Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, социально-компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.
Коммуникативная компетенция - компетенция (от лат. competentia - согласованность частей, соразмерность, сочетание), описывающая качество и эффективные способы общения одного человека с другими людьми.
Формирование коммуникативной компетентности учащихся состоит
в способности и готовности осуществлять межличностное общение, вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию, т.е. решать коммуникативные задачи при непосредственной поддержке учителя.
это знание о том, что такое общение, каковы его виды, фазы, закономерности развития
Составляющие коммуникативной компетенции
умения общаться: взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности
Коммуникативное знание
природная одарённость человека к общению, с одной стороны, и коммуникативная производительность - с другой.
Коммуникативная способность
Коммуникативные умения
Современное обучение должно проводиться таким образом, чтобы у обучающихся пробуждался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась инициатива и самостоятельность в работе. Сегодня каждый преподаватель работает над тем, чтобы сделать свой урок интересным, запоминающимся, ярким. Он задумывается над тем, как увлечь ребят своим предметом и создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика. Каждый преподаватель добивается, чтобы на его уроке обучающиеся работали с желанием и творчески. И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляет и новые требования к обучению.
Интерес
Потребность
Инициатива
самостоятельность
РУССКИЙ ЯЗЫК
Изучение русского и родного языка создаёт условия для формирования «языкового чутья» как результата ориентировки ребёнка в грамматической и синтаксической структуре и обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи.
Языковая (лингвистическая) компетенция– способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические конструкции в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счете, - владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности.
Речевая компетенция - умение ребёнка практически пользоваться родным языком в конкретных ситуациях общения, используя речевые, неречевые (мимика, жесты, движения) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности.
Формы речевой деятельности |
Выступать с готовой заранее речью |
Задание: разделите формы речевой деятельности на две группы: а) монологические;
б) диалогические.
|
|
Выступать с готовой заранее речью | Учебная беседа учителя и ученика |
Рассказывать | Учебная беседа в парах |
Спрашивать и задавать вопросы | Учебная беседа в группах |
Пересказывать | Дискуссия |
Сообщать | Ответы на вопросы |
Отвечать на вопросы | Ролевая игра |
Критиковать | Блиц-турнир |
Доказывать и опровергать | Защита проекта |
Основные формы учебной коммуникации. |
Этапы развития концепции школьной коммуникации
Готовность учащихся участвовать в урочном общении. |
Отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ. |
Задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой. |
Комментировать вопросы или ответы. |
Делать сообщения. |
Рассказывать логично и последовательно. |
1 этап –
умения, отрабатываемые под руководством учителя
2 этап –
умения, отрабатываемые под руководством учителя
Отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку. |
Умение высказать свою мысль образно, ярко и кратко. |
Умение использовать приёмы, подтверждающие высказывание. |
Умение использовать риторические вопросы. |
Умение вступать в контакт |
Умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания. |
Урок-мастерская
Принципы обучения в педагогической мастерской:
Равенство всех участников, включая мастера;
Все способны к творчеству;
Создание личностной мотивации;
Отсутствие оценки, соперничества;
Чередование индивидуальной и коллективной работы;
Важность не только результата творческого поиска, но и самого процесса, в котором реализуются законы проблемного обучения;
Язык – важнейший материал для работы во всех мастерских, независимо от предмета; Выбор материала, вида деятельности, способа предъявления результата;
Нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности.
Этапы работы мастерской:
«Индукция» («наведение») — создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор — слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т. д. — всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.
«Самоинструкция» — индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
«Социоконструкция» — построение этих элементов группой.
«Социализация» — всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, «подано» всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.
«Афиширование» — вывешивание «произведений» — работ учеников и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними — все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух (автор, Мастер, другой ученик).
«Разрыв» — внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.
«Рефлексия» — отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской, это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.
Урок-диалог
Образование вне диалога превращается в искусственную, мертвую систему. М.М. Бахтин
Вести диалог – значит искать истину вместе.
Учебный диалог – это не только форма, но и способ отношений. Он позволяет быть услышанным; главное в нем не воспроизведение информации, а размышление, обсуждение проблемы.
В диалоге осуществляются важнейшие проявления человеческих отношений: взаимоуважение, взаимодополнение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество.
В ходе диалога учащиеся овладевают способностью и умением вести его на разных уровнях:
I уровень | диалог с собственным Я, как общение с самим собой, собственным разумом | личностный уровень |
II | диалог понимается как процесс взаимодействия качественно различных ценностно-интеллектуальных позиций (Я и другой) | межличностный уровень |
III уровень | множественный одновременный диалог, который возникает при обсуждении проблем в малых группах по 5–7 человек. | мультидиалог |
Подводящий к теме диалог
представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками.
Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся.
Пример: Урок русского языка по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода»
АНАЛИЗ | УЧИТЕЛЬ | УЧЕНИКИ | |
Постановка проблемы | Подводящий к теме диалог. | -Посмотрите на два столбика слов на доске | На доске: |
-Что заметили общего? | -В каждом столбике имена существительные, которые заканчиваются на шипящий согласный. | ||
-В чем различие? | В первом столбике имена существительные пишутся без мягкого знака, а во втором столбике – с мягким знаком на конце слова. | ||
Тема | -Значит, какая сегодня будет тема урока? | Мягкий знак после шипящих на конце существительных. |
Сообщение темы с мотивирующим приемом.
Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.
Пример: Урок русского языка по теме «Дательный падеж»
В формировании языковой компетенции особое значение приобретает организация комплексной работы с текстом.
Цель работы предполагает необходимость решения следующих задач:
Обеспечить качество усвоения знаний по предмету.
Внедрить на уроках русского языка формы и методы работы с текстом, способствующие формированию языковой компетенции.
Разработать способы практической деятельности учащихся, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц.
Использовать приемы комплексной работы с текстом для занятий с одарёнными учащимися.
Отобрать тематический текстовый материал, направленный на развитие нравственных качеств школьников.
Комплексная работа с текстом в структуре современного урока становится необходимым условием для эффективного формирования знаний, умений и навыков и делает процесс обучения увлекательным.
Примеры упражнений, направленных на развитие языковой грамотности, с использованием ТРИЗ-технологии.
Задание 1.
Спишите, исправляя ошибки. (ТРИЗ - технология «Творческая ошибка») Выделите орфограммы. Подчеркните по линейке все глаголы одной чертой.
Маладую сбаку звали дружок. Висёлая сбачька этот дружок. Чюткие ушки рошками, пушыстый хвост маленким калечьком. Зупки беленкие и чястые. Дружок любил по вичерам седать по две прекрастные сахарные косточьки. Ана выбижыт на мяхкую трову и грызёт их. Хараша жызнь у друшка!
Примеры упражнений, направленных на развитие языковой грамотности, с использованием ТРИЗ-технологии.
Задание 2. Обведите номер слова, которое является однокоренным к слову чай и соответствует схеме:
корень-суффикс-окончание.
Сочини сказку с этим словом, используя пиктограмму (ТРИЗ – технология: пиктограмма - запись сказки простыми рисунками).
1)чайка;
2)чайничек;
3)накачай;
4)чайная.
«Сейчас я тряпка, которой стирают со школьной доски, а когда-то была нарядным платьем, но однажды…»
Сочинение от лица неодушевленного предмета
«Я карандаш в пенале первоклассника…»
«Я пуговица, заменяющая глаз на старом плюшевом зайце…»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.