Мастер – класс «Применение контрольно – кассовой техники в профессиональной деятельности будущего работника в сфере услуг»
Оценка 4.8

Мастер – класс «Применение контрольно – кассовой техники в профессиональной деятельности будущего работника в сфере услуг»

Оценка 4.8
Мероприятия
docx
технология
10 кл—11 кл
19.12.2022
Мастер – класс «Применение контрольно – кассовой техники в профессиональной деятельности будущего работника в сфере услуг»
Мастер – класс «Применение контрольно – кассовой техники в профессиональной деятельности будущего работника в сфере услуг» организован для обучающихся по специальности 38.02.01. «Продавец, контролер - кассир» с целью пополнения и углубления знаний о выбранной профессии, с целью привития любви к профессиям: продавца, контролера- кассира, менеджера по продажам, понимания сущности и значимости своей будущей профессии, проявления устойчивого интереса к ней.
Метод. разр. Мастер класс.docx

Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Сыктывкарский торгово-экономический колледж»

АПОУ «СТЭК»)

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

 

 Мастер – класс «Применение контрольно – кассовой техники в профессиональной деятельности будущего работника в сфере услуг»

для специальности 38.02.01 «Продавец, контролер - кассир» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сыктывкар

Разработчик:

№ п/п

ФИО

Квалификационная категория

Должность

1.

Одинцова В.К.

высшая

преподаватель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрены на заседании  предметно-цикловой комиссии товароведения и коммерции

Протокол № _____

«____» _____________  2022г.

Председатель ПЦК ___________ Хомутинникова И.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

            Мастер – класс «Применение контрольно – кассовой техники в профессиональной деятельности будущего работника в сфере услуг»  организован для обучающихся по специальности  38.02.01. «Продавец, контролер - кассир» с целью пополнения и углубления знаний о выбранной профессии, с целью привития любви к профессиям: продавца, контролера- кассира, менеджера по продажам, понимания сущности и значимости своей будущей профессии, проявления устойчивого интереса к ней.

            Основная задача  мастер - класса – заложить в сознании интерес к профессиональной деятельности, навыки самостоятельной оценки происходящих процессов, навыки творчества, что позволит в дальнейшем успешно применять полученные теоретические знания в профессиональной деятельности.

            Вид мероприятия: мастер - класс

            Форма проведения: урок с практической направленностью

            Тема: «Отработка навыков при работе на ККТ»

            Цель мастер - класса: повысить интерес к профессии продавца, кассира

            Задачи: проведение мастер - класса, ознакомление с типами ККТ.

            Межпредметные связи: МДК 03.01. «Эксплуатация ККТ»
            Формирование цели базируется на общих и профессиональных компетенциях.

            Общие компетенции:

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК5.Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК6.Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК7.Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

            На основе мастер - класса у студентов формируется ряд психологических новообразований. Это прежде всего воображение и символическая функция сознания, которые позволяют, молодому человеку производить в своих действиях перенос свойств одних вещей на другие. На этой основе у человека формируется ориентация на общий смысл и характер человеческих отношений, что позволяет ему эффективно включаться в коллективную и индивидуальную деятельность.

            При формировании ОК1 у обучающихся возникает наличие твердой убежденности в правильности сделанного выбора — избрал ту профессию, которая нужна, основа возникновения устойчивого интереса к профессии.

            При формировании ОК2 и ОК8 используются игровые методы обучения, которые способствуют пробуждению у обучающихся интереса к дисциплине, будущей профессии; эффективному усвоению учебного материала; самостоятельному поиску путей и вариантов решения поставленной учебной задачи; формированию умения организовывать собственную деятельность; формированию собственного мнения.

            Для формирования компетенций ОК4, ОК5 используются различные источники информационных и коммуникационных ресурсов о профессии «Продавец, контролер - кассир».

            ОК6, ОК7 способствует установлению взаимодействия между студентами, умению работать в команде, проявлять терпимость к товарищам и к их точке зрения, уважать право каждого на свободу слова; формированию жизненных и профессиональных навыков.

