Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Исторические личности XX-XXI вв."

  • Разработки курсов
  • docx
  • 13.04.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Элективный курс, позволяющий учащимся определить значение личности в истории России
Иконка файла материала Программа внеурочной деятельности 2025.docx

Российская Федерация Краснодарский край Апшеронский район

город Хадыженск

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 г. Хадыженска

имени Героя Советского Союза Ю.А.Гагарина

 

ПРИНЯТО                                                                УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО                                                         директор МБОУСОШ №7

гуманитарного цикла                                                  им. Ю.А.Гагарина

Протокол № 1                                                               ______Шапурова И.С.

от 29 августа 2023                                                        Протокол № 1

                                                                                       от 30 августа 2023

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  «Исторические личности XX-XXI века»

Гуманитарный профиль

 

Для обучающихся _9__классов

 

                                         

                                                                                       Разработала:    

                                                                             Харук Инга Анатольевна,

                                                                      учитель истории и обществознания

  

 

 


                                        Хадыженск, 2023

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка_____________________________________ 3

1.     Содержание программы________________________________5

2.     Планируемые результаты______________________________ 6

3.     Календарно-тематическое планирование_________________8

4.     Способы оценки достижения учащимися планируемых результатов__________________________________________  11

5.     Рекомендуемая литература____________________________  11

6.     Материально-техническое обеспечение_________________  12

7.     Методическое обеспечение_____________________________ 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Программа кружка по курсу истории России XX века предназначена для 9 класса, составлена в соответствии c современными требованиями к обязательному минимуму содержания исторического образования в школе и на основе:

Примерной программы основного общего образования; Методического письма «О преподавании учебного предмета «История» в условиях реализации государственного стандарта.;

Особенностью программы кружка «Исторические личности XX-XXI века» является то, что он даёт учащимся расширенные исторические сведения о роли личности в историческом процессе. Содержание занятий кружка позволяет узнать о тех сторонах общественной жизни, которые остаются за рамками учебников по истории, но при этом представляют наибольший интерес.

 Интересное знаниевое наполнение занятий кружка позволит эффективнее организовать работу по формированию исследовательской и коммуникативной компетенции, а применение нетрадиционных приемов обучения сделает данный процесс интереснее и увлекательнее

Актуальность:

Для понимания русской истории, как и любой другой, важен учет влияния на эту историю личностей. История населена людьми, личностями. Огромную роль в истории любого государства, в т.ч. и нашего, играют лидеры. Чем сильнее они вторгаются в жизнь общества, тем более сильное влияние они оказывают на судьбу страны.

 Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его власть, влияние на судьбы других людей.

 Важно научить учащихся понимать, насколько личность, ее идеи, достоинства и недостатки влияют на формирование исторического процесса в государстве. Этому и способствует данный курс. Кроме этого, он пополняет и расширяет запас знаний учащихся по истории Отечества, заставляет размышлять о судьбах, воспитывает патриотизм и уважение к родной стране, продолжает формирование учебных навыков: участие в дискуссии, анализ исторических документов, работа с дополнительной литературой и т.п.

 Актуальность определяется важностью изучения персоналий для понимания изучаемой эпохи, а также имеет практическое значение – подготовку к успешной итоговой аттестации.

 

Цель: в рамках школьных курсов истории основное внимание уделя­ется рассмотрению событий, явлений, процессов. За скупыми стро­ками учебников не всегда видны личности, без понимания мотивов и сущности деятельности которых сложно составить истинную картину исторической действительности. Этот недостаток призван преодолеть данный курс.

Задачи:

1.     Способствовать развитию гражданственности учащихся, приучая их к диалогическому многомерному восприятию общественной деятельности, сбалансированному подходу к достоинствам и недостаткам исторических личностей, государства, общества;

2.     Формировать устойчивый интерес к историческому прошлому;

3.     Создавать условия для развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в изучении истории;

4.     Развивать умения самостоятельно приобретать и применять на практике полученные знания, творческие способности;

5.     Формировать и развивать коммуникативные навыки, которые способствуют умению работать группе, вести дискуссию.

