Максим Горький. Жизнь и творчество. (Материалы литературной гостиной)
Оценка 5

Максим Горький. Жизнь и творчество. (Материалы литературной гостиной)

Оценка 5
Мероприятия +2
doc
воспитательная работа +1
7 кл—11 кл
08.08.2017
Максим Горький. Жизнь и творчество. (Материалы литературной гостиной)
Предлагаемый методический материал носит информационный характер, имеет литературную направленность, может быть использован при подготовке к урокам соответствующей тематики, при написании докладов, сообщений учащимися, в кружковой работе, при оформлении школьной литературной гостиной. В материалах литературной гостиной освещаются жизнь, творчество поэтов и писателей разных временных периодов, дается анализ. Характеристики героев, особенности построения произведений, описание жанров и т.д.
Горький.doc
Максим Горький. Жизнь и творчество. (Материалы литературной гостиной) (настоящие имя и фамилия Алексей Максимович Пешков) (1868­1936), русский   писатель,   публицист.   Большой   резонанс   имел   сборник   "Очерки   и рассказы"   (т.   1­3,   1898­1899).   В   романе   "Мать"   (1906­1907)   сочувственно показал нарастание революционного движения в России. Выявив разные типы жизненного поведения обитателей ночлежки (пьеса "На дне", 1902), поставил вопрос   о   свободе   и   назначении   человека.   В   "окуровском"   цикле   (роман "Жизнь   Матвея   Кожемякина",   1910­1911)   пассивность,   косность   уездной русской   жизни,   проникновение   в   нее   революционных   настроений.   В публицистической книге "Несвоевременные мысли" (отдельное издание 1918) резко критиковал взятый В. И.  Лениным  курс на революцию, утверждал ее преждевременность,   разрушительные   последствия.   Автобиографическая трилогия: "Детство" (1913­1914), "В людях" (1915­1916), "Мои университеты" (1922). Литературные портреты, воспоминания. Незавершенный роман­эпопея "Жизнь Клима Самгина" (т. 1­4, 1925­1936). За границей и после возвращения в Россию оказывал большое влияние на формирование идейно­эстетических принципов советской литературы (в т. ч. теории социалистического реализма). Происхождение, образование, мировоззрение. Отец,   Максим   Савватиевич   Пешков   сын   солдата,   разжалованного   из офицеров, столяр­краснодеревщик. В последние годы работал управляющим пароходной конторой, умер от холеры. Мать, Варвара Васильевна Каширина из мещанской семьи; рано овдовев, вторично вышла замуж, умерла от чахотки. Детство   писателя   прошло   в   доме   деда   Василия   Васильевича   Каширина, который   в   молодости   бурлачил,   затем   разбогател,   стал   владельцем красильного   заведения,   в   старости   разорился.   Дед   обучал   мальчика   по церковным книгам, бабушка Акулина Ивановна приобщила внука к народным песням и сказкам, но главное заменила мать, "насытив", по словам самого Горького, "крепкой силой для трудной жизни" ("Детство").  Настоящего   образования   Горький   не   получил,   закончив   лишь ремесленное   училище.   Жажда   знаний   утолялась   самостоятельно,   он   рос "самоучкой". Тяжелая работа (посудник на пароходе, "мальчик" в магазине, ученик в иконописной мастерской, десятник на ярмарочных постройках и др.) и   ранние   лишения   преподали   хорошее   знание   жизни   и   внушили   мечты   о переустройстве   мира.   "Мы   в   мир   пришли,   чтобы   не   соглашаться..." сохранившийся   фрагмент   уничтоженной   поэмы   молодого   Пешкова   "Песнь старого дуба".  Ненависть   к   злу   и   этический   максимализм   были   источником нравственных терзаний. В 1887 году пытался покончить с собой. Принимал участие в революционной пропаганде, "ходил в народ", странствовал по Руси, общался   с   босяками.   Испытал   сложные   философские   влияния:   от   идей французского Просвещения и материализма И. В. Гете до позитивизма Ж. М. Гюйо,   романтизма   Дж.  Рескина  и   пессимизма   А.  Шопенгауэра.   В   его  Маркса  и нижегородской   библиотеке   рядом   с   "Капиталом"   К. "Историческими письмами" П. Л. Лаврова стояли книги Э. Гартмана, и Ф. Ницше.  