Мастер – класс «Функциональная грамотность… Что это такое?»

  • Мероприятия
  • doc
  • 31.05.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Мастер – класс «Функциональная грамотность… Что это такое?»
Иконка файла материала мастер-класс.doc

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа

п. Красный Текстильщик» муниципального образования «Город Саратов»

 

 

 

 

 

 

 Мастер – класс  

«Функциональная грамотность…

Что это такое?»

 

 

 

 

 

 

                               Подготовила:

     Деменкова   Ю.Л.,

 учитель начальных классов

                                                                                     высшая квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

 

 

2023 г.

 

Цель: обеспечить педагогическую поддержку семьи и повышение  компетенции родителей по формированию функциональной грамотности детей

Задачи:

-познакомить родителей с понятием «функциональная грамотность»;

-вызвать интерес к  развитию функциональных компетенций у детей, как фактору успешной социализации;

- создать эмоционально-положительный настрой на совместную работу.

Форма проведения: мастер-класс

Оборудование: презентация; столы для проведения собрания, раздаточный материал для  работы

 (  иллюстрации, фломастеры); музыка; буклеты; листы бумаги; доска.

Ход мастер-класса

- «Добрый вечер, уважаемые родители! Какая привычная фраза!

Как часто мы говорим эти слова, даже не задумываясь над их смыслом!

Добрый… И весь мир вокруг становится чуточку добрее.

Вечер… И ты видишь, каким  его подарила нам сегодня природа.

Уважаемые…И ты понимаешь, что сидящие перед тобой люди становятся для тебя по особенному важны.

Родители… И ты знаешь, что все мы связаны одним большим делом – воспитанием наших детей! В этом сложном и важном деле, нам необходимо быть сотрудниками и помощниками друг другу.

-Предлагаю настроиться на общение.

Я говорю фразу, а вы громко отвечаете – да или нет.

Крикните громко и хором, друзья

 Деток своих все вы любите? (да)

С работы пришли, сил совсем нет,

Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)

Я вас понимаю и вам предлагаю тему сегодняшней встречи обыграть.

Хотелось бы вам ее узнать? (да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь, откажитесь мне? (нет)

Последнее спрошу вас  я  

Активными мы все будем? (да)

Замечательно! Молодцы!

 

-Сегодня мы поговорим о том, что такое функциональная грамотность, в чем ее суть и для чего ее надо формировать.

Слайд      1-2

-Поднимите руки, кто слышал о таком понятии как «функциональная грамотность» и сможет нам объяснить? Тогда давайте разбираться?

II. Актуализация знаний

-Приведу пример из жизни.

Допустим, один человек знает 1000 английских слов, другой — только 100. Но при встрече с иностранцем тот, у кого словарный запас больше, зачастую начинает мычать и делать руками непонятные жесты  и ему сложно что-то объяснить. А, владеющий лишь сотней слов, ухитряется толково ответить на вопрос или показать дорогу. То есть у одного знаний больше, но другой лучше умеет их применять. Зависит данная способность от того, насколько сформирована  в человеке функциональная грамотность.

 Одна из важнейших задач сегодня – формирование функционально грамотных людей.

Работа в группах

-Прежде чем мы познакомимся с самим понятием «функциональная грамотность»,

давайте попробуем выяснить, что такое «функционально-грамотная личность», оттолкнувшись от понятий "личность", "функционировать", "грамотность".

Задание для 1 группы: используя каждую букву слова "личность" записать  положительные личностные качества.

- Любознательность, инициативность, человечность, нестандартность, ответственность, самостоятельность, творчество.

Задание для 2 группы: Подберите слова - синонимы к слову "функционировать".

- Работать, действовать, внедрять, применять…

Задание для 3 группы: Дайте определение слову "грамотность".

- Грамотность — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке.

Слайд 3

- Опираясь на наши результаты работы, попробуем сформулировать понятие

"Функционально грамотная личность"- это человек, думающий, самостоятельный  и ответственный, умеющий добывать нужные ему знания, способный свободно использовать их для решения жизненных задач.

Слайд 4

- Давайте сравним созданное нами определение функциональной грамотности с определением выдающегося лингвиста А. А. Леонтьева.  Он говорил, что «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»

 Из истории понятия «функциональная грамотность».

