Российская Федерация Краснодарский край Апшеронский район
город Хадыженск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 г. Хадыженска
имени Героя Советского Союза Ю.А.Гагарина
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО директор МБОУСОШ №7
гуманитарного цикла им. Ю.А.Гагарина
Протокол № 1 ______Шапурова И.С.
от 29 августа 2023 Протокол № 1
от 30 августа 2023
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Исторические личности XX-XXI века»
Гуманитарный профиль
Для обучающихся _9__классов
Разработала:
Харук Инга Анатольевна,
учитель истории и обществознания
Хадыженск, 2023
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка_____________________________________ 3
1. Содержание программы________________________________5
2. Планируемые результаты______________________________ 6
3. Календарно-тематическое планирование_________________8
4. Способы оценки достижения учащимися планируемых результатов__________________________________________ 11
5. Рекомендуемая литература____________________________ 11
6. Материально-техническое обеспечение_________________ 12
7. Методическое обеспечение_____________________________ 12
Пояснительная записка
Программа кружка по курсу истории России XX века предназначена для 9 класса, составлена в соответствии c современными требованиями к обязательному минимуму содержания исторического образования в школе и на основе:
Примерной программы основного общего образования; Методического письма «О преподавании учебного предмета «История» в условиях реализации государственного стандарта.;
Особенностью программы кружка «Исторические личности XX-XXI века» является то, что он даёт учащимся расширенные исторические сведения о роли личности в историческом процессе. Содержание занятий кружка позволяет узнать о тех сторонах общественной жизни, которые остаются за рамками учебников по истории, но при этом представляют наибольший интерес.
Интересное знаниевое наполнение занятий кружка позволит эффективнее организовать работу по формированию исследовательской и коммуникативной компетенции, а применение нетрадиционных приемов обучения сделает данный процесс интереснее и увлекательнее
Актуальность:
Для понимания русской истории, как и любой другой, важен учет влияния на эту историю личностей. История населена людьми, личностями. Огромную роль в истории любого государства, в т.ч. и нашего, играют лидеры. Чем сильнее они вторгаются в жизнь общества, тем более сильное влияние они оказывают на судьбу страны.
Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его власть, влияние на судьбы других людей.
Важно научить учащихся понимать, насколько личность, ее идеи, достоинства и недостатки влияют на формирование исторического процесса в государстве. Этому и способствует данный курс. Кроме этого, он пополняет и расширяет запас знаний учащихся по истории Отечества, заставляет размышлять о судьбах, воспитывает патриотизм и уважение к родной стране, продолжает формирование учебных навыков: участие в дискуссии, анализ исторических документов, работа с дополнительной литературой и т.п.
Актуальность определяется важностью изучения персоналий для понимания изучаемой эпохи, а также имеет практическое значение – подготовку к успешной итоговой аттестации.
Цель: в рамках школьных курсов истории основное внимание уделяется рассмотрению событий, явлений, процессов. За скупыми строками учебников не всегда видны личности, без понимания мотивов и сущности деятельности которых сложно составить истинную картину исторической действительности. Этот недостаток призван преодолеть данный курс.
Задачи:
1. Способствовать развитию гражданственности учащихся, приучая их к диалогическому многомерному восприятию общественной деятельности, сбалансированному подходу к достоинствам и недостаткам исторических личностей, государства, общества;
2. Формировать устойчивый интерес к историческому прошлому;
3. Создавать условия для развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в изучении истории;
4. Развивать умения самостоятельно приобретать и применять на практике полученные знания, творческие способности;
5. Формировать и развивать коммуникативные навыки, которые способствуют умению работать группе, вести дискуссию.
Участники программы:
Участники программы- обучающиеся 9-х классов
Педагогические технологии, используемые при изучении курса: Технология учебно-познавательной работы при изучении курса отличается от работы в обязательных курсах, так как направлена на формирование позитивной мотивации с учетом возрастных особенностей учащихся, а также индивидуальных черт и свойств. Особое место здесь отводится внутрипредметным связям, нацеленным на просвещение учащихся, высказывание личностных оценок, практическому применению полученных знаний. Иными словами, ориентирует учащихся на творческий характер обучения.
