Технологическая карта урока с использованием педагогических и здоровьесберегающих технологий
Учитель: Киселёва Наталья Юрьевна. Предмет: история. Класс: 5.
Глава № 10. Македонские завоевания в IV веке до нашей эры.
Урок 42. Тема «Поход Александра Македонского на Восток».
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Тема урока: Покорители свободных греков
Цели урока: Выяснить причины ослабления Греции и усиления Македонии, познакомить обучающихся с завоеванием
греческой цивилизации македонцами; развивать логическое мышление, познавательный интерес к предмету.
Новые слова: македонская фаланга, метательная машина, осадная башня
План урока:
Македонией
Цели урока: Выяснить причины ослабления Греции и усиления Македонии, познакомить обучающихся с завоеванием
греческой цивилизации македонцами; развивать логическое мышление, познавательный интерес к предмету.
Новые слова: македонская фаланга, метательная машина, осадная башня
Цели урока: Выяснить причины ослабления Греции и усиления Македонии, познакомить обучающихся с завоеванием
греческой цивилизации македонцами; развивать логическое мышление, познавательный интерес к предмету.
Новые слова: македонская фаланга, метательная машина, осадная башня
Цели урока: Выяснить причины ослабления Греции и усиления Македонии,
познакомить обучающихся с завоеванием
греческой цивилизации македонцами; развивать логическое мышление, познавательный интерес к предмету.
Новые слова: македонская фаланга, метательная машина, осадная башня
Цели урока: Выяснить причины ослабления Греции и усиления Македонии,
познакомить обучающихся с завоеванием
греческой цивилизации македонцами; развивать логическое мышление, познавательный интерес к предмету.
Новые слова: македонская фаланга, метательная машина, осадная башня
Цель урока: познакомить учащихся с процессом завоевания греческой цивилизации Македонией. Выявлять причины ослабления Греции и усиления Македонии. Дать собственную оценку действиям жителей покорённой Эллады, объясняя свою позицию с гражданско-патриотической точки зрения.
В данном классе были поставлены следующие задачи, направленные на формирование УУД:
образовательные: расширять и углублять знания учащихся по теме: «Города Эллады подчиняются Македонии»;
развивающие: развивать умения
анализировать, сопоставлять обобщать, делать выводы, развивать внимание;
воспитательные: способствовать
нравственно-эстетическому развитию учащихся, их приобщению к культурным
ценностям, развивать коммуникативные способности во время работы на уроке,
способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного
обучения.
Личностные УУД: формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию, формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к окружающим, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные УУД: формировать у учащихся умение определять цель урока, планировать учебные действия на уроке (совместно с учителем), осуществлять контроль усвоения новых знаний и самостоятельно оценивать качество усвоения материала.
Коммуникативные УУД: уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планировать и регулировать свою деятельность.
Познавательные УУД: уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логичное рассуждение и делать выводы.
В результате проведенного урока предполагала получить следующие результаты:
Предметные УУД:
- определять события (завоевание Греции Македонией) во времени, соотносить год с веком;
- осуществлять отбор необходимой исторической информации из текстов и иллюстраций учебника;
- давать оценку личности Филиппа II, предполагать и оценивать мотивы поступков жителей Греции и Македонии.
Метапредметные УУД:
- самостоятельно выделять и формулировать цели;
- извлекать и перерабатывать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация, карта, интернет-ресурсы) для открытия новых знаний;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, пары;
- анализировать вопросы, формулировать ответы.
Коммуникативные УУД:
- участвовать в коллективном обсуждении проблем;
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;
- обмениваться мнениями, понимать позицию партнёра.
Регулятивные УУД:
- после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;
- прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы;
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;
- выполнять корректировку своей деятельности.
Личностные УУД:
- анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их;
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
- быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.
Обязательный минимум содержания: подчинение Греции Македонией (причины и последствия).
