Урок – изучение нового материала. 8 класс.
Тема: Магнитное поле.
Цель: изучение нового материала по теме «Магнитное поле», выявление свойств магнитного поля при проведении экспериментов. Формирование навыков совместной работы в группах, умение проводить несложные эксперименты и делать выводы, выделять общее, обобщать полученные знания, составлять опорный конспект.
Оборудование: На учительском столе: электроскоп, эбонитовая или стеклянная палочка, кусочек ткани. На столах учащихся, в каждой творческой группе: набор сильных магнитов с обозначенными полюсами и нет, ванночка для воды, стакан с водой, пенопластовый диск, набор иголок, машинка для магнита, мини – штатив, магнитная стрелка на подставке, батарейка, резистор, провода, реостат, лампочка, амперметр маркеры, набор мелких предметов из различных материалов.
Ход урока.
Мы с вами закончили изучение раздела - электричество. Я хочу напомнить вам одно наблюдение, с которым мы встречались при изучении электростатики, и хочу, чтобы вы вспомнили объяснение наблюдаемого явления. Во время работы на каждом этапе вы будете фиксировать свою активность. Лист активности у вас на столах, впишите в него свои фамилии и не забывайте отмечать свою активность на протяжении всех этапов урока.
Что наблюдаем?
- Стрелка отклоняется при приближении заряженной палочки.
Взаимодействие происходит на расстоянии?
- Да.
Каким образом электроскоп чувствует приближение палочки на расстоянии?
- Вокруг палочки создаётся электрическое поле.
Что такое электрическое поле?
- Особый вид материи, окружающей любой заряд.
Какими свойствами обладает электрическое поле?
- Поле создаётся любым электрическим зарядом.
- Поле обнаруживают по действию на заряд.
- Поле материально, т.е. существует на самом деле независимо от нас.
Тронет кожей и подошвой – не прилипают, а как тронет гвоздями, так прилипнет.
Была у Магниса палка с железным наконечником. Он тронул камень деревом – не прилипает; тронул железом – прилипло так, что отрывать надо. Магнис рассмотрел камень, видит, что похож на железо, и принёс куски камня домой. С тех пор узнали этот камень и прозвали его магнитом. Магнит находят в земле с железной рудой. Там, где есть магнит в руде, и железо самое лучшее. Из себя магнит похож на железо.
Если положить кусок железа на магнит, то железо станет притягивать другое железо. А если положить стальную иголку на магнит да подержать подольше, то иголка сделается магнитом и станет к себе притягивать железо.
Прослушав легенду и посмотрев оборудование, имеющееся у вас на столах, вы, наверное, догадаетесь к изучению какого раздела мы с вами приступаем.
- Магнетизм.
Как вы думаете, какие задачи мы можем перед собой поставить?
- Рассмотреть, как взаимодействуют магниты.
- Ввести понятие магнитное поле.
- Изучить свойства магнитного поля.
- Рассмотреть где на практике используются магнитные явления.
Верно, и для того, чтобы ответить на все поставленные вопросы, мы с вами превращаемся по мановению волшебной (эбонитовой) палочки в научно – исследовательской институт. Я буду генеральным директором нашего института, и в моём подчинении будут работать 6 (количество может изменяться в зависимости от количества учащихся в классе) научно – исследовательских лабораторий. Учащиеся разворачиваются (2 стола вокруг одного) и образуют группы по 4 человека в каждой. Каждая группа ставит на стол колпачок с номером своей лаборатории и выбирает начальника лаборатории, который руководит работой группы, назначает того, кто отчитывается на каждом этапе работы, по окончании работы подписывает лист активности членов своей лаборатории.
У каждой лаборатории имеется лист – задание, в котором перечислены эксперименты, которые необходимо провести. И отчёт, который надо заполнить по окончании проведения эксперимента.
Итак, приступаем к выполнению первого задания.
Лаборатория 1.
Задание 1. Рассмотрите постоянный магнит. Обратите внимание, что он окрашен двумя цветами. Возьмите в руки два магнита, изучите, где сильнее проявляются магнитные свойства в центре магнита или на краях? Найдите в учебнике как называются две части магнита, какая из них окрашена в какой цвет?
