Лучший урок
Оценка 4.7

Лучший урок

Оценка 4.7
Плакаты
doc
математика
8 кл—9 кл
14.09.2019
Лучший урок
Публикация является частью публикации:
00ad-00006254-0d5f940f(1).doc
1 Модуль 1. Стратегия модернизации российского образования. Содержание ФГОС второго поколения. Лекция Государственный заказ, как норма взаимоотношений участников образовательного процесса План. Кто и как сегодня формирует заказ на образование? Основные федеральные документы, регламентирующие деятельность  1. образовательных организаций.  2. 3. ФГОС второго поколения. Какие еще документы  следует изучить учителю математики перед  проектированием своей профессиональной деятельности.    1.     Кто он, учитель в современной школе? Маленький чиновник или наставник?  Прежняя позиция: учитель – маленький чиновник, который несет определенную функцию.           Обратимся к Викисловарю: «Чиновник – это должностное   лицо,   выполняющее   свою   работу   формально,   равнодушно, следуя предписаниям, без живого участия в деле».       В каком мире готов жить человек, прошедший такую школу?            Вполне объяснимо, что большинство учителей предпочтет, если их работу   будут   сравнивать   с   наставничеством.   Вернемся   к   Викисловарю: «Наставник – это опытный специалист, мастер, обучающий молодежь». Более подходящее определение.  Определим понятие «мастер»: Мастер – это  тот, кто,   начиная   работу,   точно   знает,   что   выйдет   в результате   её».   Но   ведь мастер, прежде, чем выполнить работу, получает заказ?       Следовательно, учителю, прежде, чем приступить к образовательной деятельности, просто необходимо определиться чему и как надо учить детей? Между тем, образование собственных целей иметь не может. Полезно понять, 2 кто   и   как   сегодня   формирует   цели   образования?   Какого   результата   надо добиваться учителю? Каков он, заказ на образование?      Общепринято заказ на образование называть «социальным заказом».          Под   социальным   заказом   на   образование   следует   понимать   всю совокупность   образовательных   (и   сопутствующих)   запросов   и   требований, которые   предъявляются,   или   могут   быть   предъявлены,   образовательной организации любыми социальными субъектами».      Кого можно отнести к основным заказчикам общего образования?          Во­первых, государство. Чего хочет государство от образования? Свою позицию оно определило нормативными документами и обеспечивает бюджетным финансированием. В.В. Путин высказался по этому поводу так: «Время не стоит на месте, и система   образования,   как   и   другие   институты,   нуждается   в   качественном обновлении, в реализации новых подходов и новых идей. Но делать нужно это, конечно,   предельно   аккуратно.   Мы   должны   сохранить   те   несомненные преимущества,   которыми   исторически   обладает   отечественное   школьное   и вузовское образования, его фундаментальность, основательность, способность прививать   широкий   кругозор   и   энциклопедические   знания   ученикам   и студентам».            Во­вторых,   общество,   которое   стремится   к   выравниванию образовательных возможностей различных социальных слоев. Чего еще хочет общество?   Мира,   толерантности.   Эта   задача   решается   через   развитие интеллекта,   которое   является   потребностью.   Нереализованная   потребность ведет   к   агрессии.   Чем   ниже   образование   в   обществе,   тем   оно   более агрессивно.   Значит   общество   заинтересовано   в   максимально   развитом образовании.          В­третьих,  родители   и  учащиеся,  которым   право   на  образование гарантировано Конституцией РФ и Законом «Об образовании».  Чего хотят 3 родители? Здоровья своему ребенку и, чтобы он нормально функционировал в обществе. Чтобы ребенок получил работу в соответствие  образованию, чтобы получал   зарплату,   которой   хватало   бы   на   содержание   семьи.   Чем качественнее образование, тем легче получить такую работу.      Чего хотят дети? Хотят и имеют право быть счастливыми. А значит, не поранив душу, надо удовлетворить их природное любопытство, вырастить любознательность и способность к творчеству. Из эмоционального поведения вырастить волю, то есть помочь ребенку стать самим собой. Только тот, кто стал самим собой, стал успешным.           Школа   была, есть  и  останется  тем  центром, куда  приходят  все. Школьное содержание образования должно быть такое, чтобы разные дети через это содержание могли бы развиваться.      Таким образом,  качественное выполнение социального заказа зависит от того, насколько хорошо мы понимаем, что от нас требуют заказчики, умеем планировать результат, владеем способами деятельности (технологиями) его достижения.  3.     На сегодняшний день государство в основном подготовило правовую базу,   намечены   стратегии   развития   различных   областей   образования. Разработаны программы развития образования во всех  регионах России до 2020 года, каждая образовательная организация имеет перспективный план развития.          Может   ли   учитель   в   столь   развивающемся   образовательном пространстве оставаться прежним?          Очевидно,   необходима   личная   стратегия   учителя   на совершенствование своей образовательной деятельности в целях приведения ее в соответствие общим тенденциям развития образования. 