Македонские завоевания в IV веке до нашей эры.
Оценка 4.7

Македонские завоевания в IV веке до нашей эры.

Оценка 4.7
doc
29.05.2023
Македонские завоевания в IV веке до нашей эры.
Технологическая карта урока 2..doc

Технологическая карта урока с использованием педагогических и здоровьесберегающих  технологий

 

Учитель: Киселёва Наталья Юрьевна. Предмет: история. Класс: 5.

Глава № 10. Македонские завоевания в IV веке до нашей эры.

Урок 42.  Тема «Поход Александра Македонского на Восток».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Тема урока: Покорители свободных греков

Цели урока: Выяснить причины ослабления  Греции и усиления Македонии, познакомить обучающихся с завоеванием

греческой цивилизации македонцами; развивать логическое мышление, познавательный интерес к предмету.

Новые слова: македонская фаланга, метательная машина, осадная башня

План урока:

 Македонией

Цели урока: Выяснить причины ослабления  Греции и усиления Македонии, познакомить обучающихся с завоеванием

греческой цивилизации македонцами; развивать логическое мышление, познавательный интерес к предмету.

Новые слова: македонская фаланга, метательная машина, осадная башня

Цели урока: Выяснить причины ослабления  Греции и усиления Македонии, познакомить обучающихся с завоеванием

греческой цивилизации македонцами; развивать логическое мышление, познавательный интерес к предмету.

Новые слова: македонская фаланга, метательная машина, осадная башня


Цели урока:
Выяснить причины ослабления  Греции и усиления Македонии, познакомить обучающихся с завоеванием

греческой цивилизации македонцами; развивать логическое мышление, познавательный интерес к предмету.

Новые слова: македонская фаланга, метательная машина, осадная башня


Цели урока:
Выяснить причины ослабления  Греции и усиления Македонии, познакомить обучающихся с завоеванием

греческой цивилизации македонцами; развивать логическое мышление, познавательный интерес к предмету.

Новые слова: македонская фаланга, метательная машина, осадная башня

Цель урока: познакомить учащихся с процессом завоевания греческой цивилизации Македонией. Выявлять причины ослабления Греции и усиления Македонии. Дать собственную оценку действиям жителей покорённой Эллады, объясняя свою позицию с гражданско-патриотической точки зрения.

В данном классе были поставлены следующие задачи, направленные на формирование УУД:

образовательные: расширять и углублять знания учащихся по теме: «Города Эллады подчиняются Македонии»;

развивающие: развивать умения анализировать, сопоставлять обобщать, делать выводы, развивать внимание;
воспитательные: способствовать нравственно-эстетическому развитию учащихся, их приобщению к культурным ценностям, развивать коммуникативные способности во время работы на уроке, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения.

Личностные УУД: формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию, формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к окружающим, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

 Регулятивные УУД: формировать у учащихся умение определять цель урока, планировать учебные действия на уроке (совместно с учителем), осуществлять контроль усвоения новых знаний и самостоятельно оценивать качество усвоения материала.

Коммуникативные УУД: уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планировать и регулировать свою деятельность.

Познавательные УУД: уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логичное рассуждение  и делать выводы.

В результате проведенного урока предполагала получить следующие результаты:

Предметные УУД:

- определять события (завоевание Греции Македонией)  во времени, соотносить год с веком;

- осуществлять отбор необходимой исторической  информации из текстов и иллюстраций учебника;

- давать оценку личности Филиппа II, предполагать и оценивать мотивы поступков жителей Греции и Македонии.

Метапредметные УУД:

- самостоятельно выделять и формулировать цели;

- извлекать и перерабатывать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация, карта, интернет-ресурсы) для открытия новых знаний;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, пары;

- анализировать вопросы, формулировать ответы.

Коммуникативные УУД:

- участвовать в коллективном обсуждении проблем;

доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

- оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;

- обмениваться мнениями, понимать позицию партнёра.

Регулятивные УУД:

- после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;

- прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы;

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;

- выполнять корректировку своей деятельности.

Личностные УУД: 

- анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их;

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

- быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.

Обязательный минимум содержания: подчинение Греции Македонией (причины и последствия).

Основные методы и приемы:

- учебный диалог: чтение и обсуждение текста учебника;

- проблемное задание: определение проблемы урока, выдвижение версий по решению проблемы, поэтапное решение проблемы;

- работа в парах (обсуждение проблемного вопроса, аргументация собственной позиции).

