Мастер-класс «Фруктовая лаборатория» от наставника наноквантума.
Тема: Фруктовая лаборатория (Опыты и эксперименты для детей)
Педагог д/0: Дружинина С.Н.
Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по проблеме экспериментирования.
Задачи мастер-класса:
1.Формировать представление об опасности.
2. Изучить технику безопасного проведения опыта.
3.Познакомить слушателей, как можно использовать опыт в экспериментальной деятельности детей для познания окружающего мира;
4.Вовлечь педагогов в совместное проведение опытов, знакомящих обучающихся с разными свойствами предметов;
5. Развивать у педагогов умение видеть проблему, решать её и делать выводы;
6. Воспитывать у педагогов интерес к экспериментально-исследовательской деятельности.
7. Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
Оборудование и материалы: миска(кастрюля) с водой, прозрачный стакан-2шт, (набор фруктов разного цвета и разной формы (можно использовать игрушечные наборы или карточки с картинками), фрукты(настоящие)-апельсин или мандарин, яблоко или груша, лимон, виноград(1-2 шт), газированная вода(лимонад светлый) 200мл, чай черный 50-100 мл.
Планируемый результат: в конце мастер-класса педагоги-участники анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности, оценивают их влияние на настроение человека, приобретают новые знания , умение проводить эксперимент, соблюдая технику безопасности. Повышение интереса педагогов к экспериментальной деятельности детей.
Мастер –класс включает в себя 4 части:
-организационную -5 мин
-теоретическую-10 мин
-практическую-20 мин
-заключительную-5 мин
Ход мастер-класса:
1.Организационная
Здравствуйте. Я рада всех приветствовать на нашем мастер-классе. Надеюсь у всех хорошее настроение. Меня зовут Светлана Николаевна. Я являюсь наставником наноквантума детского технопарка «Кванториум». Сегодня я предлагаю поговорить о чудесах, которые окружают нас в повседневной жизни. Скажите, кто из нас не ждёт чуда и волшебства? Конечно, ждёт каждый, и взрослый, и ребёнок. Только дети его ждут с особым нетерпением, ведь они смотрят на мир совершенно иначе, чем мы, взрослые. Почему? Да потому, что дети – прирождённые исследователи, а подтверждение тому – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. И в определённый момент самым любимым словом ребёнка становится слово «почему?».
2. Теоретическая.
Сейчас мы с вами будем работать в кабинете, для проведения опытов.
- Кто мне скажет, что такое лаборатория? (оборудованное помещение, приспособленное для специальных опытов и исследований (химических, физических, технических, механических, физиологических, психологических и т. д)
В лаборатории у нас есть лабораторный стол и стул, шкафы для посуды, раковина. На столе обязательно должны быть оборудование и вещества для исследования.
- А кто в лаборатории работает? ( Лаборанты)
Наша лаборатория готова Вас принять. Предлагаю Вам побыть сегодня лаборантами.
В лаборатории всегда тихо и чисто. Я буду заведующая лабораторией. Уважаемые лаборанты! Послушайте, как нужно вести себя в лаборатории:
Предлагаю вам некоторые виды экспериментов, которые можно использовать в работе с детьми. Основное содержание данных исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:
1. О классификации и сортировке фруктов (по форме, цвету, размеру, составу).
2. О различных свойствах объектов(цвет, форма, размер, запах, текстура)
3. О проведении эксперимента.
Наблюдая и изучая различные явления, связанные с фруктами, дети могут учиться пониманию причинно-следственных связей. Также это способствует развитию навыков наблюдения, стимулирует любопытство детей.