Отчёт о проделанной работе:
1. У магнита имеются два____________________, которые называют____________ и ___________.
2. Магнитные свойства магнита сильнее проявляются______________________________________.
3. В красный цвет окрашивают_______________полюс магнита, в синий___________полюс.
Лаборатория 2.
Задание 1. Рассмотрите постоянный магнит. Обратите внимание, что он имеет два полюса. Найдите в учебнике их название. Изучите можно ли получить два полюса отдельно друг от друга (для этого используйте разделяющийся магнит). Изменяются ли, при разделении на части, сила магнита?
Отчёт о проделанной работе:
1. У магнита имеются два полюса___________________________и __________________________.
2. Если магнит разделить пополам получим______________________________________________. 3. При разделении магнита пополам образуются _________________________________, их магнитные свойства_____________________, чем у первоначального магнита.
Лаборатория 3.
Задание1. Рассмотрите постоянный магнит. Обратите внимание, что он имеет два полюса. Найдите в учебнике их название. Возьмите два маленьких магнита с маркированными полюсами. Один поместите на машинку, другой возьмите в руки. Изучите, как взаимодействуют одноимённые полюса магнита и как взаимодействуют разноимённые полюса? Как зависит сила взаимодействия от расстояния между магнитами?
Отчёт о проделанной работе:
1. У магнита имеются два полюса___________________________и __________________________.
2. Одноимённые полюса__________________________, разноимённые______________________ .
3. Магниты взаимодействуют на расстоянии. Можно предположить, что вокруг магнита _________ ________________________________________________________________.
Лаборатория 4.
Задание 1. Рассмотрите постоянный магнит. Обратите внимание, что он имеет два полюса. Найдите в учебнике их название. Возьмите два маленьких магнита с маркированными полюсами. Один поместите на диск, плавающий на воде, другой возьмите в руки. Изучите, как взаимодействуют одноимённые полюса магнита и как взаимодействуют разноимённые полюса? Как зависит сила взаимодействия от расстояния между магнитами?
Отчёт о проделанной работе:
1. У магнита имеются два полюса___________________________и __________________________.
2. Одноимённые полюса__________________________, разноимённые______________________ .
3. Магниты взаимодействуют на расстоянии. Можно предположить, что вокруг магнита _________ ________________________________________________________________.
Лаборатория 5.
Задание1. Рассмотрите постоянный магнит. Обратите внимание, что он имеет два полюса. Найдите в учебнике их название. Возьмите два маленьких магнита с маркированными полюсами. Один закрепите в мини штативе, другой возьмите в руки.
Изучите, как взаимодействуют одноимённые полюса магнита и как взаимодействуют разноимённые полюса? Как зависит сила взаимодействия от расстояния между магнитами?
Отчёт о проделанной работе:
1. У магнита имеются два полюса___________________________и __________________________.
2. Одноимённые полюса__________________________, разноимённые______________________ .
3. Магниты взаимодействуют на расстоянии. Можно предположить, что вокруг магнита _________ ________________________________________________________________.
Лаборатория 6.
Задание1. Рассмотрите постоянный магнит. Обратите внимание, что он имеет два полюса. Найдите в учебнике их название. Изучите, какие вещества притягивает магнит, а какие нет.
Отчёт о проделанной работе:
1. У магнита имеются два полюса___________________________и __________________________.
2. Магнит притягивает к себе__________________________________________________________.
3. Магнит не взаимодействует с________________________________________________________.
Итак, давайте подведём итог тому, что мы выявили, проводя первое лабораторное исследование.
(Итог подводят дети)
1. В природе существуют постоянные магниты.
2. У магнита есть два полюса: северный и южный.
3. Одноимённые полюсы магнита отталкиваются, разноимённые притягиваются.
4. Если магнит разделить пополам получим два магнита.
5. Магниты взаимодействуют между собой и притягивают к себе железосодержащие вещества. 6. Магниты взаимодействуют на расстоянии, что позволяет предположить, что вокруг магнита существует особое пространство, которое логично назвать магнитным полем.
Попробуем разобраться, только ли постоянные магниты создают магнитные поля.
Лаборатория 1.
