ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 1 класс (Плешаков А.А)
Автор-составитель: Масленникова Т.В (учитель высшей категории)
Тема урока: «Войдем в музей»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование представлений о роли музея в нашей жизни.
Задачи урока:
Дидактические:
1. формировать представление о музее как хранителе культурных ценностей;
2. раскрыть важность и необходимость культурной преемственности через посещение музеев;
3. знать правила поведения в музее.
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность обучающихся, умение понимать прочитанное, рассуждать, делать выводы;
2. Развивать коммуникативные функции;
3. Развивать навыки самостоятельной работы.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к родному городу;
2. Воспитывать уважение к мнению других обучающихся;
3. Воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к уроку окружающего мира.
Задачи урока: систематизировать и расширить представления детей о музее как хранителе культурных ценностей; на конкретных примерах раскрыть важность и необходимость культурной преемственности через посещение музеев; закрепить практические знания о правилах поведения в музее.
Планируемые достижения учащихся: понимание
необходимости посещения музеев каждым человеком; знание правил поведения
в музее и соблюдение на практике этих правил.
Формирование УУД:
познавательные УУД - Развитие способностей учащихся управлять своей познавательной деятельностью; формирование умений анализировать, сравнивать, выделять необходимую информацию; делать выводы и обобщения
Регулятивные УУД - Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; планировать свою деятельность на уроке; контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности
Коммуникативные УУД- Формирование умения строить речевое высказывание в устной форме;
слушать и слышать учителя, другого ученика; доносить до собеседника свою точку зрения;
формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
формировать умение признавать свои ошибки, озвучивать их адекватно оценивать работу в группе
Личностные УУД -Формирование положительной учебной мотивации, навыков адекватной самооценки, ответственности за конечный результат. Формирование учебно-познавательных мотивов; учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой учебной задачи. Развитие доброжелательности, внимания к людям.
Оборудование. Презентация, экспонаты школьного
музея, личные вещи для создания музея, поделки учащихся, тетради и т.д.,
Предварительная подготовка : -поговорить с родителями, бабушками, дедушками о вещах, которые хранятся в семье, узнать с чем это связано, принести эти предметы в класс, рассказать о них
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап |
Образо ватель ная цель этапа урока |
Формы, методы и приемы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающегося |
Планируемые результаты (П, М, Л) |
Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопредел ение к деятельности (1-2 мин) |
Включе ние в учебную деятельн ость на личност но значимо м уровне |
Ф: Словесн ый (беседа) |
Проверяет готовность обучающихся к уроку. Устанавливает эмоциональный контакт. - Здравствуйте, у нас сегодня гости, подарите улыбку Оксане Валерьевне, улыбнитесь друг другу и мне. Отлично. садитесь. Сядьте поудобнее и внимательно слушайте то, что я буду говорить. А последнее слово в предложении мы будем говорить вместе. На уроке наши глаза внимательно смотрят и все ... (видят). Уши внимательно слушают и все ... (слышат). Голова хорошо ... (думает).
На уроке вас ожидает много интересных заданий. Вы готовы? Тогда мы начинаем. требования - Ребята, садимся правильно, спина прямая, ноги ставим на пол, руки на парте. |
Приветствуют учителя Эмоционально настраиваются на урок. |
Л: Самоопределение К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Учебная презентация |
Актуализаци я знаний и мотивация (3-4 мин) |
Готовно сть мышлен ия и осознан ие потребн ости к построе нию нового способа действи |
Ф: Наглядн ый (демонст рация) Ф: Практич еский (ответы на вопросы) |
Активизация знаний. Мотивация к познавательной деятельности. - Ребята, скажите, какую тему мы изучали на прошлом уроке? - О каких же животных мы говорили? - Ребята, а сегодня я вас приглашаю на экскурсию. А вот куда, попробуйте догадаться сами. Посмотрите на слайд. Что |
- В зоопарк. Рассказ детей (творческое задание) |
П: повторить уже пройденный материал. Р: выработать учебную мотивацию. К: учёт разных мнений Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося. |
Учебная презентация |
|
й |
|
объединяет все эти предметы? (Картинки: глиняные горшки, фарфоровая фигурка, утюг, сундук) - Ребята, что я вижу? - А где можно увидеть все эти предметы? |
- Старинные предметы. - Я думаю, что все эти предметы можно увидеть в музее. |
|
|
Постановка учебной задачи (2-3 мин) |
Выявлен ие места и причины затрудне ния, постанов ка цели урока |
Ф: Наглядн ый (демонст рация) Ф: Практич еский (беседа) |
Формулирует вместе с детьми тему урока. - Совершенно верно! Ребята, а как вы догадались, что эти предметы можно встретить в музее? - Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? - А если быть точнее тема нашего урока «Войдем в музей». - Какую цель мы перед собой поставим? Как вы думаете, что мы должны узнать? - Отлично! Сегодня мы не просто узнаем, что такое музей, а еще рассмотрим экспонаты музеев, вспомним как нужно себя вести в музее, и даже сами сегодня побываем в некоторых из них. |
- Потому что все эти предметы памятники истории, культуры. - - Музей. - Узнать, что такое музей.