4                Рассмотрим   коротко   существующие   основные   федеральные документы,   которых   стоит   придерживаться   учителю   математики,   при планировании своей деятельности.            Сначала   обратимся   к    закону   «Об   образовании   РФ»,   как совокупности норм поведения, установленной  государством, обязательными для исполнения всеми гражданами в области образования.  общее образование ­ вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ   знаний,   умений,   навыков   и   формирование   компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования; образовательная   организация   ­   некоммерческая   организация, осуществляющая   на   основании   лицензии   образовательную   деятельность   в качестве   основного   вида   деятельности   в   соответствии   с   целями,   ради достижения которых такая организация создана; педагогический   работник   ­   физическое   лицо,   которое   состоит   в трудовых,   служебных   отношениях   с   организацией,   осуществляющей образовательную   деятельность,   и   выполняет   обязанности   по   обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности; Концепция развития образования до 2020 года   «Необходимым условием для формирования инновационной экономики является   модернизация   системы   образования,   являющейся   основой динамичного   экономического   роста   и   социального   развития   общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны…  Развитие системы общего   образования   предусматривает   индивидуализацию,   ориентацию   на практические навыки и фундаментальные умения.»  Новая программа РФ «Развитие образования» на 2013 ­ 2020 годы, которую Правительство РФ утвердило 22 ноября 2012 года. 5      Реализация программы будет осуществляться в три этапа. На первом этапе 2013­2015 гг. основные мероприятия Государственной программы   будут   направлены   на   создание   на   всех   уровнях   образования условий   для   равного   доступа   граждан   к   качественным   образовательным услугам.   Будут   реализованы   меры   ликвидации   зон   низкого   образования, внедрены ФГОС дошкольного и основного общего образования, сформируется группа   регионов­лидеров,   которые   получат   поддержку   в   комплексной модернизации систем образования и др. Второй   этап   2016­2018   гг.   будет   ориентирован   на   полноценное использование   созданных   условий   для   обеспечения   нового   качества   и конкурентоспособности российского образования. На третьем этапе 2019­2020 гг. акцент будет сделан на развитие сферы непрерывного   образования,   развитие   образовательной   среды,   дальнейшей индивидуализации образовательных программ. В центре внимания окажется система сервисов дополнительного образования. Про школы: – ЕГЭ   останется,   но   тесты   будут   не   единственным   критерием   оценки знаний; – к   2015   году   85 %   школ   получат   доступ   к   высокоскоростному Интернету, а к 2018 – 100 %; – сельские   школы   станут   не   просто   образовательными,   но   и социокультурными центрами; – разрыв результатов ЕГЭ между 10 % лучших школ и 10 % слабых школ сократится до 1,5; – к   2020   году   во   всех   школах   будут   спортзалы   и   благоустроенные туалеты; – 50 школ каждый год смогут получать деньги на новаторскую работу; – 1000 учителей ежегодно будут получать премии по 200 000 рублей; 6 – 100 %   учащихся   получат   возможность   выбора   профиля   обучения   и освоения   образовательной   программы   с   использованием   форм   сетевого   и дистанционного образования; – 50   %   обучающихся   по   программам   общего   образования   будут участвовать в олимпиадах и конкурсах различного уровня; – не менее 80 % учащихся и семей будут использовать информационно­ консультационные   и   образовательные   сервисы   в   сети   Интернет   для проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий; – увеличится доля российских школьников, достигших базового уровня   международных образовательных   достижений   грамотности   в сопоставительных   исследованиях   качества   образования   (PIRLS,   TIMSS, PISA); – заработная   плата   учителей   достигнет   не   менее   100%   средней заработной платы по соответствующему региону; – в   общеобразовательных   учреждениях   увеличится   доля   молодых педагогов, имеющих высокие образовательные результаты по итогам обучения в вузе; – молодым   учителям   будут   предоставляться   ипотечные   кредиты   на льготных условиях; – будут созданы национальный банк лучших практик (образовательных программ   и   технологий)   общего   образования   и   система   инновационных площадок   (образовательные   организации   и   их   сети),   апробирующая   и распространяющая   эффективные   модели   обновления   содержания образования.          24 декабря 2013 года подписано Распоряжение Правительства РФ №2506­р  «О концепции развития математического образования в РФ», которая  представляет   собой  систему взглядов  на базовые  принципы,  цели, 7 задачи   и   основные   направления   развития   математического   образования   в Российской Федерации.       Качественное математическое образование необходимо каждому для его   успешной   жизни   в   современном   обществе.   