Основные формы проведения занятий:
1. Анализ исторической литературы и исторических источников;
2. Эвристическая беседа;
3. Лекция;
4. Семинар;
5. Дискуссия (дебаты);
6. Сюжетно-ролевая игра («Суд»);
7. Подготовка и обсуждение сообщений учащихся;
8. «Мозговой штурм» и др.
Условия реализации программы:
Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю), разработан на основе справочно-энциклопедических материалов, хрестоматий, методических и учебных пособий по истории России и всеобщей истории.
Срок реализации: 1 год
Оценка знаний учащихся:
Результат реализации программы определяется личностным ростом школьников. Программа призвана помочь каждому учащемуся приобщиться к целому ряду ценностных понятий, сформировать собственный взгляд на жизнь, свое мировоззрение и в то же время знать и уважать прошлое и настоящее своего народа:
Анализ и сопоставление фактов;
Работа с учебной, научно-популярной и художественной литературой;
Анализ документов;
Оформление сообщений;
Подготовка проектов с использованием ЦОР.
1. Содержание программы (34 часа).
1.Введение -1час.Понятие личности в истории.
Раздел 1. Роль личности в истории России начала XX века. -6 часов
Личность Николая II. Его политические воззрения, отношения в семье. трагизм последнего русского императора и его семьи.
Григорий Распутин в образе «святого старца». Его влияние на царскую семью.
Политический портрет С.Ю. Витте и П.А. Столыпина. Роль П.Н. Милюкова и А.И. Гучкова в формировании либеральных политических партий. Творцы первых двух революций.
Герои и полководцы Первой мировой войны. А.А.Брусилов-человек «военной косточки».
Раздел 2. Государственные деятели периода становления и развития советского общества (октябрь 1917-1930 гг.)-7 часов
Лидер партии большевиков В.И.Ленин – основатель и создатель Советского государства. Командиры и герои гражданской войны. Адмирал А.В Колчак и барон П.Н.Врангель-белые генералы. Личность М.В.Фрунзе и Г.И.Котовского. Маршал Советского Союза- Тухачевский М.Н.
Г.В. Чичерин - творец внешней политики.
Выдающиеся ученые: Н. Вавилов, М. Вернадский и др.
Раздел 3. Период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)-10 часов
Великий полководец Великой Отечественной войны Г.К.Жуков. Мужество и стойкость советских людей (на примере подвига Н.Кузнецова, Д.М.Карбышева, Р.Зорге). Трагедия и подвиг Матери Марии (Е.Кузьминой-Караваевой). Дети герои войны. Полководцы Великой Отечественной. В.М.Молотов – творец внешней политики.
Раздел 4. Политические портреты государственных и политических деятелей СССР в 50-е – 90-е гг.-5 часов
Лидер СССР в 1953 – середине 1960-хг.г. Н.С.Хрущёв.
Политические портреты Л.И. Брежнева, Ю.В.Андропова, М.С.Горбачёва. Деятели искусства и науки Советского периода. Советские космонавты. Диссидентское движение.
Ученые, сделавшие мир лучше. С. Королев, А.Д.Сахаров.
Раздел 5. Россия на современном этапе. -5 часов
Президенты РФ. Выдающиеся личности современной России. Мы ими гордимся. Удостоенные звания –Герой России.
2. Планируемые результаты.
Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности:
1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, культуры своего народа, своего края; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
4) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.
Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности:
1)умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
2)умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, определять общие цели и распределение функций и ролей участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
3)умение работать в группе — владение навыками самопрезентации, умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; умение слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
4)формирование и развитие учебной компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий как инструментальной основы развития регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, включая совершенствование навыков решения социально и личностно значимых проблем, способности к сотрудничеству и саморегуляции; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий.
Предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
знать/понимать:
· основные этапы и ключевые события истории России.
уметь:
· соотносить единичные факты и общие явления и процессы;
· называть характерные, существенные черты минувших событий и исторических личностей;
· сравнивать исторические события и исторических деятелей;
· объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории;
· сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявлять сходства и отличия;
· определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории, их оценку;
· использовать приобретенные знания при написании творческих работ и проектов;
· высказывать суждения об изученном материале, версиях, существующих в различных источниках по поводу исторических событий, фактов, личностей, объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории.