Участники программы:

Участники программы- обучающиеся 9-х классов

Педагогические технологии, используемые при изучении курса: Технология учебно-познавательной работы при изучении курса отличается от работы в обязательных курсах, так как направлена на формирование позитивной мотивации с учетом возрастных особенностей учащихся, а также индивидуальных черт и свойств. Особое место здесь отводится внутрипредметным связям, нацеленным на просвещение учащихся, высказывание личностных оценок, практическому применению полученных знаний. Иными словами, ориентирует учащихся на творческий характер обучения.

Основные формы проведения занятий:

1. Анализ исторической литературы и исторических источников;

2. Эвристическая беседа;

3. Лекция;

4. Семинар;

5. Дискуссия (дебаты);

6. Сюжетно-ролевая игра («Суд»);

7. Подготовка и обсуждение сообщений учащихся;

8. «Мозговой штурм» и др.

 

Условия реализации программы:

Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю), разработан на основе справочно-энциклопедических материалов, хрестоматий, методических и учебных пособий по истории России и всеобщей истории.

Срок реализации: 1 год

Оценка знаний учащихся:

Результат реализации программы определяется личностным ростом школьников. Программа призвана помочь каждому учащемуся приобщиться к целому ряду ценностных понятий, сформировать собственный взгляд на жизнь, свое мировоззрение и в то же время знать и уважать прошлое и настоящее своего народа:

Анализ и сопоставление фактов;

Работа с учебной, научно-популярной и художественной литературой;

Анализ документов;

Оформление сообщений;

Подготовка проектов с использованием ЦОР.

1. Содержание программы (34 часа).

1.Введение -1час.Понятие личности в истории.

Раздел 1. Роль личности в истории России начала XX века. -6 часов

Личность Николая II. Его политические воззрения, отношения в семье. трагизм последнего русского императора и его семьи.

Григорий Распутин в образе «святого старца». Его влияние на царскую семью.

Политический портрет С.Ю. Витте и П.А. Столыпина. Роль П.Н. Милюкова и А.И. Гучкова в формировании либеральных политических партий. Творцы первых двух революций.

Герои и полководцы Первой мировой войны. А.А.Брусилов-человек «военной косточки».

Раздел 2. Государственные деятели периода становления и развития советского общества (октябрь 1917-1930 гг.)-7 часов

Лидер партии большевиков В.И.Ленин – основатель и создатель Советского государства.  Командиры и герои гражданской войны.  Адмирал А.В Колчак и барон П.Н.Врангель-белые генералы. Личность М.В.Фрунзе и Г.И.Котовского. Маршал Советского Союза- Тухачевский М.Н.

Г.В. Чичерин - творец внешней политики. 

Выдающиеся ученые: Н. Вавилов, М. Вернадский и др.

Раздел 3. Период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)-10 часов

Великий полководец Великой Отечественной войны Г.К.Жуков. Мужество и стойкость советских людей (на примере подвига Н.Кузнецова, Д.М.Карбышева, Р.Зорге). Трагедия и подвиг Матери Марии (Е.Кузьминой-Караваевой). Дети герои войны. Полководцы Великой Отечественной. В.М.Молотов – творец внешней политики.

Раздел 4. Политические портреты государственных и политических деятелей СССР в 50-е – 90-е гг.-5 часов

Лидер СССР в 1953 – середине 1960-хг.г. Н.С.Хрущёв.

Политические портреты Л.И. Брежнева, Ю.В.Андропова, М.С.Горбачёва. Деятели искусства и науки Советского периода. Советские космонавты. Диссидентское движение.

Ученые, сделавшие мир лучше. С. Королев, А.Д.Сахаров.

Раздел 5. Россия на современном этапе. -5 часов

Президенты РФ. Выдающиеся личности современной России. Мы ими гордимся. Удостоенные звания –Герой России.

 2. Планируемые результаты.

Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности:

1)                воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, культуры своего народа, своего края; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной; 

2)                формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

3)                формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира; 

4)                освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 

5)                развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

6)                формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности. 

Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности:

1)умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; 

2)умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, определять общие цели и распределение функций и ролей участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы; 

3)умение работать в группе — владение навыками самопрезентации, умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; умение слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

4)формирование и развитие учебной компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий как инструментальной основы развития регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, включая совершенствование навыков решения социально и личностно значимых проблем, способности к сотрудничеству и саморегуляции; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий.

Предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

знать/понимать:

·        основные этапы и ключевые события истории России. 

уметь:

·        соотносить единичные факты и общие явления и процессы;

·        называть характерные, существенные черты минувших собы­тий и исторических личностей;

·        сравнивать исторические события и исторических деятелей;

·        объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты дея­тельности отдельных людей в истории;

·        сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, вы­являть сходства и отличия;

·        определять и объяснять свое отношение к наиболее значи­мым событиям и личностям в истории, их оценку;

·        использовать приобретенные знания при написании творческих работ и проектов;

·        высказывать суждения об изученном материале, версиях, су­ществующих в различных источниках по поводу исторических со­бытий, фактов, личностей, объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории.

3.  Календарно-тематическое планирование.

№ урока

Тема урока

Всего

часов

В том числе

Теория практика

ЦОР

Деятельность

обучающихся

Дата

план

Дата

факт

 

Введение. Понятие личности в истории

1

 

 

Работа с источниками

 

 

 

Раздел 1. Роль личности в истории России начала XX века

6

 

 

 

 

 

2

Личность Николая II

1

Лекция с элементами диалога

портал

«История.РФ»

 

 

 

3

Г. Распутин, Тихон, Азев – серые кардиналы эпохи

1

Урок-суд

портал

«История.РФ»

 

 

 

4

Политический портрет С.Ю. Витте и П.А.Столыпина

1

Экскурсия

портал

«История.РФ»

 

 

 

5

 Творцы первых двух революций

1

Дискуссия

https://um.mos.ru/personalities/lenin/

 

 

 

6

А.А.Брусилов-человек «военной косточки».

 

1

Просмотр фильма

«Алексей Брусилов. Трагедия генерала»

 

 

 

7

Полководцы Первой мировой войны

1

Защита проектов

 

 

 

 

 

Раздел 2. Государственные деятели периода становления и развития советского общества (октябрь 1917-1930 гг.)-7 часов

7

 

 

 

 

 

8

В.И. Ленин – вождь революции

1

Просмотр фильма

 

 

 

 

9

Создатели советского государства

1

Историческая реконструкция

портал

«История.РФ»

 

 

 

10

Красные командиры и герои

Гражданской войны

1

семинар

портал

«История.РФ»

Подготовка выступлений

 

 

11

Белые генералы

1

семинар

портал

«История.РФ»

Подготовка выступлений

 

 

12

Г.В. Чичерин - творец внешней политики

1

дискуссия

Хронос. Коллекция ресурсов по истории: биографии, документы, статьи, карты. www.history.ru

Изучение исторических документов

 

 

13

Колчак и Тухачевский – сравнение исторических личностей

1

Исторический суд

Хронос. Коллекция ресурсов по истории: биографии, документы, статьи, карты. www.history.ru

Изучение исторических документов

 

 

14

Руководители НКВД

1

дискуссия

Хронос. Коллекция ресурсов по истории: биографии, документы, статьи, карты. www.history.ru

Изучение исторических документов

 

 

 

Раздел 3. Период Великой Отечественной войны (1941-1945)

10

 

 

 

 

 

15

Военноначальники Великой Отечественной войны

1

Обзорный фильм

«Маршалы Победы. Часть 1». «Маршалы Победы. Часть 2.»

Подготовка к дискуссии

 

 

16

Великий полководец Великой Отечественной войны Г.К.Жуков

1

семинар

https://pobeda80

 

 

Подготовка выступлений

 

 

17

Дети-герои войны

1

 

https://pobeda80

 

 

Подготовка докладов

 

 

18

Маршалы Советского Союза

1

Защита проектов

https://pobeda80

 

 

 

 

 

19

Герои фронта

1

Просмотр фильма

«Моя линия фронта»

 

 

 

20

В.М.Молотов – творец внешней политики

1

дискуссия

 

Работа с источниками

 

 

21

Герои тыла

1

Просмотр фильма

Исторический канал «365 дней ТВ».

