«Маршрут похода».
Оценка 4.8

«Маршрут похода».

Оценка 4.8
Лекции
docx
физическая культура +1
4 кл—11 кл +1
20.06.2017
«Маршрут похода».
Публикация является частью публикации:
7.docx
Тема: Организация и подготовка к походу. Разработка маршрута. 3 часа, из них 2 час лекционный и 1 практический. Цель занятия: Научить слушателей готовить поход выходного дня. Оборудование:  Картографический   материал   (желательно   местный).   Путеводители, инструкции,   маршрутные   и   заявочные     документы,   дневники,   фотографии,   личное, групповое и специальное снаряжение. План занятий: 1. Определение цели похода. 2.Выбор района похода.                             3.Комплектоование групп и распределение обязанностей. 4.Разработка маршрута и подбор картографического материала. 5. Составление схемы и графика похода.                             6. Составление сметы похода.                             7. Подбор туристского снаряжения.                             8. Оформление маршрутных документов.                             9. Подведение итогов похода. Содержание занятий. 1.Перед   тем   как   пойти   в   туристский   поход   необходимо   проделать   большую подготовительную работу.  Прежде всего, устанавливается цель – «зачем идти в поход?». Не касаясь общих целей туризма,   нужно   установить   совершенно   конкретную   задачу   данного   похода.   Такими задачами могут быть: выполнение заданий очередного этапа экспедиции «Моя Родина»; выполнение нормативов ГТО, на туристические значки и разряды; паспортизация нового маршрута; оказание помощи лесхозу, совхозу, колхозу, сбор краеведческого материала и т.п.    Не должно быть бесцельного хождения, иначе мы превратимся из туристов в бродяг. Каждый участник похода должен осознать, что походы могут быть только целевыми и твердо знать цель данного похода.        2. После этого необходимо выбрать район похода. Район прямо зависит от цели похода и состава группы. Если говорить о походе выходного дня, то район похода, как правило, совпадает   со   своим   административным   районом   и   лишь   иногда,   когда   того   требуют краеведческие задачи, при наличии регулярного ж/ дорожного или автобусного сообщения, можно проводить поход и за пределами своего района. Состав группы в походах выходного дня большой роли не играет, так как в такие походы могут пойти все желающие ученики 4 ­10 кл. допущенные врачом.      А вот в категорийных походах требования к участникам более жесткие. Поэтому при выборе района надо учитывать качественный состав. Так например: поход, где на маршруте встречаются водоемы, могут пойти участники только те, которые умеют плавать. А если участники не владеют основами горной техники, они не могут идти в горный поход.              При выборе района похода неплохо проконсультироваться с опытными туристами, музейными   работниками,   учителями,   людьми,   знающими   этот   район.   Неплохо При   соблюдении   всех   формальных   требований,   следует   учесть   еще   и ознакомиться   с   отчетами   групп,   ходивших   в   этот   район   (отчеты   хранятся   в   клубах туристов, в МКК, на детских туристских станциях и базах).                3.  Вопросу комплектования групп следует уделить особое внимание. Количество участников должно быть не менее 15 чел. При 2 руководителях ( в походах выходного дня может   быть   1   руководитель   и   его   помощник   из   учащихся   –   старшеклассников).   В категорийных походах оптимальный вариант, когда в группе (вместе с руководителями) число   участников   кратно   4   (   если   палатки   четырехместные).   Минимальное   число участников 4 чел.       Какие требования предъявляются к руководителям и участникам?            При проведении походов выходного дня особых требований не предъявляется за исключением того, что руководитель должен иметь опыт участия в походах ( как минимум не категорийных).        При комплектовании группы в категорийный поход учитывается: возраст (участники должны быть не моложе 14 лет – в походах 1 категории сложности, 15 лет – 2 категории сложности, 16 лет – 3 категории сложности), опыт (участие в походах на 1 категорию ниже –   у   2/3   участников   и   по   2   категории   –   у   1/3),   умение   плавать,   владение   основами туристской техники.         