Раздел |
|
||||||||||||||
ФИО педагога |
|
||||||||||||||
Дата |
|
||||||||||||||
Класс6 |
Количество присутствующих: |
отсутствующих: |
|||||||||||||
Тема урока |
Тюркский каганат (552-603 г) |
||||||||||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)
|
6.3.1.1 определять историческую значимость формирования Тюркского каганата, выявляя взаимосвязи между событиями 6.3.1.2 знать государства VI-IX вв. и используя карту объяснять политические процессы 6.3.2.2 определять основные направления внешней политики Великого Тюркского каганата
|
||||||||||||||
Цель урока |
Все учащиеся смогут: вести исследовательскую деятельность, -отвечать на поставленные вопросы и конкретизировать мысль в наглядной форме Большинство учащихся будут уметь: работать в группе, -сравнивать, анализировать Некоторые учащиеся смогут: распределять полученную информацию по историческим источникам |
||||||||||||||
Критерии успеха |
Определяет историческую значимость формирования Тюркского каганата, выявляя взаимосвязи между событиями Знат государства VI-IX вв. и используя карту объяснять политические процессы Определяет основные направления внешней политики Великого Тюркского каганата
|
||||||||||||||
Ход урока |
|||||||||||||||
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Оценивание |
Ресурсы |
|||||||||||
Организационный этап |
Создание положительного эмоционального настроя Здравствуй, год учебный, школьный! В добрый путь, ученики! Перезвоном колокольным Пусть звенят, звенят звонки! Окружает вас, ребята, Мир невиданных чудес, Изучить все в школе надо! Поторопимся скорей! - Посмотрите в окно: какой замечательный солнечный день сегодня! Повернитесь к соседу по парте, улыбнитесь ему, пожелайте удачи на уроке. Читаем и отвечаем на вопросы. Проверка домашнего задания Устный фронтальный опрос. · Назовите хронологические рамки Средних веков? Чем вызваны именно эти границы? · Каких деятелей культуры Вы знаете? Чем они знамениты? О чем говорят приставки Кашгари, Баласагуни и др.? · Какой строй господствовал в средневековье? Дайте его определение? · Перечислите союзы группы, существовавшие на территории Казахстана в Древнем мире? · Перечислите государства, существовавшие на территории Казахстана в Средние века?
|
Показывают решения задач, при возникновении вопросов разбирают с учителем |
Интерактивное обучение |
Диалогическое обучение Саморегулируемое обучение Критическое мышление |
|||||||||||
Изучение нового материала |
Актуализация знаний Стратегия «ЗХУ» Учитель предлагает составить таблицу и заполнить первые 2 столбца
ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ (552-603 гг.)Одним из первых феодальных государств, существовавших в раннем средневековье на территории Казахстана, является Тюркский каганат. Этнический составБольшинство населения составляли племена теле (тирек). Судя по китайским источникам этноним «тюрк» произошло от названия «теле», этнонимом «тюрк» первоначально называли представителей знати, а затем господствующие племена. Первое упоминание этнонима «тюрк» встречается в китайских летописях . относится к 542 г. Основание Тюркского каганатаКитайцы называли тюрков потомками хуннов. В состав населения тюркского каганата входили более 30 племен теле, в том числе киргизы, огузы, уйгуры, дулу, уйсуны и др. Первоначально тюрки зависели от жужанов (авар), во главе которых стоял Анагуй. В период зависимости от Жужанского каганата тюрки платили им дань железом. В 545 г. тюрки заключили союз, с китайским императорам. Усиливаясь в середине VI века, искали повод для войны с Жужанским каганатом. Бумынь с этой целью послал людей Анагую с предложением выдать дочь за него. Услышав отказ, Бумынь объявил войну жужанам. В 552 г. тюркский каган Бумынь выступил против них и наголову разбил войска Анагуя. Таким образом, основателем тюркской государственности является Бумын - каган, который в 552 г. получил титул «елхан» - всенародный хан. ТерриторияТерритория каганата: на востоке с Алтайских гор, на западе до Каспийского моря. Распространялась на обширнейшие просторы с юго-восточной границы с Китаем до юго-западной границы с Персией (Ираном). Территория Тюрского каганата
Расширение границ Тюркского каганатаПосле смерти Бумыня в конце 552 г. к власти пришел его сын Кара-Еске. При тюркском кагане Мукане (553-572) в 553 г. жужане потерпели сокрушительное поражение. Таким образом, Тюрки стали единоличными властителями восточной части Великой степи после победы над Жужанским каганатом. Затем на севере тюрки покорили земли от Саянских гор до реки Хуанхэ на востоке, подчинив себе племена кайев (татабов), киданей, огуз-татар и др. В период правления Мукана, в северном Китае была раздробленность: Китай разделился на два государства. Оба платили дань Мукану: только одна часть Китая ежегодно преподносила кагану 100 тюков шелковой ткани. Тобо каган с обоими северокитайскими государствами поддерживал тесные взаимосвязи. Сильно было политическое влияние Тюркского каганата на востоке в 570-580-е годы. О политическом господстве Тюркского каганата на востоке в 70-е - 80-е гг. VI в. свидетельствует то, что данниками тюрков были Китайские государства (Северное Ци и Северное Чжоу). Тюркские доспехи, 6-8 вв В VI в. западные походы 10 тюркских туменов возглавил младший брат Бумыня Иштеми (Истеми), который покорил согдийцев и племена Алтая. Тюрки к 555 году захватили земли до Аральского моря. За короткое время они завоевали огромную территорию от Китая до Амударьи, весь Присырдарьинский регион. Земли Казахстана подпали под власть Тюркского каганата в VI в. В Средней Азии эфталиты(хиониты-белые гунны) оказали упорное сопротивление тюркам. Эфталиты - это оседлые племена Средней Азии, жившие на землях от Каспийского моря до Северного Индостана и Восточного Туркестана. Тюрки заключили союз с Ираном (Персией), против Эфталитов. 