Любовная тема в лирике С.А. Есенина. «Не бродить, не мять в кустах багряных …», «Собаке Качалова», «Шаганэ, ты моя…»
Оценка 4.7

Любовная тема в лирике С.А. Есенина. «Не бродить, не мять в кустах багряных …», «Собаке Качалова», «Шаганэ, ты моя…»

Оценка 4.7
docx
22.02.2021
Любовная тема в лирике С.А. Есенина. «Не бродить, не мять в кустах багряных …», «Собаке Качалова», «Шаганэ, ты моя…»
№ 39.docx

Литература, 11 класс   № 39                              __________________________

Тема: Любовная тема в лирике С.А. Есенина. «Не бродить, не мять в кустах багряных …», «Собаке Качалова», «Шаганэ, ты моя…»

Цель: познакомить обучающихся с любовной лирикой С. А. Есенина.

Задачи:

·         показать своеобразие любовной лирики Есенина, её народно-песенной основы;

·         развивать навыки выразительного чтения и анализа лирического произведения;

·         воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.

 

Ход урока

1.     Проверка домашнего задания

Выразительное чтение наизусть стихотворений С. Есенина.

2.     Изучение нового материала

2.1.          Сообщение темы, цели, плана урока.

2.2.          Слово учителя о любовной лирике Есенина.

         Тема любви появляется в творчестве Есенина вместе с темой России. Красота родного края неразрывно связана с красотой женщины, с чувством влюбленности и предчувствия любви. Возлюбленная в ранних стихах Есенина («Выткался на озере алый свет зари» (1910), «Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха...» (1910), «Хороша была Танюша, краше не было в селе» (1911) и др.) создается на фольклорной основе, ее черты условны: «синие глаза», «кудри черные» (ср. народный эталон красоты – алые губы, собольи брови, синие глаза, или сравнение – «алый как кровь, белый как снег»).

         В любовной лирике второй половины 1910-х годов образ возлюбленной конкретизируется, но вместе с конкретикой появляется и мотив разлуки и потерь. Наиболее ярким примером любовной лирики Есенина этого периода является стихотворение «Не бродить, не мять в кустах багряных...» (1916). Это бла­годарное воспоминание о любви, о пережитом чувстве:

Пусть порой мне шепчет синий вечер,

Что была ты песня и мечта,

Все ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи —

К светлой тайне приложил уста...

         Духовный кризис, который поэт испытал в послереволюционные годы, не мог не отразиться и в любовной лирике. Как «зараза» и «чума» воспринимается лирическим героем тяжелая, губящая душу страсть в цикле стихов «Любовь хулигана» (1923): «Сыпь, гармоника. Скука...Скука...», «Пой же, пой. На проклятой гитаре...», «Я усталым таким еще не был...».

         Но с середины 1920-х годов начался новый, чрезвычайно плодотворный этап в творчестве Есенина. В этот период были созданы замечательные произве­дения о любви: «Шаганэ ты моя, Шаганэ!», «Собаке Качалова», «Письмо к женщине» и др.

2.3.          Анализ стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ!»

         Одно из пятнадцати стихотворений, составивших цикл «Персидские мотивы» (1924-1925). Есенин мечтал побывать в Персии, на родине великих восточных поэтов Фердоуси, Омара Хайяма, Саади, Хафиза. Но мечта не осуществилась, и цикл был написан по впечатлениям от поездки на Кавказ (Грузия, Азербайджан). Имя героини стихотворения напоминает о батумской знакомой Есенина Ш. Н. Тальян. Весь цикл – это стилизация под восточную поэзию. В стихах показана многообразная любовная игра между лирическим героем (поэтом с севера) и восточной красавицей. Есенин использует здесь восточную, орнаментальную образность: «руки милой — пара лебедей», «глаза, как яхонты, горят» и т. п. Перед нами как бы оживают сказки «Тысячи и одной ночи». Но и в этой прекрасной сказке герой-путешественник не забывает о родной стороне:

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

Все стихотворения этого цикла построены на антитезе «там, на родине» — «здесь, на Востоке» В этом стихотворении слышны отзвуки пушкинского стихотворения «Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной». Воспоминания о родине пробуждают в душе лирического героя и воспоминания о любви, о недавней разлуке с северной девушкой. Стихотворение очень музыкально, пронизано тихой грустью и нежностью (ср. Пушкин «На холмах Грузии»).

2.4.          Анализ стихотворения «Собаке Качалова» (1925).

         Это необычное признание в любви. Эмоциональный пик перенесен на концовку. Фактически все строфы написаны ради последней, где упоминается та, «что всех безмолвней и грустней». Переживания героя передаются через образ-посредник, через собаку Джима:

Она придет, даю тебе поруку.

И без меня, в ее уставясь взгляд,

Ты за меня лизни ей нежно руку

За все, в чем был и не был виноват.

Но надежда лирического героя невыполнима, так как собака не может исполнить желание человека. Отсюда возникает мотив одиночества, непонятости, отверженности, душевного разлада.

2.5.          Анализ стихотворения «Письмо к женщине» (1924)

         Произведение является обращением к бывшей возлюбленной, оставившей поэта. Композиционно в этом произведении можно выделить две части: в первой лирический герой вспоминает прежние времена, когда он мучительно не понимал смысл происходящего, во второй — показано обретение героем смысла существования. Первая часть пронизана исповедальными и покаянными интонациями. Лирический герой осознает, что его «шальная жизнь», «скандалы», «угар пьяный» при­вели к неминуемому разрыву. Герой объясняет любимой причину своего поведения так:

Не знали вы,

Что я в сплошном дыму,

В развороченном бурей быте

С того и мучаюсь, что не пойму —

Куда несет нас рок событий...

         Он не нашел понимания в душе возлюбленной. Но, пройдя через мучения, падения, он все же не скатился вниз, как ему предрекала она, найдя опору в при­ятии «новой жизни»:

Теперь в Советской стороне

Я самый яростный попутчик...

         Но любимая женщина вряд ли знает об этом. Лирический герой испытывает горечь от сознания того, что он «ни капельки не нужен» ей, и все же винит во всем только себя и просит прощение:

Простите мне...

Живите так,

Как вас ведет звезда...

         В этом произведении опять слышны пушкинские мотивы: «Я вас любил так искренне, так нежно, Как, дай вам Бог, любимой быть другим».

Благодарное приятие — основной тон в отношениях лирического героя с любимой.

 

 4. Подведение итогов урока

 

5. Домашнее задание

Выучить наизусть стихотворение С.А.Есенина о любви (по выбору).

 


 

Литература, 11 класс № 39 __________________________

Литература, 11 класс № 39 __________________________

Шаганэ ты моя, Шаганэ!», «Собаке

Шаганэ ты моя, Шаганэ!», «Собаке

Герой объясняет любимой причину своего поведения так:

Герой объясняет любимой причину своего поведения так:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2021