Игры различного назначения, соревнования, эстафеты широко применяются на любых ступенях обучения и имеют педагогическую целесообразность, так как развивают у детей многие черты эмоциональной сферы, физические показатели, воспитывают у участников коммуникативные навыки, содействуют укреплению межличностных отношений среди участников коллектива. Данное мероприятие может быть использовано как во внеурочной деятельности в школе, так и в работе лагерных смен.
БОЛЬШИЕ ИГРЫ С БОЛЬШОЙ ПОДГОТОВКОЙ
Большими мы называем игры, в которых может участвовать большое
количество детей (например, вся школа или школьная параллель, весь лагерь
или, по крайней мере, несколько отрядов).
«Гномы»
Ц е л ь : создание доброжелательной атмосферы в детском коллективе.
В р е м я : от одного вечера до 3 дней.
К о л и ч е с т в о у ч а с т н и к о в : от 10 до 60 человек.
В о з р а с т : от 8 лет.
М е с т о п р о в е д е н и я : вся территория лагеря.
Н а ч а л о и г р ы . Каждый пишет свое имя и фамилию на листочке,
сворачивает в трубочку и опускает в шляпу. В игре обязательно должны
участвовать и инструктора, чтобы подхлестывать фантазию ребят. Они могут
играть в своем кругу или с детьми вместе. После того как шляпа наполнилась,
записки в ней перемешивают, и каждый достает себе из нее записку. Человек,
имя которого написано в записке, становится Великаном для того, кто ее
вытянул. А он для него становится добрым Гномом.
Гном должен в течение игры делать своему Великану добрые сюрпризы, но
так, чтобы тот не мог догадаться о том, кто он.
Игра идет параллельно с остальными мероприятиями, но о ней надо помнить
и рассказывать всему лагерю о самых забавных проделках Гномов (ну, например,
порядок навели в комнате Великана, платье на люстру повесили, букет цветов
через третьих лиц передали и т. д.).
В конце игры устраивается бал, на котором каждый Гном дарит своему
Великану подарок лично. Этот бал плавно переходит в дискотеку.
Игратренинг «Поездка на север»
Игра на внимательность участников тренинговой программы.
Ребята сидят в кругу. У ведущего в руках теннисный мячик.
Суть игры – развитие внимательности и умения слушать собеседника.
С л о в а в е д у щ е г о . Мы будем по очереди называть вещи, которые берут с
собой на север! Вы должны все это запомнить и, когда очередь доходит до вас,
говорить то, что Вы берете на север, и если Вы все сделали правильно, то едете
на север.
П р и м е р игровой деятельности.В е д у щ и й . Я беру с собой лодку, акваланг, чашку и éду на север.
И бросает мячик другому игроку.
М а ш а . Я беру с собой тарелку с едой. (И передает мячик соседу справа.)
В е д у щ и й . И Маша не едет на север.
С е р г е й (ему Маша бросила мячик). Я беру с собой очки, книги, кровать и
éду на север (и передает мячик соседу справа).
В е д у щ и й . Сергей едет на север.
То есть на север едет тот игрок, который догадался после набора предметов,
которые он берет на север (ложки, часы, вилки), сказать: «И поеду на север».
Игра длится до тех пор, пока все участники догадаются и «поедут на
север».
«Круги»
Ц е л ь : активно отдохнуть, повторить полученные знания.
В р е м я : 3 часа.
К о л и ч е с т в о у ч а с т н и к о в : несколько отрядов.
В о з р а с т : от 10 лет.
М е с т о п р о в е д е н и я : большой зал.
У ведущего должен быть список вопросов (с запасом), правила расположения
в зале отрядов, расстановка стульев, призы, игры и фишки. Счетовод очень
внимательно следит за ходом игры и не допускает несправедливости. У него
должно быть табло, на котором отражается счет, и он записывает ситуацию
после каждого раунда. Должны быть продуманы музыкальные паузы, за это
отвечает музыкальный техник. Группа поддержки не помешает. Все остальные
вожатые должны сидеть со своими отрядами.
Перед началом игры все отряды располагаются по кругу в строго
определенных местах. В центре нарисованы круги по числу отрядов. Каждому
отряду выдаются листочки бумаги и ручки. Ребята выбирают писца, он заранее
надписывает на каждом листке название своего отряда. Каждый круг имеет
номер.
Х о д и г р ы
Ведущий задает вопросы (чаще всего это вопросы о том, о чем шла речь в
предыдущие дни лагеря). Ребята должны быстро и разборчиво написать ответ, и
самый быстрый из отряда бежит к первому кругу. Если место в первом круге
занято, он встает во второй и поднимает руку. Если во втором занято – в третий.И т. д. Помощники забирают ответы и помогают счетоводу подвести итоги.
Вопросов может быть от 10 до …
Игра обычно проводится ближе к вечеру, но не очень поздно. Для того чтобы
эта игра прошла хорошо, нужен «заводной» ведущий, который реагирует на
ситуацию, хорошие музыкальные паузы, «заводные» вожатые в отрядах и
справедливое подведение итогов. Да, самое главное – много призов! Почти всем!
«Игра по станциям»
Чтобы эта игра прошла удачно, нужно определить основные пункты ее
проведения: цель, тема, место, материалы, способы осуществления.
Сам педагог не участвует в игре, он лишь организовывает детей.
Должен быть план передвижений групп по времени. Этот план надо
обязательно соблюдать, иначе нарушится движение всех. Одиндва взрослых
должны специально следить за тем, чтобы никто не потерялся, чтобы каждая
группа знала, куда ей идти.
Если станции далеко друг от друга, нужно продумать, чем заняться в пути.
Есть два варианта проведения игры по станциям: вожатые ходят по отрядам,
отряды ходят по отрядным местам в гости к другим отрядам.