День письменности
Цель мероприятия: познакомить с историей возникновения марийской письменности
Вводная часть.
Выходят ведущие:
1 ведущий: Поро кече, пагалыме йоча-влак !
2 ведущий: Поро кече, пагалыме туныктышо-влак!
Учитель родного языка и литературы:
Туныктышо: Поро кече лийже, кушко те тыге вашкеда?
Куда это вы так торопитесь?
1 ведущий: На праздник мы спешим, на День марийской письменности. «Марий тиште кече» по-марийски.
2 ведущий: Только у нас есть один волнующий вопрос, никак не поймем, почему отмечают Марий тиште кече, и что он обозначает?
Туныктышо: О, это действительно праздник культуры. Не было бы письменности у народа, он не достиг бы того уровня развития, какой мы наблюдаем сейчас.
1 ведущий: А правда, что отмечать этот праздник начали с 1998 года. Но история марийской письменности ухдит в глубь веков.
Туныктышо: Да, это действительно так. А вместо букв у марийского народа раньше была знаковая символика «ТАМГА».
2 ведущий: А я знаю, что эти знаки , «ТАМГА», хорошо сохранились в традиционной марийской вышивке.
Туныктышо: Обо всем этом и о многом другом мы узнаем на нашем мероприятии, посвященном Дню марийской письменности. Объявляю его открытым.
Основная часть.
1 ведущий: Официально это праздник отмечают 10 декабря. В ноябре 1998 года в президент Республики Марий Эл издал указ о праздновании Дня письменности. Как вы думаете, почему именно 10 декабря?
2 ведущий: В этот день, 10 декабря 1775 года в Санкт-Петербурге в книжных магазинах выставили на продажу книгу «СОЧИНЕНИЯ, ПРИНАДЛЕЖАЩИЕ К ГРАМАТИКЕ ЧЕРЕМИССКОГО ЯЗЫКА». Составленной казанским архиепископом В. Пуцек-Григоровичем. Это был исторический день в развитии культуры марийского народа.
1 ведущий: Книга- шинчымаш памаш! Книга-родник знаний! Предлагаю послушать стихотворение классика марийской литературы – Сергея Чавайна «Книга».
Ой, книга, книга!
Чылажымат тый кертат:
Чыла еным туныктет,
Чыла еным тый нолтет,
Садлан тыйым чыланат
Пеш пагалат, йоратат.
2 ведущий: Родной язык! Один из тысячи, самый близкий и родной сердцу. Родной язык, мы тебя не только в день праздника, но и в будни клянемся любить, хранить как зеницу ока. Нет языка - нет и самого народа.
Йылме пеледышым пого -
Тудо вет ўмырыштет
Шерге дечат шерге пого,
Эн кугу вий кидыштет.
Песня_____________________________________________
1 ведущий: Давйте вернёмся к марийским орнаментам. Для марийской вышивки характерны три типа орнамента: геометрический, растительный и животный.
Геометрический орнамент – фигуры в виде ромбов, квадратов, углов, прямых полос, ломаных и кривых линий, крестов, овалов и кругов.
(показ орнамента)
2 ведущий:
Растительный орнамент составляется из цветов, деревьев, листьев. Узор строится из розеток, фигур, близких к ромбу и квадрату.
(показ орнамента)
Животный орнамент изображается в виде голов коней, птиц.
(показ орнамента)
C помощью орнамента марийский народ описывал свою жизнь. Рассказывал историю своей семьи, деревни, родины.
Стихи : Мўндыр вер гыч портыл толын,
Шочмо мландыш шумекет,
Шўмбел шочмо йылмым колын,
Кушкеш тыйын шулдырет.
+++
Шочмо мланде… Шочмо калык…
Шочмо йылме… Шочмо сем…
Тендан деч посна лач катык
Тылзе мыйын пиалем.
+++
Тумо лышташыж дене
Ош тўня ден мутлана.
Йылмым монда гын айдеме,
Вожшо кузе илана?
1 ведущий: Даа, сначала были знаки. А в 1867 году был издан первый марийский букварь. Его автор Иван Кедров.
1 ведущий: В начале XX века марийская письменность и литературный язык сделали еще один шаг вперёд в своем развитии. Начал издаваться «Марла календарь», первое периодическое издание на марийском языке. Он выходил в 1907- 1913 годах.
Танец _______________________
2 ведущий:
В художественной литературе каждого народа есть много достойных, почитаемых имён. Одним из основоположников марийской литературы является Сергей Григорьевич Чавайн. Всем известно его первое стихотворение «Ото». Это первое стихотворение на марийском литературном языке. Оно вышло в 1905 году.
Ик тымык ото уло мемнан элыште,
Шога тудо ото кугу ер серыште.
Тушто ладыра деч ладыра пушеҥге кушкеш,
Тушто мотор деч мотор саска шочеш,
Тушто, ужар лышташ лоҥгаште, шӱшпык мура,
Тудо ото гыч ерышке яндар памаш йога.
Тушто шудыжат ужаргырак,
Тушто пеледышыжат сылнырак.
Тудо отым мый йӧратем,
Тушто пушеҥге руышым мый вурсем.
1 ведущий: Марий мландын эше ик палыме поэтше Иван Осмин. Тудын почеламутшым колыштса.
«Шочмо мланде»
Теве тумо, теве корно,
Теве курык, теве ер.
Ер воктеке толын шордо,
Толын шордо пеш чевер!
Ой, пеш сылне, Ой, пеш ямле!
Шордо вудым подылеш.
Тиде мыйын шочмо мланде.
Шочмо мланде сылне пеш!
Тыште шордо, тыште рывыж,
Кайыквусо шуко пеш.
Шочмо мландым пале, эргым,
Чот йорате курымеш
2 ведущий: На слова этого стихотворения сложена песня. Ее исполнят учащиеся начальных классов.
Песня__«Шочмо мланде»
1 ведущий: Сочинять стихи могут не только поэты, можем и мы.
Стих (Даша Ч.)
1 ведущий: А теперь мы хотим провести небольшую викторину со зритерями. Тем самым проверить, хорошо ли вы знаете историю своего народа.
1).Что обозначает слово «черемис» (человек, живущий в лесу).
2). Первое стихотворение на марийском литературном языке («Роща»).
3). В коком году вышел первый марийский букварь? (1867)
4).В каких годах выходил «Марла календарь»? (1907-1913).
5).Первая марийская грамматика («Сочинения, принадлежащие к грамматике…»).
Мый йоратем Марий кундемым,
Шке шочмо йылмым йоратем,
Шумбел ялем моктен мурем мый,
Пашаш чапланымым моктем.
Доска воктен марла ойлен учитель,
Вара марла мый Лев Толстойым лудынам.
Да Пушкиным поэмыже пеш лишыл лийын, -
Чыла нерген мый шочмо мут ден шоненам.
2 ведущий: Ещё раз поздравляем всех с праздником. Спаибо за внимание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.