самом светлом: «И любовь, как немое кино,// Не покрылась туманами
пыли». («Улыбаются солнышку дети»). Он собирается долго и счастливо жить в
этом мире: «Может я, изменив одиночеству,// Что-то светлое вам напишу».
(«Вышло солнышко»). И вдруг смена настроений и по контрасту: «На душе –
«девятый вал»… //Взгляды серые людей». («Туман»)
Но надежда никогда не умирает, среди событий торопливых хочется «Всего
лишь светлых пять минут!»:
А мне бы пятнышко луча,
Что по утрам любовь рисует
Послушной ангельской рукой,
И молча душу мне целует,
Весёлый лучик золотой…
Среди событий торопливых… («Лучик»)
Где будет всё: и домик над рекою,
И солнечная девочка моя! («Солнечная девочка»)
В следующих строках поэт как бы обводит линиями разбросанные им красочные мазки, и пейзаж обретает вполне законченные контуры.
И, если есть печаль какая,
Всё забывается с грозой,
И вот, душа уже другая,
Ей легче дышится весной! («Гроза»)
Надеюсь, прочитанные фрагменты оставят в душе каждого читателя немного тепла. Краски имеют не только отношение к «натуре», различным формам существования воды: дождь, снег, туман, слезы, гроза. Они самостоятельны: важно не то, как выглядит цвет предмета в действительности, а то, что стремится сказать художник людям своей строгой палитрой: белый, вбирающий и красный, и синий, и желтый.
Средоточием
поэзии служит то чувство, которое можно определить как стремление к душевному
простору, так критик Киреевский писал о Н.Языкове, а мы попробовали сквозь эту
формулу пропустить стихи Андрея Блинова. При самых разнородных предметах лира
и Н.Языкова, и А. Блинова навсегда останется верной своему главному тону –
метафоричности, образности мысли: «И будет ночь моих
стихотворений,//
Всего лишь ночь, а в сердце - целый год». («Затмение» А. Блинова)
В человеческой судьбе бывают не только серые, но и черные полосы, и тогда с лирическим героем вместе даже небо плачет:
Врут всё люди, привычка
прескверная,
Волчьей стаей на одного,
Так надёжней, удобней, наверное, …
Хоть и больно, да ничего… («Слезы неба»)
Но это сильный, настоящий мужской характер. И душа его скажет: «Я видел, как глаза любили, // Неповторимо, просто так…» («Снегопад»). И ты пробуешь себя изменить, «чтобы дух воцарился над телом». («Улыбаются солнышку дети»). Пройдя через все времена года и жизни человека: «Среди трёх блуждая сосен, // Очутился в октябре. // И с тобой сидела осень, // На скамейке, во дворе…». («Туман»)
Трактовка, употребление фразеологизмов, как и цветовой гаммы – особенность стиля именно Андрея Блинова.
Все стихи его, вместе взятые, кажутся искрами одного огня, блестящими отрывками чьей-то судьбы. Данная статья – это попытка передать глубокий смысл стихов, их задумчивость и драматизм, лиричность и трагизм, а также возможность выказать уважение, понимание, сопереживание и благодарность поэту, стремление понять, какими художественными средствами он переливает в строки эмоции, в ритмы размышления о себе и других людях. «И этот мир ещё прекрасен,// И существует благодать!» («Лучик»).В православном сознании существуют семь основных добродетелей — вера, надежда, любовь, мудрость, мужество, справедливость и воздержание. Святой апостол Павел пишет о том, что из всех добродетелей главные – вера, надежда и любовь, но именно любовь является совершенным исполнением всех добродетелей.
Поначалу душе бывает трудно проявлять добродетель. И святые учат нас подражать
ее внешним признакам: если хочешь иметь любовь, то делай дела любви. Господь
увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь.
Лучшие стихи, полотна живописи, фонтаны и фотографии
целой плеяды художников и скульпторов Приднестровья полны задумчивой печали и
извечного вопроса нашего бытия: в чем же он, смысл жизни? В этом особенность
поэзии, ее настрой. Во время тяжелых исторических испытаний любовь к спокойной
красоте как бы вычленена из окружающего мира. Грозная тема судьбы лежит за
пределами стихотворений, но она ощущается современниками.
Метафорична даже строка «Важней всего погода в сердце», а в самом творчестве есть радуга – благословение Богом человеческих дел и поступков. Любимый его мотив – природа, пейзажная зарисовка и чувства человека. Каждый творческий человек подчеркивает отличительные особенности той или иной ситуации как веточки древа жизни и мира. В целом творчество отмечено большой любовью ко всему мирозданию.
Творчество и молитва – это своеобразная беседа со Всевышним наедине. Каждый из нас создает свой Ноев ковчег среди бурь и повседневности мироздания, подобно монахам, ведающим о православии. Они пытаются донести до каждого, кто хочет услышать их голос, свою правду о бытие человека. Эта правда постигается каждым из нас, как и должно в православных традициях, через красоту и любовь к человеку, каждой частичке, разлитой во Вселенной. Есть одно таинство – таинство любви к человеку, к миру, к природе, к Богу. Поэтому творческая индивидуальность и устремлена к Божественному созерцанию всего.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.