Мастер-класс для молодых учителей начальной школы "Формирование языковых и коммуникативных компетенций на уроках русского языка"

  • pptx
  • 01.03.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Коммуникативные умения на уроках рус.яз..pptx

МАСТЕР-КЛАСС «Формирование языковых и коммуникативных компетенций у учащихся начальной школы на уроках русского языка»

МОАУ «СОШ №79» г.Оренбурга

https://docs.google.com/forms/d/13kOFi2eXpjd3026LuuoO8kn-PM_mUt0LbZRcVqk3pfY/edit?usp=sharing

Я предлагаю Вам попробовать на вкус изюм,
мы с Вами с большим удовольствием найдем свои изюминки в работе по Формированию языковых и коммуникативных компетенций у учащихся начальной школы на уроках русского языка.

«Самая большая на Земле роскошь - это роскошь человеческого общения.» А.Сент-Экзюпери.

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, социально-компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.

Коммуникативная компетенция - компетенция (от лат. competentia - согласованность частей, соразмерность, сочетание), описывающая качество и эффективные способы общения одного человека с другими людьми.

Формирование коммуникативной компетентности учащихся состоит
в способности и готовности осуществлять межличностное общение, вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию, т.е. решать коммуникативные задачи при непосредственной поддержке учителя.

это знание о том, что такое общение, каковы его виды, фазы, закономерности развития

Составляющие коммуникативной компетенции

умения общаться: взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности

Коммуникативное знание

 
природная одарённость человека к общению, с одной стороны, и коммуникативная производительность  - с другой.

Коммуникативная способность

Коммуникативные умения

Коммуникативная компетентность

Влияет на учебную успешность.

Не только условие эффективности и благополучия ученика,
но и ресурс его будущей взрослой жизни.

Влияет на процесс адаптации ребёнка к школе, в частности на его эмоциональное благополучие в классном коллективе

Современное обучение должно проводиться таким образом, чтобы у обучающихся пробуждался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась инициатива и самостоятельность в работе. Сегодня каждый преподаватель работает над тем, чтобы сделать свой урок интересным, запоминающимся, ярким. Он задумывается над тем, как увлечь ребят своим предметом и создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика. Каждый преподаватель добивается, чтобы на его уроке обучающиеся работали с желанием и творчески. И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляет и новые требования к обучению.

Интерес
Потребность
Инициатива
самостоятельность

РУССКИЙ ЯЗЫК

Изучение русского и родного языка создаёт условия для формирования «языкового чутья» как результата ориентировки ребёнка в грамматической и синтаксической структуре и обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи.

Языковая (лингвистическая) компетенция– способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические конструкции в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счете, - владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности.

Речевая компетенция - умение ребёнка практически пользоваться родным языком в конкретных ситуациях общения, используя речевые, неречевые (мимика, жесты, движения) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности.

Речевая компетенция

Лексическая

Монологическая

Диалогическая

Фонетическая

Грамматическая

Речевая компетенция предусматривает следующие составляющие:

Формы речевой деятельности

Выступать с готовой заранее речью
Учебная беседа учителя и ученика
Рассказывать
Учебная беседа в парах
Спрашивать и задавать вопросы
Учебная беседа в группах
Пересказывать
Дискуссия
Сообщать
Ответы на вопросы
Отвечать на вопросы
Ролевая игра
Критиковать
Блиц-турнир
Доказывать и опровергать
Защита проекта

Задание: разделите формы речевой деятельности на две группы: а) монологические;
б) диалогические.


Монологические формы речевой деятельности


Диалогические формы речевой деятельности

Выступать с готовой заранее речью

Учебная беседа учителя и ученика

Рассказывать

Учебная беседа в парах

Спрашивать и задавать вопросы

Учебная беседа в группах

Пересказывать

Дискуссия

Сообщать

Ответы на вопросы

Отвечать на вопросы

Ролевая игра

Критиковать

Блиц-турнир

Доказывать и опровергать

Защита проекта

Основные формы учебной коммуникации.

Этапы развития концепции школьной коммуникации

Готовность учащихся участвовать в урочном общении.

Отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ.

Задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой.

Комментировать вопросы или ответы.

Делать сообщения.

Рассказывать логично и последовательно.


1 этап –
умения, отрабатываемые под руководством учителя

2 этап –
умения, отрабатываемые под руководством учителя

Отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку.

Умение высказать свою мысль образно, ярко и кратко.

Умение использовать приёмы, подтверждающие высказывание.

Умение использовать риторические вопросы.

Умение вступать в контакт
с партнёром и собеседником.

Умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания.



3 этап –
умения, отрабатываемые под руководством учителя

Умение вести беседу в паре,
в группе.

Умение поддерживать беседу.

Умение вести конструктивный диалог.

Умение построить дискуссию.

Умение вступать в контакт с партнёром и собеседником.

Уроки, способствующие формированию коммуникативных компетенций учащихся начальных классов

Урок-игра

Урок-мастерская

Урок-диалог

Урок-
коммуникация

Урок-мастерская

Принципы обучения в педагогической мастерской:
Равенство всех участников, включая мастера;
Все способны к творчеству;
Создание личностной мотивации;
Отсутствие оценки, соперничества;
Чередование индивидуальной и коллективной работы;
Важность не только результата творческого поиска, но и самого процесса, в котором реализуются законы проблемного обучения;
Язык – важнейший материал для работы во всех мастерских, независимо от предмета; Выбор материала, вида деятельности, способа предъявления результата;
Нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности.

