Луценко Марина Евгеньевна,
учитель МОУ СОШ 20 г.Тверь
«Модель внеурочной деятельности различных направлений в рамках одного учебного предмета».
1. Обоснование выбора темы.
В соответствии с ФГОС начального образования основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. Следовательно, возникает вопрос: как эффективно организовать во взаимосвязи две деятельности – урочную и внеурочную.
2.Цель: научиться моделировать внеурочную деятельность для конкретной образовательной программы.
Задачи:
· проанализировать учебную программу;
· предложить и частично разработать различные по форме и содержанию занятия внеурочной деятельности.
3.Предполагаемые результаты:
· разработки занятий внеурочной деятельности с возможностью использования их в работе;
· опыт моделирования внеурочной деятельности.
4.Практическая часть.
Разработка моделей, выстраивающих преемственность содержания урочной и внеурочной деятельности.
Класс:3
Предмет: окружающий мир; авторы курса – А.А. Плешаков и М.Ю. Новицкая, УМК «Перспектива».
№ п/п |
Тема урока. |
Тема внеурочного занятия. |
Форма проведения занятия. |
Формируемые УУД. |
|
Раздел 1. Радость познания. |
|
|
|
1 |
Книга – источник знаний. |
Спутник на дороге познания. |
Экскурсия в библиотеку для практического знакомства со справочной и научно-популярной литературой. |
Личностные: формирование интереса, осознание целостности окружающего мира, освоение элементарных правил и норм поведения в мире людей. Регулятивные: организация своей работы в библиотеке. Познавательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа информации. Коммуникативные: способностью вести диалог, соблюдать нормы речевого этикета.
|
2 |
Отправимся на экскурсию. |
Что такое планетарий. |
Экскурсия в планетарий (вводное занятие, интерактивная программа). Комментарий: актуальность выбора планетария обоснована: по заданию учебника дети сравнивают океанариум и планетарий. Статья про океанариум в учебнике есть, а про планетарий – нет. |
Личностные: формирование интереса, осознание целостности окружающего мира, освоение элементарных правил и норм поведения в мире людей. Регулятивные: осознавать границы собственных знаний и умений о космосе. Познавательные: умение извлекать информацию, представленную в разной форме, в разных источниках. Коммуникативные: способность вести диалог, соблюдать нормы речевого этикета.
|
3 |
О чём расскажет план. |
Клад в нашей школе. |
Игра-путешествие по маршрутному листу - плану школы. Комментарий: Класс делится на группы, детям вручаются планы школы с условными обозначениями и нанесённым маршрутом. Есть станции остановки, где команды выполняют задания из разных учебных областей. В результате удачного движения по маршруту и правильно выполненных заданий команда находит «клад». |
Личностные: формирование интереса, осознание целостности окружающего мира, освоение элементарных правил и норм поведения в мире людей. Регулятивные: планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: способность вести диалог и разрешать конфликты, управлять поведением партнёра.
|
4 |
Путешествуя, познаём мир. |
Наши путешествия. |
Проект «Классный альбом путешествий». Комментарий: Классный альбом составляется из отдельных работ учащихся – презентаций (выбор темы, подбор и оформление материала, защита презентации – индивидуально). |
Личностные: формирование интереса, осознание целостности окружающего мира, освоение элементарных правил и норм поведения в мире людей. Регулятивные: планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, прогнозировать результат деятельности. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, осознанное построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные: способность вести диалог, соблюдать нормы речевого этикета. |
5 |
Транспорт. |
Железная дорога. |
Экскурсия в музей ж/д транспорта. |
Личностные: формирование интереса, осознание целостности окружающего мира, освоение элементарных правил и норм поведения в мире людей. Регулятивные: осознавать границы собственных знаний и умений о технических достижениях. Познавательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа информации. Коммуникативные: обогащение культурного опыта.
|
6 |
Средства информации и связи. |
Возможности интернета. |
Мастер-класс. Комментарий:для сотрудничества приглашается учитель информатики; место проведения – компьютерный класс. |
Личностные: формирование интереса к новым техническим средствам, освоение элементарных правил и норм поведения в сети Интернет. Регулятивные: планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль. Познавательные: анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез. Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи.
