02.02.17г.
История 5 класс
Учитель: ____________________
Победа греков над персами в Марафонской битве
Цели урока:
образовательные: познакомить учащихся с военной историей греков, пониманию причин
победы греков в Марафонской битве.
развивающие: содействовать формированию умения учащихся выделять главное
(причины исторических фактов), устанавливать причинно следственные связи
воспитательные: способствовать сопереживанию, сочувствию, состраданию (народам,
подвергшимся акту агрессии). Деятельность педагога
Деятельность
учащихся
I.Мотивирование к учебной деятельности (1 мин)
Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный
процесс
I I.Актуализация знаний (2мин)
Цель:
подготовить и мотивировать учащихся к надлежащему самостоятельному
выполнению пробного учебного действия, актуализировать мыслительные
операции, необходимые для проблемного изложения нового задания: внимание,
мышление; организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися
задания.
Мнения детей
1. В III четверти вы начали знакомство с историей Древней
Греции, вы познакомились с её местоположением и природой, занятиями
её жителей, религией и устройством полисов.
Ребята, были ли в истории Древней Греции события, которые
прославили греков на весь мир? (Олимпийские игры, поэмы Гомера,
демократическое устройство Афин)
Сегодня мы познакомимся с событием в истории, которое тоже
принесло грекам славу, но это была совсем другая слава. Изучая новую
тему, подумайте, какую славу приобрели греки, одержав победу в
Марафонском сражении.
Откройте тетради, запишите тему урока: «Победа греков над персами в
Марафонской битве».
Сегодня мы познакомимся с
1)причинами грекоперсидских войн;
2)ходом Марафонского сражения;
3)причинами победы греков;
III Проблемное объяснение нового знания (31 мин)
Цель: Сформулировать и согласовать цели урока, организовать уточнение и
согласование темы урока, организовать использование предметных действий с
моделями, организовать фиксацию нового способа действия в знаках,
организовать преодоление затруднения.
2. Рассмотрим причины грекоперсидской войны.
В V в. до н. э. над Грецией нависла угроза. Посмотрите на карту.
Подумайте, какая угроза?
(угроза порабощения со стороны Персии во главе с Дарием I.К этому времени им
были завоеваны территории Малой и Средней Азии, Египта, Македонии и
Запись темы в
тетради
Ответы детей
2 Фессалии)
3. Работа с учебником на странице 156. Определите причины войны.
(экспансия Персии в Восточном Средиземноморье, агрессия персидской
державы, подогреваемая кажущейся слабостью жертвы, с одной стороны, и
естественная потребность в защите самих основ своего существования со
стороны греков вот наиболее глубокие причины грекоперсидских войн,
потрясших Восточное Средиземноморье в первой половине V в. до н. э. и
оказавших огромное воздействие на развитие греческого общества и его
культуры.)
4. Поработаем с картами. Карты необычные – названия городов нужно не
подписывать, а обозначать стикером, приклеив его. Приклейте стикер. В
какой области Греции располагались Афины? В средней Греции, в Аттике.
Приклейте стикер. Отметьте на контурной карте эти города, покажите на
карте.
Когда персидские послы прибыли в Афины, горожане в гневе убили их,
столкнув со скалы.
А спартанцы бросили послов в колодец со словами: «Там, на дне вы
найдете достаточно земли и воды».
Царь Дарий отправил военный флот для покорения Эллады. Обозначьте
направление завоевательного похода Дария I на карте карандашом.
Какой характер носила война со стороны персов?
Со стороны греков?
Работа с текстом
учебника
Ответы детей
Гонец принес страшную весть: « В Марафонской бухте показались персы,
вооружайтесь!» Все способные встали в строй.
Работа с ранее
подготовлеными
картами
5. Запишите в тетрадь новые термины.
Гопл тии
— древнегреческий тяжеловооружённый пеший воин.
Фаланга – боевой строй сомкнутой линии пехоты в Древней Греции. Запишите
определение в тетрадь.
6. Сравните вооружение греческого и персидского воинов, используя
иллюстрации, лежавшие на столе.
(Сравнительный анализ. Греческие воины вооружены разнообразней и лучше.
Плечом к плечу выстраивались греки, готовясь идти в бой. Строй назывался фаланга)
Какими качествами должны были обладать афинские воины?
Прочитайте «Клятву афинских юношей» в учебнике на стр. 158.Что они
ценили больше всего?
Рассмотрим первую схватку греков с персами. Она произошла в 490 г. до н. э. в
Марафонской бухте в 40 км от Афин.
7. Работа с контурной картой
Отметьте место сражение на карте, приклеив стикер.