Особое внимание нужно уделить знанию участниками «Правил проведения походов на территории ПМР» (обязанности участников). В заявочной книжке на категорийные походы участники расписываются в знании «Правил».         Обязательно нужно, чтобы все участники прошли медицинский осмотр у школьного врача – для походов выходного дня и у спортивного врача поликлиники или  базы – для походов категорийных.   коммуникабельность каждого участника, и его физическую форму.              Требования к руководителю в категорийных походах – участие в походах на 1 категорию   выше,   наличие   инструкторской   подготовки   (по   программе   «Инструктор школьного   туризма»)   и   разрешение   врача.   Зам.   Руководителя   (помощник)   должен удовлетворять требования, предъявленным к участникам.         Между участниками, когда состав уточнен, распределяются обязанности: командир отряда,   завхоз   по   снаряжению,   завхоз   по   питанию,   корреспондент,   санитар,   физрук, ремонтер, фотограф, костровые   и повара не назначаются, так как разводить и готовить пищу должен уметь каждый участник и этим назначаются дежурные.         Командир отряда – является вторым помощников руководителя и непосредственно руководит работой при постановке лагеря, заготовке хвороста, доставке воды, следит за дисциплиной, назначает дежурства и т.п.      Завхоз по снаряжению – заблаговременно получает групповое и личное  снаряжение, в случае необходимости, организует его ремонт, выдает по списку снаряжение участникам, следит в походе за его сохранностью, принимает после похода от участников, организует его ремонт, чистку, стирку и, наконец, сдает на склад.    Завхоз по питанию – вместе с руководителем составляет смету расходов, меню на весь поход, список необходимых продуктов, организует закупку этих продуктов и распределяет их для транспортировки участникам.       Во   время   похода   ведет   учет   израсходованным   продуктам   и,     в   случае   надобности, организует закупку в магазинах, на рынках. Следит за бережным отношением к продуктам питания.      По окончании похода составляет отчет на израсходованные продукты..              Корреспондент  –   ведет   отрядный   дневник   группы.   В   дневнике   отражает   все интересное  и важное. Второстепенное (направление « встали в 7 часов», завтрак – манная каша»   и   т.п.)   в   дневник   помещать   не   следует.   Очень   подробно   должен   описываться маршрут и все, что к нему относится (хронометраж времени, названия населенных пунктов, речек и урочищ,) расписание транспорта, способы естественных препятствий и действия группы при этом и                т.п.) Желательно давать описание природы, экскурсионных объектов, описывать сценки из походной   жизни.   Дневник   следует   вести   на   привалах,   а   вечером   приводить   записи   в порядок.        По   окончании   похода   дневник   редактируется.   Переписывается   начисто (перепечатывается), снабжается фотографиями и сдается в клуб, кружок. Через несколько лет такие дневники превращаются в исторические документ, который с удовольствием прочтете вы сами. (не плохо на занятиях прочесть 2­3 дневника).      Фотограф – фиксирует оценки из походной жизни, посещение экскурсионных объектов, встречи с местным населением, общественно полезную работу. Особое внимание следует уделить   фотографированию   естественных   препятствий,   участников   со   сложным ориентированием, способы их преодоления, применения страховки и самостраховки.        Не допустимо помещать в дневник, и, особенно, в отчет ничего не говорящие снимки. Каждый снимок должен быть оправдан и помочь другой группе пройти данный маршрут интересней, легче и лучше. (На занятии продемонстрировать несколько снимков).               Желательно,   чтобы   фотограф   сделал   снимки   сразу   по   возращении   из   похода. Фотомонтаж из таких снимков, вывешенных на другой день после похода, вызовет большой интерес у школьников, и будет служить хорошим средством пропаганды туризма.  Санитар  ­   заблаговременно   приготавливает     медицинскую   аптечку,   получает   консультацию   у    школьного  врача  и  в походе  оказывает  первую доврачебную  помощь. Желательно, чтобы должность санитара была вручена члену школьной сандружины.            