|
|
Раздел 2. Мир как дом. |
|
|
|
7 |
Мир небесных тел. |
Звёзды и планеты. |
1.Экскурсия в планетарий с участием в интерактивной программе «Звёзды и планеты». 2.Клубное занятие «Очумелые ручки». Комментарий: изготовление модели Солнечной системы из различных материалов (индивидуальная работа). Организация выставки работ. |
1.Личностные: формирование интереса, осознание целостности окружающего мира, освоение элементарных правил и норм поведения в мире людей. Регулятивные: осознавать границы собственных знаний и умений о космосе. Познавательные: умение извлекать информацию, представленную в разной форме, в разных источниках. Коммуникативные: способностью вести диалог, соблюдать нормы речевого этикета. 2.Личностные: формирование интереса к новым способам самовыражения. Регулятивные: планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль. Познавательные: анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез. Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи.
|
8 |
Невидимое сокровище. Самое главное вещество. |
Чистое будущее. |
Круглый стол. Комментарий: Обсуждение проблем загрязнения окружающей среды и путей их решения (выбор темы, подбор и оформление материала, защита своих работ – по микрогруппам). |
Личностные: формирование интереса, осознание целостности окружающего мира, освоение элементарных правил и норм поведения в мире людей. Регулятивные: планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, осознанное построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные: способность вести диалог и разрешать конфликты,
|
9 |
Кладовые Земли. |
Богатства Тверского края. |
Экскурсия в краеведческий музей. |
Личностные: формирование интереса, осознание целостности окружающего мира, освоение элементарных правил и норм поведения в мире людей. Регулятивные: осознавать границы собственных знаний и умений о природных ресурсах. Познавательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа информации. Коммуникативные: обогащение культурного опыта.
|
10 |
Мир растений. |
Цветик-семицветик. |
Викторина. Комментарий: Работа по командам. В основе вопросов викторины – загадки, природные явления, личные наблюдения детей… |
Личностные: формирование интереса, осознание целостности окружающего мира, освоение элементарных правил и норм поведения в мире людей и животных. Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения знаний. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач. Коммуникативные: способность вести диалог, соблюдать нормы речевого этикета.
|
11 |
Мир животных. |
Мир животных. |
Викторина. Комментарий: Работа по командам. В основе вопросов викторины – загадки, природные явления, личные наблюдения детей… |
Личностные: формирование интереса, осознание целостности окружающего мира, освоение элементарных правил и норм поведения в мире людей и животных. Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения знаний. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач. Коммуникативные: способность вести диалог, соблюдать нормы речевого этикета.
|
12 |
Образы животных в народном творчестве. |
Народная игрушка. |
Мастер-класс и выставка работ. Комментарий: для сотрудничества приглашается учитель ИЗО, педагог допобразования или кружковой работы. |
Личностные: формирование интереса к новым способам самовыражения. Регулятивные: планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль. Познавательные: анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез. Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи.
|
13 |
Невидимые нити в живой природе. Лес – волшебный дворец. Луг – царство цветов и насекомых. Водоём – дом из воды. Как сохранить богатства природы. |
Природное сообщество. |
Проект «Природное сообщество». Комментарий: работа в 3х группах. Создание из подручных материалов сообществ (лес, луг, водоём), рассказ о взаимосвязях внутри сообщества, проблемы и природоохранная деятельность. |
Регулятивные: самостоятельно планировать свои действия при выполнении проектной деятельности, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Познавательные: использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. Коммуникативные: овладение способностью вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Личностные: осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природе и социальной среде. |
|
Раздел 3. Дом как мир. |
|
|
|
14 |
Родной дом – уголок Отчизны. |
В гостях у тверского крестьянина. |
Экскурсия в краеведческий музей. |
Личностные: формирование интереса, осознание целостности окружающего мира, освоение элементарных правил и норм поведения в мире людей. Регулятивные: осознавать границы собственных знаний и умений о природных ресурсах. Познавательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа информации. Коммуникативные: обогащение культурного опыта, приобретение опыта сотрудничества с экскурсоводом.