В начале предлагаем детям отгадать загадки:
1.Ну а это угадать
Очень даже просто
Апельсин, ни дать, ни взять,
Только меньше ростом. (мандарин)
2.Ужин этот лучший самый
Рада я и Миша рад
Ведь сегодня наша мама
Нам купила …..(виноград)
3.Огурцы они как будто
Только связками растут
И на завтрак эти фрукты
Обезьянам подают(бананы)
4.В садочке есть плод
Он сладок, как мед,
Румян, как калач,
Но не круглый как мяч
Он под самой ножкой
Вытянут немножко (груша)
Молодцы! А как вы думаете, какая тема нашего сегодня занятия? Правильно, фрукты!
Итак, давайте вспомним, а какие вы знаете фрукты? (дети перечисляют название фруктов)
А теперь расскажите, чем они отличаются друг от друга, приведите примеры. (цвет, форма, размер, запах, мягкие, твердые, вкус). А какие у вас любимые фрукты? А знаете ли вы , где применяются фрукты?
Молодцы! Давайте подведем итог.
Яблоки - это фрукты круглой или овальной формы, которые могут быть красными, желтыми или зелеными. Они обычно имеют сладкий или кисло-сладкий вкус и могут быть использованы в приготовлении многих блюд.
Бананы - это длинные, желтые фрукты с мягкой мякотью внутри. Они очень сладкие и часто используются в десертах или как самостоятельное блюдо.
Груши - это фрукты грушевидной формы, которые бывают разных размеров и цветов. Они могут быть сладкими или кисло-сладкими и хорошо сочетаются с другими фруктами в салатах и десертах.
Апельсины - это круглые фрукты, покрытые оранжевой кожурой. Внутри они разделены на сегменты, каждый из которых содержит сок и семена. Апельсины могут быть сочными и сладкими или кислыми, в зависимости от сорта.
Лимоны - это маленькие, желтые фрукты с кислым вкусом. Они часто используются для приготовления лимонада, а также в качестве приправы к блюдам и салатам.
А знаете ли вы, что:
Самый большой в мире апельсин был выращен в Японии и весил более 8 кг.
Ананас является ягодой, а не фруктом, как многие думают.
Баобаб может жить до 5000 лет и имеет самый большой в мире ствол.
Гранаты могут содержать до 1000 семян.
Киви - это фрукт, который растет на деревьях и является национальным символом Новой Зеландии.
Яблоко - это самый популярный вид фруктов в мире.
Сколько интересного мы сегодня узнали о фруктах.
Но это еще не все. С фруктами можно провести увлекательные эксперименты!
Поэтому сейчас я предлагаю вам побыть исследователями настоящей фруктовой лаборатории.
- Итак, начнем наши эксперименты.
3. Практическая часть.
Опыт 1. «Умеют ли апельсины плавать»
Положите яблоко в миску с водой. Что произошло? Оно утонуло.
А теперь положите апельсин(мандарин, лимон). Что мы видим? Он плавает. Попробуйте его утопить. Не получается. Почему так происходит?
А давайте очистим апельсин и снова опустим его в воду. Что наблюдаем? Он утонул. А теперь опустите в воду его кожуру-она плавает. Как вы можете это объяснить.
Дело в том, что кожура цитрусовых содержит поры, заполненные воздухом. Они и выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры он тонет, потому, что тяжелее воды, которую он вытесняет. Значит можно сделать вывод- воздух легче воды.
А где это свойство может применить человек?
Да, это надувные круги, матрасы, лодки.
Опыт 2. «Подводная лодка»
В стакан со свежей газированной водой бросить виноградинку. Что происходит? Наблюдаем. Она чуть тяжелее воды, поэтому опуститься на дно. Но смотрите, ее начинают окружать пузырьки газа и она поднимается на поверхность. На верху пузырьки лопаются и виноград снова опускается.
А где это явление применяет человек?
По этому принципу опускается и поднимается подводная лодка.
Также рыбы плавают в толще воды или опускаются на дно и поднимаются на поверхность. У рыб для этого есть плавательный пузырь. Когда рыбе нужно погрузиться, мускулы сжимаются сдавливая пузырь. Его объем уменьшается и рыба идет вниз. Когда мускулы расслабляются, пузырь увеличивается и рыба всплывает.