|
П: уметь формулировать тему и цель урока. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Л: учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. |
Учебная презентация |
"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин) |
Построе ние детьми нового способа действи й и формиро вание способн ости к его выполне |
Ф: Наглядн ый (демонст рация) |
Открытие для обучающихся новых сведений. - Ребята, кто-нибудь знает, что такое музей? - Спасибо за ответ. А как мы можем узнать, верны ли наши предположения? - Заглянем в знакомый нам словарь |
- Музей -это место, где хранятся различные экспонаты. - Спросить у взрослых, найти в словаре или в интернете. |
П: уметь самостоятельно добывать новые знания. Р: выработать учебную мотивацию. П: определение основной и второстепенной информации. М: использование |
Учебная презентация, учебник |
|
нию |
Ф: словесн ый (беседа) Ф: Практич еский: (работа с учебнико |
Ожегова. Определение, которое дано в словаре, вы видите на доске. - Давайте послушаем. Музей - учреждение. Деятельность музея: собирают, изучают, хранят, экспонируют, то есть представляют. - Ребята, а кто-нибудь знает, почему «музей» назвали именно музеем? - Слово «музей» очень древнее и от древнегреческого слова «музеум» означает «место, посвященное Музам». - Музей является очень важным источником информации, сохраняя предметы культуры и истории для будущих поколений, а также знакомящие нас с прошлым. В музее живут вещи. Дорогие. Но дорогие они не потому, что дорого стоят, а потому, что они дороги сердцу, памяти. Одни из них могут подарить посетителю новые знания, другие просто радуют глаз своей красотой. Третьи заставляют задуматься. Музеи бывают самые разные - Многие из вас были на экскурсиях в разных музеях, вспомните в каких музеях вы были ( мы с вами ездили в один музей, вспомните пжл какой) - А кто-то знает, что такое - экскурсия? А для чего мы ходим на экскурсии? - Может быть, вы, знаете, как |
Слушают определение - Нет. - Я вижу музей, экспонаты, экскурсовода, экскурсанты. - Я думаю, что дети пришли на экскурсию. - На экскурсию - Экскурсия - это посещение каких-либо достопримечательных мест или музеев. - Для того, чтобы узнать что-то новое, изучение какого-то временного промежутка. |
знаковосимволических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. |
|
|
|
м) Ф Словесн ый (рассказ) Ф: Словесн ый (беседа) |
называется профессия человека, который проводит экскурсии? - Совершенно верно, экскурсовод - это специалист по проведению экскурсий, это человек, которому нужны определенные знания. Он знакомит нас экспонатами, которые сам же и изучает. - А каким словом можно назвать предметы, которые выставляются в музее? - Совершенно верно! Но для того, чтобы предмет стал экспонатом музея, над ним проводят кропотливую работу, его чистят, изучают. - Давайте послушаем, что же такое экспонат. Экспонат — предмет, выставляемый для всеобщего обозрения в музее или на выставке. - Предлагаю отправиться в залы музея, который в учебниках с.28-31. Прочитайте задание - - Давайте теперь заглянем в залы того музея, в который поведет нас наш экскурсовод. Для этого откройте свои учебники на странице 28. - Давайте послушаем, что же нам расскажет наш экскурсовод о этих экспонатах. На данной экспозиции представлены различные экспонаты. Давайте рассмотрим их. Старинный пистолет, наградная серебряная Георгиевская труба, |
- Экскурсовод. - Экспонаты. 1 учащийся выходит к доске |
|
|
|
|
|
