Сегодня проблема детского чтения актуальна и заслуживает огромного внимания: нынешние школьники все реже обращаются к книгам, отдавая предпочтение компьютерным играм, социальным сетям, телевизору, тем самым лишая себя, возможно, единственной духовной пищи. А ведь книга является энциклопедией жизни. Она учит читателя отличать добро от зла, предательство от преданности, пробуждает стремление человека к развитию и самосовершенствованию личности, поэтому в 21 веке полноценными читателями надо успеть стать в детстве, иначе потом жизненный стремительный темп может не оставить для этого времени. Книга и чтение играет огромную роль в нравственном, интеллектуальном, эстетическом развитии учащихся, они развивают грамотность, общий культурный уровень, расширяют эмоциональный мир человека, подстегивают творческие потенции, формируют духовную основу личности.
массовая работа в школьной библиотеке.docx
Массовая работа в школьной библиотеке
Сегодня проблема детского чтения актуальна и заслуживает огромного
внимания: нынешние школьники все реже обращаются к книгам, отдавая
предпочтение компьютерным играм, социальным сетям, телевизору, тем самым
лишая себя, возможно, единственной духовной пищи. А ведь книга является
энциклопедией жизни. Она учит читателя отличать добро от зла, предательство
от преданности, пробуждает стремление человека к развитию и
самосовершенствованию личности, поэтому в 21 веке полноценными
читателями надо успеть стать в детстве, иначе потом жизненный
стремительный темп может не оставить для этого времени. Книга и чтение
играет огромную роль в нравственном, интеллектуальном, эстетическом
развитии учащихся, они развивают грамотность, общий культурный уровень,
расширяют эмоциональный мир человека, подстегивают творческие потенции,
формируют духовную основу личности.
Таким образом, чтение книги имеет решающее значение в развитие личности
ребенка, а проблема падения интереса учащихся к чтению актуальна.
Актуальность данной проблемы обосновывает основную цель моей работы:
привлечь учащихся к чтению как важному фактору их успешности в обществе.
Школьная библиотека должна доказать: «Читать – престижно!». В библиотеке
необходимо создавать благоприятную атмосферу, обусловленную обоюдным
интересом и любви к книге. В сегодняшних непростых условиях школьная
библиотека это часто и очаг культуры, и место, где помогают учиться, и
наиболее доступный источник информации для учащихся.
Для достижения поставленной цели я использую различные формы и методы
индивидуальной и массовой работы.
Я хотела бы поделиться опытом проведения массовых мероприятий.
Массовая работа – наиболее трудоемкое направление, но при этом и самое
интересное и плодотворное.
Красочные, интересные, познавательные и веселые мероприятия, конечно же,
привлекают школьников в библиотеку.
Массовая работа в нашей библиотеке проводится по трем основным
направлениям:
●
поощрение свободного чтения (чтения для удовольствия);
●
содействие воспитательным программам школы;
●
содействие учебному процессу.
Задачи массовой работы – показать ребятам прелесть чтения, научить их
любить книгу для того, чтобы через литературу они воспринимали «разумное, доброе, вечное»; чтобы, сделав чтение первейшей потребностью, насущной
пищей для сердца и разума, они становились сознательными гражданами своей
родины, духовно богатыми личностями.
При составлении плана работы школьной библиотеки на учебный год я
стремлюсь определить четкие цели и задачи массовой работы вообще, и
каждого мероприятия в частности.
Например, главная цель мероприятия — приобщение к книге, поощрение
свободного чтения. Достижение этой цели будет возможно через решение
следующих задач:
∙ познакомить учащихся с лучшими образцами художественной литературы для
детей;
∙ показать красоту родного языка;
∙ научить сопереживать героям книги, стимулировать детскую фантазию.
При подготовке и проведении массовых мероприятий в школьной библиотеке,
учитываю определенные педагогические требования, которые необходимо
соблюдать, чтобы достичь поставленных целей.
1. Мероприятие не самоцель, а средство воспитания, т.е. должно создавать
цельность настроения, вызывать переживания, направленные на формирование
определенных установок.
2. Следует стремиться к вовлечению в действие широкого круга учащихся,
чтобы каждый мог быть активен, проявить свои знания, способности и
дарования. Идеальный вариант, когда все приглашенные могут принять
участие.
3. Мероприятие не должно быть перегружено и затянуто.
4. При проведении мероприятий нельзя ориентироваться на уже достигнутый
уровень развития учащихся. Необходимо предусматривать и перспективу
развития. Вместе с тем, нельзя ориентироваться и на завышенный уровень
развития. Излишняя простота и излишняя сложность ведут к отсутствию
внимания и интереса, а значит, проведенная работа будет бесцельной.
