Цель проведения мастер–класса:
Дать начальные сведения о свойствах карт, атласах, планах и научить пользоваться ими в повседневной практике.
Формирование практических умений и навыков при работе с картой, предусмотренных учебными программами по географии.
Организация самостоятельной работы учащихся с географическим атласом и планом местности.
Актуальность темы.Современный учитель всегда думает как лучше и эффективнее донести ученикам содержание предмета, провести контроль знаний. Особенностью предмета географии является сочетание текста с картой, схемами, рисунками, профилями. Без карт нельзя изучать географию.
Используя карту как источник знаний, необходимо решить наиболее важную методическую задачу – научить учащихся ее читать.
Знание карты и умение ее читать – понятия неравнозначные.
Умение читать карту складывается из сложной системы взаимосвязанных действий.
Однако формирование умений и навыков чтения карты предполагает не только ознакомление со способом действий, но и использование таких специфических приемов чтения карты, как приемы сравнения, наложения, описания географических объектов.
Карта привлекает внимание учащихся, помогает сосредоточиться и включает в работу зрительную память.
Карта и текст учебника взаимодополняют друг друга, способствуя приобретению прочных знаний.
Привлекая внимание школьников к картам, учитель должен разбудить у каждого школьника интерес к ним, желание полностью разобраться в их содержании и значительную часть его запомнить, связав изучение карты с усвоением соответствующего раздела учебника.
Одной из целей географического образования есть формирование картографической грамотности современного школьника, которое можно разделить на этапы.
Первый (5-6 классы)
- научить отличать общегеографические карты от тематических;
- формировать умения и навыки использования математического аппарата карты (определять расстояния, направления, географические координаты );
- научить пользоваться легендой карты (условными знаками, шкалой высот и глубин );
- закрепить знания номенклатуры географических объектов, определенных программой, умение быстро находить их по разным по масштабам картах
Знакомство картой
Прочитай название карты.
Ознакомься с легендой карты.
Найди, обозначенные в легенде объекты и явления на карте.
По картографической сетке уясни, в каких показателях дана оцифровка градусной сети.
Ознакомься с масштабом карты. Определи степень уменьшения.
Выясни, есть ли дополнительные материалы, включенные в содержание карты (графики, диаграммы).
Читай текст учебника, карты атласа, находи выделенные в тексте учебников названия географических объектов на карте, сопоставляй с изображением этих объектов на схемах, рисунках, данными справочного материала.
Особенности плана местности
1) чертёж;
2) все крупные предметы изображены сверху;
3) по плану можно получить больше информации:
о названии населённых пунктов, улиц, рек и т.д.
о направлении на север, юг, запад, восток
о течении рек
о высоте земной поверхности
4) план местности составляется с помощью условных знаков.
Здравствуй мама!
Мы ходили в поход. Рано утром мы вышли из школы, пошли по тропинке до колодца, повернули на запад по фруктовому саду и подошли к деревянному мосту на реке. Справа от нас был родник ,а слева овраг. Дальше мы шли по грунтовой дороге до башни. Затем, мимо смешанного леса вдоль линии электропередач по лугу мы вернулись в школу.
Задание: постройте профиль по плану между двумя точками например: от колодца до родника. Вертикальный масштаб: в 1см 10м, горизонтальный масштаб: в 1 см 100м.
Обратите внимание на масштаб плана (в 1 см 100 м) и горизонтальный масштаб будущего профиля (в 1 см 100 м).
Рассмотрим пример, если масштабы совпадают.
3. Напротив каждой отметки напишите высоту горизонтали, для этого надо обратить внимание через сколько метров по вертикали проведены горизонтали на плане (обычно это подписывают под масштабом плана) и помнить, что верх цифры подписанных горизонталей указывают куда местность повышается, а низ цифры, куда понижается.
Так как у нас масштаб в 2 раза крупнее, то мы расстояние между двумя соседними горизонталями будем откладывать по горизонтали в 2 раза больше.
расстояние от точки А
до ближайшей
горизонтали (145 м)
на листке бумаги
расстояние от точки А
до ближайшей
горизонтали (145)
на профиле отложенное дважды
Дополнительные советы:
2. Отметили точку зачеркните, чтобы не вспоминать каждый раз какую вы точку должны наносить.
3. Для удобства можно разделить отрезки в 1 см по вертикали пополам, а потом еще раз каждый отрезок пополам=2,5 мм. Так как горизонтали проведены через 2,5 м, то очень удобно получается.
1. При нанесении точек удобнее если вы будете использовать линейку
ВЫВОД:
Итак, поставленную цель достигли- научились строить
профиль рельефа по физической и топографической
картам.
Построение профиля местности помогает лучше
представить многообразие форм рельефа и,
следовательно, влияние рельефа местности на ее
климатические особенности, на распределение
растительного и животного мира.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.