М. В. Ломоносов - поэт, ученый, художник, гражданин
Оценка 4.7

М. В. Ломоносов - поэт, ученый, художник, гражданин

Оценка 4.7
docx
21.09.2021
М. В. Ломоносов - поэт, ученый, художник, гражданин
5кл М. В. Ломоносов- поэт, ученый, художник, гражданин.docx

5кл Тема :ВН. чт. М.В.Ломоносов- поэт, ученый, художник, гражданин.

Ломоносов-наш первый университет.

А.С.Пушкин.

 

Цели:1. Раскрыть исторические условия развития русской культуры и литературы 1-половины 18 века.

             2. Расширить и углубить знания учащихся об особенностях поэзии Ломоносова.

            3.Сформировать представление о жанровом своеобразии оды.

            4. Выявить значение поэтического и научного наследия Ломоносова.

            5. Воспитывать уважение к просветителям нашего Отечества.

Опережающие задания

А.С.Пушкин «Была та смутная пора……Дробя стекло, куёт булат»

                               «Отрок»

Биография М. Ломоносова.

Теория по жанру « Ода»

Ход урока.

I. Работа в тетрадях. -- Записать тему, годы жизни, эпиграф.

Лексическая работа. Классицизм, отрок, мрежи, «Умы уловлять»

II. Слово учителя. а)Задания по восприятию теоретического материала (разделить страницу на 2 части  левая «Петровская эпоха  правая « Особенности эпохи»

Исторические условия развития русской культуры и литературы 1 половины 18 века связаны с именем Петра-I. Создавая Российскую империю- государство помещиков и купцов—Пётр-1 применял крутые меры в борьбе с экономической и культурной отсталостью страны. Бросок вперёд осуществлялся за счёт самоотверженного труда и энергии народа, нёсшего на своих плечах всю тяжесть преобразований. Но реформы были необходимы.

 Как эту эпоху увидел В.Г.Белинский «при Петре все завертелось,все закружилось, все помчалось стремглав. Казалось, Русь в тридцать лет хотела вознаградить себя за целые столетия неподвижности. Будто по манию волшебного жезла маленький ботик царя Алексея превратился в грозный флот императора Петра, непокорные дружины стрельцов – в стройные полки»

б)Не обошел внимания это время и А.С.Пушкин. В своей поэме «Полтава» поэт следующими строками охарактеризовал данную эпоху:

Была та смутная пора,

Когда Россия молодая,

В бореньях силынапрягая,

Мужала с гением Петра.

Суровый был в науке славы

Ей дан учитель:не один

Урок нежданный и кровавый

Задал ей шведский паладин.

Но в искушеньях долгой кары,

Перетерпев судеб удары,

Окрепла Русь. Так тяжкий млат,

Дробя стекло, куёт булат

в) Горячим сторонником и защитником прогрессивных преобразований были многие младшие современники Петра – 1. К ним относился и Ломоносов. Ему было всего 14 лет, когда умер Петр -1 (1725год). О судьбе великого сына России Ломоносове говорит Пушкин в своем стихотворении «Отрок»:

Невод рыбак расстилал по брегу студеного моря;

Мальчик отцу помогал. Отрок,оставь рыбака!

Мрежи иные тебя ожидают, иные заботы:

Будешь умы уловлять , будешь помощник царя.

г) Самостоятельная работа по учебнику.

    Тема 12 «Русская литература 18 века». Страница 91- 93

    Задание: Дополнить свои записи материалом из учебника.

Озвучить материал, записанный в тетради.

III. Работа в группах.  1 группа. Задание: Классицизм как литературное направление.(учебник стр.83-87) Обратить внимание на правило, что такое литературное направление, основные признаки классицизма жанры, авторы и их произведения.

2 группа. БИО М.В.Ломоносова

Задание: Основные вехи жизни и творчества поэта, его творческое наследие (учебник стр.96-98)

3 группа. Учение о «трех штилях»

М.В.Ломоносов, автор «Российской грамматики», обосновал теорию «трех штилей», разработал нормы русского литературного языка.

Учение Ломоносова о «трех штилях», как и разработанные им грамматические категории, - это акт национального самосознания, шаг вперёд в овладении богатейшими возможностями русской речи. Литературный язык Ломоносова отличался лексической пестротой, обилием обветшавших слов и варваризмов, которые отнюдь не украшали русскую речь. Пользоваться таким языком в сферах науки, а тем более литературы было невероятно трудно.

Фрагмент из книги «Юности честное зерцало» (1717)

В первых наипаче всего должни дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать, а пред неми не вздевать, и возле их не садитися, и прежде оных не заседать, при них во окно всем телом не выглядовать, но све потаенным образом с великим почтение, не с ними вряд, но немного уступи позади оных в стороне стоять, подобно яко паж некоторый или слуга. В доме ничего своим имянем не повелевать, но имянем отца или матери, от челядинцев просительным образом требовать, разве что у кого  особливыя слуги, которыя самому ему подвержены бывают. Для того, что обычайно служители и челядинцы не двум госпожам, но токмо одному господину охотно служат. А окроме того, часто происходят ссоры и великия между ими бывают от того мятежи в доме, так, что сами не опознают, что кому делать надлежит.