Этапы работы мастерской:

«Индукция» («наведение») — создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор — слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т. д. — всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.
«Самоинструкция» — индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
«Социоконструкция» — построение этих элементов группой.
«Социализация» — всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, «подано» всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.
«Афиширование» — вывешивание «произведений» — работ учеников и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними — все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух (автор, Мастер, другой ученик).
«Разрыв» — внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.
«Рефлексия» — отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской, это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.

Урок-диалог

Образование вне диалога превращается в искусственную, мертвую систему. М.М. Бахтин
Вести диалог – значит искать истину вместе.
Учебный диалог – это не только форма, но и способ отношений. Он позволяет быть услышанным; главное в нем не воспроизведение информации, а размышление, обсуждение проблемы.
В диалоге осуществляются важнейшие проявления человеческих отношений: взаимоуважение, взаимодополнение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество.
В ходе диалога учащиеся овладевают способностью и умением вести его на разных уровнях:

I уровень

диалог с собственным Я, как общение с самим собой, собственным разумом

личностный уровень

II
уровень

диалог понимается как процесс взаимодействия качественно различных ценностно-интеллектуальных позиций (Я и другой)

межличностный уровень

III уровень

множественный одновременный диалог, который возникает при обсуждении проблем в малых группах по 5–7 человек.
Диалог начинается в том случае, когда ученик делает высказывания типа «я хочу сказать», «мое мнение», «мне хочется дополнить»,«моя точка зрения».

мультидиалог

Подводящий к теме диалог

представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками.
Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся.
Пример: Урок русского языка по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода»

АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка проблемы

Подводящий к теме диалог.

-Посмотрите на два столбика слов на доске

На доске:
мяч дочь
шалаш печь
камыш мышь

-Что заметили общего?

-В каждом столбике имена существительные, которые заканчиваются на шипящий согласный.

-В чем различие?

В первом столбике имена существительные пишутся без мягкого знака, а во втором столбике – с мягким знаком на конце слова.

Тема

-Значит, какая сегодня будет тема урока?

Мягкий знак после шипящих на конце существительных.

Сообщение темы с мотивирующим приемом.

Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.
Пример: Урок русского языка по теме «Дательный падеж»


В формировании языковой компетенции особое значение приобретает организация комплексной работы с текстом.

Цель работы предполагает необходимость решения следующих задач:
Обеспечить качество усвоения знаний по предмету.
Внедрить на уроках русского языка формы и методы работы с текстом, способствующие формированию языковой компетенции.
Разработать способы практической деятельности учащихся, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц.
Использовать приемы комплексной работы с текстом для занятий с одарёнными учащимися.
Отобрать тематический текстовый материал, направленный на развитие нравственных качеств школьников.
Комплексная работа с текстом в структуре современного урока становится необходимым условием для эффективного формирования знаний, умений и навыков и делает процесс обучения увлекательным.

Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы с текстом:

Лингвистический эксперимент

З

Примеры упражнений, направленных на развитие языковой грамотности, с использованием ТРИЗ-технологии.

Задание 1.
Спишите, исправляя ошибки. (ТРИЗ - технология «Творческая ошибка») Выделите орфограммы. Подчеркните по линейке все глаголы одной чертой.
Маладую сбаку звали дружок. Висёлая сбачька этот дружок. Чюткие ушки рошками, пушыстый хвост маленким калечьком. Зупки беленкие и чястые. Дружок любил по вичерам седать по две прекрастные сахарные косточьки. Ана выбижыт на мяхкую трову и грызёт их. Хараша жызнь у друшка!

Примеры упражнений, направленных на развитие языковой грамотности, с использованием ТРИЗ-технологии.

Задание 2. Обведите номер слова, которое является однокоренным к слову чай и соответствует схеме:
корень-суффикс-окончание.
Сочини сказку с этим словом, используя пиктограмму (ТРИЗ – технология: пиктограмма - запись сказки простыми рисунками).
1)чайка;
2)чайничек;
3)накачай;
4)чайная.

«Корректор». Исправить ошибки в словах или предложениях.
«Редактор». Отредактируйте текст, запишите его в исправленном виде. 
«Лучший диктор». Прочитай текст, правильно произнося выделенные слова

Кто быстрее. Подбери эпитет, метафору, сравнение

На что похож снег? Какой снег?

сахар

вата

пух

мягкий

серебристый

«Сейчас я тряпка, которой стирают со школьной доски, а когда-то была нарядным платьем, но однажды…»

Сочинение от лица неодушевленного предмета

«Я карандаш в пенале первоклассника…»

«Я пуговица, заменяющая глаз на старом плюшевом зайце…» 

Приём “Рецепт приготовления героя”

Приём "Рецепт приготовления героя (произведения, тропа, фигуры речи и т.д.)".

Дидактические игры

шарады, анаграммы, кроссворды, ребусы –
всё это активизирует речевое мышление детей, повышает уровень креативности

надо ещё подумать над темой мастер- класса

беру знания полученные на мастер-классе в свою практику

выброшу, мне эти знания не пригодятся

Итог работы на мастер-классе
(прием «чемодан, мясорубка и мусорка»)

МОАУ «СОШ №79»
г.Оренбург