Л.П. Кабанюк, Т.В. Бабанова «Литературная студия «Пегас» «Он будил мысли и совесть» Читательская конференция по повести В.Ф. Тендрякова «Ночь после выпуска»
Оценка 4.9

Л.П. Кабанюк, Т.В. Бабанова «Литературная студия «Пегас» «Он будил мысли и совесть» Читательская конференция по повести В.Ф. Тендрякова «Ночь после выпуска»

Оценка 4.9
Занимательные материалы +6
docx
Междисциплинарный 5
9 кл—11 кл
28.07.2020
Л.П. Кабанюк, Т.В. Бабанова «Литературная студия «Пегас» «Он будил мысли и совесть»  Читательская конференция по повести  В.Ф. Тендрякова «Ночь после выпуска»
В первую послевоенную осень он поступил на художественный факультет института кинематографии, собираясь стать художником. Позднее, отвечая на вопросы читателей, почему он все-таки выбрал писательство, Тендряков говорил: «Почему я не стал художником – это, наверное, очень ясно. По причине своей недостаточной даровитости. Однако, пообщавшись с художником, я стал несколько иначе видеть мир… Жалею. Все время жалею, когда вижу хороший пейзаж, хорошую картину… Но двум Богам молиться нельзя. Я это уже тогда понял». Однако первое время в литературном институте он, слушая лекции по истории литературы, испещрял листы импровизированными рисунками.
Кабанюк бабанова 14.docx

Л.П. Кабанюк, Т.В. Бабанова «Литературная студия «Пегас»

«Он будил мысли и совесть»

Читательская конференция по повести  В.Ф. Тендрякова «Ночь после выпуска»
(к 80-летию писателя)
.

- Тирасполь, 2004.

Вступительное слово зав. библиотекой.

Ведущий 1: Писатель родился в 1923 году в деревне Макаровская Вологодской области в семье сельского служащего. Детство и годы взросления проходили в селе Подосиновец Кировской области. Мальчишкой он жадно отыскивал в журналах «Огонек» репродукции художников, вырезал их и собирал в отдельные папки, ходил в библиотеки соседних сел, чтобы отыскать книги о Вселенной. Увлекался рыбалкой, зимним подледным ловом, играл в шахматы, бился с теми, кто,  по его детским понятиям, нес жестокость.

Ведущий 2: Владимир Тендряков отправился на войну, можно сказать, на следующий день после выпускного вечера. Этим днем было 22 июня 1941 года. Начал войну солдатом и солдатом прошел сквозь 41-й год. Он побывал на самых горячих точках фронта – в Сталинграде, на Курской дуге в качестве связиста полка. В 1943 году в бою за Харьков был тяжело ранен и демобилизован.

Ведуший 1: В первую послевоенную осень он поступил на художественный факультет института кинематографии, собираясь стать художником. Позднее, отвечая на вопросы читателей, почему он все-таки выбрал писательство, Тендряков говорил: «Почему я не стал художником – это, наверное, очень ясно. По причине своей недостаточной даровитости. Однако, пообщавшись с художником, я стал несколько иначе видеть мир… Жалею. Все время жалею, когда вижу хороший пейзаж, хорошую картину… Но двум Богам молиться нельзя. Я это уже тогда понял».

Однако первое время в литературном институте он, слушая лекции по истории литературы, испещрял листы импровизированными рисунками.

Ведущий 2: Еще живя в Подосиновце, Тендряков в 1944 году написал роман «Экзамен на зрелость». В 1957 году Константин Паустовский среди молодых талантливых писателей первым называет его имя. «В нем не было и следа нередкой для начинающих робости…»

Ведущий 1: В 70-годы город начинает занимать в его творчестве доминирующее положение. Несколько произведений посвящены школе: «Ночь после выпуска», «Расплата», «Шестьдесят свечей». Они поднимают вопросы взаимоотношений учителей и учеников. Причем школа интересует писателя как место, где формируются юные души, где закладываются основы нравственного облика поколения.

Ведущий 2: В 1974 году в журнале «Новый мир» была опубликована повесть «Ночь после выпуска». Можно сказать, что эта повесть-диспут, произведение предельной социальной заостренности.

В школе – выпускной вечер. Всё заранее известно, всё продумано до мелочей. Слово предоставляется лучшей ученице, общей любимице – Юлечке Студенцовой. И вдруг – вместо благодарности – упрек, вызов, вместо веселья – натянутость, вместо вполне естественной взаимности и всеобщей растроганности – отчуждение, разобщенность… И чем дальше, тем больше. После выпускного вечера школьники отправляются на обычную прогулку, а педагоги – собираются в учительской и обсуждают, права или не права Юля в своих упреках школе.

С крутого берега, на котором собрались ребята, хорошо видно вокруг, манят к себе дали дальние. Что же будет с молодыми героями повести? Безнадежно ли заражены они душевной черствостью своих педагогов, или еще есть надежда на пробуждение? Тендряков увидел людей, страждущих во имя правды. Увидел в противоречиях, в стремлении докопаться до самой сути.

ВОПРОСЫ  К  ЧИТАТЕЛЬСКОЙ  КОНФЕРЕНЦИИ

1.   Что объединяет учителей в повести «Ночь после выпуска»? Что их разъединяет? Кто их учителей Вам более симпатичен? Почему?