Приёмы по формированию самооценки и самоконтроля:

- Приём «погружение в проблему»

- Приём «планирование с опорой на страницу учебника»

- Приём «совместная постановка проблемы урока»

- Приём «светофор»

- Приём «словесное оценивание»

- Приём «взаимооценка»

Технологии обучения: технология проблемного диалога, технология оценки образовательных достижений, ИКТ-технология, здоровьесберегающая.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:

- учебник «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс»: учебник для образовательных организаций/ А.А. Вагасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под редакцией А.А. Искендерова. М. Просвещение, 2020 год.

- Электронный ресурс (режим доступа: https://ppt-online.org/330776)

Технические средства: мультимедийное оборудование.

 Межпредметная связь: география, МХК.

План урока:

I. Проблема урока: почему Македония покорила греков?

II. Поиск решения проблемы:

Причины поражения Греции в борьбе с Македонией:

1. Ослабление Греции.

Предполагаемый вывод по проблеме: войны между полисами и внутри полисов между богатыми и бедными ослабили Грецию. Ополчение граждан заменили наёмники, которые воевали за деньги, а не за свободу полисов.

2. Усиление Македонии.

Предполагаемый вывод по проблеме: объединение племён под единой властью царя, огромное войско свободных равных общинников, воины ополчения, новая лучшая организация войска (македонская фаланга) – всё это позволило Македонии усилиться и одержать победу над греками. Немаловажную роль сыграл тот факт, что Македония стала «своей» для греков, так как приняла греческую культуру, к тому же многие греки готовы были сами подчиниться, лишь бы наступил порядок и мир.

3. Мудрость царя Филиппа.

Предполагаемый вывод по проблеме: благодаря мудрым действиям царя Филиппа, который забрал часть свободы у греков, но дал им порядок и мир, Македония смогла завоевать Грецию.

 

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД

Промежуточный контроль

 

I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

– Дома вы читали о завоеваниях Александра Македонского. (слайд 1) Давайте с

вами посмотрим на карту. В папке «Учебная», на рабочем столе откройте документ «А. Македонский», пройдите по первой ссылке (http://rushist.com/images/greece/map-alexandre-campaign-big.png).

– Что можете сказать о территории, которую занимала Македония?

– Следовательно, какую армию можно иметь этому государству?     1

Фиксирует на доске:

1-й факт:

Армия македонцев малочисленная.

 

– Что на карте обозначено жёлтыми

стрелками?

– Что можете сказать о результатах этих походов?

Фиксирует на доске:

2-й факт:

Александр Македонский завоевал

полмира!

 

(слайд 2)

– Сравните соотношение сил и результаты походов Александра Македонского.

– В чём противоречие?

 

 

– Какой возникает вопрос?    1

Фиксирует главный вопрос урока на доске:

Почему Александр Македонский завоевал полмира?

 

Занимают места за компьютерами.

 

Открывают документ, переходят по ссылке, открывают карту.1

 

 

 

 

– Маленькая.

 

– Малочисленную.

 

 

 

 

 

– Завоевательные походы Александра Македонского.

– Завоевано полмира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Армия малочисленная, а завоёвано полмира.

– Что позволило Александру Македонскому завоевать полмира?

– Почему Александр Македонский

смог подчинить своей власти Персидскую державу?

 

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

 

Познавательные УУД

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, карты, интернет-ресурсы).

2. Анализировать (выделять главное).

3. Определять понятия.

4. Обобщать, делать выводы.

5. Выделять причины и следствия.

6. Представлять информацию в разных формах (карта, ИКТ).

Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.

2. Оценивать события с позиций гражданина и патриота России.

 

 

 

 

 

 

Чтение карты с опорой на легенду. Устный ответ.

Постановка проблемы. Самооценка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Версии.

 

(слайд 3)

– Есть у вас версии, предположения?     2

 

 

Предлагают различные версии.

 

 

 

III. Актуализация знаний.

 

– Чтобы решить проблему урока, что нам надо вспомнить?     3

 

Займите места за партами и выполните задания.

 

– Объясните значения слов: фаланга, царь.   3 (слайды 4, 5)

 

– Как была устроена Персидская держава? Перечислите наиболее важные причины, позволившие грекам победить персов в V в. до н.э., а македонянам – покорить греков.   5

(слайд 6)

 

– Почему греки победили персов в V веке и что позволило македонянам

одолеть греков в IV веке?