которую давали за храбрость на поле битвы. Почему же труба называлась Георгиевской? Все дело в том, что Георгиевская труба отличалась от обычной серебряным накладным изображением ордена Святого Георгия (один из наиболее известных святых в христианском мире в то время). Следующий экспонат - Звезда ордена Святого Владимира, ее награждали за заслуги перед Отечеством и на военной, и на гражданской службе. Кто же такой Святой Владимир? Святой Владимир - это князь новгородский, великий князь киевский, при котором произошло крещение Руси. Также на данной экспозиции представлен мундир великого князя Константина. - Ребята, а кто-нибудь знает, что такое мундир? - Но почему же мундир именно князя Константина? Великий князь Константин Павлович —российский цесаревич, который любил военное дело, вникал во все мелочи солдатского быта. - Ребята, наверняка, все эти экспонаты взяты из музея «1812 года», который находится на Красной Площади. Посмотрите, в этом музее все посвящено Отечественной войне 1812 года, |
-
Мундир - военная или гражданская форменная парадная верхняя одежда. |
|
|
|
|
|
когда наша страна сражалась с Наполеоном и его армией. (2-3 экспоната из этого музея) Предлагает желающим мальчикам «поработать экскурсоводами» и описать предметы на с. 28-29. ( -Учитель предлагает пофантазировать, кто мог быть хозяином той или иной вещи. Читает из Приложения (с. 76) рассказ о Л. В. Собинове. Спрашивает, что объединяет все эти разные предметы на одном развороте (эти предметы принадлежали мужчинам разного возраста и разных профессий, создают мужской облик), и уточняет, можно ли судить по предметам этой экспозиции, какие качества в мужчине всегда ценили люди? (Мужество, верность Родине, порядочность, трудолюбие, чувство долга, ответственность.) Физкультминутки по принципу игры «Море волнуется раз». После команды
дети застывают в позах, изображающих те или иные музейные экспонаты
(фарфоровые фигурки пастуха и продавщицы цветов, военный мундир
и дамское платье, полковая труба и дамский зонтик). -Можно ли судить по предметам этой экспозиции, какие качества в женщине всегда ценили люди?» (Женственность, чистоту, умение уютно обустроить свой дом, аккуратность и изящество в одежде, заботливость, чувство долга, любовь к природе и культуре.) Организует динамическую паузу - А сейчас мы немного с вами отдохнем. Встанем рядом со своими местами. Задвиньте стулья, встаньте так, чтобы никому не мешать. - Предлагаю вам поиграть в игру «Море волнуется раз», но у меня будет одно маленькое условие. Когда я буду говорить «Море замри», вы должны замереть в позах, изображающие те или иные |
Высказывания детей - Мужество, верность Родине, чувство долга, трудолюбие. - Женственности, аккуратность, изящество в одежде, любовь к природе. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Первичное закрепление (2-3 мин) |
Усвоени е нового способа действи й |
Ф: Словесн ый (беседа) П: Практич еский (упражн ение) |
Закрепляет с детьми полученные на уроке знания. - В музее хранятся сокровища культуры и документы о людях - ее творцах. Рассматривать экспонаты музея нужно очень внимательно. Тогда они раскроют секреты красоты и мудрости. - Ребята, поднимите руку те, кто был в музее. - А сейчас поднимите руку те, кто знает, как нужно себя вести в музее. - Сейчас мы проверим, знаете ли вы правила поведения в музее. - Предлагаю вам поработать в парах. Напомните мне правила работы в парах. Отлично! Посмотрите на слайд, обсудите в парах, какие же правила поведения в музее верны, а какие нет. - (На слайде правила) - А для того, чтобы проверить насколько вы были внимательны, предлагаю вам поиграть в игру «Да- Нет». Если с этим правилом вы согласны показываем согласие, а если нет - несогласие. |
1. Работать должны оба; 2. Уважать мнение одноклассника; 3. Один говорит другой слушает. |
Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Л: формирование уважительного отношения к иному мнению. |
Учебная презентация |
|
|
|
Фото и видеосъемка только с разрешения экскурсовода. В музее можно громко разговаривать. Можно не слушать экскурсовода. Нельзя трогать экспонаты и витрины. - Отлично, ребята! Все правила вы обозначили верно. |