2.   Расскажите о Юле Студенцовой, Игоре Проухове, Сократе Онучине, Натке Быстровой, Вере Жерих.

3.   Что послужило толчком для начала откровенного разговора между ребятами? Возможен ли был такой разговор раньше?

4.   Каким предстает Генка Голиков в откровенном разговоре одноклассников? Какова его реакция? Поддерживаете ли Вы обвинение ребят?

5.   Как по Вашему, что волнует учителей больше: незнание закона Ньютона или черствость, эгоизм, неумение сострадать чужому горю? Способны ли учителя, выведенные в повести, сопереживать, добры ли они?

6.   Ольга Олеговна говорит, что «на наших глазах сегодня родилась личность». Есть ли у нее основания утверждать такое?

        Заключительное слово филолога.

Послушайте лучшие сочинения-миниатюры.

ТЕМЫ  ДЛЯ  СОЧИНЕНИЙ

1.   Какие мысли и чувства появились у Вас после прочтения повести?

2.   Кто из учителей в повести Вам ближе и понятнее?

3.   С кем из выпускников Вы более всего не согласны?

Закончим нашу конференцию на поэтической ноте.

Эдуард Асадов «Доброта».

Расул Гамзатов «Берегите друзей».

 

Воспитание – это развитие нравственного самовоспитания, нравственной позиции, реализующейся в нравственном поведении человека.

Хочется предостеречь руководителей чтения от традиционной цифровой оценки успехов детей, они должны почувствовать непосредственную зависимость их успехов в школе от умения пользоваться книгой, библиотекой.

Книга, если мы правильно её читаем, даёт громадные возможности для постижения человеческого опыта в самых разных его проявлениях: в области чувств, в области желаний, в области мыслей и наблюдений. Задача библиотеки учебного заведения состоит в том, чтобы каждого школьника привлечь к чтению.

Чтобы книга и чтение прочно вошли в духовную жизнь детей, важен как индивидуальный, так и массовый подход-метод руководства чтением. Наибольший эффект приносит системная последовательная связь этих методов в работе с одной и той же конкретной читательской группой. Отсутствие взаимосвязи снижает роль библиотеки. Библиотекарь перестает быть компетентным воспитателем как в целом детской читательской группы, так и каждого отдельного читателя.

Сегодня общепринятой школьной программы воспитания не существует.

Во-первых, по мере развития учащихся изменяются цели, а во-вторых, социальная жизнь постоянно вносит свои коррективы в содержание деятельности. В каждой школе, регионе коллективами педагогов и библиотекарей составляются локальные авторские программы: по классам, дополнительные, целевые, индивидуальные.  Программы исходят из принятых коллективом моделей личности выпускника-лицеиста и опираются на то, что в каждом возрасте создаются особо благоприятные предпосылки для формирования определенных качеств. Как писал А.С.Макаренко: « Человек по своей природе существо коллективистическое, возникшее и развивающееся в коллективе, через коллектив и для коллектива».

Подводя итоги, можно сказать, что в нашем лицее и библиотеке на основе интереснейших исследований и книги И.П.Ива­нова «Энциклопедия творческих дел К Т Д» создан единый комплекс литературного воспитания школьника, состоящий из 3-х ступеней, по которым он поднимается, как по лестнице, проходя все возрасты: «Для учащихся 5-8 классов открыты двери  Театра нравствен­ных миниатюр  «Книга»,  для 8-9 Литературного школьного драматического театра, для 9-11-х клуб знатоков "Что? Где? Когда»   и  литературное ка­фе  «Под крылышком Пегаса».

Опираясь на методику профессора И.П.Иванова, мы гово­рим, что КТД  предполагает:

·     Создание коллектива на основе общего благородного де-­
ла, привлекательных идеалов, что, в конечном итоге, будет
способствовать улучшению жизни;

·     работа на принципах периодической сменяемости всего
актива, коллективного планирования;

·     организация художественно-инструментованных ритуалов,
традиций, законов, направленных на создание практическо-
го действия к общей радости и пользе ;

·     наличие библиотекаря, педагога, выступающего в роли
старшего товарища, способного к сотрудничеству.

Применение разнообразных методов и форм – один из путей активизации и интенсификации воспитания. Но не будучи подчинено единой системе, разнообразие переходит в эклектическую смесь, не дающую эффекта.


 


 

Л.П. Кабанюк, Т.В. Бабанова «Литературная студия «Пегас» «Он будил мысли и совесть»

Л.П. Кабанюк, Т.В. Бабанова «Литературная студия «Пегас» «Он будил мысли и совесть»

Однако первое время в литературном институте он, слушая лекции по истории литературы, испещрял листы импровизированными рисунками

Однако первое время в литературном институте он, слушая лекции по истории литературы, испещрял листы импровизированными рисунками

Что объединяет учителей в повести «Ночь после выпуска»?

Что объединяет учителей в повести «Ночь после выпуска»?

Задача библиотеки учебного заведения состоит в том, чтобы каждого школьника привлечь к чтению

Задача библиотеки учебного заведения состоит в том, чтобы каждого школьника привлечь к чтению

Применение разнообразных методов и форм – один из путей активизации и интенсификации воспитания

Применение разнообразных методов и форм – один из путей активизации и интенсификации воспитания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.07.2020