Основными   проблемами развития математического образования являются низкая учебная мотивация школьников   и   студентов,   устаревшее   содержание   учебных   программ, нарушение   преемственности   между   уровнями   образования,   нехватка квалифицированных преподавателей.        Поставлены задачи модернизировать содержание учебных программ на всех уровнях (с обеспечением их преемственности), исключить пробелы в базовых   математических   знаниях   у   каждого   обучающегося,   обеспечить наличие   общедоступных   информационных   ресурсов   и   применение современных технологий образовательного процесса.          Особое   внимание   следует   уделить   повышению   качества   работы преподавателей   математики   и   поддержке   лидеров   математического образования.          Не   последнюю   роль   играют   математическое   просвещение   и популяризация математики. Необходимо развивать как традиционные формы (например,   математические   кружки   и   соревнования),   так   и   новые (интерактивные   музеи   математики,   математические   проекты   на   интернет­ порталах и в социальных сетях, профессиональные математические интернет­ сообщества).          К  настоящему времени  министерством   подготовлен  и  утвержден План   мероприятий   реализации   «Концепции   математического образования в РФ,  который  рассчитан   на  период  с 2014  по  2020  годы  и включает   в   себя   работу   по   следующим   направлениям:   общесистемные мероприятия, общее образование, профессиональное образование. 8          Федеральный   государственный   образовательный   стандарт, действующий   на   территории   РФ   и   поэтапный   переход   к  ФГОС   второго поколения.   (С   2015   года   переход   осуществляется   на   уровне   основного общего образования.)  ФГОС   ­   Федеральные   государственные   стандарты   устанавливаются   в Российской Федерации в соответствии  с требованием Статьи 7 "Закона об образовании" и представляют собой "совокупность требований, обязательных при   реализации   основных   образовательных   программ   начального   общего, основного   общего   и   среднего   (полного) образовательными учреждениями, имеющими     общего   образования государственную     аккредитацию".      Понятие «стандарт» впервые появилось в российском образовании в  начале 90­х. Стандарт утверждает то, что школьники должны знать и уметь на определенных этапах своей учебы. За прошедшие годы школе было  предложено несколько вариантов стандартов нового поколения, над которыми работали ученые и практики. Они представляли собой обязательный минимум тех знаний, умений и навыков, которые должен освоить ученик к концу  каждого периода обучения. Но уже в начале 2000 года стало ясно, что  российская система общего образования отстает от мировой практики и  становится неконкурентоспособной. Главное отличие новых федеральных  государственных образовательных стандартов в том, что на основе их  освоения планируется выйти на новый уровень результатов школьников.      По требованию новых стандартов полученные знания не должны быть  мертвым грузом: вызубрил правило, но ничего не понял. Ребенок должен  уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить и  наращивать, применять в жизни. На уроках сейчас основное внимание будет  уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных  проектных, исследовательских работ. Важно не просто передать знания 9 школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами  деятельности.      В основе Стандарта второго поколения лежит системно­деятельностный  подход, который обеспечивает: ­   формирование   готовности   к   саморазвитию   и   непрерывному образованию; ­   проектирование   и   конструирование   социальной   среды   развития обучающихся в системе образования; ­ активную учебно­познавательную деятельность обучающихся; ­   построение   образовательного   процесса   с   учётом   индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.        Еще одна особенность нового стандарта в том, что он вводится как общественный   договор.   Если   раньше   главным   ответчиком   за   результаты образования   был   ребенок,   то   теперь   их   число   расширено.   С   момента поступления   ребенка   в   школу   родители   обязаны   обеспечить   посещение ребенком   уроков,   выполнение   домашнего   задания,   сообщать   о   причинах отсутствия ребенка на занятиях, посещать родительские собрания. У школы больше   обязанностей,   и   главная   ­   предоставить   ученикам   бесплатное качественное образование. Муниципалитет берет на себя содержание школы, а   также   содействует   родителям   и   учащимся   в   получении   образования   в необходимой форме.       Стандарт предполагает организацию в образовательном учреждении, как       и     первой, дня. В первой половине дня дети будут изучать учебные предметы. Набор уроков в половины второй так   новых   федеральных   образовательных   стандартах   ничем   не   отличается   от привычной   программы.   Во   второй   половине   дня   будет   организована внеурочная деятельность по разнообразным направлениям развития личности. Содержание   занятий   формируется   с  учетом   пожеланий   обучающихся  и   их 10 родителей. На внеурочную деятельность отводится десять часов в неделю во второй половине дня, т.е. в среднем по два часа каждый день. Эти часы не   будут   относиться нагрузке.         