Верно Неверно Неверно Верно |
|
|
Самостоятель ная работа с самопроверк ой (2-3 мин) |
Интерио ризация нового способа действи й, индивид уальная рефлекс ия достиже ния цели, создание ситуаци и успеха |
Г: Практич еский (самосто ятельная работа) Ф Наглядн |
Организация самостоятельной работы. - Ребята, а сейчас вы поработаете в парах. Напомните мне правила работы в гпарах. - Сейчас я раздам карточки, на которых изображены разные предметы. Ваша задача зачеркнуть тот предмет, который не будет являться экспонатом данной экспозиции. |
Самостоятельная работа - В каждой группе есть ответственный. Он распределяет обязанности в группах и отвечает за результат. Каждый имеет право высказать свое мнение, остальные должны внимательно его выслушать. Выполнение задания |
П: уметь самостоятельно работать над заданием в группе. Метапредметные: Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Р: оценка. |
Учебная презентация, карточки с заданием |
|
|
ый (демонст рация) |
- Ваше время вышло. Посмотрите на слайд и проверьте свои работы. |
|
|
|
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) |
Включе ние "открыт ия" в систему знаний, повторе ние и закрепле ние ранее изученн ого |
Ф Словесн ый (объясне ние) Ф Словесн ый (рассказ) |
- Ребята, скажите, а в какой музей вы ходили всем классом? - А какие экспонаты там представлены? - Так, отлично. А вы знали, что существует большое количество музеев, в которых представлены различные экспозиции? Хотели ли вы создать свой музей? Какие экспонаты поместили в свой музей? - Расскажите - Спасибо, ребята, за вашу работу. - Скажите, а может ли быть экспозиция старинных игрушек, то есть те игрушки, в которые играли, например, ваши родители? - Работа в тетради с 22-23, за выходные №2, 3 - Дома я предлагаю вам выполнить творческое задание, которое |
- Краеведческий - Животные Южного Урала Рассказывают про экспонаты (экспозиции) - Да |
К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Л: учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. |
Учебная презентация, раздаточный материал (экспонаты) |
|
|
|
находится в рабочей тетради на странице 28 номер 2. - Вы будете должны спросить у бабушек, дедушек, какими игрушками они играли, может быть, вы их даже нарисуете и расскажите про них. |
|
|
|
Рефлексия деятельности (2-3 мин) |
Самооце нка результа тов деятельн ости, осознан ие метода построе ния, границ примене ния нового знания |
Ф: Словесн ый: (беседа) Ф: наглядн ый (демонст рация) |
1. Организует рефлексию по изученному материалу. - А наш урок подходит к концу. Как звучала тема нашего урока? - Какую цель мы перед собой ставили? Как вы считаете, достигли ли мы цели нашего урока? - А что интересного вы еще узнали на уроке? - Что вызвало у вас затруднения? -Отлично! Ребята, посмотрите на доску, я записала три фразы: Узнал что-то новое Не получил новых знаний Удивился - Сейчас я попрошу выйти первый ряд (второй, третий) и приклеить кружок к той фразе, которая вам подходит. - Ребята, сегодня на уроке я за всеми внимательно смотрела. ) Эмоционально завершает урок. - Спасибо за работу! Вы меня сегодня очень порадовали. |
- Войдем в музей - Узнать, что такое музей. Да. - Узнали, что такое экспонаты, какие виды музеев существуют, правила поведения в музее. - Самостоятельная работа Самооценка |
Л: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии П: уметь оценивать себя и свои достижения на уроке. Л: адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. |
Учебная презентация, раздаточный материал (совушки) |
|
|
|
|
|
|
|
УЗНАЛ ЧТО ТО НОВОЕ
УДИВИЛСЯ
НЕ ПОЛУЧИЛ НОВЫХ ЗНАНИЙ
ЭКСПОНАТЫ
ЭКСКУРСОВОД
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.