Л.П. Кабанюк, Т.В. Бабанова «Литературная студия «Пегас» Глава 2. Краеведческий православный проект «В краю молитв и стихов, легенд и сказаний на берегу седого Днестра»
Оценка 4.8

Л.П. Кабанюк, Т.В. Бабанова «Литературная студия «Пегас» Глава 2. Краеведческий православный проект «В краю молитв и стихов, легенд и сказаний на берегу седого Днестра»

Оценка 4.8
docx
Междисциплинарный 8
9 кл—11 кл
28.07.2020
Л.П. Кабанюк, Т.В. Бабанова «Литературная студия «Пегас» Глава 2.  Краеведческий православный проект «В краю молитв и стихов,  легенд и сказаний   на берегу седого Днестра»
исследовательская работа молодежи и педагогов
Кабанюк бабанова 07.docx

Л.П. Кабанюк, Т.В. Бабанова «Литературная студия «Пегас»

Глава 2.  Краеведческий православный проект «В краю молитв и стихов,  легенд и сказаний   на берегу седого Днестра»

2.1  «И образ твой для нас и свят и светел»: образ Богородицы и поэтическая молитва (Логинова Лилиана, 11 класс МОУ «ТСШ № 12»)

    Легенды рассказывают о происхождении первого прижизненного изображения Спасителя. Однажды Иисус умыл лицо, отерся чистым платом (убрусом), и на ткани проступил его лик. Впоследствии этот плат был отослан к больному проказой и тот исцелился.

В Новгороде «Спас Нерукотворный»  (середина 12 века) – самая почитаемая икона. Она,  возможно, создана греческим мастером.

     Православная икона – явление совершенно уникальное в мировой культуре.  Икона – это изображение Иисуса Христа, Божией Матери, святых, а также событий из Священной и церковной истории. Она как чудесное оконце в чертоги Господни, вход из нашего, дольнего, мира в потусторонний, горний.

     А зачем вообще нужны иконы? Конечно же,  для молитвы. Ведь если мы кого-то о чем-нибудь просим, то делать это лучше всего, глядя на него. А если мы хотим попросить о чем-нибудь Бога, Богоматерь или святых, то лучше молиться, глядя на их иконы. Для православных людей икона в доме – не только главная святыня, но и самое драгоценное его украшение. Перед иконами совершаются все важнейшие события в жизни русской семьи – от рождения до смерти. Когда рождался младенец, заказывали “ родимую “ икону святого, имя которого будет носить ребенок.

     Иконой родители благословляли жениха и невесту, а после венчания в храме за  стекло этой иконы помещали витые, венчальные свечи. Когда один из супругов заболевал, перед ним зажигали эти свечи и молились перед иконой о его выздоровлении.

     Перед иконами молятся не только утром и вечером, но и всегда, когда требует душа. Молятся перед началом важного дела, перед дальней дорогой и после благополучного возвращения, молятся перед трапезой и после нее, молятся в печали и радости. Поэтому старинные, семейные иконы, переходящие от поколения к поколению, часто называют намоленными, ведь они хранят все упования наших предков на помощь Божию.

      Согласно Преданию, первым иконописцем образа Божией Матери является евангелист Лука. Предание утверждает, что он писал образ Богородицы с Самой Пречистой Девы Марии.

      Пресвятая Богородица считается покровительницей России. Поэтому русский народ в трудные периоды своей истории, прежде всего, обращается именно к Ней как своей управительнице и постоянной заступнице перед Господом и всегда получает помощь и защиту.

      ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ  МАТЕРИ

     Это великая, заветная святыня Русской земли. По преданию, она написана евангелистом Лукой на доске стола, на котором трапезовал Господь с Пречистою Своей Матерью и праведным Иосифом Обручником.

     В 1155 году Вышгород стал уделом сына Юрия Долгорукого – Андрея Боголюбского. В Вышгородском монастыре икона Пресвятой Богородицы трижды сходила со своего места. Сначала ее увидели стоящей среди церкви, взяли и перенесли на другое место. Второй раз увидели Пресвятую Богородицу, обратившуюся к алтарю лицом и говорящую, что Она хочет стоять в алтаре. Поставили икону за престолом, но в третий раз увидели Ее уже не у престола, а отдельно стоящую.

     Вскоре дошел рассказ о чудотворной иконе, не желавшей пребывать на поставленном месте, до Андрея Боголюбского. И подумал князь: “ Не в суздальской ли земле угодно ей пребывать ? “  Князь уже давно замыслил удалиться в Ростовскую землю и там утвердить свое владение, независимое от Киева. Уйти он решился тайно, без согласия отца, взяв с собой икону – тоже тайком, ибо добровольно жители не расстались бы со своей святыней.