Определять   учебный   план   и   содержание   занятий   образовательные обязательной учебной к         учреждения самостоятельно.           Кроме   того,   стандарт   впервые   определил   такую   составляющую,   как должны будут       здоровье   школьников,   в   качестве   одного   из   важнейших   результатов образования.   Главная   задача   руководителей   и   педагогов   —   правильно распорядиться теми десятью часами внеурочной деятельности, которые он выделяет школе, не допустить превышения учебной нагрузки. Важно и то, что мера   ответственности   за   конечный   результат   будет   в   равной   степени возложена на педагога и родителей. Отметим, что ФГОСы включают в себя и такие новинки, как характеристика обучающегося по окончанию начальной школы   достижений». называемый «портфель так и                   Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   общего образования разрабатывался поэтапно по ступеням обучения, также и будет вводится.              В  настоящее   время   утверждены   стандарты   для   всех   трех   ступеней: ­ начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009   г.   №   373,   зарегистрирован   в   Минюсте   России   22   декабря   2009   г., регистрационный №15785); ­ основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17 декабря   2010 года №1897, зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 года, регистрационный №19644);   ­ среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413, зарегистрированный Минюстом России 07 июня 2012 г., регистрационный № 24480) 11      В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 309­ ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации   в   части   изменения   понятия   и   структуры   государственного образовательного   стандарта» обязательное   введение   ФГОС во   всех образовательных учреждениях Российской Федерации начинается:  для 1 классов с 2011/12 учебного года;  для 5 классов с 2015/16 учебного года;   для 10 классов с 2020/21 учебного года.          Переход   на   ФГОС   может   осуществляться   и   раньше   по   мере готовности   образовательных   учреждений   к   введению   ФГОС:   в   5   классах начиная с 2012/13 учебного года, в 10 классах ­ с 2013/14 учебного года.      Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения — новый шаг в образовании. Только взаимный диалог его авторов и практиков позволит добиться положительных результатов в ходе их реализации.         Стандарт должен быть положен в основу деятельности учителей, в том числе математики. Он предъявляет особые требования к метапредметным результатам, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и   универсальные   учебные   действия   (регулятивные,   познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и   социальной   практике,   самостоятельность   планирования   и   осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.      Его реализация невозможна средствами, привычными в традиционной школе.   Назрела   необходимость   сделать   образовательный   процесс технологичным,   вплотную   заняться   освоением   личностно­ориентированных технологий.   Однако   как   правило,   учитель   много   знает   о   новых педтехнологиях,   но   не   знает,   как   это   знание   применить   в   полной   мере? 12 Почему? Ответ на этот вопрос учитель может найти только сам. Решение, на мой   взгляд,   кроется   в   освоении   им   проектирования,   как   особого   вида активности,   основанного   на   природном   умении   человека   (в   отличие   от животных) мысленно создавать модели желаемого будущего и воплощать их в жизнь.  4.         Подчеркнем еще раз то, что учитель не может самостоятельно формировать результат своего труда, не опираясь на комплекс нормативных документов, регламентирующих деятельность образовательных организаций и отражающих   в   совокупности   социальный   заказ.   И   перечислим   документы, необходимые для изучения, расположенные на сайте Федерального Института Педагогических Измерений.  Демоверсии, (математика)   спецификации,   кодификаторы   ЕГЭ,   2015  Демоверсии, спецификаторы ОГЭ, 2015 год (математика)  Методические   рекомендации   по   некоторым   аспектам совершенствования преподавания общеобразовательных предметов (на основе анализа ЕГЭ 2014)  Открытый банк заданий ЕГЭ  Открытый банк заданий ОГЭ  Закон «Об образовании»  Новая программа РФ «Развитие образования» на 2013­2020 годы:  цели, прогнозы и результаты реализации.  Распоряжение Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. N 2506­р О  Концепции развития математического образования в РФ  План мероприятий реализации «Концепции математического  образования в РФ, который рассчитан на период с 2014 по 2020  годы 13  Федеральный государственный образовательный стандарт  Федеральный государственный образовательный стандарт второго  поколения  Материалы Федерального института педагогических измерений.

Лучший урок

Лучший урок

Лучший урок

Лучший урок

Лучший урок

Лучший урок

Лучший урок

Лучший урок

Лучший урок

Лучший урок

Лучший урок

Лучший урок

Лучший урок

Лучший урок

Лучший урок

Лучший урок

Лучший урок

Лучший урок

Лучший урок

Лучший урок

Лучший урок

Лучший урок

Лучший урок

Лучший урок

Лучший урок

Лучший урок