5. Мероприятие должно быть захватывающим, что зависит от форм подачи
материала, активности участников. Школьники младшего школьного возраста и
нуждаются в том, чтобы преподносимое им было интересно и занимательно.
Чем красочнее и ярче подаваемый материал, тем сильнее будет его влияние. Не
последнюю роль играет и принцип наглядности. Еще Ушинский рекомендовал
применять наглядное обучение, «которое строится не на отвлеченных
представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно
воспринятых ребенком». Поэтому очень важно использовать не только живой язык, эмоциональный рассказ, но и иллюстративный материал, музыку,
видеоматериалы, презентации.
6. Мероприятие не должно быть «мероприятием». Активное применение
игровых и занимательных форм работы в библиотеке должно отличать их от
школьного урока. Новые формы способствуют развитию творческой
активности, интеллектуальных способностей школьников.
7. При подготовке массовых мероприятий необходимо учитывать возрастные и
психологические особенности школьников. Для учащихся начальной школы
характерны такие особенности как стремление познавать мир в игре, быстрая
утомляемость, неумение долго концентрировать внимание, повышенная
эмоциональная возбудимость, желание соревноваться со сверстниками. Это
определяет используемые мной формы работы. Здесь же можно отметить, что
работа с этой возрастной категорией является, пожалуй, наиболее важной и
актуальной сегодня. Именно в младшем школьном возрасте закладываются
основы представлений о мире, жизни, формируются привычки. То, что ребенок
недополучил в этом возрасте, не восполнится уже никогда.
Массовая работа в моей библиотеке представлена следующими
формами: обзоры у выставок, беседы, библиотечные уроки, экскурсии, игры,
викторины, читательские конференции, встречи с писателями.
Литературные игры, викторины и праздники пользуются наибольшей
популярностью у детей. Ведь эти формы массовой работы несут в себе
элементы праздничности, необычности, не формальности, дают возможность
воспринимать материал более эмоционально. Часто именно эмоции определяют
направление интересов личности.
Литературные викторины – занимательные вопросы по содержанию
художественного произведения, фактам биографии писателя, событиям
литературной жизни, истории книги и литературы. Нравятся учащимся
видеовикторина – показ фрагментов из мультфильмов и экранизаций
художественных произведений, а также викторины из иллюстраций к детским
книгам. Эти формы работы развивают память, сообразительность, дают
возможность проявить себя школьникам. При проведении игры целесообразно
использовать музыку, которая помогает создать праздничное настроение.
Стараюсь всегда поощрить победителей.
Одной из форм работы со школьниками начального звена
является конкурсы. Это могут быть конкурсы на лучшую иллюстрацию к книге,
конкурс на лучшее сочинение. Такой вид работы стимулирует инициативу и
предоставляет возможность школьникам свою творческую активность. Дети с
удовольствием участвуют в таких конкурсах.
Начиная с 4 класса провожу читательские конференции. Это активный метод
работы, который предполагает участие читателей, обсуждение прочитанного. В работе школьной библиотеки популярны громкие чтения и проведение
групповых бесед. Они помогают осознанному восприятию текста, открывают
читателю глубину и богатство книги. Выбирается произведение, которое
вызывает у детей сильные эмоциональные переживания, стремления
размышлять о прочитанном. Осуждение моральных проблем, поставленных в
книги, требует такта. Нужно больше опираться на чувства и переживания
ребят, избежать лекторского тока, желания поучать. Готовя вопросы, важно
опираться на уровень читательского развития. Предлагая вопросы читателям,
библиотекарь должен ясно представлять к какому педагогическому результату
он стремится.
Широко раскрыть фонд библиотеки помогают книжные выставки. Книжные
выставки могут быть тематические, жанровые, посвященные творчеству
писателя, выставки новинок, периодических изданий, выставка одной книги
(например, премьера новой книги), могут быть посвящены актуальным темам,
знаменательным датам и т.д.
Книжные выставки расположены и оформлены таким образом, чтобы привлечь
внимание читателя, заинтересовать его, удовлетворить читательский интерес
или информационную потребность.
В заключении хочется отметить, что все формы, позволяют повысить интерес
учащихся к чтению, показывают, что чтение может доставлять эстетическое
наслаждение, что общение с книгой раскрывает широкие горизонты перед
человеком, что книга и чтение являются неиссякаемым источником знаний и
информации, что книга действительно часто является другом и советчиком
человека.
Массовая работа в школьной библиотеке
Массовая работа в школьной библиотеке
Массовая работа в школьной библиотеке
Массовая работа в школьной библиотеке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.