            Профессиональные компетенции:

ПК 3.1 Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями;

ПК 3.2 Проверять платежеспособность государственных денежных знаков

 

            Оборудование: ККТ

            Оформление: крупноформатный плакат с надписью «Применение контрольно – кассовой техники в профессиональной деятельности будущего работника в сфере услуг», оформленные студентами гр. ПР 31, рассказывающие о профессии «Продавец, контролер – кассир», новостях торговли.
           

План мастер - класса:

1.                  Вступительное слово преподавателя о проведенном мастер – классе в рамках проведения «Дня СПО» об утвержденном праздника  2 октября 2022 года.

2.                  История возникновения кассы, значение термина «Касса».

3.                  Требования, предъявляемые к специалисту – «Продавцу, контролеру -кассира».

4.                  Актуальность подготовки специалистов.

5.                  Заключение.

 

 

ХОД МАСТЕР - КЛАССА

 

            Вступительное слово преподавателя:

            Необходимость подготовки специалистов в области сферы услуг в настоящее время обусловлена тем, что в условиях рыночных отношений, возрастает потребность в высокопрофессиональных и грамотных специалистах, хорошо знающих потребительские свойства товаров, умеющих управлять качеством и ассортиментом            товаров.
           
Профессия «Продавец, контролер – кассир» является одной из востребованных на рынке профессий, так как приоритетом в подготовке кассиров. В последнее время существенно возросли требования к уровню подготовки кассовых работников.           Кассиры обладают знаниями такими как, знание математики, иметь навыки пользования ПК и освоить некоторые компьютерные программы. Помимо умения работать на кассовом аппарате, специалист должен уметь обращаться со сканером штрих-кода, ультрафиолетовым детектором, калькулятором и другой техникой.                  Кассир – это специалист, осуществляющий прием, учет, выдачу и хранение денежных средств и ценных бумаг, обеспечивающий их сохранность.

            К основным обязанностям кассира относятся:

·         осуществление операций по внесению в контрольно-кассовый аппарат денежных сумм;

·         снятие кассы, сдача полученных от покупателей денег старшему кассиру;

·         обеспечение бесперебойной работы кассы;

·         вежливое обслуживание покупателей, создание для них комфортных условий, контроль соблюдения правил торговли;

·         обеспечение сохранности денег, находящихся в кассе, контрольно-кассовой машины и прочих материальных ценностей.

            Также к обязанностям кассира может относиться проверка количества, веса, метража, качества товаров, участие в получении и подготовке товаров к продаже, изучение спроса покупателей, участие в оформлении витрин.

            Основная деятельность кассира связана с осуществлением операций с денежными средствами, ценными бумагами, банковскими картами.                                К профессионально важным качествам кассира относятся:

·         внимательность;

·         хорошие математические способности;

·         способность к анализу, синтезу, обобщению получаемой информации;

·         высокая стрессоустойчивость;

·         хорошая кратковременная и долговременная память;

·         способность концентрировать, удерживать и переключать внимание;

·         способность длительное время заниматься однообразной работой (склонность к работе с документами и цифрами);

·         навыки работы на компьютере.

            Кассир должен обладать следующими личностными качествами:

·         усидчивость,

·         терпение,

·         настойчивость,

·         ответственность,

·         педантизм в работе,

·         честность,

·         аккуратность,

·           эмоционально-психическая устойчивость (способность к самоконтролю).    Умеют профессионально и быстро обслужить на ККТ покупателя, исполнительский (по характеру труда профессия кассира предполагает реализацию однотипных процедур, выполнение стандартных задач, решение которых проходит по заданному, шаблонизированному образцу, с четким соблюдением установленных правил, нормативов, инструкций). провести оценку платежеспособности банкнот,

            Кассиры владеют современными информационными технологиями.
Уважаемые студенты 1 курса! Вот и прошло беззаботное детство, Вы выбрали сложную, но нужную дорогу, решив получить
профессию «Продавец, контролер – кассир», стать профессионалом в своем деле. Да, именно на профессионалах держится мир. Так хочется, чтобы профессионалов стало больше.
            Наш
мастер - класс мы посвящаем специалистам-кассирам. Сегодня мы расскажем Вам о профессии «Продавец, контролер - кассир, его практической деятельности, о требованиях, предъявляемых к этим специалистам.

