Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Сыктывкарский торгово-экономический колледж»
(ГАПОУ «СТЭК»)
Методическая разработка
Мастер – класс «Применение контрольно – кассовой техники в профессиональной деятельности будущего работника в сфере услуг»
для специальности 38.02.01 «Продавец, контролер - кассир»
Сыктывкар
Разработчик:
№ п/п |
ФИО |
Квалификационная категория |
Должность |
|
1. |
Одинцова В.К. |
высшая |
преподаватель |
|
|
|
|
||
Рассмотрены на заседании предметно-цикловой комиссии товароведения и коммерции
Протокол № _____
«____» _____________ 2022г.
Председатель ПЦК ___________ Хомутинникова И.Н.
Пояснительная записка
Мастер – класс «Применение контрольно – кассовой техники в профессиональной деятельности будущего работника в сфере услуг» организован для обучающихся по специальности 38.02.01. «Продавец, контролер - кассир» с целью пополнения и углубления знаний о выбранной профессии, с целью привития любви к профессиям: продавца, контролера- кассира, менеджера по продажам, понимания сущности и значимости своей будущей профессии, проявления устойчивого интереса к ней.
Основная задача мастер - класса – заложить в сознании интерес к профессиональной деятельности, навыки самостоятельной оценки происходящих процессов, навыки творчества, что позволит в дальнейшем успешно применять полученные теоретические знания в профессиональной деятельности.
Вид мероприятия: мастер - класс
Форма проведения: урок с практической направленностью
Тема: «Отработка навыков при работе на ККТ»
Цель мастер - класса: повысить интерес к профессии продавца, кассира
Задачи: проведение мастер - класса, ознакомление с типами ККТ.
Межпредметные связи: МДК 03.01.
«Эксплуатация ККТ»
Формирование цели базируется на общих и профессиональных
компетенциях.
Общие компетенции:
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК5.Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК6.Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК7.Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
На основе мастер - класса у студентов формируется ряд психологических новообразований. Это прежде всего воображение и символическая функция сознания, которые позволяют, молодому человеку производить в своих действиях перенос свойств одних вещей на другие. На этой основе у человека формируется ориентация на общий смысл и характер человеческих отношений, что позволяет ему эффективно включаться в коллективную и индивидуальную деятельность.
При формировании ОК1 у обучающихся возникает наличие твердой убежденности в правильности сделанного выбора — избрал ту профессию, которая нужна, основа возникновения устойчивого интереса к профессии.
При формировании ОК2 и ОК8 используются игровые методы обучения, которые способствуют пробуждению у обучающихся интереса к дисциплине, будущей профессии; эффективному усвоению учебного материала; самостоятельному поиску путей и вариантов решения поставленной учебной задачи; формированию умения организовывать собственную деятельность; формированию собственного мнения.
Для формирования компетенций ОК4, ОК5 используются различные источники информационных и коммуникационных ресурсов о профессии «Продавец, контролер - кассир».
ОК6, ОК7 способствует установлению взаимодействия между студентами, умению работать в команде, проявлять терпимость к товарищам и к их точке зрения, уважать право каждого на свободу слова; формированию жизненных и профессиональных навыков.
Профессиональные компетенции:
ПК 3.1 Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями;
ПК 3.2 Проверять платежеспособность государственных денежных знаков
Оборудование: ККТ
Оформление: крупноформатный плакат с надписью «Применение контрольно – кассовой
техники в профессиональной деятельности будущего работника в сфере услуг»,
оформленные студентами гр. ПР 31, рассказывающие о
профессии «Продавец, контролер – кассир», новостях
торговли.
План мастер - класса:
1. Вступительное слово преподавателя о проведенном мастер – классе в рамках проведения «Дня СПО» об утвержденном праздника 2 октября 2022 года.
2. История возникновения кассы, значение термина «Касса».
3. Требования, предъявляемые к специалисту – «Продавцу, контролеру -кассира».
4. Актуальность подготовки специалистов.
5. Заключение.
ХОД МАСТЕР - КЛАССА
Вступительное слово преподавателя:
Необходимость
подготовки специалистов в области сферы услуг в настоящее
время обусловлена тем, что в условиях рыночных отношений, возрастает
потребность в высокопрофессиональных и грамотных специалистах, хорошо знающих
потребительские свойства товаров, умеющих управлять качеством и ассортиментом товаров.