Грубость и невежество провинциального быта отравили его душу, но и парадоксальным   образом   породили   веру   в   Человека   и   его   потенциальные возможности. Из столкновения противоречащих друг другу начал родилась романтическая   философия,   в   которой   Человек   (идеальная   сущность)   не совпадал   с   человеком   (реальным   существом)   и   даже   вступал   с   ним   в трагический   конфликт.   Гуманизм   Горького   нес   в   себе   бунтарские   и богоборческие черты. Ранний Горький (1892­1905). Горький начинал как провинциальный газетчик (печатался под именем Иегудиил Хламида). Псевдоним М. Горький (письма и документы подписывал настоящей фамилией А. Пешков; обозначения "А. М. Горький" и "Алексей Максимович Горький" соединяют псевдоним с настоящим именем) появился в 1892 году в тифлисской газете "Кавказ", где был напечатан первый рассказ "Макар   Чудра".   В   1895   году,   благодаря   помощи   В.   Г.  Короленко, опубликовался   в   популярнейшем   журнале   "Русское   богатство"   (рассказ "Челкаш").   В   1898   году   в   Петербурге   вышла   книга   "Очерки   и   рассказы", имевшая сенсационный успех. В 1899 году появились поэма в прозе "Двадцать шесть и одна" и первая  большая повесть "Фома Гордеев". Слава Горького росла с невероятной быстротой и вскоре сравнялась с популярностью Чехова и Льва Толстого.  С самого начала обозначилось расхождение между тем, что писала о Горьком   критика,   и   тем,   что   желал   видеть   в   нем   рядовой   читатель. Традиционный   принцип   толкования   произведений   с   точки   зрения заключенного в них социального смысла применительно к раннему Горькому не срабатывал. Читателя меньше всего интересовали социальные аспекты его прозы,   он   искал   и   находил   в   них   настроение,   созвучное   времени.   Герои совмещали   в   себе   типические   черты,   за   которыми   стояло   хорошее   знание жизни и литературной традиции, и особого рода "философию", которой автор наделял героев по собственному желанию, не всегда согласуясь с "правдой жизни".  Общественная   позиция   Горького   была   радикальной.   Он   не   раз подвергался арестам, в 1902 году Николай II распорядился аннулировать его избрание   почетным   академиком   по   разряду   изящной   словесности   (в   знак протеста Чехов и Короленко вышли из Академии). В 1905 году вступил в ряды РСДРП (большевистское крыло) и познакомился с В. И. Лениным. Им оказывалась серьезная финансовая поддержка революции 1905­1907 годов.  Быстро   проявил   себя   Горький   и   как   талантливый   организатор литературного   процесса.   В   1901   году   встал   во   главе   издательства товарищества   "Знание"   и   вскоре   стал   выпускать   "Сборники   товарищества "Знание", где печатались И. А.  Бунин, Л. Н.  Андреев, А. И.  Куприн, В. В. Вересаев, Н. Д. Телешов, А. С. Серафимович и др.  Вершина   раннего   творчества,   пьеса   "На   дне",   в   огромной   степени обязана   своей   славой   постановке   К.   С.   Станиславского   в   Московском художественном театре (1902) В 1903 году в берлинском театре состоялось представление "На дне". Другие пьесы Горького "Мещане" (1901), "Дачники" (1904), "Дети солнца", "Варвары" (обе 1905), "Враги" (1906) не имели такого сенсационного успеха в России и Европе.  Между двух революций (1905­1917). После поражения революции 1905­1907 годов Горький эмигрировал на остров   Капри   (Италия).   "Каприйский"   период   творчества   заставил пересмотреть сложившееся в критике представление о "конце Горького" (Д. В. Философов), которое было вызвано его увлечениями политической борьбой и идеями социализма, нашедшими отражение в повести "Мать" (1906; вторая редакция   1907).   Он   создает   повести   "Городок   Окуров"   (1909),   "Детство" (1913­1914), "В людях" (1915­1916), цикл рассказов "По Руси" (1912­1917). Споры   в   критике   вызвала   повесть   "Исповедь"   (1908),   высоко   оцененная Блоком. В ней впервые прозвучала тема богостроительства, которое Горький с   А.   В.   Луначарским   и   А.   А.   Богдановым   проповедовал   в   каприйской партийной   школе   для   рабочих,   что   вызвало   его   расхождения   с   Лениным, ненавидевшим "заигрывание с боженькой". Первая   мировая   война   тяжело   отразилась   на   душевном   состоянии Горького.   