Мастер-класс для родителей
«Развитие мелкой моторики через малые формы фольклора».
Цель: познакомить родителей с играми и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики рук с использованием устного народного творчества, которые можно организовать в домашних условиях. Совершенствовать у детей ручную умелость, формировать психические процессы.
Здравствуйте, уважаемые родители.
Сегодня наша встреча будет необычная, а тема нашей необычной встречи таиться в отгадках. Послушайте загадки и попробуйте их отгадать.
Пять сыночков у руки,
Добрые все мальчики.
Дружбой славятся они,
А зовут их (пальчики).
Одна другой касается-
Хлопок получается (ладонь).
Сжали пальцы мы руки-
Получились (кулаки).
Сегодня встреча пройдет в форме мастер-класса «Развитие мелкой моторики через малые формы фольклора».
Я познакомлю Вас с играми, которые помогут Вам развивать мелкую моторику рук Вашего ребенка, используя потешки, заклички, сказки.
Что такое мелкая моторика?
Что такое мелкая моторика?
С научной точки зрения мелкая моторика – это координированные (согласованные, управляемые) движения мелких мышц пальцев и кистей рук.
А развитие мелкой моторики – это развитие мелких мышц пальцев рук.
Речевые и двигательные зоны в коре головного мозга расположены близко друг другу. И поэтому, когда мы стимулируем, развиваем мелкие мышцы пальцев рук, происходит возбуждение, и это возбуждение передается и на центры речевой зоны, тем самым способствует развитию речи. Наряду с развитие мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.
Как мы уже с Вами определили, развитие мелкой моторики способствует развитию речи у детей.
Неспроста с давних пор было принято с раннего возраста учить ребенка играть со своими пальчиками.
Существует много способов развития мелкой моторики рук у детей. Но просто делать упражнения ребенку будет скучно - надо превратить их в интересные и полезные игры. Один из способов - пальчиковые игры, сопровождаемые чтением потешек: «Ладушки», «Сорока-сорока», «Идет коза рогатая», «Сидит белка на тележке». Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также полезны для их общего развития.
Вспомним одну из потешек «Сорока-белобока».
Сорока – белобока (дети на ладошке «варят» кашу)
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала, (поочередно загибают пальцы с мизинца)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала! (показывают большой палец)
Ты воды не носил, (грозят указательным пальцем большому пальцу)
Дров не рубил,
Каши не варил –
Тебе нет ничего! (разводят обе руки в стороны)
Вот тебе горшок пустой, (сжимают пальцы в кулак)
Иди в угол и постой! (указательным пальцем показывают на угол)
Казалось бы, все замечательно - малыши растут, их ручки с каждым годом должны становиться все более сильными и ловкими, но, к сожалению, само собой не у всех это происходит. Поэтому, один из способов развития мелкой моторики рук ребенка это дидактические игры на липучках, прищепках, которые я изготовила своими руками и использую в образовательной деятельности.
Игры на липучках развивают мелкую моторику кисти, учат ребенка координировать движения и активно стимулируют отделы мозга отвечающие за речь.
Игра по потешке «Сидит белка на тележке».
Распечатываем сюжет и героев потешки , приклеиваем липучку.
Ребёнку предлагается расставить героев в соответствии с текстом потешки.
«БЕЛОЧКА»
Сидит белка на тележке,
Продаёт свои орешки;
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
По такому же принципу мы изготовили игру по потешке
«Сорока-белобока».
Игры с прищепками. Дети любят играть с прищепками. Сегодня мы предлагаем вам поиграть с ними. Эта игра развивает не только моторику, но и творческое воображение. Предлагаем подобрать к картинкам недостающие части в виде прищепок, при этом приговариваем
Потешка-пестушка «Елочка».
А ту-ту, ту-ту,
Я на елочке расту.
Ветер елку укачал, я с елочки упал.
Я упал на пенек,
Стал пригожий паренек.
Считалка «Ежик».
Ежик, ежик, чудачок,
Сшил колючий пиджачок.
(на каждое слово ребенок прикрепляет прищепку).