Понятие «функциональная грамотность» появилось в 1957 году, когда население нуждалось в ликвидации своей неграмотности. В тот момент было достаточно трех базовых грамотностей- чтение, письмо и счёт. Современный мир стал гораздо сложнее, он нуждается в функционально-грамотной личности. Появление новых технологий требует от человека гораздо больше грамотностей: навыки чтения и письма, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, ИКТ-грамотность, финансовая грамотность, культурная и гражданская грамотность. От современного человека требуются умения креативно мыслить, работать в команде, умение общаться.  Приобрести все эти навыки (грамотности) может помочь любознательность, настойчивость, инициативность, способность адаптироваться, лидерские качества. Формирование данных качеств целесообразно начинать с раннего возраста.

Слайд 5

 

 

 

 «Функциональная грамотность»  и  «качество образования».

-На сегодняшний день состояние   формирования функциональной грамотности у школьников  по результатам ВПР и результатов участия в международных исследованиях (PIRLS, TIMS) выявило основные недостатки в достижении:

•        недостаточно владеют смысловым чтением;

•          не справляются с задачами на интерпретацию информации;

•          затрудняются в решении задач, требующих анализа и обобщения;

•          не умеют высказывать предположения, строить доказательства;

•         недостаточно сформировано умение работать с моделями

Слайд 6

-Сегодня я  предлагаю вам  побывать в необычной школе - «Школе ремонта».

-Выполняя мои несложные задания, мы составим пазл – компоненты функциональной грамотности, т.е.,  получим продукт нашей совместной деятельности.

Мы - участники ремонта помещения и будем использовать полученные знания, умения и навыки. А я ваш прораб. А кто такой прораб?

Прораб, сокращенно, производитель работ – непосредственный руководитель работ на постройке.

Название профессии своей группы, вы узнаете, выполнив первое задание. Каждый из вас получает карточку с заданием. Найдите значения числовых выражений. К полученным результатам подставьте соответствующую букву  и прочитайте название своей профессии.

1 карточка.


А                1*9:3

Л                2*8:4

М                2*3:6

Р                 34+9*4

Я                50-27:3


1

3

4

41

70

М

А

Л

Я

Р

Маляр – рабочий, который занимается окраской зданий, помещений.

2 карточка.

 


П                8*3:6

Т                 3*(8:2)

Н                36:9*7

И                6*6

К                7*7

О                81:9

Л                72:9


4

8

9

12

28

36

49

П

Л

О

Т

Н

И

К

Плотник – рабочий, занимающийся простой обработкой дерева, постройкой деревянных зданий.


3 карточка.

К                64:8

Т                 30:5

О                81:9

Е                 56:8

С                20:4

К                6*7

И                7*5

Щ               3*9

Л                4*3

Ь                 9*2


5

6

7

8

9

12

18

27

35

42

С

Т

Е

К

О

Л

Ь

Щ

И

К

СтекОльщик – рабочий, который выполняет стекольные работы.

-А теперь пришло время высчитать объем работ по каждой бригаде.

Задачи – расчеты.

МАЛЯРЫ

Какова площадь стены для покраски, если её длина 5м, ширина 3м? (Ответ:15 кв.м)

 

Длина

Ширина

Формула

 

 

 

ПЛОТНИКИ

 

Для укладки плинтуса найдите периметр пола прямоугольной формы.

Длина 6м, ширина – 4м.                (Ответ: 20м)

 

Длина

Ширина

Формула

 

 

 

СТЕКОЛЬЩИКИ

 

Для того, чтобы застеклить окно необходимо вырезать стекло квадратной формы со стороной 2 м. Найдите площадь этого стекла.    (Ответ: 4 кв.м)

 

Сторона

Формула

 

 

Проверка работы по группам.

Мы можем застеклить окно, покрасить стены и уложить плинтус, а вот чтобы установить натяжной потолок, нужно знание теоремы Пифагора, но это уже другая школа ремонта.

-Какие знания вам пригодились? (математические)

-Итак, первый пазл совместными усилиями заработан. – «Математическая грамотность».

 

Слайд 7

Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт.

 

 

 

 

 

В продолжение «Школы ремонта», предлагаю бригадам следующее задание: рассчитайте себестоимость необходимых материалов для вашей работы – составьте смету для покупки материалов.

МАЛЯРЫ

На 1 кв.м уходит 2 литра краски. 1 литр стоит 130 рублей. Каковы затраты на краску для покраски комнаты?