Основные методы и приемы:
- учебный диалог: чтение и обсуждение текста учебника;
- проблемное задание: определение проблемы урока, выдвижение версий по решению проблемы, поэтапное решение проблемы;
- работа в парах (обсуждение проблемного вопроса, аргументация собственной позиции).
Приёмы по формированию самооценки и самоконтроля:
- Приём «погружение в проблему»
- Приём «планирование с опорой на страницу учебника»
- Приём «совместная постановка проблемы урока»
- Приём «светофор»
- Приём «словесное оценивание»
- Приём «взаимооценка»
Технологии обучения: технология проблемного диалога, технология оценки образовательных достижений, ИКТ-технология, здоровьесберегающая.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:
- учебник «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс»: учебник для образовательных организаций/ А.А. Вагасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под редакцией А.А. Искендерова. М. Просвещение, 2020 год.
- Электронный ресурс (режим доступа: https://ppt-online.org/330776)
Технические средства: мультимедийное оборудование.
Межпредметная связь: география, МХК.
План урока:
I. Проблема урока: почему Македония покорила греков?
II. Поиск решения проблемы:
Причины поражения Греции в борьбе с Македонией:
1. Ослабление Греции.
Предполагаемый вывод по проблеме: войны между полисами и внутри полисов между богатыми и бедными ослабили Грецию. Ополчение граждан заменили наёмники, которые воевали за деньги, а не за свободу полисов.
2. Усиление Македонии.
Предполагаемый вывод по проблеме: объединение племён под единой властью царя, огромное войско свободных равных общинников, воины ополчения, новая лучшая организация войска (македонская фаланга) – всё это позволило Македонии усилиться и одержать победу над греками. Немаловажную роль сыграл тот факт, что Македония стала «своей» для греков, так как приняла греческую культуру, к тому же многие греки готовы были сами подчиниться, лишь бы наступил порядок и мир.
3. Мудрость царя Филиппа.
Предполагаемый вывод по проблеме: благодаря мудрым действиям царя Филиппа, который забрал часть свободы у греков, но дал им порядок и мир, Македония смогла завоевать Грецию.
Этапы урока |
Действия учителя |
Действия учеников |
Формирование УУД |
Промежуточный контроль |
I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. |
– Дома вы читали о завоеваниях Александра Македонского. (слайд 1) Давайте с вами посмотрим на карту. В папке «Учебная», на рабочем столе откройте документ «А. Македонский», пройдите по первой ссылке (http://rushist.com/images/greece/map-alexandre-campaign-big.png). – Что можете сказать о территории, которую занимала Македония? – Следовательно, какую армию можно иметь этому государству? 1 Фиксирует на доске: 1-й факт: Армия македонцев малочисленная.
– Что на карте обозначено жёлтыми стрелками? – Что можете сказать о результатах этих походов? Фиксирует на доске: 2-й факт: Александр Македонский завоевал полмира!
(слайд 2) – Сравните соотношение сил и результаты походов Александра Македонского. – В чём противоречие?
– Какой возникает вопрос? 1 Фиксирует главный вопрос урока на доске: Почему Александр Македонский завоевал полмира?
|
Занимают места за компьютерами.
Открывают документ, переходят по ссылке, открывают карту.1
– Маленькая.
– Малочисленную.
– Завоевательные походы Александра Македонского. – Завоевано полмира.
– Армия малочисленная, а завоёвано полмира. – Что позволило Александру Македонскому завоевать полмира? – Почему Александр Македонский смог подчинить своей власти Персидскую державу?
|
Регулятивные УУД 1. Определять цель, проблему в учебной деятельности. 2. Выдвигать версии. 3. Планировать деятельность в учебной ситуации. 4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.
Познавательные УУД 1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, карты, интернет-ресурсы). 2. Анализировать (выделять главное). 3. Определять понятия. 4. Обобщать, делать выводы. 5. Выделять причины и следствия. 6. Представлять информацию в разных формах (карта, ИКТ). Личностные УУД 1. Оценивать свои и чужие поступки. 2. Оценивать события с позиций гражданина и патриота России.
|
Чтение карты с опорой на легенду. Устный ответ. Постановка проблемы. Самооценка.
|
II. Версии.
|
(слайд 3) – Есть у вас версии, предположения? 2
|
Предлагают различные версии. |
|
|
III. Актуализация знаний. |
– Чтобы решить проблему урока, что нам надо вспомнить? 3
Займите места за партами и выполните задания.