Одной из форм фольклора являются русские народные сказки.
На примере сказок «Теремок», «Колобок» мы изготовили такие игры….
Используемые материалы: картон прямоугольной формы с изображением сцены из сказки (сказки берутся по возрасту, любого автора и любого народа); прищепки обыкновенные, на которые приклеены картинки персонажей из выбранных сказок.
При чтении сказок взрослым или при рассказывании сказки ребенок самостоятельно прикрепляет прищепки с героями не просто так, а в определенной последовательности, в том порядке, в каком они появлялись в сказке.
Возможен вариант, когда детям раздаются сюжеты со сказками с уже прикрепленными на них прищепками, но прикрепленными неправильно. При этом предлагается исправить все и перепутанные сказки восстановить. В своей работе мы также используем различные творческие задания «Помогите вспомнить», “Угадай-ка”, «Определи сказку». Вариантов много, игру можно усложнять, дополнять и разнообразить по-своему.
Игры с пробками
Очень хорошим тренажером для развития пальчиков являются игры с пробками от пластиковых бутылок. А именно, закручивание и откручивание крышек. Чтобы сделать интересную и очень полезную игру, понадобятся всего лишь пластиковые бутылки, коробки от конфет, цветная бумага, ножницы, клей и немного фантазии.
На примере сказки «Репка» мы изготовили дидактическую игру «Продолжи сказку».
Взрослый начинает повествование сказки, используя крышки с героями. Прежде чем появиться герою сказки, взрослый побуждает ребенка самому позвать его, сказать, как его зовут. Необходимо, чтобы дети проговаривали повторяющуюся фразу: «Дедка за бабку… ») .Вот такие дидактические игры, сопровождаемые движениями пальцев рук, ладоней и кулачков помогают детям не только развить моторику, но и конечно, речь, память.
В эти игры мы играем с детьми в группе. Мелкую моторику развиваем в разных видах деятельности. Например, в изобразительной -рисование манкой. Это завораживает каждого ребёнка. Развивается творческое мышление, фантазия, воображение, мелкая моторика. Игра очень проста. У каждой хозяйки на кухне есть манка. На яркий цветной поднос с высокими бортиками насыпаете крупу. Для начала дайте ребенку потрогать её, набрать в кулачок, «посолить», а потом предложите ребенку нарисовать солнышко, приговаривая закличку
Закличка «Солнышко».
Солнышко-ведрышко!
Взойди поскорей.
Освети, обогрей!
Телят, да ягнят,
Еще маленьких ребят!
Закличка «Дождик»
Дождик, дождик, посильней -
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки
На нашем лужочке.
Большую роль в развитии связной речи дошкольников играют сказки, в частности их драматизации, т.е. обыгрывание небольшого произведения или фрагмента любимой сказки с помощью пальчиковых кукол. В своей работе я использую разные виды пальчикового театра.
Данный вид работы позволяет любому ребёнку почувствовать свою успешность, приобщает его к богатствам русского языка, формирует связную речь.
Слушая сказку, дети воспроизводят соответствующие движения пальцами рук. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как прыгает заяц, лягушка. При повторении побуждаем их к договариванию слов сказки.
При изготовлении данного вида театра мы использовали фетр, фоамиран. Вы при изготовлении пальчикового театра можете использовать цветной картон, бумагу. Ребенок самостоятельно нарисует мордочки животных, что также способствует мелкой моторики рук.
Также в своей работе я использую лэпбук «Сказки», в который я объединила несколько русских народных сказок и потешку «Гуси-гуси».
При его изготовлении я использовала фетр и липучки.
Малые формы фольклора представляют собой прекрасный речевой материал.
Играть с пальчиками рук посредством устного народного творчества можно дома, в гостях, на улице, в транспорте, в песочнице и т. д. Давайте попробуем вместе помочь ребенку в речевом развитии. Все зависит от вас и вашей фантазии. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!
Желаю Вам хороших и положительных результатов в развитии Ваших детей!
Благодарю Вас за внимание.
Творческих вам успехов!!!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.