Мастер-класс для родителей "Речевое развитие"
Оценка 4.6

Мастер-класс для родителей "Речевое развитие"

Оценка 4.6
docx
20.12.2021
Мастер-класс для родителей "Речевое развитие"
мастер - класс для родителей — копия.docx

Класс: 1

Тема: Речевое развитие ребёнка

Форма: мастер-класс

Планируемые результаты: 

  • Знают об особенностях развития речи у детей 1 класса.
  • Знают приёмы и игры для речевого развития.
  • Демонстрируют навыки коммуникации с детьми
  • Демонстрируют умение анализировать опыт применения приёмов речевого развития в семейном чтении, использовании игр

Цель: Формировать у родителей навыки работы и коммуникации  в процессе применения приёмов и игр речевого развития у младших школьников.

Задачи:

·         познакомить родителей с особенностями речевого развития  детей 1 класса.

·         познакомить с приёмами и играми для речевого развития.

·         развивать навыки коммуникации с детьми

·         развивать умение анализировать опыт применения приёмов речевого развития в семейном чтении, использовании игр.

Оборудование: презентация «Речевое развитие»

 

Этап, задача

Деятельность классного руководителя

Планируемый результат

1. Презентация педагогического опыта воспитателя (педагога-мастера)

Задача:

·         познакомить родителей с особенностями речевого развития у детей 1 класса.

 

- Добрый день, уважаемые родители! Я очень рада видеть вас на нашей встрече, посвященной проблеме развития речи младших школьников. Речь - могущественное орудие всестороннего развития ребенка.

 Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая устная речь ребенка - это цель, к которой мы должны стремиться. Достичь этой цели нелегко и нас беспокоит, что растет число младших школьников, имеющих дефекты произношения звуков речи и других её качеств, детей со слабо развитой связной речью, однообразной речью, не богатым словарным запасом.

Для развития речи ребенка недостаточно традиционных форм общения – разговор и рассказ, чтение книг, сказки. Необходимо включать в общение с детьми и пальчиковые игры, и артикуляционные гимнастики для лучшего развития речевого аппарата, словесные игры.  Развитие речи младших школьников в игре — это еще и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.

Я вам сегодня предлагаю побыть в роли детей и поиграть, ведь почувствовать себя комфортно и уверенно, снять ощущение тревоги и детям, и взрослым помогают игры.

Знают об особенностях речевого развития у детей 1 класса.

 

2. Проведение (занятия) или имитационной игры

·         познакомить с приёмами и играми для речевого развития.

·         развивать умение анализировать опыт применения приёмов речевого развития в семейном чтении, использовании игр

 

- Уважаемые родители! Вы, наверное, хорошо знаете известное      высказывание  В. А Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Ученые пришли к выводу о том, что речевые и моторные центры в коре головного мозга расположены рядом и частично компенсируют функции друг друга. Кроме того психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают внимание и память.

Я хочу вас познакомить с пальчиковой гимнастикой: 

«Апельсин»

Мы делили апельсин. (Дети «разламывают» апельсин.)

Много нас, (Показывают 10 пальцев.)

А он один. (Показывают 1 палец.)

Эта долька — для ежа. (Загибают пальцы левой руки.)

Эта долька — для стрижа.

Эта долька — для утят.

Эта долька — для котят.

Эта долька — для бобра.

А для волка — кожура. (Бросательное движение правой рукой.)

Он сердит на нас —        (Сжимают кулаки и прижимают

Беда!!!                                их к груди.)

Разбегайтесь —                («Бегут» пальцами по столу.)

Кто куда!

Можно использовать пальчиковые игры с предметами. Давайте поиграем с платочками.

1.         Пальчиковая игра «Медведь»).

(медленно проталкивать платочек одним пальцем, в кулак)

Лез медведь в свою берлогу,

Все бока свои помял,

Эй, скорее, на подмогу,

Мишка, кажется, застрял!

(с силой вытянуть платочек)

 Игра называется  «Проглот».

Возьмите платочек за уголок и попытайтесь вобрать его в кулак, не помогая себе второй рукой. При этом можно произносить следующие слова:

«У меня живет проглот,

Все подряд проглот жует,

Вот и стало у проглота

Брюшко как у бегемота».

Эту игру можно усложнять: не только выполнять движения поочередно правой или левой рукой, но затем двумя руками одновременно.

В качестве таких предметов для пальчиковых игр можно использовать  природный материал (жёлуди, каштаны, орехи и др.), любые мелкие игрушки, мозаики, детали конструкторов, спички без серы и многое другое. Но главное условие это должна быть игра, тогда ребенку будет интересно.

Особенно эффективны для развития речи ребенка словесные игры. Они совершенствуют разговорную речь, обогащают словарь, формируют грамматический строй речи. Развивают внимание, память, сообразительность.

Я предлагаю Вам разучить  некоторые словесные игры, в которые можно играть с ребенком.

«Подберите эпитеты к словам» (на вопрос «Какой?»)

-снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т. д.)

-человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)

-ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)

-дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)

-луна (яркая, растущая и т. д.)