Реформа письменного, литературного языка было жизненно необходима. Ломоносов считал, что совершенствование литературного языка возможно лишь на основе сближения с народной живой речью. В 1755г. впервые опубликована его «Российская грамматика», в которой на научной основе разработаны основные грамматические категории родной речи. Однако нормы языка (правила) не сделают речь человека совершенной.  Необходима ещё обработка слова, его классификация, умелое употребление. Этому и способствовала теория «трех штилей» Ломоносова, представленная в статье «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (1757).

Учёный не перечёркивал значение  церковнославянского языка, однако, по его мнению, ни разговорный, ни книжный язык нельзя перегружать церковнославянизмами, поскольку это делает речь непонятной даже образованным людям. В литературных произведениях, написанных высоким стилем (героические поэмы, оды, ораторские речи), Ломоносов допускал церковнославянизмы, но только понятные всем. В среднем стиле (трагедии, сатиры, научные труды) он рекомендовал применять русские слова с добавление церковнославянизмов, низкий стиль составлялся из слов русского происхождения.

М.В.Ломоносов был прекрасным оратором и внёс  неоценимый вклад в развитие этой науки. Он усматривал достоинство речи не в «извитии словес», а в глубине, важности её содержания.

Задание: Учение В.К.Тредиаковского

                  Учения М.В.Ломоносова  (учебник стр 93- 94) и дополнительный материал.

IV.Актуализация полученных опорных знаний

Вывод: литература классицизма проповедовала идеи гражданственности, идеи просвещения, единство нации.

V.Сведения о М.В.Ломоносове как поэте.

    Задание: Прослушать основные темы творчества М.В.Ломоносова и   сделать краткую запись в тетрадь с последующим озвучиванием.

а)Главными темами творчества Ломоносова были:

  - Прославление Родины

 - Воспевание героев

 - Прославление силы, славы, величия и красоты России

 - Забота о преобразовании государства на разумных началах

 - Прославление мира как основы благоденствия

 - Гимн науке и всесильному разуму человека

б) Работал Ломоносов в разных жанрах и стилях (на доске вывешена опорная таблица «Жанры в творчестве Ломоносова», проговорить),но излюбленным его жанрам была ода.

в) Работа с учебником. Задание: Выписать на стр.84,2обзац определение оды .

г) Слово учителя. Ода – это старинный лирический жанр, известный еще со времен античности. В европейской поэзии одой называли стихотворное произведение, восхваляющее отечество, героев или героические дела. Содержание оды вызывает у ее автора состояние восторга, воодушевления, возвышенного настроения, что находит прямое отражение в высоком стиле повествования. Понятно, почему Ломоносов обращается именно к этому жанру.

Главное содержание литературного творчества Ломоносова – прославление родины. Ломоносов был горячим приверженцем петровских преобразований: он ратовал за рост и развитие русского национального государства, его производительных сил, науки и культуры. Во всех одах Ломоносова звучит тема Петра I, «просвещенного монарха», «отца отечества», неустанного «строителя, плавателя, в полях, в морях – героя».

Еще одна тема доминирует в творчестве Ломоносова – восторженный гимн науке. По убеждению поэта, благо и слава родины – в развитии «божественных наук»:  механики, химии, астрономии, географии, науки легких метеоров» (метеорологии).

 

VI.Характеристика произведений.

.Зачитать из предложенных произведений отдельные отрывке,сделать вывод с последующим озвучиванием.

1группа «О пользе стекла»(вывод: посвящено научному открытию)

«Слово похвальное»(вывод: Петр – 1,просвещенный монарх, отец Отечества, неустанный созидатель, строитель, реформатор )

2 группа «Разговор с Анакреоном» ( вывод: настоящие герои,чья слава вечна- те, кто отдает себя, свои силы отечеству).

3 группа « Вечерние размышления» ( вывод: тема труда, науки с ее глубоким проникновениям в тайны природы, счастье людей, благосостояние Родины должно быть надежно охраняемо).

 

VII.Подведение итогов урока.

Ломоносова как ученого был высок в Западной Европе. В Петербурге принижали славу великого ученного, но его труды часто появлялись за рубежом, и уже с конца 1740 года там  знали о нем как о незаурядном исследователе. В России авторитет Ломоносова как ученого и просветителя также возрастал, несмотря на противодействия его реакционеров. К концу 18 века его слава становится общепризнанной.

 

R. Эссе. Задание: Согласны ли вы с утверждением о Ломоносове, что он «достоин внимания, памяти и уважения» (индивидуальная работа, чтение написанного, обсуждение, выбор лучшего эссе и чтение)?

VIII. Домашнее задание

  - записи в тетрадях перечитать

  - «Оду на день восшествия…» прочитать, стр.100-106,учебник

  - составить цитатный план по «Оде…»,зад.№4,стр.106 учебник


 

Тема :ВН. чт. М.В.Ломоносов- поэт, ученый, художник, гражданин

Тема :ВН. чт. М.В.Ломоносов- поэт, ученый, художник, гражданин

М.В.Ломоносов, автор «Российской грамматики», обосновал теорию «трех штилей», разработал нормы русского литературного языка

М.В.Ломоносов, автор «Российской грамматики», обосновал теорию «трех штилей», разработал нормы русского литературного языка

Еще одна тема доминирует в творчестве

Еще одна тема доминирует в творчестве
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.09.2021