            1. Ведущий:

            Успешная работа предприятия торговли во многом зависит от уровня компетентности руководства и персонала, в первую очередь их профессиональных практических умений по специальности. Требования к персоналу устанавливаются на государственных и внутренних уровнях. Так, среди перечня должностей и профессий обслуживающего персонала, регламентируемых ГОСТ Р 51.305-99 «Розничная торговля». Требования к обслуживающему персоналу» есть должность кассир.

            2. Ведущий:

            Это одна из старейших профессий, которой успешно обучали как в дореволюционной России, в СССР, так и современной Российской Федерации. Работать кассиром всегда было престижно.
            Современные условия рынка предъявили новые требования к такому специалисту. Ещё издревле бытовала традиция в небольшой группе людей назначать ответственного за хранение денежных средств. В Древней Руси существовала должность казначея — человека, хранившего казну частных лиц, бояр и князей. Маркетинг, ценовая политика, высокие технологии контроля качества, научные исследования, анализ и прогнозирование потребительского рынка – это не перечень вузовских дисциплин, а области знаний, которые ежедневно использует товаровед в своей обычной работе. Более того, занятие товароведением не обходится без знания современной моды, основ эстетики, социальной психологии.

            Наиболее общее определение специализации кассир следует из названия профессии. Сам термин «КАССИР»  — это работник, который осуществляет прием, хранение и учет денежной наличности. В зависимости от специфики работы, выделяются кассиры торговых предприятий, банковские кассиры, валютные кассиры, работники билетных касс, кассиры-бухгалтеры. Кассиры торговых предприятий подсчитывают, на какую сумму покупателем приобретен товар (в настоящее время часто путём сканирования штрихкодов), и производят расчеты наличными деньгами или по пластиковой карте с использованием контрольно-кассовой техники.

            1. Ведущий:

            В соответствии с ГОСТ Р 51305-99. «Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу» КАССИР должен:

знать:

·         нормативные документы, касающиеся работы предприятия торговли и ведения кассовых операций;

·         формы кассовых банковских документов;

·         правила приема, выдачи, учета и хранения денежных средств и ценных бумаг;

·         порядок оформления приходных и расходных документов;

·         лимиты остатков кассовой наличности, установленной для предприятия, правила обеспечения их сохранности;

·         правила ведения кассовой книги, составления кассовой отчетности;

·         правила и методы организации обслуживания покупателей;

·         правила эксплуатации контрольно-кассовых машин и вычислительной техники.

уметь:

·         работать на кассовом аппарате, пользоваться калькулятором, обращаться со сканером штрих-кода, аппаратом для распознавания фальшивых купюр (детектором валют) и прочей техникой на рабочем месте;

·         вести кассовый учет на основе приходных и расходных документов;

·         работать в программе «1С»;

·         составлять отчетную документацию;

·         обеспечивать получение денежных средств в учреждениях банка;

·         обеспечивать сохранность денежных средств и ценных бумаг.

 2. Ведущий:

            Профессия продавец-кассир востребована на рынке труда. Это связано с тем, что ее представители требуются в большинстве организаций, которые работают в сфере торговли и услуг и принимают оплату от клиентов. Исключением могут стать те, кто вопреки законодательству принимают денежные средства, не выдавая чек и не уплачивая налоги.      Кроме того, в условиях сильной конкурентной среды перед работниками магазинов, оптовых баз стоит непростая задача формирования рационального ассортимента, в структуре которого преобладают конкурентоспособные товары.