Командовал войском военачальник – стратег. Запись в тетрадь. На должность
стратега Народное собрание избрало Мильтиада (на доске), воевавшего с
персами и знавшего их военные приемы.
“Вперёд, сыны Эллады!
3 Спасайте Родину, спасайте жён,
Детей своих, богов отцовских храмы,
Гробницы предков, бой теперь за всё!”
Персы решили, что греки обезумели, немногочисленное пешее войско
против конницы и лучников. Битва началась
8. Просмотр видеосюжета «Марафонская битва»
Кто одержал победу в сражении? Почему? Мужество, храбрость воинов,
помощь Платей, тактика ведения боя, талант Мильтиада и сознание того, что они
защищали Родину.
Еще не смолкла битва, когда Мильтиад отправил в Афины
быстроногого воина сообщить о разгроме персов. Юноша бежал без
отдыха и остановок. «Радуйтесь, мы победили!» и рухнул мертвым.
Сердце воина не выдержало напряжения. О чём свидетельствует
поступок афиняна?
Знаете ли вы, какое состязание включено в олимпийские игры в память о
подвиге афинского юноши? Слайд марафонский бег 42 км 195 м.
7 кораблей захватили греки, остальные персы спешно отплыли, взяв
курс на Афины
Греки разгадали их замысел, со всех ног они устремились в родной
город. Когда персидский флот обогнул Аттику, на берегу стояло
готовое к бою, афинское войско. Персы уплыли прочь.
После полуночи в Аттику прибыли 2 тыс. спартанцев. У Марафона с
любопытством рассматривали они павших персов.
9. Прочитайте документ. Геродот. История, Глава IV. Какое значение
имела Марафонская битва.
Геродот . История , VI.
Окончив боевое построение после того, как выпали счастливые
предзнаменования , афиняне быстрым шагом по данному сигналу устремились на
варваров . Расстояние же между обоими противниками было не меньше 8 стадий .
При виде подходящих быстрым шагом врагов персы приготовились отразить
атаку . Поведение афинян показалось персам безумным и даже роковым , так как
врагов было немного и притом они устремились на персов бегом без прикрытия
конницы и лучников. Так думали варвары . Афиняне бросились на врагов
сомкнутыми рядами врукопашную и бились мужественно . Ведь они первыми из
всех эллинов , насколько мне известно , напали на врагов и не устрашились вида
мидийского одеяния и воинов , одетых помидийски . До сих пор даже ведь одно
имя мидян приводило в страх эллинов .
Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира . М., 1987. – С. 140.
Анализ текста. Если раньше борьба с Персией казалась безнадежной, то победа
при Марафоне показала, что персы перестали считаться непобедимыми.
Работа с новыми
терминами,
запись их в
тетрадь
Сравнительный
анализ
греческого и
персидского
воина, выделение
+ и –
Ответы детей
Работа с
историческим
источником, его
анализ
Работа с
контурной
картой в рабочей
тетради
Просмотр,
обсуждение
видеосюжета
4 IV Физкультминутка (1мин)
V Первичное закрепление (2мин)
Цель:
обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного
материала , глубины его понимания
Закрепим знания в форме игры. Она состоит из 3 этапов.
I. Угадай, КТО Я. Я читаю слова, а вы постарайтесь определить, кому они могли
бы принадлежать.
«Я ВЕЛИКИЙ ВЛАДЫКА, ПОВЕЛИТЕЛЬ, ЦАРЬ ЦАРЕЙ, ВЛАДЫКА ВСЕХ
ЛЮДЕЙ ОТ ВОСХОДА ДО ЗАКАТА» Дарий I
«Узнав, что персы сели на корабли, чтобы ворваться в беззащитные Афины, я дал
приказ к бою» Мильтиад
«Я не опозорю это священное оружие и никогда не покину своего товарища в
битве» Афинский воин
II. Расшифруйте термин и дайте определение.
Работа с
историческим
источником, его
анализ
Участие в игре
вопросответ
5 Фаланга – строй греческих воинов
Гоплит – тяжеловооруженный пехотинец
VI Подведение итога
Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся
VII Итог. (1мин)
Домашнее задание:
& 34, выполнить творческую работу: сочинение или рисунок «Символ
Марафонской победы».
О чем сегодня мы говорили на уроке?
А для чего, вообще, мы сегодня говорили на уроке истории о марафонской
битве?
Запись
домашнего
задания
Ответы детей
VIII Рефлексия (2мин)
Цель:
организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности, соотношение
цели и результатов деятельности, фиксирование степени их соответствия, наметить дальнейшие цели
деятельности. Инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психо
эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и
одноклассниками.
Барометр настроения
6
Марафонская битва
Марафонская битва
Марафонская битва
Марафонская битва
Марафонская битва
Марафонская битва
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.