Опыт 3. «Лимон»
Приготовить стакан черного чая. Опустить в него дольку лимона. Что изменилось? Изменился цвет чая. Он стал более светлым. Почему это произошло?
Лимон содержит кислоту, которая вступает в реакцию с танином в чае, делая его светлее. Танин - это дубильное вещество, которое придает чаю его цвет. Когда танин реагирует с кислотой, он разлагается и становится светлее.
Наши эксперименты подошли к концу.
4.Заключительная часть.
- Эксперименты довольно простые, но доставляют массу положительных эмоций. Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.
-В заключении прошу Вас оценить наш мастер-класс.
Рефлексия- «Яблоня». На доске нарисовано дерево. Участникам предлагается прикрепить на веточки яблоки определенного цвета.
- Если вы узнали, что-то новое и решили использовать представленный материал в своей работе прикрепите яблоко розового цвета;
Если вам было все знакомо и вы уже используете этот материал в своей работе прикрепите яблоко оранжевого цвета;
Если вы считаете, что было много непонятных моментов, поэтому в использовании будут сложности, прикрепите яблоко зеленого цвета.
Большое спасибо за внимание!
Приложение 1.
Технологическая карта лабораторного эксперимента
Инструменты и материалы |
Этапы выполнения операции |
Комментарии Рекомендации |
Технологический этап. Подготовка инструментов и материалов. |
||
-миска(кастрюля) с водой -прозрачный стакан-2шт - набор фруктов разного цвета и разной формы(можно использовать игрушечные наборы или карточки с картинками) - фрукты(настоящие)-апельсин или мандарин, яблоко или груша, лимон -виноград(1-2 шт) -газированная вода(лимонад светлый) 200мл -чай черный 50-100 мл.
|
Перед проведением эксперимента участники мастер-класса повторяют правила техники безопасности в лаборатории. |
Все необходимые материалы раздает педагог. Необходимо проверить все ли у вас имеется.
|
Опыт 1. «Умеют ли апельсины плавать»
|
||
|
1. Положите яблоко в миску с водой. Что произошло? Опишите свои наблюдения. 2. положите в воду апельсин(мандарин, лимон). Что мы видим? 3.Очистите апельсин. 4.Опустите в воду очищенный апельсин. Что наблюдаем? 5.Опустите в воду кожуру от апельсина. Что наблюдаем?
|
Перед началом работы разложи нужные предметы на столе. кожура цитрусовых содержит поры, заполненные воздухом. Они и выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры он тонет, потому, что тяжелее воды, которую он вытесняет. Значит можно сделать вывод- воздух легче воды. А где это свойство может применить человек? Это надувные круги, матрасы, лодки.
|
Опыт 2. «Подводная лодка»
|
||
-виноград(1-2 шт) -газированная вода(лимонад светлый) 200мл -прозрачный стакан 200мл |
1. В стакан со свежей газированной водой бросить виноградинку. Что происходит? Наблюдаем.
|
Виноградинка чуть тяжелее воды, поэтому опуститься на дно. Но скоро ее начинают окружать пузырьки газа и она поднимается на поверхность. На верху пузырьки лопаются и виноград снова опускается. А где это явление применяет человек? По этому принципу опускается и поднимается подводная лодка. Также рыбы плавают в толще воды или опускаются на дно и поднимаются на поверхность. |
Опыт 3. «Лимон»
|
||
-чай черный 50-100 мл. -лимон 1 шт -прозрачный стакан 50-100мл |
1.Приготовить стакан черного чая. 2.Опустить в него дольку лимона. Что изменилось? |
Изменился цвет чая. Он стал более светлым. Почему это произошло? Лимон содержит кислоту, которая вступает в реакцию с танином в чае, делая его светлее. Танин - это дубильное вещество, которое придает чаю его цвет. Когда танин реагирует с кислотой, он разлагается и становится светлее.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.