            Любая компания, которая принимает оплату от клиентов, нуждается в кассире. Именно с этим специалистом приходится ежедневно сталкиваться посетителям торговых центров и точек общественного питания, а также клиентам банков и других организаций. Неудивительно, что профессия кассира довольно востребована среди потенциальных работодателей. Соискателей она привлекает невысокими требованиями, которые предъявляют руководители к должности. Давайте рассмотрим эти и другие особенности профессии кассира несколько подробнее. Не исключено, что она вас заинтересует по каким-либо причинам.

            1. Ведущий:

            Подготовка специалистов – кассиров впервые началась в древности, вместо кассиров учетом всего имущества занимались казначеи. Опись захваченной войсками добычи также велась писарями и сборщиками податей. Все изменилось с появлением в 19 веке первого кассового аппаратами, изобретенного двумя американцами братьями Ритт. Без профессии кассира трудно представить себе современные сферы услуг и торговли. Кассир часто становится первым или последним лицом, с которым общается человек в театре, банке, магазине, поэтому именно он определяет облик всего заведения. Несмотря на обилие терминалов и других систем электронных расчётов, большая часть процессов денежного обмена до сих пор происходит именно благодаря работе кассира.

            2. Ведущий:

            Выпускники профильных вузов и техникумов работали кассирами на разных предприятиях сферы услуг.
            Но, успех деятельности кассира, зависит, прежде всего, от того, насколько специалист грамотен, компетентен в вопросах
платежеспособности денежных средств и организации торговли, способен самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности. Такой уровень подготовки может обеспечить Сыктывкарский торгово-экономический колледж. Где студенты, получают образование, отвечающее современным требованиям. При обучении используются компьютерные информационные технологии.

            1. Ведущий:

КТО ТАКОЙ КАССИР?

У всех нас есть профессия,

Кассир-одна из них

И сквозь тоску депрессии

На кассе он сидит.

Работа вроде лёгкая,

Но странностей полна

Она сладка и горькая,

Но всем она важна.

Покупки в магазине,

Билет в бассейн,в кино.

Пробить нам чеки в жизни

Кассирам суждено.

И пусть работа лёгкая, но польза высока.

Кассиры-люди гордые

Работа всем ценна!

Игра-разминка:

            2. Ведущий: Кассир - специальность, которая требует от работника разнообразных знаний во многих сферах. Это человек, который должен жить по правилу «Хочу все знать». Вам предлагается поучаствовать в игре «Верите ли вы, что...». Если правильно ответите, то получите приз. Участвуют в конкурсе все. Второй ведущий раздает призы за правильный ответ.

            Верите вы, что...
1. Может ли кассовый работник держать на рабочем месте сумку с личными деньгами?
2. Как называется лицевая сторона монеты?

3. Какими способами можно проверить подлинность банкноты?

            Заключение

            Выбор профессии – очень серьезный шаг. Сейчас, в условиях современных рыночных отношений, молодому человеку очень трудно устроиться в жизни, суметь, если нужно, защитить свою жизненную позицию.

            Но если вы серьезно подойдете к изучению дисциплин, которые изучаются по выбранной специальности, приобретете, профессиональные умения и навыки в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта СПО по профессии 38.01.02. «Продавец, контролер - кассир», овладеете современными информационными технологиями – вы будете специалистом высокой квалификации, конкурентоспособным на рынке труда.

            Преимущества специальности:

       Востребованность на рынке труда.

       Высокий уровень заработной платы.

       Возможность карьерного роста.

       Престижность специальности.

       Реализация творческого потенциала.

       Продолжение образования по специальности в вузах.

            Возможности профессионального роста:

       Администратор;

       Торговый, рекламный агент.

            Требования к индивидуальным особенностям студента, желающего учиться на кассира:

       Целеустремленность, решительность, творческий подход;

       Умение входить в контакт, налаживать взаимоотношения;

       Хорошо развитые аналитические способности, умение получать и обрабатывать нужную информацию, оценивать, сравнивать и усваивать ее;

       Уверенность в себе, в принимаемых решениях, энергичность, четкие личные цели.

