Литература, 11 класс № 39 __________________________
Тема: Любовная тема в лирике С.А. Есенина. «Не бродить, не мять в кустах багряных …», «Собаке Качалова», «Шаганэ, ты моя…»
Цель: познакомить обучающихся с любовной лирикой С. А. Есенина.
Задачи:
· показать своеобразие любовной лирики Есенина, её народно-песенной основы;
· развивать навыки выразительного чтения и анализа лирического произведения;
· воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания
Выразительное чтение наизусть стихотворений С. Есенина.
2. Изучение нового материала
2.1. Сообщение темы, цели, плана урока.
2.2. Слово учителя о любовной лирике Есенина.
Тема любви появляется в творчестве Есенина вместе с темой России. Красота родного края неразрывно связана с красотой женщины, с чувством влюбленности и предчувствия любви. Возлюбленная в ранних стихах Есенина («Выткался на озере алый свет зари» (1910), «Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха...» (1910), «Хороша была Танюша, краше не было в селе» (1911) и др.) создается на фольклорной основе, ее черты условны: «синие глаза», «кудри черные» (ср. народный эталон красоты – алые губы, собольи брови, синие глаза, или сравнение – «алый как кровь, белый как снег»).
В любовной лирике второй половины 1910-х годов образ возлюбленной конкретизируется, но вместе с конкретикой появляется и мотив разлуки и потерь. Наиболее ярким примером любовной лирики Есенина этого периода является стихотворение «Не бродить, не мять в кустах багряных...» (1916). Это благодарное воспоминание о любви, о пережитом чувстве:
Пусть порой мне шепчет синий вечер,
Что была ты песня и мечта,
Все ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи —
К светлой тайне приложил уста...
Духовный кризис, который поэт испытал в послереволюционные годы, не мог не отразиться и в любовной лирике. Как «зараза» и «чума» воспринимается лирическим героем тяжелая, губящая душу страсть в цикле стихов «Любовь хулигана» (1923): «Сыпь, гармоника. Скука...Скука...», «Пой же, пой. На проклятой гитаре...», «Я усталым таким еще не был...».
Но с середины 1920-х годов начался новый, чрезвычайно плодотворный этап в творчестве Есенина. В этот период были созданы замечательные произведения о любви: «Шаганэ ты моя, Шаганэ!», «Собаке Качалова», «Письмо к женщине» и др.
2.3. Анализ стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ!»
Одно из пятнадцати стихотворений, составивших цикл «Персидские мотивы» (1924-1925). Есенин мечтал побывать в Персии, на родине великих восточных поэтов Фердоуси, Омара Хайяма, Саади, Хафиза. Но мечта не осуществилась, и цикл был написан по впечатлениям от поездки на Кавказ (Грузия, Азербайджан). Имя героини стихотворения напоминает о батумской знакомой Есенина Ш. Н. Тальян. Весь цикл – это стилизация под восточную поэзию. В стихах показана многообразная любовная игра между лирическим героем (поэтом с севера) и восточной красавицей. Есенин использует здесь восточную, орнаментальную образность: «руки милой — пара лебедей», «глаза, как яхонты, горят» и т. п. Перед нами как бы оживают сказки «Тысячи и одной ночи». Но и в этой прекрасной сказке герой-путешественник не забывает о родной стороне:
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Все стихотворения этого цикла построены на антитезе «там, на родине» — «здесь, на Востоке» В этом стихотворении слышны отзвуки пушкинского стихотворения «Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной». Воспоминания о родине пробуждают в душе лирического героя и воспоминания о любви, о недавней разлуке с северной девушкой. Стихотворение очень музыкально, пронизано тихой грустью и нежностью (ср. Пушкин «На холмах Грузии»).
2.4. Анализ стихотворения «Собаке Качалова» (1925).
Это необычное признание в любви. Эмоциональный пик перенесен на концовку. Фактически все строфы написаны ради последней, где упоминается та, «что всех безмолвней и грустней». Переживания героя передаются через образ-посредник, через собаку Джима:
Она придет, даю тебе поруку.
И без меня, в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват.
Но надежда лирического героя невыполнима, так как собака не может исполнить желание человека. Отсюда возникает мотив одиночества, непонятости, отверженности, душевного разлада.
2.5. Анализ стихотворения «Письмо к женщине» (1924)
Произведение является обращением к бывшей возлюбленной, оставившей поэта. Композиционно в этом произведении можно выделить две части: в первой лирический герой вспоминает прежние времена, когда он мучительно не понимал смысл происходящего, во второй — показано обретение героем смысла существования. Первая часть пронизана исповедальными и покаянными интонациями. Лирический герой осознает, что его «шальная жизнь», «скандалы», «угар пьяный» привели к неминуемому разрыву. Герой объясняет любимой причину своего поведения так:
Не знали вы,
Что я в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму —
Куда несет нас рок событий...
Он не нашел понимания в душе возлюбленной. Но, пройдя через мучения, падения, он все же не скатился вниз, как ему предрекала она, найдя опору в приятии «новой жизни»:
Теперь в Советской стороне
Я самый яростный попутчик...
Но любимая женщина вряд ли знает об этом. Лирический герой испытывает горечь от сознания того, что он «ни капельки не нужен» ей, и все же винит во всем только себя и просит прощение:
Простите мне...
Живите так,
Как вас ведет звезда...
В этом произведении опять слышны пушкинские мотивы: «Я вас любил так искренне, так нежно, Как, дай вам Бог, любимой быть другим».
Благодарное приятие — основной тон в отношениях лирического героя с любимой.
4. Подведение итогов урока
5. Домашнее задание
Выучить наизусть стихотворение С.А.Есенина о любви (по выбору).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.