Мастер - класс для педагогов
«Нетрадиционная техника рисования – ниткография»
Составила: воспитатель Н.В. Белоусова, ВКК
«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В.А. Сухомлинский
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своѐм изобразительном творчестве. Наблюдения за эффективностью рисования в детском саду приводят к выводу о необходимости использования нетрадиционных техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Существует много техник нетрадиционного рисования, одной из которых и является ниткография, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребѐнку будет неинтересно рисовать пальчиками, нитками, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребѐнок любит быстро достигать результата в своей работе.
Важную роль в развитии ребѐнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды надо учитывать, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребѐнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Дома у каждого из нас есть ненужные вещи (зубная щѐтка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д.). Гуляя по улице или в лесу можно найти много интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами возможно обогатить уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребѐнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Использованием нетрадиционных техник:
• Способствует снятию детских страхов.
• Развивает уверенность в своих силах.
• Развивает пространственное мышление.
• Учит детей свободно выражать свой замысел.
• Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
• Учит детей работать с разнообразным материалом.
• Развивает чувство цветовосприятия, чувство фактурности и объѐмности.
• Развивает мелкую моторику рук.
• Развивает творческие способности, воображение и полѐт фантазии.
• Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Цель мастер-класса: знакомство с нетрадиционной техникой рисования – ниткографией. Задачи:
- показать алгоритм выполнения работы по «рисованию» нитками; - вызвать интерес к нетрадиционному художественному творчеству; - способствовать развитию воображения воспитателей.
Методы и приёмы: репродуктивный, практический.
Оборудование: столы, стулья для педагогов, влажные салфетки; материал для практической деятельности – гуашь разного цвета, альбомные листы бумаги, шерстяные или акриловые нитки, баночки с водой, кисти для рисования, ѐмкости для использованных материалов. Выставка детских рисунков в нетрадиционной технике рисования.
Уважаемые педагоги! А сейчас я хочу провести небольшой мастеркласс по нетрадиционной технике рисования – ниткографии. Сегодня я покажу, как можно с помощью гуаши и ниток рисовать интересные узоры и создавать из них рисунки. Слово «ниткография» состоит из двух слов: нитка и графика (от «grafo» — «пишу») — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи... То есть, получается, «пишу ниткой» или проще - «рисую нитью».
Хочу предложить вам шедевры создавать - Обыкновенной ниткой рисовать. Вот образ волка, кошки или льва, А может здесь носатая сова?
Мышата зашуршали из-под нитки: - А где наши нарядные накидки! Чудная птица встала на крыло - Всѐ завертелось, кубарем пошло…
И мысли вдруг зашевелились,
Чудесной песней на листы полились, Волшебную нам сказку написали, Иголочку и нитку прославляли. А те и рады на бумаге танцевать, Фантазию лихую нам бы обуять.
Сегодня мы все вместе попробуем нарисовать с помощью нитей узор.
1. Возьмите шерстяную или акриловую нить длинной 40-45 см и немного распушите ее. (Изображения, получаемые от нитей с большим ворсом, гораздо интереснее для детей).
2. Приготовьте 2 обычных листа бумаги формата А4. (Можно использовать не два, а один лист, но тогда его нужно сложить пополам).
3.Опустите нить в стакан с водой.
4.Опустите нить в краску любого цвета.
5. Положите нить на листок бумаги, так, чтобы один кончик нитки остался не прикрытым. (Если уложить нить в форме спирали, то получится узор в виде цветка).
6. Накройте лист с нитью другим бумажным листом.
7. Прижмите ладошкой листы бумаги и осторожно вытягивайте за свободный кончик всю нить.
8. Раскройте половинки листа (если используете один листок) или уберите второй лист (если работаете с двумя листами).
9. Уберите нить с краской.
10.Дорисуйте причудливое изображение, полученное от ворса нити, проявив фантазию.
Ну, вот и все! Теперь можете показать своими рисунки.
Ниткография в работе с детьми вознаградит Ваш труд сполна! Дети научатся создавать маленькие шедевры изобразительного искусства, станут более усидчивыми, спокойными, будут стремиться к познанию нового. Уважаемые коллеги, спасибо за внимание!
Используемая литература:
1. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2007г.
2. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
/Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб: КАРО, 2008.
3. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники рисования/ под ред. Казаковой Р.Г./-М., 2005.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.