Задание 2. Соберите простую электрическую цепь, состоящую из батарейки, лампочки, реостата, ключа, амперметра. Под проводом разместите магнитную стрелку.
Замыкая и размыкая ключ, пронаблюдайте, как ведёт себя стрелка.
Отчёт о проделанной работе:
При размыкании и замыкании ключа стрелка_____________________________________________. Это говорит о том, что вокруг проводника с током_________________________________________.
Электрический ток это-________________________________________________________________.
Можно сделать вывод что магнитное поле создают________________________________________.
Лаборатория 2.
Задание 2. Соберите простую электрическую цепь, состоящую из батарейки, лампочки, реостата, ключа, амперметра. Под проводом разместите магнитную стрелку. Замкните цепь. Пронаблюдайте, как ведёт себя стрелка. Изменяйте с помощью реостата силу тока и установите когда взаимодействие заметнее.
Отчёт о проделанной работе:
При размыкании и замыкании ключа стрелка_____________________________________________.
Это говорит о том, что вокруг проводника с током_________________________________________.
Чем больше сила тока в проводнике, тем магнитные свойства_______________________________.
Лаборатория 3.
Задание 2. Соберите простую электрическую цепь, состоящую из батарейки, лампочки, реостата, ключа, амперметра. Под проводом разместите магнитную стрелку. Замкните цепь. Пронаблюдайте поведение стрелки. Измените направление тока в проводнике. Как изменилось положение стрелки?
Отчёт о проделанной работе:
При размыкании и замыкании ключа стрелка_____________________________________________. Это говорит о том, что вокруг проводника с током_________________________________________. При изменении направления тока стрелка__________________________________. Это говорит о том, что направление магнитного поля зависит от_________________________________________.
Лаборатория 4.
Задание 2. Соберите простую электрическую цепь, состоящую из батарейки, лампочки, реостата, ключа, амперметра. Под проводом разместите магнитную стрелку. Замкните цепь. Пронаблюдайте положение стрелки. Приближайте проводник к стрелке и удаляйте от неё. Когда взаимодействие заметнее?
Отчёт о проделанной работе:
При размыкании и замыкании ключа стрелка_____________________________________________. Это говорит о том, что вокруг проводника с током_________________________________________.
Чем ближе проводник, тем поле________________________________________________________.
Лаборатория 5.
Задание 2. Соберите простую электрическую цепь, состоящую из батарейки, лампочки, реостата, ключа, амперметра. Под проводом разместите магнитную стрелку.
Замыкая и размыкая ключ, пронаблюдайте, как ведёт себя стрелка.
Отчёт о проделанной работе:
При размыкании и замыкании ключа стрелка_____________________________________________. Это говорит о том, что вокруг проводника с током_________________________________________.
Электрический ток это-________________________________________________________________.
Можно сделать вывод что магнитное поле создают________________________________________. При выключении тока, стрелка возвращается в исходное положение. Что её поворачивает?______ ___________________________________________________________________.
Лаборатория 6.
Задание 2. Соберите простую электрическую цепь, состоящую из батарейки, лампочки, реостата, ключа, амперметра. Под проводом разместите магнитную стрелку. Замкните цепь. Пронаблюдайте, как ведёт себя стрелка. Изменяйте с помощью реостата силу тока и установите когда взаимодействие заметнее.
Отчёт о проделанной работе:
При размыкании и замыкании ключа стрелка_____________________________________________.
Это говорит о том, что вокруг проводника с током_________________________________________.
Чем больше сила тока в проводнике, тем магнитные свойства_______________________________.
Итак, давайте подведём итог второго наблюдения.
(Выводы формулируют дети)
Магнитное поле существует не только вокруг постоянных магнитов, но и вокруг проводника с током.
Поскольку электрический ток представляет собой направленное движение зарядов, можно сделать вывод, что магнитное поле создаётся любым движущимся зарядом.
Чем ближе к проводнику, тем магнитное поле сильнее.
Чем больше сила тока в проводнике, тем сильнее магнитное поле.
Лаборатория 1-6.
Задание 3. Убедитесь на опыте в том, что иголки легко намагнитить, если на несколько минут приложить их к сильному постоянному магниту.