|
15 |
Свой дом – свой простор. В красном углу сесть – великая честь. |
Наша деревенька. |
Проект «Наша деревенька». Комментарий: Индивидуальная работа заключается в постройке домика из бумажных трубочек и его украшении. Групповая работа: из домов собирается деревня, дорабатывается различными элементами (заборы, деревья и т.д). Выставка работ. |
Личностные: формирование интереса к новым способам самовыражения, формирование интереса, осознание целостности окружающего мира, освоение элементарных правил и норм поведения в мире людей. Регулятивные: планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль. Познавательные: анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез. Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи, обогащение культурного опыта, приобретение опыта сотрудничества с одноклассниками. |
16 |
Побываем в гостях. |
Дома разных народов. |
Проект «Дома разных народов». Комментарий: Индивидуальная или групповая работа заключается в выборе темы, подбора материала и представлении своих работ. Оформление классной презентации в электронном виде с помощью учителя. |
Личностные: формирование интереса, осознание целостности окружающего мира, освоение элементарных правил и норм поведения в мире людей. Регулятивные: планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, прогнозировать результат деятельности. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, осознанное построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные: способность вести диалог, соблюдать нормы речевого этикета. |
17 |
Родословное древо. |
Моя родословная. |
Проект «Моя родословная». Комментарий: Индивидуальная работа: поиск информации, оформление и выступление. Сохранение работ в портфолио. |
Регулятивные: самостоятельно планировать свои действия при выполнении проектной деятельности, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Познавательные: использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. Коммуникативные: овладение способностью вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Личностные: осознание себя как части общества, освоение элементарных правил и норм поведения в мире людей. |
18 |
Святость отцовства и материнства. |
Рукодельные подарки. |
Клубное занятие «Очумелые ручки». Комментарий: изготовление рукодельных подарков в преддверии Дня Защитника Отечества и Международного женского дня. Для сотрудничества приглашается учитель ИЗО, педагог допобразования или кружковой работы. |
Личностные: формирование интереса к новым способам самовыражения. Регулятивные: планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль. Познавательные: анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез. Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи.
|
19 |
Добрые дети – дому венец. |
Наши таланты. |
Концерт «Для мам и пап». Комментарий: концерт составляется из творческих номеров учащихся. |
Личностные: формирование интереса к новым способам самовыражения. Регулятивные: планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, самооценка. Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи. |
20 |
Детские игры – школа здоровья. |
Час игры. |
Проект «Играем с малышами». Комментарий: учащиеся распределяются по микрогруппам, выбирают тип игры. Учитель помогает с подбором и репетицией проведения игры. Выход с играми к ученикам младших классов. |
Личностные: формирование интереса, освоение элементарных правил и норм поведения в мире людей, формирование бережного отношения к малышам. Регулятивные: планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: способность вести диалог и разрешать конфликты, управлять поведением партнёра.
|
21 |
Как работает наш организм. |
32. |
Экскурсия в детскую стоматологию с практическим занятием. |
Личностные: осознание личной ответственности за здоровье своё и окружающих, уважительное и заботливое отношение к людям с нарушениями здоровья. Регулятивные: оценивать правильность выполнения своих действий и вносить необходимые коррективы. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: способностью вести диалог, соблюдать нормы речевого этикета.
|
22 |
Наши органы чувств. |
Юный медик. |
Викторина. Комментарий: учащимся предлагаются вопросы и задания из темы «Организм человека». Командное соревнование. |
Личностные: осознание личной ответственности за здоровье своё и окружающих, уважительное и заботливое отношение к людям с нарушениями здоровья. Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения знаний. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач. Коммуникативные: способностью вести диалог, соблюдать нормы речевого этикета.
|
23 |
Школа первой помощи. |
Первая помощь. |
Мастер-класс. Комментарий: для сотрудничества приглашается педагог кружковой работы или сотрудник медицинского учреждения. |
Личностные: осознание личной ответственности за здоровье своё и окружающих, уважительное и заботливое отношение к людям с нарушениями здоровья. Регулятивные: оценивать правильность выполнения своих действий и вносить необходимые коррективы. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: способность вести диалог, соблюдать нормы речевого этикета.