«На пути к Великой Победе: Герои Советского тыла»

 

 

 

22

А.И.Покрышкин

1

экскурсия

 

 

 

 

23

«Ночные ведьмы» Кубани

1

Просмотр фильма

«Легенды армии. Евдокия Бершанская»

«Ночные ведьмы»: забытые подвиги советских летчиц»

 

 

 

 

24

Партизанские отряды Апшеронского района

1

семинар

 

Подготовка выступлений

 

 

 

Раздел 4.  Политические портреты государственных и политических деятелей СССР в 50-е – 90-е гг.

5

 

 

 

 

 

25

Н.С.Хрущёв и деятели его эпохи

1

Работа в группах

 

презентация

 

 

26

Л.И. Брежнев и деятели его эпохи

1

Работа в группах

 

презентация

 

 

27

Советские космонавты

1

диспут

 

Работа с источниками

 

 

28

Политический портрет М.С.Горбачёва

1

Просмотр фильма

«Михаил Горбачев. Первый и последний»

1tv.ru

 

 

 

29

Академик Сахаров, писатель Солженицын и диссидентское движение

1

Исторический суд

 

 

 

 

 

Раздел 5. Россия на современном этапе

5

 

 

 

 

 

30

Б.Н. Ельцин и деятели его эпохи

1

семинар

 

Подготовка выступлений

 

 

31

В.В. Путин – портрет современного лидера

1

диспут

 

Работа с источниками

 

 

32

Герои России

1

Защита проектов

 

 

 

 

33

Герои СВО.

1

Защита проектов

 

 

 

 

34

Герои СВО: защищая нас и Родину.

1

Просмотр фильма

«Испытание»

 

 

 

 

ИТОГО:

34

 

 

 

 

 

 

 

4. Способы оценки достижения планируемых результатов.

1) Виды контроля: опрос, практические задания

2) Формы отслеживания образовательных результатов: дискуссия, беседа, диалог, диспут

3) Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: презентации

4) Формы подведения итогов реализации программы: проекты и семинары.

5. Рекомендуемая литература.

1) Михаил Ильинский, Сергей Голяков. Рихард Зорге. Подвиг и трагедия разведчика. Вече.2001.

2) Елена Прудникова. Чужой среди своих. Олма Медиа Групп, 2010

3) Великие государственные деятели России/ под. ред. А.Ф.Киселева. – М. Владос, 1996.

4) Жуков Г.К. Воспоминания и размышления (в 2-х т.) – М.: Агентство печати Новости, 1983г.

5) Сергей Степанов. Столыпин. Жизнь и смерть за Россию.Эксмо,2009.

6) Дмитрий Струков. На пути к великой России. Вече, 2012.

7) История России в портретах; в двух томах. Русич, Курсив, 1997.

8) Морозова Л.Е. «История России в лицах», М. «Школа – Пресс», 2000 г.

9) Полководцы и флотоводцы. – М.: ОЛМА Медиа групп, 2013г.

10) Сульянов А.К. Маршал Жуков. Слава, забвение, бессмертие. – Мн.: Харвест, 2002г.

     11) Герои Донбасса и СВО: сборник / составитель: Шишкова-Шипунова С. Е. - Москва: Вече, 2023.

     12) Малашенко, Е.И. Командующие фронтами и армиями в годы Великой Отечественной войны / Е.И. Малашенко. ‒ Москва: Вече, 2019. 

     13) Гусейнов Рафаэль Джагидович. Путь Путина. О самом популярном политике XXI века, Вече.2024.

Цифровые образовательные ресурсы:

1)    Портал «История. РФ» https://histrf.ru/

2)    https://spravochnick.ru/istoriya/znachimye_lichnosti_xx_veka_i_ih_vklad_v_mirovuyu_istoriyu/

3)    https://rutube.ru/channel/25277060/ «Россия-Моя история»

4)    https://www.365days.ru/ «365 дней ТВ» Исторический канал.

     5)    https://pobeda80

6) Хронос. Коллекция ресурсов по истории: биографии, документы, статьи, карты. www.history.ru

6. Материально-техническое обеспечение.

1) ноутбук

2) мультимедийный проектор

7. Методическое обеспечение.

1) https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2019/10/31/elektronnaya-biblioteka-dlya-uchitelya-po-istorii Электронная библиотека для учителя истории.

2) https://dzen.ru/a/ZautJ4_5TGRrK2SC 19 Великих и значимых деятелей России.


 

Скачано с www.znanio.ru