Мастер-класс для молодых учителей начальной школы "Формирование языковых и коммуникативных компетенций на уроках русского языка"
Оценка 4.9

Мастер-класс для молодых учителей начальной школы "Формирование языковых и коммуникативных компетенций на уроках русского языка"

Оценка 4.9
pptx
01.03.2021
Мастер-класс для молодых учителей начальной школы "Формирование языковых и коммуникативных компетенций на уроках русского языка"
Коммуникативные умения на уроках рус.яз..pptx

МАСТЕР-КЛАСС «Формирование языковых и коммуникативных компетенций у учащихся начальной школы на уроках русского языка»

МАСТЕР-КЛАСС «Формирование языковых и коммуникативных компетенций у учащихся начальной школы на уроках русского языка»

МАСТЕР-КЛАСС «Формирование языковых и коммуникативных компетенций у учащихся начальной школы на уроках русского языка»

МОАУ «СОШ №79» г.Оренбурга

OFi2eXpjd3026LuuoO8kn-PM_mUt0LbZRcVqk3pfY/edit?usp=sharing

OFi2eXpjd3026LuuoO8kn-PM_mUt0LbZRcVqk3pfY/edit?usp=sharing

https://docs.google.com/forms/d/13kOFi2eXpjd3026LuuoO8kn-PM_mUt0LbZRcVqk3pfY/edit?usp=sharing

Я предлагаю Вам попробовать на вкус изюм, мы с

Я предлагаю Вам попробовать на вкус изюм, мы с

Я предлагаю Вам попробовать на вкус изюм,
мы с Вами с большим удовольствием найдем свои изюминки в работе по Формированию языковых и коммуникативных компетенций у учащихся начальной школы на уроках русского языка.

Самая большая на Земле роскошь - это роскошь человеческого общения

Самая большая на Земле роскошь - это роскошь человеческого общения

«Самая большая на Земле роскошь - это роскошь человеческого общения.» А.Сент-Экзюпери.

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, социально-компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.

Коммуникативная компетенция - компетенция (от лат

Коммуникативная компетенция - компетенция (от лат

Коммуникативная компетенция - компетенция (от лат. competentia - согласованность частей, соразмерность, сочетание), описывающая качество и эффективные способы общения одного человека с другими людьми.

Формирование коммуникативной компетентности учащихся состоит
в способности и готовности осуществлять межличностное общение, вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию, т.е. решать коммуникативные задачи при непосредственной поддержке учителя.

Составляющие коммуникативной компетенции умения общаться: взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности

Составляющие коммуникативной компетенции умения общаться: взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности

это знание о том, что такое общение, каковы его виды, фазы, закономерности развития

Составляющие коммуникативной компетенции

умения общаться: взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности

Коммуникативное знание

 
природная одарённость человека к общению, с одной стороны, и коммуникативная производительность  - с другой.

Коммуникативная способность

Коммуникативные умения

Коммуникативная компетентность

Коммуникативная компетентность

Коммуникативная компетентность

Влияет на учебную успешность.

Не только условие эффективности и благополучия ученика,
но и ресурс его будущей взрослой жизни.

Влияет на процесс адаптации ребёнка к школе, в частности на его эмоциональное благополучие в классном коллективе

Мастер-класс для молодых учителей начальной школы "Формирование языковых и коммуникативных компетенций на уроках русского языка"

Мастер-класс для молодых учителей начальной школы "Формирование языковых и коммуникативных компетенций на уроках русского языка"

Современное обучение должно проводиться таким образом, чтобы у обучающихся пробуждался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась инициатива и…

Современное обучение должно проводиться таким образом, чтобы у обучающихся пробуждался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась инициатива и…

Современное обучение должно проводиться таким образом, чтобы у обучающихся пробуждался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась инициатива и самостоятельность в работе. Сегодня каждый преподаватель работает над тем, чтобы сделать свой урок интересным, запоминающимся, ярким. Он задумывается над тем, как увлечь ребят своим предметом и создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика. Каждый преподаватель добивается, чтобы на его уроке обучающиеся работали с желанием и творчески. И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляет и новые требования к обучению.