|
24 |
Семейный бюджет. |
Бюджет моей семьи. |
Исследовательская работа. Комментарий: исследуются направления расходов в семье – индивидуальная работа. Обмен мнениями. |
Регулятивные: самостоятельно планировать свои действия при выполнении проектной деятельности, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Познавательные: использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. Коммуникативные: овладение способностью вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Личностные: осознание себя как части общества. |
25 |
Путешествие к Пушкину. |
Творчество А.С. Пушкина для детей. |
Экскурсия в музей Пушкина (г. Торжок). Интерактивная программа. |
Личностные: формирование интереса, осознание целостности окружающего мира, освоение элементарных правил и норм поведения в музее. Регулятивные: понимать перспективы дальнейшей учебной работы. Познавательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа информации. Коммуникативные: обогащение культурного опыта, приобретение опыта сотрудничества.
|
|
Раздел 4. В поисках всемирного наследия. |
|
|
|
26 |
Всемирное наследие. |
Объекты Всемирного наследия. |
Проект «Объекты Всемирного наследия». Комментарий: Работа в микрогруппах или индивидуально по сбору информации о выбранном объекте и оформление рассказа о нём (рисунки, фотографии, описание…). Выступления. Создание классного журнала. |
Регулятивные: самостоятельно планировать свои действия при выполнении проектной деятельности, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Познавательные: использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. Коммуникативные: овладение способностью вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, обогащение культурного опыта. Личностные: осознание себя как части общества, освоение элементарных правил и норм поведения в мире людей. |
27 |
Московский Кремль. |
Московский Кремль. |
Экскурсия в г. Москва с посещением Кремля. |
Личностные: формирование интереса, осознание целостности окружающего мира, освоение элементарных правил и норм поведения в социальной среде. Регулятивные: понимать перспективы дальнейшей учебной работы. Познавательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа информации. Коммуникативные: обогащение культурного опыта, приобретение опыта сотрудничества.
|
28 |
Путешествие в Египет. Путешествие в Грецию. |
Страны Европы. |
Виртуальное путешествие. Комментарий: использование ресурсов городских музейно-выставочных центров и современных компьютерных технологий. |
Личностные: формирование интереса, осознание целостности окружающего мира, освоение элементарных правил и норм поведения в социальной среде. Регулятивные: осознавать границы собственных знаний и умений о политическом и экономическом устройстве мира. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: обогащение культурного опыта, приобретение опыта сотрудничества.
|
29 |
Путешествие в Китай. |
Страны Азии. |
Виртуальное путешествие. Комментарий: использование ресурсов городских музейно-выставочных центров и современных компьютерных технологий. |
Личностные: формирование интереса, осознание целостности окружающего мира, освоение элементарных правил и норм поведения в социальной среде. Регулятивные: осознавать границы собственных знаний и умений о политическом и экономическом устройстве мира. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: обогащение культурного опыта, приобретение опыта сотрудничества.
|
30 |
Всемирные духовные сокровища. |
Мой идеал. |
Проект «Мой идеал». Комментарий: индивидуальная работа по сбору информации о человеке, который является идеалом для ребёнка. Выступления детей. Сохранение работ в портфолио. |
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и что уже неизвестно. Познавательные: использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. Коммуникативные: овладение способностью вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Личностные: осознание себя как части общества, освоение элементарных правил и норм поведения в мире людей. |
Методические рекомендации.
Выводы.
Цель работы достигнута: проанализировано содержание курса «Окружающий мир» (3 класс, А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая, УМК «Перспектива») и разработана модель внеурочной деятельности. Представлены 30 занятий, различных по форме и содержанию, связанных с конкретными уроками.
Пришли к выводу, что курс окружающего мира содержит в себе большой потенциал для гармоничного развития ребёнка в различных направлениях: духовно-нравственном, социальном, общеинтеллектуальном, общекультурном. Материал курса позволяет учителю выбрать различные формы проведения занятий во внеурочной деятельности. Курс также предусматривает интеграцию с другими учебными курсами (литературное чтение, математика, технология, ИЗО).
В процессе работы возникли затруднения по обозначению УУД внеурочной деятельности. Эта проблема была решена после более детальной проработки материала по данной теме.
Считаем работу применимой в практике после соответствующей доработки.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.