3. Календарно-тематическое планирование.
№ урока |
Тема урока |
Всего часов |
В том числе Теория практика |
ЦОР |
Деятельность обучающихся |
Дата план |
Дата факт |
|
Введение. Понятие личности в истории |
1 |
|
|
Работа с источниками |
|
|
|
Раздел 1. Роль личности в истории России начала XX века |
6 |
|
|
|
|
|
2 |
Личность Николая II |
1 |
Лекция с элементами диалога |
портал «История.РФ» |
|
|
|
3 |
Г. Распутин, Тихон, Азев – серые кардиналы эпохи |
1 |
Урок-суд |
портал «История.РФ» |
|
|
|
4 |
Политический портрет С.Ю. Витте и П.А.Столыпина |
1 |
Экскурсия |
портал «История.РФ» |
|
|
|
5 |
Творцы первых двух революций |
1 |
Дискуссия |
https://um.mos.ru/personalities/lenin/ |
|
|
|
6 |
А.А.Брусилов-человек «военной косточки».
|
1 |
Просмотр фильма |
«Алексей Брусилов. Трагедия генерала» |
|
|
|
7 |
Полководцы Первой мировой войны |
1 |
Защита проектов |
|
|
|
|
|
Раздел 2. Государственные деятели периода становления и развития советского общества (октябрь 1917-1930 гг.)-7 часов |
7 |
|
|
|
|
|
8 |
В.И. Ленин – вождь революции |
1 |
Просмотр фильма |
|
|
|
|
9 |
Создатели советского государства |
1 |
Историческая реконструкция |
портал «История.РФ» |
|
|
|
10 |
Красные командиры и герои Гражданской войны |
1 |
семинар |
портал «История.РФ» |
Подготовка выступлений |
|
|
11 |
Белые генералы |
1 |
семинар |
портал «История.РФ» |
Подготовка выступлений |
|
|
12 |
Г.В. Чичерин - творец внешней политики |
1 |
дискуссия |
Хронос. Коллекция ресурсов по истории: биографии, документы, статьи, карты. www.history.ru |
Изучение исторических документов |
|
|
13 |
Колчак и Тухачевский – сравнение исторических личностей |
1 |
Исторический суд |
Хронос. Коллекция ресурсов по истории: биографии, документы, статьи, карты. www.history.ru |
Изучение исторических документов |
|
|
14 |
Руководители НКВД |
1 |
дискуссия |
Хронос. Коллекция ресурсов по истории: биографии, документы, статьи, карты. www.history.ru |
Изучение исторических документов |
|
|
|
Раздел 3. Период Великой Отечественной войны (1941-1945) |
10 |
|
|
|
|
|
15 |
Военноначальники Великой Отечественной войны |
1 |
Обзорный фильм |
«Маршалы Победы. Часть 1». «Маршалы Победы. Часть 2.» |
Подготовка к дискуссии |
|
|
16 |
Великий полководец Великой Отечественной войны Г.К.Жуков |
1 |
семинар |
https://pobeda80
|
Подготовка выступлений |
|
|
17 |
Дети-герои войны |
1 |
|
https://pobeda80
|
Подготовка докладов |
|
|
18 |
Маршалы Советского Союза |
1 |
Защита проектов |
https://pobeda80
|
|
|
|
19 |
Герои фронта |
1 |
Просмотр фильма |
«Моя линия фронта» |
|
|
|
20 |
В.М.Молотов – творец внешней политики |
1 |
дискуссия |
|
Работа с источниками |
|
|
21 |
Герои тыла |
1 |
Просмотр фильма |
Исторический канал «365 дней ТВ». «На пути к Великой Победе: Герои Советского тыла» |
|
|
|
22 |
А.И.Покрышкин |
1 |
экскурсия |
|
|
|
|
23 |
«Ночные ведьмы» Кубани |
1 |
Просмотр фильма |
«Легенды армии. Евдокия Бершанская» «Ночные ведьмы»: забытые подвиги советских летчиц»
|
|
|
|
24 |
Партизанские отряды Апшеронского района |
1 |
семинар |
|
Подготовка выступлений |
|
|
|
Раздел 4. Политические портреты государственных и политических деятелей СССР в 50-е – 90-е гг. |