мяч  (резиновый, круглый, большой, красный)

«Назови предмет»

Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает.

(Перебрасывая мяч различными способами, педагог задает вопрос, на который взрослый, поймавший мяч, должен ответить и вернуть мяч воспитателю. Педагог, в свою очередь, перекидывает мяч следующему родителю, ожидая ответа от него.)

1. Что бывает круглым? (мяч, шар, сыр)

2. Что бывает длинным? (шарф, пальто, шнурок)

3. Что бывает гладким? (стекло, зеркало) и т. д.

4. Что бывает квадратным?

Игра «Скажи наоборот».  Я бросаю мяч и говорю слово. Игрок , поймавший мяч, называет слово противоположное по значению (сильный - слабый, теплый - холодный, высокий - низкий, добрый - злой, веселый - грустный).

ДРУГ … ВРАГ

ДЕНЬ … НОЧЬ

РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)

ЖАРА … ХОЛОД

ЗЛО … Д1ОБРО

ДРУГ … ВРАГ

ДЕНЬ … НОЧЬ

ПРАВДА … ЛОЖЬ

ХОРОШО … ПЛОХО

ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО

ВЫСОКО … НИЗКО

МОЖНО … НЕЛЬЗЯ

ТРУДНО … ЛЕГКО

БЫСТРО … МЕДЛЕННО

ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ

ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ

ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ

БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ

ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ

ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ

Игра «Цепочка слов».  Мы поочередно называем слова, но каждое последующее слово должно начинаться на звук, которым закончилось предыдущее (мяч - чемодан - нитки…).

Игра «Назови одним словом».  Я называю несколько слов и бросаю мяч. Игрок, поймавший мяч, называет обобщающее слово (дуб, липа, береза, сосна - деревья).

Игра «Подбери много слов». Я называю глагол, а вы должны подобрать к нему слова, подходящие по смыслу (летит - воробей, комар, жук, пчела; плачет - ребенок, человек, кошка; плавает - кораблик, рыба, утка).

 

Знают приёмы и игры для речевого развития.

Демонстрируют умение анализировать опыт применения приёмов речевого развития в семейном чтении, использовании игр.

 

3. Моделирование

Задачи:

·         познакомить с приёмами и играми для речевого развития

·         развивать навыки коммуникации с детьми

·         развивать умение анализировать опыт применения приёмов речевого развития в семейном чтении, использовании игр

·         формировать умение планировать задачи совместного выразительного чтения с детьми

- Сейчас, уважаемые родители, я предлагаю вам объединиться в пары. Я выдам каждой паре два приёма на речевое развитие. Вам нужно представить, что вы занимаетесь с вашим ребёнком. Пусть один играет роль ребёнка. Потом меняетесь. Вам нужно проговорить и отработать этот приём, а также сказать, чем он полезен. Разговариваем так, как говорили бы с ребёнком. На подготовку вам даётся 5 минут. Дальше мы послушаем несколько пар.

- Уважаемые родители, время подходит к концу. Давайте вас послушаем. Кто желает выступить?

- Спасибо, а зачем использовался данный приём? В чём его эффективность?

- Спасибо. Может, кто-то ещё?

Знают приёмы и игры для речевого развития.

Демонстрируют навыки коммуникации с детьми.

Демонстрируют умение анализировать опыт применения приёмов развития речи в семейном чтении, использовании игр.

Демонстрируют умение планировать задачи совместного выразительного чтения с детьми.

4. Рефлексия

Задачи:

·         развивать умение анализировать опыт применения приёмов речевого развития в семейном чтении, использовании игр

- И так, давайте обсудим то, что мы сегодня увидели. Насколько эффективными вы считаете предложенные мной методы и приёмы?

- Считаете ли вы вообще важным развивать речь у детей? Почему?

- Какие приёмы вы уже сейчас готовы использовать со своим ребёнком?

- Выскажите какой-то общий вывод по той работе, которую мы с вами проделали.

- Спасибо, я рада, что многие из вас считают важным развивать речь ребёнка и уже сейчас готовы перенять в копилку некоторые приёмы. Для развития речи у младших школьников, я подготовила для вас вот такие буклеты, на них артикуляционная гимнастика и различные упражнения, которые помогут выстроить речь вашего ребёнка правильной. На этом родительское собрание окончено. Желаю вам всего хорошего. До свидания!

Демонстрируют умение анализировать опыт применения приёмов речевого развития в семейном чтении, использовании игр.

 


 

Класс: 1 Тема: Речевое развитие ребёнка

Класс: 1 Тема: Речевое развитие ребёнка

Уважаемые родители! Вы, наверное, хорошо знаете известное высказывание

Уважаемые родители! Вы, наверное, хорошо знаете известное высказывание

Назови предмет» Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает

Назови предмет» Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает

Игра «Подбери много слов». Я называю глагол, а вы должны подобрать к нему слова, подходящие по смыслу (летит - воробей, комар, жук, пчела; плачет -…

Игра «Подбери много слов». Я называю глагол, а вы должны подобрать к нему слова, подходящие по смыслу (летит - воробей, комар, жук, пчела; плачет -…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.12.2021