Профессия «Продавец, контролер – кассир»
является одной из востребованных на рынке профессий, так как приоритетом в
подготовке кассиров. В последнее время существенно
возросли требования к уровню подготовки кассовых работников. Кассиры обладают знаниями такими
как, знание математики,
иметь навыки пользования ПК и освоить некоторые компьютерные программы. Помимо
умения работать на кассовом аппарате, специалист должен уметь обращаться со
сканером штрих-кода, ультрафиолетовым детектором, калькулятором и другой
техникой. Кассир – это специалист, осуществляющий прием, учет,
выдачу и хранение денежных средств и ценных бумаг, обеспечивающий их
сохранность.
К основным обязанностям кассира относятся:
· осуществление операций по внесению в контрольно-кассовый аппарат денежных сумм;
· снятие кассы, сдача полученных от покупателей денег старшему кассиру;
· обеспечение бесперебойной работы кассы;
· вежливое обслуживание покупателей, создание для них комфортных условий, контроль соблюдения правил торговли;
· обеспечение сохранности денег, находящихся в кассе, контрольно-кассовой машины и прочих материальных ценностей.
Также к обязанностям кассира может относиться проверка количества, веса, метража, качества товаров, участие в получении и подготовке товаров к продаже, изучение спроса покупателей, участие в оформлении витрин.
Основная деятельность кассира связана с осуществлением операций с денежными средствами, ценными бумагами, банковскими картами. К профессионально важным качествам кассира относятся:
· внимательность;
· хорошие математические способности;
· способность к анализу, синтезу, обобщению получаемой информации;
· высокая стрессоустойчивость;
· хорошая кратковременная и долговременная память;
· способность концентрировать, удерживать и переключать внимание;
· способность длительное время заниматься однообразной работой (склонность к работе с документами и цифрами);
· навыки работы на компьютере.
Кассир должен обладать следующими личностными качествами:
· усидчивость,
· терпение,
· настойчивость,
· ответственность,
· педантизм в работе,
· честность,
· аккуратность,
· эмоционально-психическая устойчивость (способность к самоконтролю). Умеют профессионально и быстро обслужить на ККТ покупателя, исполнительский (по характеру труда профессия кассира предполагает реализацию однотипных процедур, выполнение стандартных задач, решение которых проходит по заданному, шаблонизированному образцу, с четким соблюдением установленных правил, нормативов, инструкций). провести оценку платежеспособности банкнот,
Кассиры владеют современными информационными технологиями.
Уважаемые студенты 1 курса! Вот и прошло беззаботное детство, Вы выбрали
сложную, но нужную дорогу, решив получить профессию «Продавец, контролер
– кассир», стать профессионалом в своем деле. Да, именно на
профессионалах держится мир. Так хочется, чтобы профессионалов стало больше.
Наш мастер - класс мы посвящаем специалистам-кассирам. Сегодня мы расскажем Вам о профессии «Продавец, контролер -
кассир, его практической деятельности, о требованиях,
предъявляемых к этим специалистам.
1. Ведущий:
Успешная работа предприятия торговли во многом зависит от уровня компетентности руководства и персонала, в первую очередь их профессиональных практических умений по специальности. Требования к персоналу устанавливаются на государственных и внутренних уровнях. Так, среди перечня должностей и профессий обслуживающего персонала, регламентируемых ГОСТ Р 51.305-99 «Розничная торговля». Требования к обслуживающему персоналу» есть должность кассир.
2. Ведущий:
Это
одна из старейших профессий, которой успешно обучали как в дореволюционной
России, в СССР, так и современной Российской Федерации. Работать кассиром всегда было престижно.
Современные условия рынка предъявили новые
требования к такому специалисту. Ещё издревле бытовала традиция в небольшой
группе людей назначать ответственного за хранение денежных средств. В Древней
Руси существовала должность казначея — человека, хранившего казну частных лиц,
бояр и князей. Маркетинг, ценовая политика, высокие технологии контроля
качества, научные исследования, анализ и прогнозирование потребительского рынка
– это не перечень вузовских дисциплин, а области знаний, которые ежедневно
использует товаровед в своей обычной работе. Более того, занятие товароведением
не обходится без знания современной моды, основ эстетики, социальной
психологии.