            Рефлексия:

            Деятельность преподавателя: Отмечает степень вовлеченности студентов в работу на уроке. Постановка дальнейших  целей.

            Деятельность обучающихся: Участвуют в обсуждении. Выслушивают собеседников, вступают в диалог. Выражают собственнон мнение о работе и полученном результате. Рефлексируют свои действия. Понимают на слух ответы обучающихся. Обучающиеся делятся впечатлениями о своей работе на уроке, проговаривают вслух о пополнении своих знаний и умений.

                          Я могу

                      Я знаю

                      Я умею

            Профессия кассира очень интересная и нужная. Я, уверена, что вы сделали правильный выбор! Желаю вам успехов в учебе и будущей профессиональной деятельности. Согласитесь: формула «Товар – деньги – товар» пережила века. Значит и профессия кассира долговечна!

 

            Литература:

1.                  Inc. журнал для предпринимателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Тест «Профпригодность»

1. Новогодняя ночь для тебя - лучшее время, чтобы:

а) выспаться;

б) посмотреть телевизор вместе с семьёй;

в) оказаться в кругу друзей.

2. Из трёх подарков ты предпочёл бы:

а) удочку, набор для вышивания;

б) коньки или лыжи;

в) турпутевку или билет на интересное представление.

3. Отправляться в путешествие лучше всего:

а) в одиночку;

б) с семьёй или друзьями;

в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.

4. Если бы ты оказался в одиночестве на острове или в лесу, то:

а) почувствовал бы полную свободу;

б) занялся бы поиском выхода или каким-нибудь делом;

в) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх.

5. В своё свободное время ты любишь:

а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;

б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьём или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;

в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино...

            Подсчитайте количество набранных баллов, учитывая, что ответы на вопрос с буквой

«а» - 1 балл,

«б» - 2 балла,

«в» - 3 балла.

            Если вы набрали от 5 до 8 баллов - советуем подумать о профессии, где вам не придётся общаться с большим числом людей. Вам подойдёт работа, связанная с растениями, животными, потому, что вы цените тишину, не любите шумных, незнакомых компаний. Вы чуть-чуть стеснительны и замкнуты, встречи с незнакомыми людьми вам доставляют беспокойство.

            Если вы набрали от 8 до 12 очков, то считайте - вам крупно повезло. Вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любой компании. Вы не боитесь новых знакомств и спокойно обходитесь без общения длительное время. Выбор профессии здесь практически разнообразен.

         Если у вас от 12 до 15 очков, задумайтесь над выбором: стоит ли вам, человеку общительному, легко вступающему в контакт, вам можно выбирать профессию, связанную с общением с людьми.


 

Министерство образования, науки и молодежной политики

Министерство образования, науки и молодежной политики

Разработчик: № п/п

Разработчик: № п/п

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Профессиональные компетенции :

Профессиональные компетенции :

Кассир должен обладать следующими личностными качествами: · усидчивость, · терпение, · настойчивость, · ответственность, · педантизм в работе, · честность, · аккуратность, · эмоционально-психическая устойчивость…

Кассир должен обладать следующими личностными качествами: · усидчивость, · терпение, · настойчивость, · ответственность, · педантизм в работе, · честность, · аккуратность, · эмоционально-психическая устойчивость…

Наиболее общее определение специализации кассир следует из названия профессии

Наиболее общее определение специализации кассир следует из названия профессии

Все изменилось с появлением в 19 веке первого кассового аппаратами, изобретенного двумя американцами братьями

Все изменилось с появлением в 19 веке первого кассового аппаратами, изобретенного двумя американцами братьями

Продавец, контролер - кассир », овладеете современными информационными технологиями – вы будете специалистом высокой квалификации, конкурентоспособным на рынке труда

Продавец, контролер - кассир », овладеете современными информационными технологиями – вы будете специалистом высокой квалификации, конкурентоспособным на рынке труда

Приложение 1 Тест «Профпригодность» 1

Приложение 1 Тест «Профпригодность» 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.