     По пути к Суздалю князь Андрей не раз совершал перед иконой молебствия и видел от нее многие чудеса.

     На реке Клязьме жители с великой радостью встретили прибывшего во Владимир князя, после чего он отправился в Ростов. Но примерно в 10 километрах от Владимира, вниз по течению Клязьмы, лошади, на которых везли чудотворный образ, вдруг остановились. Тогда запрягли других, но и те не стронулись с места. Дивились все этому чуду, князь приказал остановиться, раскинули шатер и расположились на ночлег. Ночью князь долго молился, а к утру уснул и удостоился чудесного видения: Пресвятая Богородица явилась к нему, держа в правой руке свиток, и повелела не вести Ее образ в Ростов, а поставить икону во Владимире. А на том месте, где князью было видение, построить каменную церковь во имя Рождества Богородицы и основать обитель для иноков.

     Благочестивый князь немедленно заложил храм и, призвав искусных иконописцев, повелел им изобразить Пресвятую Богородицу в том молитвенном виде, в каком Она явилась ему. Так было заложено село Боголюбово и построена богатая каменная церковь, в которой временно и поставили взятую из Вышгорода икону. Князь Андрей украсил ее золотом, серебром, драгоценными камнями и жемчугом так богато, Князь построил во Владимире храм во имя Успения Пресвятой Богородицы с золотым куполом, и поставили в том храме чудотворную икону Владимирской Божией Матери.      В 1173 году, когда князь Андрей был злодейски убит, в Боголюбове и во Владимире начались распри и грабежи. Тогда священник Николай в полном церковном облачении и с чудотворной Владимирской иконой Божией Матери прошел по улицам города, после чего беспорядки немедленно стихли.     Владимирская икона Божией Матери – это великий символ, через который осуществлялось и будет вечно осуществляться связь между многими поколениями православных христиан

 КАЗАНСКАЯ ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

     История обретения Богородичной иконы, получившей название “Казанская“, восходит к царствованию Иоанна Грозного. Это случилось в июле 1579 года в Казани после сильнейшего пожара. Чудесным образом Богоматерь явилась во сне девятилетней девочке Матроне, дочери стрельца, и повелела сообщить епископу Иеремии и градоначальнику, чтобы они достали из земли Ее образ. Богородица указала место, где лежит икона.

     Идти Матроне с матерью было больше не к кому, и тогда они решили сами искать чудесно явившуюся икону. На погоревшем месте стали расчищать место для новой постройки, и 8 июля 1579 года Матрона с матерью пришли на пожарище, где уже собралось много народу. Многие приняли участие в поисках иконы и вскоре ископали много земли, но иконы нигде не было.

     Начала копать и сама Матрона, и там, где прежде была печь, на глубине около полутора метров обрела икону Богоматери Одигитрии с Предвечным Младенцем на руках. Икона была завернута в ветхий суконный рукав, но сияла лучезарным светом, как будто только недавно была написана. Радости православных людей не было предела. Они преклонили перед иконой колени, лобызали ее и наперебой стремились прикоснуться к ней, чтобы получить чудодейственную благодать. Дала знать о находке архиепископу Казанскому воеводам, и по благословлению архиепископа вскоре зазвонили колокола. Когда священник увидел новоявленный образ, то сильно удивился, потому что никогда не видел икон такого чудного письма. Он упал на колени и с умилением просил прощения за свое неверие, а также и воеводы просили себе помилование.

     Весть о явлении Казанской иконы Божией Матери вскоре разнеслась далеко за пределы города, прежде всего эту весть поспешили сообщить Ивану Грозному. С иконы был снят список и как драгоценное сокровище послан в Москву – вместе с описанием явления чудотворной иконы бывших от нее чудес. Иван Грозный повелел немедленно воздвигнуть на месте ее обретения церковь в честь Одигитрии и устроить монастырь для 40 монахинь и там хранить икону. Матрона и ее мать стали первыми инокинями этого монастыря.  К ним мы обращаем просящую молитву. Это молитва, просящая защитить всех нас от выпавших на долю невзгод: 

       П. Садовников «Молитва»

Все мы, как не были б круты,

Пред гранью вечного порога

Одно лишь имя вспомним –  Бога!

И только здесь, в священном месте,

Мы вспомним о грехах своих.