Наиболее общее определение специализации кассир следует из названия профессии. Сам термин «КАССИР» — это работник, который осуществляет прием, хранение и учет денежной наличности. В зависимости от специфики работы, выделяются кассиры торговых предприятий, банковские кассиры, валютные кассиры, работники билетных касс, кассиры-бухгалтеры. Кассиры торговых предприятий подсчитывают, на какую сумму покупателем приобретен товар (в настоящее время часто путём сканирования штрихкодов), и производят расчеты наличными деньгами или по пластиковой карте с использованием контрольно-кассовой техники.
1. Ведущий:
В соответствии с ГОСТ Р 51305-99. «Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу» КАССИР должен:
знать:
· нормативные документы, касающиеся работы предприятия торговли и ведения кассовых операций;
· формы кассовых банковских документов;
· правила приема, выдачи, учета и хранения денежных средств и ценных бумаг;
· порядок оформления приходных и расходных документов;
· лимиты остатков кассовой наличности, установленной для предприятия, правила обеспечения их сохранности;
· правила ведения кассовой книги, составления кассовой отчетности;
· правила и методы организации обслуживания покупателей;
· правила эксплуатации контрольно-кассовых машин и вычислительной техники.
уметь:
· работать на кассовом аппарате, пользоваться калькулятором, обращаться со сканером штрих-кода, аппаратом для распознавания фальшивых купюр (детектором валют) и прочей техникой на рабочем месте;
· вести кассовый учет на основе приходных и расходных документов;
· работать в программе «1С»;
· составлять отчетную документацию;
· обеспечивать получение денежных средств в учреждениях банка;
· обеспечивать сохранность денежных средств и ценных бумаг.
2. Ведущий:
Профессия продавец-кассир востребована на рынке труда. Это связано с тем, что ее представители требуются в большинстве организаций, которые работают в сфере торговли и услуг и принимают оплату от клиентов. Исключением могут стать те, кто вопреки законодательству принимают денежные средства, не выдавая чек и не уплачивая налоги. Кроме того, в условиях сильной конкурентной среды перед работниками магазинов, оптовых баз стоит непростая задача формирования рационального ассортимента, в структуре которого преобладают конкурентоспособные товары.
Любая компания, которая принимает оплату от клиентов, нуждается в кассире. Именно с этим специалистом приходится ежедневно сталкиваться посетителям торговых центров и точек общественного питания, а также клиентам банков и других организаций. Неудивительно, что профессия кассира довольно востребована среди потенциальных работодателей. Соискателей она привлекает невысокими требованиями, которые предъявляют руководители к должности. Давайте рассмотрим эти и другие особенности профессии кассира несколько подробнее. Не исключено, что она вас заинтересует по каким-либо причинам.
1. Ведущий:
Подготовка специалистов – кассиров впервые началась в древности, вместо кассиров учетом всего имущества занимались казначеи. Опись захваченной войсками добычи также велась писарями и сборщиками податей. Все изменилось с появлением в 19 веке первого кассового аппаратами, изобретенного двумя американцами братьями Ритт. Без профессии кассира трудно представить себе современные сферы услуг и торговли. Кассир часто становится первым или последним лицом, с которым общается человек в театре, банке, магазине, поэтому именно он определяет облик всего заведения. Несмотря на обилие терминалов и других систем электронных расчётов, большая часть процессов денежного обмена до сих пор происходит именно благодаря работе кассира.
2. Ведущий:
Выпускники
профильных вузов и техникумов работали кассирами на разных
предприятиях сферы услуг.
Но, успех деятельности кассира, зависит, прежде всего, от того,
насколько специалист грамотен, компетентен в вопросах платежеспособности
денежных средств и организации торговли, способен самостоятельно
и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности. Такой
уровень подготовки может обеспечить Сыктывкарский торгово-экономический
колледж. Где студенты, получают образование, отвечающее современным
требованиям. При обучении используются компьютерные информационные технологии.
1. Ведущий:
КТО ТАКОЙ КАССИР?
У всех нас есть профессия,
Кассир-одна из них
И сквозь тоску депрессии
На кассе он сидит.
Работа вроде лёгкая,
Но странностей полна
Она сладка и горькая,
Но всем она важна.
Покупки в магазине,
Билет в бассейн,в кино.
Пробить нам чеки в жизни
Кассирам суждено.
И пусть работа лёгкая, но польза высока.
Кассиры-люди гордые
Работа всем ценна!