(Ответ: на 1 кв.м  260 рублей,   на 15 кв.м 3900 рублей)

Плотники

1 м деревянного плинтуса стоит 60 руб. Высчитайте необходимую сумму для покупки деревянного плинтуса в вашу комнату.

(Ответ: на 20 м  1200 рублей )

СтекОльщики

1 кв.м  стекла  стоит 105 руб. Сколько необходимо денег для покупки стекла размером

4 кв.м?

(Ответ: 420 рублей)

Проверка работы групп.

- Основы каких знаний  вы применяли при решении задач, необходимых в практической деятельности?

Слайд 8

Слайд 9

А значит, мы добавляем ещё один элемент пазла – читательская, а также финансовая грамотность.

-Чтобы разобраться в след.компоненте функц.грамотности, я предлагаю след.задание выполнить совместно.

-Какие слова ассоциируются со словом «ремонт»?

Краскака,квартира,клей,плитка,цемент,время,деньги,грязь,шум,побелка,дизайн,дрель,люстра,мебель,строительство,мастер,работа,стены,обои,кисть,запах,мусор,ламинат,линолеум

Слайд 10

Итак след.пазл- Естественнонаучная грамотность – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и умения использовать их в дальнейшей жизни.       

Это основные компоненты функциональной грамотности, которые мы рассмотрели.

Слайд 11

 

Слайд 12

Итак, мы с вами разобрались с понятием функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения  жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»

Слайд 13

Вывод: Функциональная грамотность ПОМОГАЕТ:

• адекватно выбрать будущую профессию;

• решать бытовые задачи,

• взаимодействовать с людьми,

• организовывать деловые контакты,

• выбирать программы досуга,

• ответственно относиться к обязанностям гражданина,

 • ориентироваться в культурном пространстве,

• использовать имеющиеся навыки при организации разных видов путешествий,

• контактировать с различными социальными структурами и организациями,

• взаимодействовать с природной средой.

Функциональная Неграмотность заключается в том, что человек не может выбрать нужный товар в магазине, ему трудно заполнить документы, квитанции, оплатить счета за электроснабжение, трудно разобраться с инструкцией к электроприборам, не может освоить компьютер, телефон.

            Некоторые семьи, не зная такого термина ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ, действуют интуитивно и правильно. Если, например, купили сыну новый конструктор или телефон, не торопятся  сразу же объяснять, показывать, как с ним действовать. Дают  возможность ребёнку вначале самому поэкспериментировать и разобраться.

Изучают инструкцию вместе.

Вы знаете ребёнка лучше, чем кто бы то ни было. Вам известны его склонности и интересы, и вы можете применять эти знания, развивая навыки грамотности ребёнка в домашней обстановке.

 

 Главными задачами являются: научить школьников учиться и хотеть учиться, развивать у них  функциональную грамотность  и повышать ее уровень. Для чего необходима не только работа школы, но и сотрудничество школы и семьи

 

 Задания,способствующие  формированиею функциональной грамотности, есть на некоторых цифровых образовательных платформах. Например, в Яндекс.Учебнике.

 

В заключение  примите на память о нашей встрече буклеты по теме сегодняшней встречи.

Слайд 14

Благодарю всех за внимание.

 

 

 

 

35 советов родителям по развитию функциональной грамотности ребёнка.

 

1. Говорите с ребёнком о том, что его интересует.
2. Задавайте вопросы, стимулирующие наблюдение и познавание, требующие ответов в
форме предложений, а не просто однозначного «да» или «нет». Говорение и слушание способствуют выработке навыков чтения и письма.

3. Выслушивайте вопросы ребёнка и помогайте находить ответы. Учите ребёнка самостоятельно искать информацию, используя книги и компьютер.
4. Говорите с ребёнком, употребляя множество различных слов. Объясняйте неизвестные ему слова. Это концентрирует внимание ребёнка и обогащает словарный запас.
5. Расширяйте кругозор ребёнка: водите его в зоопарки, библиотеки, музеи, на спортивные и культурные мероприятия. Обсуждайте свои впечатления.
6. Читайте ребёнку регулярно! Если читать ребенку по 10 минут ежедневно, то от момента рождения до поступления в школу он проведёт 3 000 часов, слушая книги. Даже когда ребёнок научится читать самостоятельно, продолжайте чтение вслух, чтобы это занятие стало важной составляющей его каждодневного существования и служило укреплению навыков грамотности.
7. Покажите ребёнку, как использовать язык в повседневной жизни. Научите его читать меню, находить полезные веб-сайты, писать письма с выражением благодарности или собственной точки зрения по интересующей его теме.
8. Принимайте участие в школьной жизни ребёнка, не пропуская ни единой возможности, демонстрируйте заинтересованность в его учёбе.
9. Приучайте ребёнка читать произведения разных жанров: рассказы, биографии, стихи и информационные книги по интересующим его темам.
10. Просматривайте и загружайте на свой компьютер или портативное устройство книги из библиотеки.