Интерес
Потребность
Инициатива
самостоятельность

РУССКИЙ ЯЗЫК Изучение русского и родного языка создаёт условия для формирования «языкового чутья» как результата ориентировки ребёнка в грамматической и синтаксической структуре и обеспечивает успешное…

РУССКИЙ ЯЗЫК Изучение русского и родного языка создаёт условия для формирования «языкового чутья» как результата ориентировки ребёнка в грамматической и синтаксической структуре и обеспечивает успешное…

РУССКИЙ ЯЗЫК

Изучение русского и родного языка создаёт условия для формирования «языкового чутья» как результата ориентировки ребёнка в грамматической и синтаксической структуре и обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи.

Языковая (лингвистическая) компетенция – способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические конструкции в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счете,…

Языковая (лингвистическая) компетенция – способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические конструкции в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счете,…

Языковая (лингвистическая) компетенция– способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические конструкции в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счете, - владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности.

Речевая компетенция - умение ребёнка практически пользоваться родным языком в конкретных ситуациях общения, используя речевые, неречевые (мимика, жесты, движения) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности.

Речевая компетенция Лексическая

Речевая компетенция Лексическая

Речевая компетенция

Лексическая

Монологическая

Диалогическая

Фонетическая

Грамматическая

Речевая компетенция предусматривает следующие составляющие:

Мастер-класс для молодых учителей начальной школы "Формирование языковых и коммуникативных компетенций на уроках русского языка"

Мастер-класс для молодых учителей начальной школы "Формирование языковых и коммуникативных компетенций на уроках русского языка"

Формы речевой деятельности Выступать с готовой заранее речью

Формы речевой деятельности Выступать с готовой заранее речью

Формы речевой деятельности

Выступать с готовой заранее речью
Учебная беседа учителя и ученика
Рассказывать
Учебная беседа в парах
Спрашивать и задавать вопросы
Учебная беседа в группах
Пересказывать
Дискуссия
Сообщать
Ответы на вопросы
Отвечать на вопросы
Ролевая игра
Критиковать
Блиц-турнир
Доказывать и опровергать
Защита проекта

Задание: разделите формы речевой деятельности на две группы: а) монологические;
б) диалогические.

Монологические формы речевой деятельности

Монологические формы речевой деятельности


Монологические формы речевой деятельности


Диалогические формы речевой деятельности

Выступать с готовой заранее речью

Учебная беседа учителя и ученика

Рассказывать

Учебная беседа в парах

Спрашивать и задавать вопросы

Учебная беседа в группах

Пересказывать

Дискуссия

Сообщать

Ответы на вопросы

Отвечать на вопросы

Ролевая игра

Критиковать

Блиц-турнир

Доказывать и опровергать

Защита проекта

Основные формы учебной коммуникации.

Этапы развития концепции школьной коммуникации

Этапы развития концепции школьной коммуникации

Этапы развития концепции школьной коммуникации

Готовность учащихся участвовать в урочном общении.

Отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ.

Задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой.

Комментировать вопросы или ответы.

Делать сообщения.

Рассказывать логично и последовательно.


1 этап –
умения, отрабатываемые под руководством учителя

Отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку

Отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку

2 этап –
умения, отрабатываемые под руководством учителя

Отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку.

Умение высказать свою мысль образно, ярко и кратко.

Умение использовать приёмы, подтверждающие высказывание.

Умение использовать риторические вопросы.

Умение вступать в контакт
с партнёром и собеседником.

Умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания.

Умение вести беседу в паре, в группе

Умение вести беседу в паре, в группе



3 этап –
умения, отрабатываемые под руководством учителя

Умение вести беседу в паре,
в группе.

Умение поддерживать беседу.

Умение вести конструктивный диалог.

Умение построить дискуссию.

Умение вступать в контакт с партнёром и собеседником.

Уроки, способствующие формированию коммуникативных компетенций учащихся начальных классов

Уроки, способствующие формированию коммуникативных компетенций учащихся начальных классов

Уроки, способствующие формированию коммуникативных компетенций учащихся начальных классов

Урок-игра

Урок-мастерская

Урок-диалог

Урок-
коммуникация

Урок-мастерская Принципы обучения в педагогической мастерской:

Урок-мастерская Принципы обучения в педагогической мастерской:

Урок-мастерская

Принципы обучения в педагогической мастерской:
Равенство всех участников, включая мастера;
Все способны к творчеству;
Создание личностной мотивации;
Отсутствие оценки, соперничества;
Чередование индивидуальной и коллективной работы;
Важность не только результата творческого поиска, но и самого процесса, в котором реализуются законы проблемного обучения;
Язык – важнейший материал для работы во всех мастерских, независимо от предмета; Выбор материала, вида деятельности, способа предъявления результата;
Нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности.