Выполняют задания № 1, 2 в Рабочей тетради на с. 43. (задания из тетради дублируются в презентации)

3   5

– Греки победили персов, благодаря

своей сплочённости и мужеству. Македоняне одержали верх над

греками за счёт своего возвышения и ослабления Греции, а также благодаря мудрости царя Филиппа.

 

 

 

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

 

 

 

 

 

 

Рабочая тетрадь. Проверка письменного ответа. Самооценка.

 

IV. Планирование деятельности.

– Чтобы объяснить причины побед Александра Македонского, что нам

надо сделать?   3 (слайд 7)

– Изучить § 31, найти факты, которые помогут объяснить причины этого.   3

 

 

 

 

V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

1. Черты характера и личные качества Александра Македонского.

– Используя текст учебника (пункт 1, с. 190–191), выполните задание № 3 в Рабочей тетради на с. 44.         2  4

 

 

 

– Как вы думаете, какие личные качества и взгляды Александра Македонского помогли ему прославиться? (слайд 8)

 

– Могут ли личные качества Александра Македонского повлиять на исход событий?

(слайды 9, 10)

 

 

 

 

 

 

Индивидуально, самостоятельно выполняют задание. 2

 

 

–  Любознательность, целеустремлённость, смелость, стремление к славе.

 

 

Делают вывод о том, что неординарная личность Александра Македонского способствовала возвышению

македонян.

4

 

 

Работа с учебником и рабочей тетрадью. Проверка письменного задания. Самооценка.

 

 

 

 

 

 

Устный ответ. Самооценка.

 

Отлично, ребята. Вы плодотворно поработали. Настало время сделать небольшую паузу. Восстановить силы.

 

Физкультминутка

 

 

 

2. Причины побед Александра Македонского.

Но одной личности иногда бывает недостаточно для победы. Давайте искать новые причины.

– Используя пункт 2,

с. 191–195, выполните задание:                5  3

«В роли советника одного из царей Индии составьте для своего повелителя доклад о причинах побед Александра Македонского».

(слайд 11)

 

Фронтальный диалог на понимание прочитанного.    2  4

– Почему греческие безземельные

ополченцы будут поддерживать

Александра Македонского?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Какие качества Александра Македонского проявились при переходе реки Граник?

– Как вы расцениваете поступок персидского царя, когда он дважды бежал с поля боя, предавая своё войско?

– Почему египтяне приняли Александра Македонского как «своего»?

– На что указывает тот факт, что все три персидские столицы сдались без боя?

– Почему после победы над Персией Александр Македонский продолжил

свои завоевательные походы?

 

 

 

 

 

 

 

В течение нескольких минут индивидуально, самостоятельно выполняют задание № 4 на с. 44 в Рабочей тетради.

5  3

 

 

 

 

– Войско Александра Македонского

составляли не только македонские

общинники, но и греческие безземельные ополченцы, которые в поисках новых земель были заинтересованы в успешных завоеваниях.

– Лучший военный строй – македонская фаланга – обеспечивала

успех сражения.

 

 

 

 

 

– Смелость и решительность.

 

 

– Он проявил слабость, его войско было плохо организовано.

 

 

– Привычка многих народов Востока

к подчинению иноземному царю- деспоту.

 

 

– Стремился к славе и мировому господству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с учебником и рабочей тетрадью. Проверка письменного задания. Самооценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устный ответ.

Самооценка.

 

VI. Выражение решения проблемы.

 

– Итак, какой общий ответ на главный вопрос урока вы можете дать?   4

(слайд 12)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Достигли мы поставленной цели?

 

Примерный вывод по проблеме:      4

– Александр Македонский завоевал

полмира благодаря своим личным качествам, хорошо подготовленному

войску, а также слабости и разобщённости персидского войска. Немаловажную роль сыграл тот факт, что

народы Востока сами подчинялись

иноземному царю-деспоту.

- Да, мы узнали причины побед Александра Македонского.

 

Устный ответ. Самооценка.

 

VII. Применение нового знания.

 

– Представьте, что вы – люди XXI века – оказались рядом с Александром Македонским. Какими его поступками вы бы гордились, а каких – стыдились? Выполните задание в парах. Свой ответ объясните.  1  2  (слайд 13)

 

А сейчас, ребята, займите свои места за компьютерами. Пройдите по второй ссылке в документе «А. Македонский» (http://testedu.ru/test/istoriya/5-klass/itogovyij-test-po-teme-makedoskie-zavoevaniya-v-iv-veke-do-n-e-variant-i.html) и выполните задания теста.

