Урок Мужества "Выжить вопреки"
Оценка 4.6

Урок Мужества "Выжить вопреки"

Оценка 4.6
Разработки курсов
docx
история
9 кл—11 кл +1
14.05.2024
Урок Мужества "Выжить вопреки"
Урок Мужества посвящен Дню освобождения узников концлагерей
Сценарий Урока Мужества Выжить вопреки.docx

Урок Мужества «Выжить вопреки».

Посвящается Дню Памяти Узников фашизма

Цель урока: изучение исторических фактов Великой Отечественной войны (концлагеря Германии) на примере судьбы «живого свидетеля».

Задачи: 1) углубление знаний по данному материалу с использованием дополнительных источников (архивные фото и видео материалы, материалы с поисковых сайтов сети интернет, рассказ бывшего узника концлагеря);

2) патриотическое воспитание подрастающего поколения через региональный компонент – встречу с ветераном-земляком;

3) развитие навыков беседы с людьми старшего поколения.

Предварительная подготовка: организаторы мероприятия совместно с ребятами ведут поисково-исследовательскую деятельность: собирают исторический материал в библиотеке и сети интернет, обращаются к Книге Памяти, поисковым сайтам, в архивный отдел военкомата для получения информации о ветеране – герое предстоящего мероприятия. Организуется личная встреча-интервью с ветераном, на которой обсуждаются важные моменты его биографии, круг вопросов.

Место проведения: зал Боевой Славы детского клуба.

Участники:  учащиеся 9 – 10 классов общеобразовательных школ, педагоги, ветеран – герой мероприятия. Общее количество участников – 50 человек.

Оформление: зал Боевой Славы оформлен экспозициями, посвященными Великой Отечественной войне, мемориальными досками фронтовиков – земляков.

Оборудование:  компьютер, экран, проектор, магнитофон.

Организаторы: 1 ведущий - педагог, 2 чтеца, 1 юный историк, 1 оператор (демонстратор презентации, архивного материала), 2 организатора фото и видеосъемки.

 

 

На экране – 1 слайд презентации со словами:

«Это не должно повториться! Узникам фашистских концлагерей посвящается…»

Начинается фото и видеосъемка.

Включается демонстрация презентации.

Тихо звучит «Реквием» Р. Рождественского.

Ведущий:

         «Об одном прошу тех, кто переживет это время: не забудьте! Не забудьте ни добрых, ни злых. Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто погиб за себя и за вас. Придет день, когда настоящее станет прошедшим, когда будут говорить о великом времени и безымянных героях, творивших историю. Я хочу, чтобы вы знали, что не было безымянных героев, что были люди, которые имели свое имя, свой облик, свои чаяния и надежды, и поэтому муки самого незаметного из них были не меньше, чем муки того, чье имя войдет в историю. Пусть же эти люди будут всегда  близки вам, как друзья, как родные, как вы сами…»

Юный историк:

         Эти слова принадлежат известному журналисту, чехословацкому антифашисту, автору книги "Репортаж с петлей на шее"  Юлиусу Фучику. Летом 1943 года Юлиус Фучик был заключён в концлагерь в Германии,  подвергнут пыткам и казнён на гильотине…

Ведущий:

         Дмитрий Карбышев. Легендарный генерал Великой Отечественной. В августе 1941 года при попытке выйти из окружения он был тяжело контужен в бою. В бессознательном состоянии был захвачен в плен. За четыре года Карбышеву довелось побывать в семи немецких концентрационных лагерях. За отказ от сотрудничества с фашистами русский генерал был облит водой на морозе и погиб в феврале 1945 года...

Юный историк:

         Муса Джалиль, автор стихов "Маобитские тетради". В июне 1942 года во время Любанской операции был тяжело ранен и попал в плен. В концлагере  организовал  подпольную группу, устраивал побеги для военнопленных, за что был казнён на гильотине  в августе 1944 года. Его стихи узники заучивали наизусть и передавали друг другу. В 1956 году Муса Джалиль посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза…

Ведущий:

         Бухенвальд, Освенцим, Холокост, Дахау... Страшные имена концентрационных лагерей фашистской Германии. Места   физического уничтожения целых народов - славян, евреев, цыган...

Юный историк:

         Майданек, Треблинка, Равенсбрюк, Маутхаузен... Фабрики смерти, где обреченные на смерть люди проводили всего несколько часов. Здесь работал отлаженный конвейер, превращавший в пепел по несколько тысяч человек в сутки...