Этапы работы мастерской : «Индукция» («наведение») — создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения

Этапы работы мастерской : «Индукция» («наведение») — создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения

Этапы работы мастерской:

«Индукция» («наведение») — создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор — слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т. д. — всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.
«Самоинструкция» — индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
«Социоконструкция» — построение этих элементов группой.
«Социализация» — всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, «подано» всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.
«Афиширование» — вывешивание «произведений» — работ учеников и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними — все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух (автор, Мастер, другой ученик).
«Разрыв» — внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.
«Рефлексия» — отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской, это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.

Урок-диалог Образование вне диалога превращается в искусственную, мертвую систему

Урок-диалог Образование вне диалога превращается в искусственную, мертвую систему

Урок-диалог

Образование вне диалога превращается в искусственную, мертвую систему. М.М. Бахтин
Вести диалог – значит искать истину вместе.
Учебный диалог – это не только форма, но и способ отношений. Он позволяет быть услышанным; главное в нем не воспроизведение информации, а размышление, обсуждение проблемы.
В диалоге осуществляются важнейшие проявления человеческих отношений: взаимоуважение, взаимодополнение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество.
В ходе диалога учащиеся овладевают способностью и умением вести его на разных уровнях:

I уровень

диалог с собственным Я, как общение с самим собой, собственным разумом

личностный уровень

II
уровень

диалог понимается как процесс взаимодействия качественно различных ценностно-интеллектуальных позиций (Я и другой)

межличностный уровень

III уровень

множественный одновременный диалог, который возникает при обсуждении проблем в малых группах по 5–7 человек.
Диалог начинается в том случае, когда ученик делает высказывания типа «я хочу сказать», «мое мнение», «мне хочется дополнить»,«моя точка зрения».

мультидиалог

Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками

Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками

Подводящий к теме диалог

представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками.
Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся.
Пример: Урок русского языка по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода»

АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка проблемы

Подводящий к теме диалог.

-Посмотрите на два столбика слов на доске

На доске:
мяч дочь
шалаш печь
камыш мышь

-Что заметили общего?

-В каждом столбике имена существительные, которые заканчиваются на шипящий согласный.

-В чем различие?

В первом столбике имена существительные пишутся без мягкого знака, а во втором столбике – с мягким знаком на конце слова.

Тема

-Значит, какая сегодня будет тема урока?

Мягкий знак после шипящих на конце существительных.

Сообщение темы с мотивирующим приемом

Сообщение темы с мотивирующим приемом

Сообщение темы с мотивирующим приемом.

Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.
Пример: Урок русского языка по теме «Дательный падеж»


В формировании языковой компетенции особое значение приобретает организация комплексной работы с текстом

В формировании языковой компетенции особое значение приобретает организация комплексной работы с текстом

В формировании языковой компетенции особое значение приобретает организация комплексной работы с текстом.

Цель работы предполагает необходимость решения следующих задач:
Обеспечить качество усвоения знаний по предмету.
Внедрить на уроках русского языка формы и методы работы с текстом, способствующие формированию языковой компетенции.
Разработать способы практической деятельности учащихся, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц.
Использовать приемы комплексной работы с текстом для занятий с одарёнными учащимися.
Отобрать тематический текстовый материал, направленный на развитие нравственных качеств школьников.
Комплексная работа с текстом в структуре современного урока становится необходимым условием для эффективного формирования знаний, умений и навыков и делает процесс обучения увлекательным.

Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы с текстом:

Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы с текстом:

Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы с текстом:

Лингвистический эксперимент З

Лингвистический эксперимент З

Лингвистический эксперимент

З

Примеры упражнений, направленных на развитие языковой грамотности, с использованием

Примеры упражнений, направленных на развитие языковой грамотности, с использованием

Примеры упражнений, направленных на развитие языковой грамотности, с использованием ТРИЗ-технологии.

