Мастер-класс актуален с позиции ФГОС ДО, так как направлен на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Оценка 4.6

Мастер-класс актуален с позиции ФГОС ДО, так как направлен на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Оценка 4.6
docx
11.12.2022
Мастер-класс актуален с позиции ФГОС ДО, так как направлен на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Технология кубика Блума.docx

Мастер – класс «Кубик Блума как приём педагогической инновационной технологии»

«Однажды беседовали два учителя. Один из них удивился:

- Почему твои ученики сами приходят к тебе за советом, а мои меня избегают и невнимательно слушают?

Второй поделился секретом:

- Не давай им готовые решения, а научись правильно формулировать вопросы, которые помогут найти ответ.

 И тогда те, кто ищет этот ответ, сами к тебе придут».

 

Добрый день, уважаемые коллеги, рада вас приветствовать на нашем мастер-классе.

Основным приоритетом образования сегодня становится его личностно-ориентированная направленность. И задача воспитателя заключается не в передаче готовых знаний и умений, а в создании условий для развития личности ребенка.

        Возникает вопрос: Как и с помощью чего это сделать? В этом современному педагогу помогают разнообразные методики и технологии. И здесь уместно будет упомянуть о ключевых компетенциях XXI века 4К, которые вытекают из, так называемых, Давосских компетенций 2020, провозглашенных в 2016 году на Всемирном форуме в Давосе. Изначально их 10, но со временем они трансформировались в более краткие понятия. Так появилась «Модель 4К», которая предполагает развитие таких качеств современного человека, как:

  • Критическое мышление
  • Креативность
  • Коммуникативные навыки
  • Командность

Эта модель активно внедряется в сферу образования в нашей стране. И мы, стараясь идти в ногу со временем, ищем и применяем в своей работе с детьми различные технологии развития критического мышления (ТРКМ).

        Работая в режиме данной технологии, воспитатель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы ТРКМ, превращает занятия с детьми в совместный и интересный поиск.

        А как вы думаете, что же такое «критическое мышление»? (Выслушать ответы. Подвести итог: это открытое оценочное мышление, не принимающее догм и правил, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт, это взвешенный подход к любым утверждениям.) Именно таким мышлением должен обладать современный человек.

        Сегодня вашему вниманию хотела бы представить один из приемов ТРКМ, разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом, который называется Кубик Блума.

        Кубик представляет собой объемную фигуру, на сторонах которой написаны слова (либо нарисованы схемы-картинки, что для детей дошкольного возраста наиболее приемлемо). Они являются отправной точкой для ответа. Таким образом, ребенок сам ищет пути решения проблемы во время ответа, исходя из собственного опыта и познания.

Изготовление кубика совместно с воспитателями.

Правила игры с Кубиком довольно просты:

  1. Формулируется тема НОД или любой другой совместной деятельности с детьми.
  2. Воспитатель или ребенок бросает Кубик.
  3. Выпавшая грань укажет, какого типа вопрос следует задать.
  4. И так до тех пор, пока все грани Кубика не будут задействованы.

Например:

  • Грань «Назови» предполагает простую репродукцию полученных знаний. Как ее можно использовать на занятии? Т.к. осень – сейчас наиболее актуальная тема, мы и возьмем ее для примера. Назови признаки осени.
  • Задание на грани «Почему» позволяет подробно описать процессы, явления или предмет, сформировать причинно-следственные связи. Почему люди осенью надевают куртки, шапки и сапоги?
  • Вопросы, формулируемые при выпадении стороны «Придумай», подразумевают творческое задание, которое содержит в себе элементы предположения, вымысла. Придумай, что случится, если осень не придет.

И так далее.

Этот прием уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.

На основе приема Кубик Блума педагог может выстроить целое занятие, а можно использовать его, как один из этапов. Работая с Кубиком, возможно организовать как групповую, так и подгрупповую и индивидуальную деятельность детей.

Работа с фокус-группой

И сейчас я предлагаю вам попробовать смоделировать непрерывную образовательную деятельность на основе приема «Кубик Блума».

Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д.Например, "Назовите

- назовите как называется сказка, в которой герой убежал от всех встречавшихся на его пути.

- главных героев сказки «Колобок».

Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме.

Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.  

Например: Почему колобок так поступил? Для чего это уму надо?

Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока:

- Объясни, как удавалось Колобку от всех убежать.

- Объясни, почему колобок от всех героев убежал, а от лисы нет?

Предложи. Ребенок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ребенок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.

Например: Предложи, как бы ты поступил на месте Колобка? Предложи, как можно спастись Колобку.

Придумай - это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

Например: Придумай, свою версию концовки сказки.

Поделись - вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности дошкольников, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.

Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах детей, его эмоциях, которые вызваны названной темой. Например, «Как плохо, что (когда)……………………», «Мне очень понравилось сказка, потому что ………»

Варианты использования "Кубика Блума" на занятиях

"Кубик Блума" универсален. Возможны два варианта:

-Вопросы формулирует сам педагог. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать детям примеры, способы работы с кубиком.

-Вопросы формулируют сами воспитанники. Этот вариант требует определенной подготовки от детей, определенного навыка.

Затем на занятии они обмениваются составленными вопросами и анализируют ответы других детей.

Совет. Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.

«Кубик Блума» можно использовать на всех этапах занятия любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у ребят уже есть представление о сути темы.

Применение «Кубика Блума» на НОД на тему «Квадрат»:

Объясни,  что такое квадрат? (это геометрическая фигура состоящий из сторон и углов)

Почему квадрат не катиться?

Назови элементы квадрата (4 стороны, 4 угла)

Предложи, как из квадрата получить ромб? (перевернуть)

Придумай что может быть квадратным.

Поделись своими наблюдениями, где в жизни ты встречал квадратные предметы.

Применение «Кубика Блума» на НОД по грамоте

-Назови какие бывают звуки?

-Сравни гласные и согласные звуки

-Объясни: для чего нам нужны красные, синие и зеленные фишки

-Предложи сыграть в игру «Лилипуты и великан»

Почему дни согласные твердые, другие мягкие

-Придумай слова которые бы начинались с согласного звука.

Мастер-класс актуален с позиции ФГОС ДО, так как направлен на достижение личностных, метапредметныхи предметных результатов.

Использование приема "Кубик Блума" только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования. А педагогу этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения дошкольников. 




 

Мастер – класс «Кубик Блума как приём педагогической инновационной технологии» «Однажды беседовали два учителя

Мастер – класс «Кубик Блума как приём педагогической инновационной технологии» «Однажды беседовали два учителя

Например: Грань «Назови» предполагает простую репродукцию полученных знаний

Например: Грань «Назови» предполагает простую репродукцию полученных знаний

Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску

Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.12.2022