 

Выполняют задание № 5 в Рабочей тетради на с. 45.

1  2  2

Аргументированно высказывают оценочное мнение о действиях Александра Македонского.

2

Проходят тестирование

1 2 3 4 5

 

Совместная работа. Письменный ответ. Взаимооценка. Самооценка.

 

 

Онлайн-тест. Сампроверка. Самооценка.

 

VIII. Домашнее задание.

 

– Используя знания, полученные на сегодняшнем уроке, выполните проект с использованием информационных технологий: сделать презентацию  «Завоевания Александра Македонского» (по желанию). Работу можно сделать в группе, 2-3 человека.  6

(слайд 14)

 

– Прочитайте название следующего

параграфа.

– Как вы думаете, что оно обозначает?

– Прочитайте дома § 42 и проверьте, в каком значении используется это название в тексте.

– Чтобы лучше понять этот параграф, ответьте на вопросы перед ним.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Наверное, здесь имеется в виду

цивилизация эллинов, то есть греков.

Записывают задание

 

 

 

IX. Рефлексия. Самооценка.

Выставление отметок.

Ребята, вы можете завершить работу с листом самооценки. 4

 А сейчас предлагаю продолжить предложения:

- Сегодняшний урок дал мне….., теперь я смогу…..

- Наиболее интересно мне было…

- Я похвалил бы класс…

- Мои достижения сегодня…

- Мне необходимо поработать над…

- Удачным для меня стало…

- В дальнейшем мне бы хотелось…

- Самый интересный ответ дала пара…4

Спасибо, вы отлично поработали. До встречи на следующем уроке.

Завершают заполнение листов самооценки.

Оценивают свою работу, работу группы и проводят взаимооценку.

Комментируют выставленные отметки. 4

 

Самооценка.

Взаимооценка.

 

 

     Приложение №1

                                                                                                                                                                                

              ПОЛУЧИЛОСЬ                                        НЕ СОВСЕМ ПОЛУЧИЛОСЬ                              НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ

Вид, тема работы

Самооценка

1

Определение темы урока, постановка задач урока

 

2

Вопросы на повторение пройденных ранее тем.  Рабочая тетрадь: задания № 1, 2 на с. 43 (письменный ответ).

 

3

Черты характера и личные качества А. Македонского. Рабочая тетрадь: задание № 3 на с. 44 (письменный ответ).         

 

4

Связь личных качеств полководцы с военными успехами (анализ информации, устный ответ)

 

5

Причины побед А. Македонского. Рабочая тетрадь: задание № 4,             с. 44  (письменный ответ)

 

6

Причины побед А. Македонского. Учебник, пункт 2,

с. 200 (устный ответ)

 

7

Решение проблемы урока (устный ответ)

 

8

Работа в паре. Рабочая тетрадь, задание 5, с. 45. (письменный ответ)

 

9

Онлайн-тест

 

Подведение итога работы на уроке

 

                            

                                                  

                                     


Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта урока с использованием педагогических и здоровьесберегающих технологий

Технологическая карта урока с использованием педагогических и здоровьесберегающих технологий

Коммуникативные УУД: - участвовать в коллективном обсуждении проблем; доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; - оформлять…

Коммуникативные УУД: - участвовать в коллективном обсуждении проблем; доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; - оформлять…

Технологии обучения: технология проблемного диалога, технология оценки образовательных достижений,

Технологии обучения: технология проблемного диалога, технология оценки образовательных достижений,

Что можете сказать о территории, которую занимала

Что можете сказать о территории, которую занимала

Регулятивные УУД 1. Определять цель, проблему в учебной деятельности

Регулятивные УУД 1. Определять цель, проблему в учебной деятельности

V . Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

V . Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

Александра Македонского». (слайд 11)

Александра Македонского». (слайд 11)

На что указывает тот факт, что все три персидские столицы сдались без боя? –

На что указывает тот факт, что все три персидские столицы сдались без боя? –

Пройдите по второй ссылке в документе «А

Пройдите по второй ссылке в документе «А

Я похвалил бы класс… - Мои достижения сегодня… -

Я похвалил бы класс… - Мои достижения сегодня… -

Причины побед А. Македонского.

Причины побед А. Македонского.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2023