Задание 1.
Спишите, исправляя ошибки. (ТРИЗ - технология «Творческая ошибка») Выделите орфограммы. Подчеркните по линейке все глаголы одной чертой.
Маладую сбаку звали дружок. Висёлая сбачька этот дружок. Чюткие ушки рошками, пушыстый хвост маленким калечьком. Зупки беленкие и чястые. Дружок любил по вичерам седать по две прекрастные сахарные косточьки. Ана выбижыт на мяхкую трову и грызёт их. Хараша жызнь у друшка!

Примеры упражнений, направленных на развитие языковой грамотности, с использованием

Примеры упражнений, направленных на развитие языковой грамотности, с использованием

Примеры упражнений, направленных на развитие языковой грамотности, с использованием ТРИЗ-технологии.

Задание 2. Обведите номер слова, которое является однокоренным к слову чай и соответствует схеме:
корень-суффикс-окончание.
Сочини сказку с этим словом, используя пиктограмму (ТРИЗ – технология: пиктограмма - запись сказки простыми рисунками).
1)чайка;
2)чайничек;
3)накачай;
4)чайная.

Корректор». Исправить ошибки в словах или предложениях

Корректор». Исправить ошибки в словах или предложениях

«Корректор». Исправить ошибки в словах или предложениях.
«Редактор». Отредактируйте текст, запишите его в исправленном виде. 
«Лучший диктор». Прочитай текст, правильно произнося выделенные слова

Кто быстрее. Подбери эпитет, метафору, сравнение

Кто быстрее. Подбери эпитет, метафору, сравнение

Кто быстрее. Подбери эпитет, метафору, сравнение

На что похож снег? Какой снег?

сахар

вата

пух

мягкий

серебристый

Сейчас я тряпка, которой стирают со школьной доски, а когда-то была нарядным платьем, но однажды…»

Сейчас я тряпка, которой стирают со школьной доски, а когда-то была нарядным платьем, но однажды…»

«Сейчас я тряпка, которой стирают со школьной доски, а когда-то была нарядным платьем, но однажды…»

Сочинение от лица неодушевленного предмета

«Я карандаш в пенале первоклассника…»

«Я пуговица, заменяющая глаз на старом плюшевом зайце…» 

Приём “Рецепт приготовления героя”

Приём “Рецепт приготовления героя”

Приём “Рецепт приготовления героя”

Приём "Рецепт приготовления героя (произведения, тропа, фигуры речи и т.д.)".

Дидактические игры шарады, анаграммы, кроссворды, ребусы – всё это активизирует речевое мышление детей, повышает уровень креативности

Дидактические игры шарады, анаграммы, кроссворды, ребусы – всё это активизирует речевое мышление детей, повышает уровень креативности

Дидактические игры

шарады, анаграммы, кроссворды, ребусы –
всё это активизирует речевое мышление детей, повышает уровень креативности

Мастер-класс для молодых учителей начальной школы "Формирование языковых и коммуникативных компетенций на уроках русского языка"

Мастер-класс для молодых учителей начальной школы "Формирование языковых и коммуникативных компетенций на уроках русского языка"

Мастер-класс для молодых учителей начальной школы "Формирование языковых и коммуникативных компетенций на уроках русского языка"

Мастер-класс для молодых учителей начальной школы "Формирование языковых и коммуникативных компетенций на уроках русского языка"

Итог работы на мастер-классе (прием «чемодан, мясорубка и мусорка»)

Итог работы на мастер-классе (прием «чемодан, мясорубка и мусорка»)

надо ещё подумать над темой мастер- класса

беру знания полученные на мастер-классе в свою практику

выброшу, мне эти знания не пригодятся

Итог работы на мастер-классе
(прием «чемодан, мясорубка и мусорка»)

Мастер-класс для молодых учителей начальной школы "Формирование языковых и коммуникативных компетенций на уроках русского языка"

Мастер-класс для молодых учителей начальной школы "Формирование языковых и коммуникативных компетенций на уроках русского языка"

МОАУ «СОШ №79» г.Оренбург

МОАУ «СОШ №79» г.Оренбург

МОАУ «СОШ №79»
г.Оренбург

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2021