– Объясните значения слов: фаланга, царь. 3 (слайды 4, 5)
– Как была устроена Персидская держава? Перечислите наиболее важные причины, позволившие грекам победить персов в V в. до н.э., а македонянам – покорить греков. 5 (слайд 6) |
– Почему греки победили персов в V веке и что позволило македонянам одолеть греков в IV веке? Выполняют задания № 1, 2 в Рабочей тетради на с. 43. (задания из тетради дублируются в презентации) 3 5 – Греки победили персов, благодаря своей сплочённости и мужеству. Македоняне одержали верх над греками за счёт своего возвышения и ослабления Греции, а также благодаря мудрости царя Филиппа.
|
Коммуникативные УУД 1. Умение работать в парах. 2. Излагать своё мнение, аргументируя его. 3. Создавать устные и письменные тексты. 4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. |
Рабочая тетрадь. Проверка письменного ответа. Самооценка. |
IV. Планирование деятельности. |
– Чтобы объяснить причины побед Александра Македонского, что нам надо сделать? 3 (слайд 7) |
– Изучить § 31, найти факты, которые помогут объяснить причины этого. 3
|
|
|
V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). |
1. Черты характера и личные качества Александра Македонского. – Используя текст учебника (пункт 1, с. 190–191), выполните задание № 3 в Рабочей тетради на с. 44. 2 4
– Как вы думаете, какие личные качества и взгляды Александра Македонского помогли ему прославиться? (слайд 8)
– Могут ли личные качества Александра Македонского повлиять на исход событий? (слайды 9, 10)
|
Индивидуально, самостоятельно выполняют задание. 2
– Любознательность, целеустремлённость, смелость, стремление к славе.
Делают вывод о том, что неординарная личность Александра Македонского способствовала возвышению македонян. 4
|
|
Работа с учебником и рабочей тетрадью. Проверка письменного задания. Самооценка.
Устный ответ. Самооценка. |
|
Отлично, ребята. Вы плодотворно поработали. Настало время сделать небольшую паузу. Восстановить силы.
|
Физкультминутка |
|
|
|
2. Причины побед Александра Македонского. – Но одной личности иногда бывает недостаточно для победы. Давайте искать новые причины. – Используя пункт 2, с. 191–195, выполните задание: 5 3 «В роли советника одного из царей Индии составьте для своего повелителя доклад о причинах побед Александра Македонского». (слайд 11)
Фронтальный диалог на понимание прочитанного. 4 2 4 – Почему греческие безземельные ополченцы будут поддерживать Александра Македонского?
– Какие качества Александра Македонского проявились при переходе реки Граник? – Как вы расцениваете поступок персидского царя, когда он дважды бежал с поля боя, предавая своё войско? – Почему египтяне приняли Александра Македонского как «своего»? – На что указывает тот факт, что все три персидские столицы сдались без боя? – Почему после победы над Персией Александр Македонский продолжил свои завоевательные походы? |
В течение нескольких минут индивидуально, самостоятельно выполняют задание № 4 на с. 44 в Рабочей тетради. 5 3
– Войско Александра Македонского составляли не только македонские общинники, но и греческие безземельные ополченцы, которые в поисках новых земель были заинтересованы в успешных завоеваниях. – Лучший военный строй – македонская фаланга – обеспечивала успех сражения.
– Смелость и решительность.
– Он проявил слабость, его войско было плохо организовано.
– Привычка многих народов Востока к подчинению иноземному царю- деспоту.