563-567 гг. Тюрки покорили Эфталитов и взяли под свой контроль Великий Шелковый Путь. В 70-е годы VI века Тюркский каганат расширил свои владения до Северного Кавказа и северного побережья Черного моря. Таким образом, во 2-ой половине VI в. Тюркский каганат превратился в могущественную державу по своему политическому положению. Государственное устройствоТюркская государственность называлась каганат. Каган - верховный правитель тюркского государства. Древние тюрки называли свою столицу «Орда», власть «тер» (глава; почетное место). Шедших в бою впереди военачальников - «берi» (волк), «кырги» (ястреб). Тюркютский род, правителей тюркских каганатов, происходящий по легенде от внука волчицы называли Ашина. - «Ашина» означает «благородный волк». Основателями династий считаются Бумын (cm. ветвь) и Иштеми (мл. ветвь) каганы. Престол наследовался по лестничному принципу: «старшему брату наследовал младший, племянник дяде». ХозяйствоОсновным видом хозяйства населения было полукочевое и кочевое скотоводство. Традиционно выращивалось 4 вида скота. С завоеванием Жетысу и Средней Азии часть тюрков начинает переходить к оседлому образу жизни. В историческом памятнике «Письмена Культегина» встречаются сведения и о городских поселениях. А также археологические исследования сообщают, что особенно много месторасположений зимовок-кентов, в которых жили тюрки, обнаружены близ города Тараз. КультураМонеты тюркского каганата
Культура любого народа тесно связана со спецификой его хозяйства. Основным средством передвижения у тюрков была лошадь. Особое внимание уделяли качественному и практичному изготовлению конского снаряжения. Археологические раскопки показали, что тюрки в VI-VII вв. тела умерших сжигали. Начиная с VIII века тюрки умерших начали хоронить в погребениях. В обоих видах захоронений в места погребения укладывали вещи и предметы. Погребение вещей и предметов вместе с умершим было связано с верой о потребности их использования взагробном мире. С другой стороны это являлось данью уважения к умершим и поклонением духам предков. Браслет из тюркских захоронений Погребение умершего путем сожжения было связано с культом поклонения огню. О распространенном у тюрков культе поклонения огню свидетельствует такой исторический факт: когда в Тюркский каганат с дипломатической миссией прибыл византийский посол Земарх, то его, прежде чем повести на прием к тюркскому кагану, провели между двумя кострами. Это был обряд очищения огнем. Огонь играл важную роль и в целительных обрядах. Основные причины ослабления: Усиление междоусобных войн. Обострение социальных противоречий. Наступление Китая. Войны с соседними странами В 581 году после смерти Тобо (Арслан) кагана в Тюркском каганате начались междоусобные войны. Стремясь использовать такое положение в своих целях, Китай совершал частые! походы. Не сумев объединить силы против внешних врагов, в 603 г. он разделился на 2 части Западнотюркский и Восточнотюркский каганаты. Задание для группам
Стратегия «Пометки на полях»
“√” отмечают информацию, которая вам известна. “+” отмечают новую информацию, новые знания. “?” отмечается то, что осталось непонятно и требует дополнительных сведений. 2. Определите тему и основную мысль текста. Разными маркерами закрасьте главную и второстепенную информацию взаимооценивание (по дескрипторам)
|
Анализируют правило 1-3 Ознакамливаются с методами решения Разбирают совместно с учителем понятие |
Словесная оценка учителя . Взаимооценивание Стратегия «Стикер |
|
|||||||||||
Рефлексия |
По методу «Ромашка Блума» проводит закрепление урока. .Стратегия «Т-схема». Напишите в одну строчку слова и выражения об истории, поднимающие настроение, а на другой – снижающие. Закрепление новых знаний · Кто такие тюрки? Какие современные народы происходят от тюрков? · Назовите наиболее известных правителей тюрков. Укажите их годы жизни. · С какими государствами вели войны тюрки? · Назовите причины распада Тюркского каганата? С каким государством Европы схожа судьба Тюркского каганата? · Какой строй господствовал в средневековье? Дайте его определение? Рефлексия. В группе учащиеся выбирают одно предложение и отвечают. 1 группа Сегодня я узнал… Было трудно… Было интересно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… 2 группа Я приобрел… Я научился… У меня получилось… Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось… Домашнее задание. |
Учащиеся подытоживают свои знания по изучаемой теме.
|
|
|
|||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.