5 |
|
|
|
|
|
25 |
Н.С.Хрущёв и деятели его эпохи |
1 |
Работа в группах |
|
презентация |
|
|
26 |
Л.И. Брежнев и деятели его эпохи |
1 |
Работа в группах |
|
презентация |
|
|
27 |
Советские космонавты |
1 |
диспут |
|
Работа с источниками |
|
|
28 |
Политический портрет М.С.Горбачёва |
1 |
Просмотр фильма |
«Михаил Горбачев. Первый и последний» 1tv.ru |
|
|
|
29 |
Академик Сахаров, писатель Солженицын и диссидентское движение |
1 |
Исторический суд |
|
|
|
|
|
Раздел 5. Россия на современном этапе |
5 |
|
|
|
|
|
30 |
Б.Н. Ельцин и деятели его эпохи |
1 |
семинар |
|
Подготовка выступлений |
|
|
31 |
В.В. Путин – портрет современного лидера |
1 |
диспут |
|
Работа с источниками |
|
|
32 |
Герои России |
1 |
Защита проектов |
|
|
|
|
33 |
Герои СВО. |
1 |
Защита проектов |
|
|
|
|
34 |
Герои СВО: защищая нас и Родину. |
1 |
Просмотр фильма |
«Испытание» |
|
|
|
|
ИТОГО: |
34 |
|
|
|
|
|
4. Способы оценки достижения планируемых результатов.
1) Виды контроля: опрос, практические задания
2) Формы отслеживания образовательных результатов: дискуссия, беседа, диалог, диспут
3) Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: презентации
4) Формы подведения итогов реализации программы: проекты и семинары.
5. Рекомендуемая литература.
1) Михаил Ильинский, Сергей Голяков. Рихард Зорге. Подвиг и трагедия разведчика. Вече.2001.
2) Елена Прудникова. Чужой среди своих. Олма Медиа Групп, 2010
3) Великие государственные деятели России/ под. ред. А.Ф.Киселева. – М. Владос, 1996.
4) Жуков Г.К. Воспоминания и размышления (в 2-х т.) – М.: Агентство печати Новости, 1983г.
5) Сергей Степанов. Столыпин. Жизнь и смерть за Россию.Эксмо,2009.
6) Дмитрий Струков. На пути к великой России. Вече, 2012.
7) История России в портретах; в двух томах. Русич, Курсив, 1997.
8) Морозова Л.Е. «История России в лицах», М. «Школа – Пресс», 2000 г.
9) Полководцы и флотоводцы. – М.: ОЛМА Медиа групп, 2013г.
10) Сульянов А.К. Маршал Жуков. Слава, забвение, бессмертие. – Мн.: Харвест, 2002г.
11) Герои Донбасса и СВО: сборник / составитель: Шишкова-Шипунова С. Е. - Москва: Вече, 2023.
12) Малашенко, Е.И. Командующие фронтами и армиями в годы Великой Отечественной войны / Е.И. Малашенко. ‒ Москва: Вече, 2019.
13) Гусейнов Рафаэль Джагидович. Путь Путина. О самом популярном политике XXI века, Вече.2024.
Цифровые образовательные ресурсы:
1) Портал «История. РФ» https://histrf.ru/
2) https://spravochnick.ru/istoriya/znachimye_lichnosti_xx_veka_i_ih_vklad_v_mirovuyu_istoriyu/
3) https://rutube.ru/channel/25277060/ «Россия-Моя история»
4) https://www.365days.ru/ «365 дней ТВ» Исторический канал.
5) https://pobeda80
6) Хронос. Коллекция ресурсов по истории: биографии, документы, статьи, карты. www.history.ru
6. Материально-техническое обеспечение.
1) ноутбук
2) мультимедийный проектор
7. Методическое обеспечение.
1) https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2019/10/31/elektronnaya-biblioteka-dlya-uchitelya-po-istorii Электронная библиотека для учителя истории.
2) https://dzen.ru/a/ZautJ4_5TGRrK2SC 19 Великих и значимых деятелей России.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.