– Стремился к славе и мировому господству.
|
|
Работа с учебником и рабочей тетрадью. Проверка письменного задания. Самооценка
Устный ответ. Самооценка. |
VI. Выражение решения проблемы. |
– Итак, какой общий ответ на главный вопрос урока вы можете дать? 4 (слайд 12)
Достигли мы поставленной цели? |
Примерный вывод по проблеме: 4 – Александр Македонский завоевал полмира благодаря своим личным качествам, хорошо подготовленному войску, а также слабости и разобщённости персидского войска. Немаловажную роль сыграл тот факт, что народы Востока сами подчинялись иноземному царю-деспоту. - Да, мы узнали причины побед Александра Македонского. |
|
Устный ответ. Самооценка. |
VII. Применение нового знания. |
– Представьте, что вы – люди XXI века – оказались рядом с Александром Македонским. Какими его поступками вы бы гордились, а каких – стыдились? Выполните задание в парах. Свой ответ объясните. 1 2 2 (слайд 13)
А сейчас, ребята, займите свои места за компьютерами. Пройдите по второй ссылке в документе «А. Македонский» (http://testedu.ru/test/istoriya/5-klass/itogovyij-test-po-teme-makedoskie-zavoevaniya-v-iv-veke-do-n-e-variant-i.html) и выполните задания теста. |
Выполняют задание № 5 в Рабочей тетради на с. 45. 1 2 2 Аргументированно высказывают оценочное мнение о действиях Александра Македонского. 2 Проходят тестирование 1 2 3 4 5 |
|
Совместная работа. Письменный ответ. Взаимооценка. Самооценка.
Онлайн-тест. Сампроверка. Самооценка. |
VIII. Домашнее задание. |
– Используя знания, полученные на сегодняшнем уроке, выполните проект с использованием информационных технологий: сделать презентацию «Завоевания Александра Македонского» (по желанию). Работу можно сделать в группе, 2-3 человека. 6 (слайд 14)
– Прочитайте название следующего параграфа. – Как вы думаете, что оно обозначает? – Прочитайте дома § 42 и проверьте, в каком значении используется это название в тексте. – Чтобы лучше понять этот параграф, ответьте на вопросы перед ним. |
– Наверное, здесь имеется в виду цивилизация эллинов, то есть греков. Записывают задание
|
|
|
IX. Рефлексия. Самооценка. Выставление отметок. |
Ребята, вы можете завершить работу с листом самооценки. 4 А сейчас предлагаю продолжить предложения: - Сегодняшний урок дал мне….., теперь я смогу….. - Наиболее интересно мне было… - Я похвалил бы класс… - Мои достижения сегодня… - Мне необходимо поработать над… - Удачным для меня стало… - В дальнейшем мне бы хотелось… - Самый интересный ответ дала пара…4 Спасибо, вы отлично поработали. До встречи на следующем уроке. |
Завершают заполнение листов самооценки. Оценивают свою работу, работу группы и проводят взаимооценку. Комментируют выставленные отметки. 4 |
|
Самооценка. Взаимооценка. |
Приложение №1
ПОЛУЧИЛОСЬ НЕ СОВСЕМ ПОЛУЧИЛОСЬ НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ
№ |
Вид, тема работы |
Самооценка |
1 |
Определение темы урока, постановка задач урока |
|
2 |
Вопросы на повторение пройденных ранее тем. Рабочая тетрадь: задания № 1, 2 на с. 43 (письменный ответ). |
|
3 |
Черты характера и личные качества А. Македонского. Рабочая тетрадь: задание № 3 на с. 44 (письменный ответ). |
|
4 |
Связь личных качеств полководцы с военными успехами (анализ информации, устный ответ) |
|
5 |
Причины побед А. Македонского. Рабочая тетрадь: задание № 4, с. 44 (письменный ответ) |
|
6 |
Причины побед А. Македонского. Учебник, пункт 2, с. 200 (устный ответ) |
|
7 |
Решение проблемы урока (устный ответ) |
|
8 |
Работа в паре. Рабочая тетрадь, задание 5, с. 45. (письменный ответ) |
|
9 |
Онлайн-тест |
|
Подведение итога работы на уроке |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.