11. Побуждайте ребёнка использовать свои навыки грамотности для помощи другим. К примеру, он может почитать вслух младшим братьям и сёстрам или людям преклонного возраста, а также написать письмо, записать телефонное сообщение или составить список продуктов для похода в магазин.
12. Помогайте ребёнку строить планы на будущее и объясняйте, как грамотность способствует достижению важных целей.
13. Говорите и читайте на родном языке. Это укрепит навыки грамотности ребёнка на обоих языках: родном и русском. Рассказывайте семейные истории ребёнку и просите его поделиться своими историями. И ваша семья пойдёт вперёд по пути овладения грамотностью.
Если ребёнок отстаёт по чтению...Не волнуйтесь! Иногда чтение даётся детям с трудом, и они нуждаются в помощи. Вот что можно делать дома:

14. Продолжайте читать ему вслух. Пусть чтение станет систематическим и увлекательным семейным делом. Взрослые, регулярно читающие книги, журналы или газеты будут служить ребёнку примером для подражания.
15. Приучайте ребёнка читать дома. Отведите специальное время и место для чтения и предложите интересные книги и журналы. Чем больше подростки читают, тем лучше это у них получается.
16. Помогите ему подобрать в школьной или публичной библиотеке различные издания:
аудио-книги, романы, электронные книги, информационные публикации, журналы,комиксы, графические новеллы и детские книги.
17. Поговорите с учителями, чтобы выяснить, что требуется от ребёнка в школе.
18. Узнайте у учителя, директора школы или координатора по работе с родителями о репетиторстве и других видах дополнительной помощи, предоставляемых школой после занятий.
19. Предложите ребёнку богато иллюстрированные книжки.
20. Советуйте ребёнку читать произведения разных жанров: стихи, рассказы, биографии,
мемуары, эссе и исторические и современные романы. Вы можете способствовать развитию грамотности, просматривая телепередачи и кинофильмы:
21. Задавайте ребёнку вопросы по содержанию, чтобы убедиться, что он всё понимает.
22. Побуждайте его задавать вопросы.
23. Обсуждайте идеи просмотренного фильма или телепередачи.
24. Анализируйте просмотренные фильмы, как это делают кинокритики, сравнивая их друг с другом и высказывая своё мнение.
25. Проводите параллели между фильмом и реальным жизненным опытом подростка.
Интернет – кладовая информации, но далеко не всему можно целиком доверять.
Помогайте ребёнку находить качественную информацию:
26. Пользуйтесь публичной библиотекой для доступа к онлайн ресурсам (журнальным статьям и энциклопедиям).
27. Помогите ребёнку найти наиболее точные слова для запроса информации по определённой теме.
28. Приучайте его пользоваться многочисленными источниками и знакомиться с различными точками зрения.
29. Помогайте ему выработать критическое отношение к найденной информации и дать ей правильную оценку.
30. Задавайте вопросы. Кто и почему это написал? Факт это или частное мнение? Указал ли автор, откуда ему известны приведённые факты? Соответствует ли эта информация другим найденным ребёнком сведениям?

31. Следите за тем, какие сайты посещает ребёнок. Если вы недостаточно владеете компьютером недостаточно умело, попросите ребёнка научить вас тому, что он знает. Очень важно убедиться, что подросток пользуется интернетом надлежащим образом, соблюдая требования безопасности.
32. Знайте, с кем ребёнок общается в интернете.
33. Следите, чтобы он не делился персональной информацией.
34. Убедитесь, что он посещает только чаты, предназначенные для детей.
35. Слушайте или читайте  в машине, поезде или любом другом месте, где можно включить плеер. Книги в электронном формате можно получить в библиотеке или купить в магазине.