Необходимо добиться, чтобы ни один случай заболевания или получения травмы в походе не прошел мимо руководителя. Каждый участник в этих случаях обязан сообщить об этом санитару или руководителю. Санитар ведет сандневник и ежедневно докладывает руководителю группы о санитарном состоянии участников похода.       Физрук – организует утреннюю зарядку и игры на больших привалах.             Ремонтер  имеет  при себе  ремонтный  набор.  Оказывает   помощь  участникам  при ремонте личного снаряжения, ремонтирует  групповое и специальное. Выдает участника инструмент для ремонта и обязательно забирает его назад.      Ремонтный набор подбирается в зависимости от сложности похода и вида туризма.           Если задачи похода  предусматривают  выполнение того или иного краеведческого задания,   могут   быть   назначены   ответственные   за   краеведческую   работу   различного профиля   (ботаник,   энтомолог,   археолог,   геолог,   и   т.д.).   все   они   должны   иметь   и специальное   снаряжение   для   сбора   соответствующих   коллекций.   (на   занятиях перечисляется и по возможности демонстрируется его снаряжение).          4.  Одним из основных этапов подготовки является разработка маршрута и графика похода. Для этого нужно иметь картографический материал.       Самым лучшим материалом являются мелкомасштабные топографические карты   ( 1 : 200000), но их достать очень трудно, поэтому приходиться пользоваться картами административными   (масштаб   1   :   400000,   1   :   600000),     туристическими   схемами, спорткартами.   Неплохим подспорьем может быть «Атлас Молдавской ССР» изданный ГУГК при СМ СССР в 1978г. (раздел «Рельеф», поверхностные воды», «растительность», животный мир, «Ландшафты»).        При составлении маршрута помните, что он должен отвечать следующим требованиям: маршрут должен быть безопасным, посильным и интересным, должен быть простой подъезд к начальной точке и регулярный выезд из конечной, должен захватывать места, намеченные для краеведческой работы, по своей протяженности и продолжительности соответствовать тем или иным туристским нормативам.       Желательно, чтобы летом маршрут проходил в основном, лесами, берегом водоемов, (на занятиях следует вместе с группой «разработать» заранее подготовленный маршрут).        5. На основании имеющихся карт и схем составляется схема маршрута. Желательно, чтобы   масштаб   схемы   был   не   мельче   1   :   100000   и   охватывал   линию   маршрута   с окружающей его местностью не менее 3 км в каждую сторону от маршрута. Затем, во время похода, необходимо уточнить вашу схему(нанести недостающие дороги др. объекты) колодцы, границы лесов, т.п.) и эта схема будет приложена к отчету.      При составлении графика похода нужно разделить весь маршрут на участки в 15 – 20 км. (норма дневного похода). Границы участков (места ночлегов) должны быть в местах, удобных для этого, т.е. были – бы безопасными, живописными, была бы вода и топливо.       В многодневных походах следует через каждые 3 – 4 ходовых дня  планировать дневку (день для отдыха, проведения краеведческой и общественно – полезной работы, ухода за снаряжением и т.п.).  одновременно необходимо установить контрольные пункты и сроки, т.е. населенные пункты, где есть отделения связи, откуда нужно в установленный срок дать телеграмму в МКК (если это предусмотрено).          6.  Мы уже  упоминали    о смете  похода. Смета – это финансовый  план похода  и составление ее  ­ необходимые элемент подготовки.          Смета состоит из 2 частей: расходной и приходной.            При составлении расходной части учитываются: ­ транспортные расходы, ­ расходы на питание, ­ почтово­телеграфные  ­ расходы на прокат снаряжения, ­ культ – массовые расходы, ­ резерв.                   Следует   точно   узнать   стоимость   проезда,   чтобы   она   не   оказывалась   выше запланированной.   Расходы   на   питание   следует   планировать   в   соответствии   с существующими   нормами.   Расходы   на   прокат   снаряжения   планируются,   если   своего снаряжения нет или его недостаточно (стоимость проката можно узнать в клубе туристов или   магазине   проката).   Почтово­телеграфные   и     культ   –   массовые   расходы   обычно невелики.              