Маленькие подсказки для родителей.
Речевые игры дошкольников.
Дети любят играть в разные игры, с разными игрушками, в разное время и в разном месте. Играют они, оставаясь одни дома, с пришедшим в гости приятелем, со знакомыми ребятами на детской площадке или в группе детского сада. Любят они играть и со взрослыми.
Играть со словами детям не менее интересно, чем с понравившейся игрушкой, а игра вместе со взрослыми делает её полезной и желанной. Речевые игры помогают развивать мышление и речь ребенка, преодолевать те или иные трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь интонационно богатой и выразительной, подготавливают к обучению грамоте. В речевые игры можно играть дома, на прогулке, по дороге в детский сад или домой.
Вот примеры некоторых речевых игр:
· «Подбери слово»
Цель: обогащать словарь прилагательных.
Подобрать к слову (например «зима») как можно больше слов-
признаков. Зима какая? (морозная, холодная, вьюжная, метельная,
длинная, снежная и т.д.).
· «Назови ласково»
Цель: закреплять употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Например: (мяч – мячик, скалка - скалочка и т. д.)
· «Какой предмет лишний»
Цель: учить определять лишний предмет (на слух).
Взрослый произносит 4 слова, ребенок определяет лишний предмет и объясняет свой выбор.
Например: санки, лыжи, коньки, чайник;
репа, свекла, лук, яблоко и т.д.
· «Скажи наоборот»
Цель: учить детей подбирать слова с противоположным значением.
Например: друг - враг,
добро - зло,
утро -
начало -
свет - и т.д.
· «Один – много»
Цель: упражнять детей в правильном употреблении существительных множественного числа.
Взрослый называет один предмет, а ребенку предлагает назвать когда их много.
Например: ложка - ложки и т.д.
· «Эхо»
Цель: Взрослый произносит слово или фразу, а ребенок, выполняя роль эха, должен повторить сказанное. Затем можно поменяться ролями.
· «Назови кто (что) это?»
Взрослый называет какой-нибудь предмет, а ребенок подбирает обобщающее слово.
Например: взрослый говорит: «кресло», а ребенок отвечает: «мебель». ( «воробей» - «птица», «окунь» - «рыба» и т.д.).
· «Угадай, что это?»
Взрослый называет основные качества какого-нибудь предмета, ребенок определяет, какой это предмет.
Например: круглый, сочный, красный, растет на грядке.(Помидор).
· «Когда это бывает?»
Взрослый называет один или несколько признаков какого-нибудь времени года, части суток, а ребенок должен определить, о чем идет речь.
· «Добавь слоги»
Взрослый называет части слова, а ребенок его договаривает.
Например: больни(ца), ули(ца), само(вар), апте(ка) и т.д.
· «Придумай слово на заданный звук»
Взрослый предлагает ребенку придумать слово на любой звук.
· «Определи место звука в слове»
Взрослый предлагает ребенку определить место заданному звуку в слове и называет слова.
Например: звук «м».
мост - в начале слова,
комната - в середине слова,
костюм – в конце слова.
· «Давай посчитаем»
1,2,3,4,5 со словами.
Например : один стул, 2 стула, 3 стула, 4 стула, 5 стульев.
· «Отгадай задуманное слово»
Взрослый говорит ребенку: «место, где изготавливают и продают лекарство», а ребенок называет: «аптека».
Место, где растут грибы, ягоды (лес).
Место, где пекут хлеб (хлебозавод, пекарня).
· «Я начну, а ты продолжи»
Взрослый начинает предложение, а ребенок его заканчивает.
Например : учитель учит…..(учеников), художник рисует…..
врач лечит….. и т.д.
· «Я тоже»
Взрослый говорит: «Я дрессирую животных»,
Ребенок: «Я тоже дрессировщик( дрессировщица)».
- Я играю на барабане
- Я тоже барабанщик (барабанщица), и т.д.
* Проговаривание скороговорок , отгадывание загадок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.