Ведущий:

         14 033 пункта... Таково общее количество концентрационных лагерей, их филиалов, тюрем, гетто, созданных нацистской Германией. Из 18 миллионов человек, прошедших через лагеря, было уничтожено более 11 миллионов... Сегодняшняя дата - 11 апреля - Организацией Объединенных Наций утверждена как День памяти узников концентрационных лагерей. В этот день мы обязаны вспомнить об одной из страшных трагедий Великой Отечественной войны – трагедии бывших узников фашистских концлагерей. И сегодня, ребята, мы познакомимся с удивительным человеком, которому суждено было провести в немецком плену 4 долгих, голодных, страшных года. Знакомьтесь, ребята! У нас в гостях Сергей Николаевич Литвин!

Аплодисменты детей. Представление ветерана.

Юный историк:

         Сергей Николаевич был призван в ряды Красной Армии в 1939 году. Служил в 14-ом гаубично - артиллерийском полку, в г. Твери. По окончании полковой школы младших командиров весной 1941 года был отправлен в 183 стрелковую дивизию в Литву. В первые дни войны дивизия несла тяжелейшие потери. В начале июля 1941 года в районе г. Остров Псковской области младший сержант Литвин,   расстратив все артиллерийские снаряды, попал в плен. Опочка, Себеж, Рига - концентрационные лагеря под открытым небом, дулами автоматов, в которых ему пришлось пройти испытание на прочность. Конечный пункт - концентрационный лагерь Зандбостель в Германии.

Ведущий:

         В этом лагере, в Шталаге Х Б,  Сергей Николаевич провел 4 мучительных года. Это сегодня Зандбостель - мемориальный комплекс с братскими могилами, бараками - памятниками, живыми свидетелями человеческих смертей, а тогда, в 1941 - ом, пленные лагеря жили в норах, ямах, в старых печах-духовках, землянках, шалашах и хранилищах для золы... Первые бараки стали строиться самими заключёнными лишь поздней осенью 1941 года. Каждый барак был рассчитан на 140 человек, а размещали в нём от 500 до 700 человек.     Порой пленные не могли уснуть, поскольку лежащий рядом на нарах человек был уже мёртв. Фактически каждый эсесовец или охранник мог убить заключённого, не неся за это никакой ответственности. В документах отмечалось: «убит при попытке к бегству».

Юный историк:

На Нюрнбернском процессе французский пленный концлагеря Зандбостель вспоминал:  «Прибывшие русские пленные практически не могли идти. Они производили жуткое впечатление. Их кожа на лице была не жёлтой, а зелёной. Почти все смотрели искоса, так как не могли даже раскрыть  глаза. Они падали группами, охранники бросались на них, били прикладами винтовок и кнутами. Питание советских военнопленных являлось худшим, чем пленных из других стран. Им приходилось есть кору деревьев, листву или траву, пить грязную воду. Свирепствовала дизентерия, брюшной тиф...».

Ведущий:

         Для питания русских военопленных фашисты изобрели рецепт специального хлеба, состоявший из отрубей, отжимок сахарной свёклы, целлюлозной муки и муки, изготовленной из соломы или листьев... Дорогой Сергей Николаевич! Такая статистика говорит сама за себя. Как Вам удалось выжить в таких нечеловеческих условиях? Где Вы черпали силы?

Выступление ветерана.

Ведущий:

         В таких условиях как никогда ценится такое понятие, как дружба. Вы помните своих товарищей по концлагерю? После войны поддерживали с ними отношения?

Выступление ветерана.

Ведущий:

         И вот настал долгожданный день - день освобождения из фашистского плена. Вы помните этот день? Какие чувства Вас переполняли?

Выступление ветерана.

Юный историк:

         Дорогой Сергей Николаевич, ребята! В интернете на сайте «Саксонские материалы» мы нашли документальный фильм - хронику, снятую британскими войсками в дни освобождения концлагеря Зандбостель. Это было в мае 1945 года. Вот его кадры.

Включается музыкальная композиция Моцарта.

Демонстрируется фильм «Концлагерь Зандбостель».

Ведущий:

         Ребята! Обратите внимание на изможденные, усталые лица пленных. 4 года нечеловеческих условий стерли грань между жизнью и смертью. Живые и мертвые - одно целое...

На экране включается 1 слайд «Это не должно повториться».