Она   символизировала   начало   исторического   краха   его   идеи "коллективного разума". Безграничная вера в человеческий разум, принятая как единственный догмат, не подтверждалась жизнью. Война стала вопиющим примером коллективного безумия, когда Человек был низведен до "окопной вши", "пушечного мяса", когда люди зверели на глазах и разум человеческий был   бессилен   перед   логикой   исторических   событий.   В   стихотворении Горького 1914 года есть строки: "Как же мы потом жить будем?//Что нам этот ужас принесет?//Что теперь от ненависти к людям // Душу мою спасет?"  Годы эмиграции (1917­1928). Октябрьская революция подтвердила опасения Горького. В отличие от Блока, он услышал в ней не "музыку", а страшный рев стихии, вырвавшейся через   все   социальные   запреты   и   грозившей   потопить   оставшиеся   островки культуры. В "Несвоевременных мыслях" (цикл статей в газете "Новая жизнь"; 1917­1918; в 1918 году вышли отдельным изданием) он обвинил Ленина в захвате власти и развязывании террора в стране.  Несомненной заслугой Горького была энергичная работа по спасению научной и художественной интеллигенции от голодной смерти и расстрелов, благодарно оцененная современниками (Е. И. Замятин, А. М. Ремизов, В. Ф. Ходасевич, В. Б. Шкловский и др.) Едва ли не ради этого задумывались такие культурные   акции,   как   организация   издательства   "Всемирная   литература", открытие   "Дома   ученых"   и   "Дома   искусств"   (коммун   для   творческой интеллигенции, описанных в романе О. Д. Форш "Сумасшедший корабль" и книге К. А. Федина "Горький среди нас"). Однако многих писателей (в т. ч. Блока,   Н.   С.  Гумилева)   спасти   не   удалось,   что   стало   одной   из   основных причин окончательного разрыва Горького с большевиками. С 1921 по 1928 год Горький жил в эмиграции, куда отправился после слишком настойчивых советов Ленина. Поселился в Сорренто (Италия), не прерывая связей с молодой советской литературой. Написал цикл "Рассказы 1922­1924 годов", "Заметки из дневника" (1924), роман "Дело Артамоновых" (1925), начал работать над романом­эпопеей "Жизнь Клима Самгина" (1925­ 1936).   Современники   отмечали   экспериментальный   характер   произведений Горького   этого   времени,   которые   создавались   с   несомненной   оглядкой   на искания русской прозы 1920­х годов.  Возвращение. В 1928 году Горький совершил "пробную" поездку в Советский Союз (в связи с чествованием, устроенным по поводу его 60­летия), до этого вступив в осторожные переговоры  со сталинским руководством. Апофеоз встречи на Белорусском   вокзале   решил   дело;   Горький   возвратился   на   родину.   Как художник   он   целиком   погрузился   в   создание   "Жизни   Клима   Самгина", панорамной   картины   России   за   сорок   лет.   Как   политик   фактически обеспечивал   Сталину   моральное   прикрытие   перед   лицом   мирового сообщества.   Его   многочисленные   статьи   воспевали   вождя   и   молчали   о подавлении в стране свободы мысли и искусства ­ фактах, о которых Горький не мог не знать. Он встал во главе создания коллективной писательской книги, воспевшей строительство заключенными Беломорско­Балтийского канала им. Сталина. Организовал и поддерживал множество литературных начинаний, а также   Литературный   институт,   затем   названный   его   именем.   В   1934   году возглавил Союз писателей СССР, созданный по его инициативе.

Максим Горький. Жизнь и творчество. (Материалы литературной гостиной)

Максим Горький. Жизнь и творчество. (Материалы литературной гостиной)

Максим Горький. Жизнь и творчество. (Материалы литературной гостиной)

Максим Горький. Жизнь и творчество. (Материалы литературной гостиной)

Максим Горький. Жизнь и творчество. (Материалы литературной гостиной)

Максим Горький. Жизнь и творчество. (Материалы литературной гостиной)

Максим Горький. Жизнь и творчество. (Материалы литературной гостиной)

Максим Горький. Жизнь и творчество. (Материалы литературной гостиной)

Максим Горький. Жизнь и творчество. (Материалы литературной гостиной)

Максим Горький. Жизнь и творчество. (Материалы литературной гостиной)

Максим Горький. Жизнь и творчество. (Материалы литературной гостиной)

Максим Горький. Жизнь и творчество. (Материалы литературной гостиной)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.08.2017