Господь! Прости нас малых сих!

Ты защити нас, Божья матерь!

С «Молитвой» П. Садовникова сопоставима во многом                     «Материнская молитва» Владимира Полушина

Мать крестилась…

Иисусе!.. Беда!..

Пощади нас!

Двух кровинок ты взял в ангелочки.

Пусть тебе служат верно сыны,

Хоть отца не губи их! Нет мочи!

Бой затих, возвратился отец.

Возвратился из пасти дракона….

Лирическая героиня просит у Иисуса Христа вернуть мужа с войны живым. ”В воскресенье упала звезда”. Невольно хочется вспомнить самое заветное желание и одновременно мысленно видишь Вифлеемскую звезду – миг рождения Иисуса Христа. Сокровенной мечтой простой русской женщины было обратиться к Богу с просьбой о возвращении мужа с войны. Как вы думаете, какие строчки натолкнули меня на мысль, что молитва услышана?

     ”И ударили вдруг небеса,

       Дуб от молнии надвое треснул…”

    Ассоциации возникают как с древнегреческими мифами, так и со ”Словом о полку Игореве”. Молния – это знак свыше. Но есть еще и могучий дуб, который треснул именно на две части. ”Двух кровинок ты взял в ангелочки” (двух сыновей унесла война). А в мирное время, ровно через год, Всевышний подарил этой семье еще один шанс на счастье – сына.

Завершающим аккордом духовной поэзии Приднестровья нам видится стихотворение Я. Цацкина «Мать»:

Сирень согрела мрамор монолита.

Ты вновь семью соединила, мать,

Над холмиком отца

Творя молитву,

Не для того, чтоб души волновать.

Ты памятью отца нас призывала

Хранить семьи высокое родство.

Всю жизнь ты детям

Сердце раздавала,

Себе оставив

Только боль его.

И образ твой для нас

И свят и светел.

И не случайно надмогильный клен

Сам по себе поклон тебе отвесил.

А может, то отец

Послал тебе поклон?

          Метафора ”сирень согрела” памятную плиту на могиле павшего война, то есть стала живым невянущим букетом, что принесли его дети. И серые, холодные краски были разбавлены нежно – фиолетовыми цветами.

    Тему красоты и теплоты души продолжили слова ”семью соединила, творя молитву”, повествующие нам о том, что нельзя забывать самого главного:  ради чего погиб этот человек. И поступок матери помогает хранить высокие нравственные ценности – честь рода, зависящую не от высокого положения в обществе, а от чистоты сердец. ”Всю жизнь ты детям сердце раздавала…” – лирическая героиня после смерти мужа отдала всю себя воспитанию детей.

”И образ твой для нас //   И свят и светел”. 

           Эти две строчки мне указывают на то, что эта земная женщина была настолько чиста перед Богом, что ассоциируется с Божьей Матерью, которая тоже всю себя посвящает своим детям. ”И не случайно надмогильный клен” преклонился перед земной матерью, поскольку люди, находясь перед иконой, склоняют голову, благодаря Богородицу за все, что она сделала для нас.

 В стихах современных приднестровских поэтов ясно выражены элементы устоявшегося духовного стиха, а также православных молитв различного типа: благодарственная, охранительная, ходатайствующая, поминальная. Причем важно отметить, что всё это звучит в контексте Символа Веры.

               И русская иконопись, и духовный стих являются разными гранями, воплощающими единое целое – молитву, обращенную к Богу, центром которой является Храм Божий. Всё, что создается иконописцами и поэтами, если они подлинно духовны и талантливы, - это и есть разговор с Богом. 


 

Л.П. Кабанюк, Т.В. Бабанова «Литературная студия «Пегас»

Л.П. Кабанюк, Т.В. Бабанова «Литературная студия «Пегас»

Поэтому старинные, семейные иконы, переходящие от поколения к поколению, часто называют намоленными, ведь они хранят все упования наших предков на помощь

Поэтому старинные, семейные иконы, переходящие от поколения к поколению, часто называют намоленными, ведь они хранят все упования наших предков на помощь

Но примерно в от Владимира, вниз по течению

Но примерно в от Владимира, вниз по течению

Матрона с матерью пришли на пожарище, где уже собралось много народу

Матрона с матерью пришли на пожарище, где уже собралось много народу

Иисусе!.. Беда!.. Пощади нас!

Иисусе!.. Беда!.. Пощади нас!

И не случайно надмогильный клен

И не случайно надмогильный клен
Скачать файл