Юный историк:

         Сергей Николаевич! Мы знаем, что в 1990-м году вышла в свет книга немецких авторов Клауса Фолланда и Вернера Боргзена "Лагерь Х Б Зандбостель". В этой книге среди фотографий заключенных - ваша фотография, сохранившаяся в немецких архивах. Немецкое правительство приглашало Вас в Германию на международный симпозиум, посвященный узникам фашизма. Какие интересные встречи Вас ожидали в Германии?

Выступление ветерана, демонстрация книги.

Юный историк:

         Мы знаем, что у Вас сохранился персональный номер – жетон, который был присвоен Вам в концлагере. Расскажите нам о нем.

Выступление ветерана, демонстрация жетона.

Юный историк:

А еще мы знаем, что Вы пишете и публикуете книги - воспоминания о минувших событиях. Вами написана автобиографическая книга «Воспоминания о давно минувшем». Какие планы на будущее?

Выступление ветерана.

Ведущий:

         Сергей Николаевич! Ребята хотят задать Вам несколько вопросов.

Вопросы детей. Ответы ветераны.

Чтец 1:

                            Отгремели салюты побед

                            Той далёкой и страшной войны.

                             Только раны на сердце болят

                            Да всё снятся военные сны.    

                             Люди, что же нам сделать ещё,

                            Чтобы мир не погиб в серой мгле?

                            Неужели нельзя просто жить,

                            Без убийств и без войн на земле?

Чтец 2:

                            Ну должны же когда то понять

                            Те, кому ненавистен покой,

                            Человек порождён созидать,

                            А не в прах быть повергнут войной!

                            Мы достойны тепла и любви,

                            А не боли и смерти родных.

                             Мы навеки в душе сохраним

                            Память павших во имя живых!!!

Чтец 1:

                            Мы помянем героев войны

                            Всех, кто жизнью своей заплатил

                            За свободу великой страны,

                            За победу, за счастье, за мир!!!

Чтец 2:

                            Вечной памятью в наших сердцах

                            Будет колокол мира звонить.

                            В память тех, кто для нас сохранил

                            Это счастье великое… ЖИТЬ!

Ведущий:

После страшной, кровопролитной войны, после ужасов концлагерей, наш народ не мог представить, что фашистская идеология возродится. Но в последнее время открыто выступают люди, поддерживающие идеи фашизма и национализма. Особенно страшен тот факт, что в эту идеологию втягивается молодежь. Сергей Николаевич, что бы Вы пожелали нашим ребятам, какое жизненное напутствие им дали?

Обращение ветерана.

Ведущий:

Наша встреча подошла к концу. Спасибо, Сергей Николаевич, за интересный рассказ. Вы своим мужественным подвигом подаете нам пример силы духа, стойкости, героизма. Ребята, мы с вами должны уметь противостоять чуждым нам идеям – фашизма, национализма. Наша великая Россия никогда не вела захватническую политику. Наша великая Россия, ее великий народ защитили свою землю. И то, какой она будет в будущем - зависит от вас. Вы – ее защитники.

Юный историк:

         Сергей Николаевич! К 9 мая в нашем музее мы подготовили экспозицию, посвященную вашей военной судьбе. Обратившись к военным архивам из ЦАМО мы нашли боевые донесения дивизии, где Вы начинали служить. Примите эти документы в Ваш семейный архив. Низкий поклон Вам! Долгих и радостных лет жизни!

Урок Мужества заканчивается аплодисментами.

Далее следует фотосъемка  «Фото с ветераном на память».


 

Урок Мужества «Выжить вопреки»

Урок Мужества «Выжить вопреки»

На экране – 1 слайд презентации со словами: «Это не должно повториться!

На экране – 1 слайд презентации со словами: «Это не должно повториться!

Карбышеву довелось побывать в семи немецких концентрационных лагерях

Карбышеву довелось побывать в семи немецких концентрационных лагерях

И сегодня, ребята, мы познакомимся с удивительным человеком, которому суждено было провести в немецком плену 4 долгих, голодных, страшных года

И сегодня, ребята, мы познакомимся с удивительным человеком, которому суждено было провести в немецком плену 4 долгих, голодных, страшных года

Юный историк: На Нюрнбернском процессе французский пленный концлагеря

Юный историк: На Нюрнбернском процессе французский пленный концлагеря

Зандбостель. Это было в мае 1945 года

Зандбостель. Это было в мае 1945 года

Ведущий: Сергей Николаевич!

Ведущий: Сергей Николаевич!

Чтец 1:

Чтец 1:

И то, какой она будет в будущем - зависит от вас

И то, какой она будет в будущем - зависит от вас
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2024