Игра-разминка:
2. Ведущий: Кассир - специальность, которая требует от работника разнообразных знаний во многих сферах. Это человек, который должен жить по правилу «Хочу все знать». Вам предлагается поучаствовать в игре «Верите ли вы, что...». Если правильно ответите, то получите приз. Участвуют в конкурсе все. Второй ведущий раздает призы за правильный ответ.
Верите вы, что...
1. Может ли кассовый работник держать на рабочем месте сумку с личными
деньгами?
2. Как называется лицевая сторона монеты?
3. Какими способами можно проверить подлинность банкноты?
Заключение
Выбор профессии – очень серьезный шаг. Сейчас, в условиях современных рыночных отношений, молодому человеку очень трудно устроиться в жизни, суметь, если нужно, защитить свою жизненную позицию.
Но если вы серьезно подойдете к изучению дисциплин, которые изучаются по выбранной специальности, приобретете, профессиональные умения и навыки в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта СПО по профессии 38.01.02. «Продавец, контролер - кассир», овладеете современными информационными технологиями – вы будете специалистом высокой квалификации, конкурентоспособным на рынке труда.
Преимущества специальности:
• Востребованность на рынке труда.
• Высокий уровень заработной платы.
• Возможность карьерного роста.
• Престижность специальности.
• Реализация творческого потенциала.
• Продолжение образования по специальности в вузах.
Возможности профессионального роста:
• Администратор;
• Торговый, рекламный агент.
Требования к индивидуальным особенностям студента, желающего учиться на кассира:
• Целеустремленность, решительность, творческий подход;
• Умение входить в контакт, налаживать взаимоотношения;
• Хорошо развитые аналитические способности, умение получать и обрабатывать нужную информацию, оценивать, сравнивать и усваивать ее;
• Уверенность в себе, в принимаемых решениях, энергичность, четкие личные цели.
Рефлексия:
Деятельность преподавателя: Отмечает степень вовлеченности студентов в работу на уроке. Постановка дальнейших целей.
Деятельность обучающихся: Участвуют в обсуждении. Выслушивают собеседников, вступают в диалог. Выражают собственнон мнение о работе и полученном результате. Рефлексируют свои действия. Понимают на слух ответы обучающихся. Обучающиеся делятся впечатлениями о своей работе на уроке, проговаривают вслух о пополнении своих знаний и умений.
Я могу
Я знаю
Я умею
Профессия кассира очень интересная и нужная. Я, уверена, что вы сделали правильный выбор! Желаю вам успехов в учебе и будущей профессиональной деятельности. Согласитесь: формула «Товар – деньги – товар» пережила века. Значит и профессия кассира долговечна!
Литература:
1. Inc. журнал для предпринимателей.
Приложение 1
Тест «Профпригодность»
1. Новогодняя ночь для тебя - лучшее время, чтобы:
а) выспаться;
б) посмотреть телевизор вместе с семьёй;
в) оказаться в кругу друзей.
2. Из трёх подарков ты предпочёл бы:
а) удочку, набор для вышивания;
б) коньки или лыжи;
в) турпутевку или билет на интересное представление.
3. Отправляться в путешествие лучше всего:
а) в одиночку;
б) с семьёй или друзьями;
в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.
4. Если бы ты оказался в одиночестве на острове или в лесу, то:
а) почувствовал бы полную свободу;
б) занялся бы поиском выхода или каким-нибудь делом;
в) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх.
5. В своё свободное время ты любишь:
а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;
б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьём или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;
в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино...
Подсчитайте количество набранных баллов, учитывая, что ответы на вопрос с буквой
«а» - 1 балл,
«б» - 2 балла,
«в» - 3 балла.
Если вы набрали от 5 до 8 баллов - советуем подумать о профессии, где вам не придётся общаться с большим числом людей. Вам подойдёт работа, связанная с растениями, животными, потому, что вы цените тишину, не любите шумных, незнакомых компаний. Вы чуть-чуть стеснительны и замкнуты, встречи с незнакомыми людьми вам доставляют беспокойство.
Если вы набрали от 8 до 12 очков, то считайте - вам крупно повезло. Вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любой компании. Вы не боитесь новых знакомств и спокойно обходитесь без общения длительное время. Выбор профессии здесь практически разнообразен.
Если у вас от 12 до 15 очков, задумайтесь над выбором: стоит ли вам, человеку общительному, легко вступающему в контакт, вам можно выбирать профессию, связанную с общением с людьми.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.