Определите, где у иголки северный полюс, где южный. Отметьте полюса маркером. Разместите иголку на плавающем диске, и определите с её помощью стороны горизонта.
Отчёт о проделанной работе:
Металлические иголки можно намагнитить, если_________________________________________ Намагниченные иголки ориентируются определённым образом, т.к. на них действует__________ ________________________________________________________________.
Мы убедились на опыте, что направление, в котором располагается магнитная стрелка в проводнике, зависит от направления тока. С использованием презентации рассматриваем расположение маленьких магнитных стрелок вокруг проводника с током и их поворот на 1800 при изменении направления тока в проводнике. Магнитное поле мы глазами не видим, но можем получить представление о распределении магнитного поля с помощью магнитных линий. Найти в учебнике определение магнитных линий. Направление магнитных линий определяют с помощью правила буравчика (правый винт), которое очень удобно заменить правилом обхвата правой руки.
Итак, что мы узнали на сегодняшнем уроке?
С какой новой формой материи мы познакомились?
Что такое магнитное поле?
Вокруг чего создаётся магнитное поле?
Что такое постоянный магнит?
Какие полюсы есть у постоянного магнита?
Как взаимодействуют магниты&
Давайте оформим полученные знания в виде опорного конспекта.
Опорный конспект переписывается в тетрадь для ОК.
Полосовой Подковообразный Кольцевой Круглые
магнит магнит магнит магниты
II. Опыт Эрстеда.
Магнитное поле существует вокруг проводника с током .
Электрический ток - …………………………………………..
Следовательно, магнитное поле существует вокруг любого движущегося заряда.
Почему стрелка устанавливается определённым образом?
Её поворачивает …………………………………………………….
Магнитное поле – особый вид материи, окружающей любой движущийся заряд.
III. Магнитные линии -…………………………………………………………….
При изменении направления тока стрелки поворачиваются на 1800.
Материал кратко повторяется по ОК с помощью учащихся.
Учащиеся оценивают свою работу в листе активности.
Домашнее задание: Параграфы 57,58,60 ОК-22, дополнить ОК :
Магнитные бури,
Магнитные аномалии
Как в любом научном заведении работники проходят периодическую проверку на проф пригодность, так и работникам нашего института в каждой лаборатории предлагается пройти тестирование. Запишите, пожалуйста, ответы в бланки тестирования, которые находятся у вас в лаборатории.
Тест.
1.Источником магнитного поля являются (является)...
1) движущиеся электрические заряды
2) заряженная металлическая гильза
3) полосовой магнит
2. У любого магнита есть два полюса
1) + и –
2) Северный и южный
3) Западный и восточны
3. Если магнит разделить пополам, получится
1) отдельно северный полюс, отдельно южный
2) два магнита
3) магнитные свойства исчезнут
4. Обнаружить магнитное поле можно по...
а) по действию на любой проводник
б) действию на проводник, по которому течет электрический ток
в) заряженный теннисный шарик, подвешенный на тонкой нерастяжимой нити
г) на движущиеся электрические заряды. 1) А и Б, 2) А и В, 3) Б и В, 4) Б и Г.
5. Закончить фразу: «Если электрический заряд неподвижен, то вокруг него существует... 1) магнитное поле
2) электрическое поле
3) электрическое и магнитное поля
6. Закончить фразу: «Если электрический заряд движется, то вокруг него существует...
1) магнитное поле
2) электрическое поле
3) электрическое и магнитное поле
7. Закончить фразу: «Вокруг проводника с током существует...
1) магнитное поле
2) электрическое поле
3) электрическое и магнитное поле
8. Какие утверждения являются верными?
А) В природе существуют электрические заряды
Б) В природе существуют магнитные заряды
В) В природе не существует электрических зарядов
Г) В природе не существует магнитных зарядов 1) А и Б, 2) А и В, 3) А и Г, 4) Б, В и Г.
Ключи:
1) 1,3 5) 2
2) 2 6) 3
3) 2 7) 3
4) 4 8) 3
Тесты проверяются в группе путём взаимопроверки, начальники лабораторий подписывают сотрудникам листы активности и тесты и передают наработанные материалы директору научно – исследовательского института.
Урок окончен. Всем спасибо за работу!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.