Резерв в размерах 5 – 10 % от суммы предыдущих статей планируются на всякий непредвиденный случай (если он не израсходован – деньги возвращаются участниками или сдаются в бухгалтерию).     ­ Приходная часть сметы должна быть суммарно равной части расходной и отвечают на вопрос,   откуда   планируется   получать   необходимую   для   похода   сумму.   Сюда   могут входить: ­ средства родителей, ­ средства школы, ­ дотация шефствующих и других организаций,  ­ средства, заработанные участниками в колхозах, совхозах, на предприятиях, стройках и т.п.        Необходимо на практических занятиях вместе со слушателями составить примерную схему, например на 3 –х дневный поход.              7.  Одной из важнейших частей подготовки похода является правильный подбор качественного снаряжения. Личное или индивидуальное снаряжение – это те вещи, которые нужны каждому туристу   в   походе,   Сюда   относятся:   рюкзак,   спальный   мешок   (или   одеяло),   туалетные принадлежности, посуда для приема пищи, (кружка, ложка, миска, нож), блокнот, фонарик, карандаш, одежда (накидка от дождя, спортивный костюм, ковбойка, свитер, штормовка, 2 пары разношенной обуви, 2 пары х/б. носков и 2 пары шерстяных, головной убор). Конечно, подбор одежды зависит от сложности похода и времени года.              Групповое снаряжение  требуется для всей группы. К нему относятся: палатки, топорики,   (по   числу   палаток),   компасы   (не   менее   2­х),   карты,   продукты,   посуда   для приготовления   пищи   (3   ведра,   или   алюминиевые   кастрюли,   половник,   сковорода), фотоаппарат,,   медицинская   аптечка,   волейбольный   мяч,   клеенка,   ремонтный   набор (иголки, нитки, шило, пуговицы, наперсток, тонкая медная проволока),                 Специальное снаряжение берется в случаях, когда группа намеревается преодолеть естественные   препятствия   (ледорубы,   веревки,   карабины)   или   идет   в   водный,   лыжный, велосипедный или другой поход (пилы, камеры, байдарки, лыжи, велосипеды и т.п.).              Следует помнить, что все туристское снаряжение должно обладать следующими свойствами: надежностью, прочностью, портативностью, малым весом.         Нужно обратить внимание ребят на правила ухода за снаряжением и, особенно на его сушку. Помните, что категорически запрещается сушить одежду, главным образом, обувь у открытого   огня.   Сушку   следует   начинать.   Когда   костер   прогорит   и   накопиться   много горячих   углей.   Причем   сушить   надо   не   прямо   над   углями,   а   вбить   вокруг   кострища несколько кольев, натянуть  между ними веревку и развесить на ней одежду. Кожаную обувь сушить у костра вообще не рекомендуется),а может «съежиться»). Лучше сушить ее на ветру или солнце. Хороший способ – набить в сырые ботинки сухую газету или сено, которые впитывают из них влагу.         На практических занятиях нужно научить ребят укладке рюкзака.     8. Важно знать, как правильно оформить походные документы, на походы выходного дня и   не   категорийные   походы   требуется   маршрутный   лист.   Получить   его   следует заблаговременно   в   районной   (городской)   маршрутно­квалификационной   комиссии   при РОНО (постоянной детской турбазе).           Маршрутный   лист   заполняется,   подписывается   директором   школы   (внешкольного учреждения) и ставится печать.         Во время похода группа отметается в населенных пунктах, которые она проходит (в школе, с/ совете, правлении колхоза, на почте и др.  учреждения, где есть печать).             На практических занятиях необходимо показать учащимся маршрутный лист и книжку  и вместе сними заполнить их.        9. По окончанию похода подводятся итоги. Сюда входят следующие работы:  оформление отчета о походе, оформление  альбома – дневника, выпуск фотомонтажа,  оформление собранных в походе коллекций и др. материалов, проведение отчетного  школьного вечера с рассказыванием о походе и выставкой собранных материалов. Неплохо  показать отснятый кинофильм или слайд.

«Маршрут похода».

«Маршрут похода».

«Маршрут похода».

«Маршрут похода».

«Маршрут похода».

«Маршрут похода».

«Маршрут похода».

«Маршрут похода».

«Маршрут похода».

«Маршрут похода».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2017