Мастер-класс «Творческая лаборатория «Есенину я строки посвящаю»
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения в рамках творческой лаборатории по созданию стихотворений о С. Есенине.
Задачи:
- познакомить педагогов с опытом работы творческой лаборатории в рамках программы внеурочной литературной деятельности «Ступени к Парнасу»;
- познакомить с технологией работы над созданием стихотворения о С. Есенине;
- обучить последовательности действий, использованию методов и приёмов при работе над оформлением иллюстрированного стихотворения.
Оборудование: компьютерная презентация, фотографии занятий творческих лабораторий, листы (формат А-3) с цветным фоном, конверты с материалом для сочинения и оформления стихотворений о С. Есенине, ножницы, ручки, листы бумаги, скотч.
Этапы мастер-класса:
1. Вступительная часть: сообщение темы, раскрытие цели и задач мастер-класса.
2. Теоретическая часть: знакомство с методами и приёмами творческих лабораторий, открывающих дверь в мир Есенинской поэзии, сопровождающейся показом презентации.
- Как научить детей любить наш язык, уметь пользоваться им, ценить каждое слово? Каждый учитель по-своему ответит на данные вопросы. Для меня таким ответом стала идея создания программы внеурочной литературной деятельности «Ступени к Парнасу», занятия которой проходят в виде творческих лабораторий в кабинете или на природе. На них дети учатся созидать, делясь на группы и выполняя разнообразные творческие задания.
- Иногда наши занятия проходят вместе с родителями, что позволяет мамам и папам, бабушкам и дедушкам не только сблизиться со своими детьми, но и глубже узнать их трудности, способности.
- На наших занятиях мы учимся постигать смысл каждого слова; знакомимся с творчеством как наших, так и зарубежных поэтов; встречаемся с современными рязанскими детскими писателями и поэтами; более углублённо осваиваем такие понятия, как «рифма» и «ритм», «средства художественной выразительности»; создаём иллюстрации и диафильмы к творениям любимых поэтов; организуем фотовыставки, учимся сочинять свои собственные стихотворения. Сколько радости, гордости и оживления появляется в глазах ребёнка за пусть ещё и небольшие, но написанные собственноручно им строки. А это приводит к желанию узнать больше, сотворить новое.
- И, конечно же, центральной темой наших занятий является знакомство с творчеством С. Есенина. А начинается оно с места, где поэт родился. С. Есенин часто признавался: «Я люблю Родину, я очень люблю Родину!» А Родина для поэта – прежде всего родная Константиновская земля с её неброской, но полной очарования природой. Леса, поля, рощи, холмы, цветы – были милы и дороги его сердцу. Поэтому организуем экскурсии в Константиново, дети должны своими глазами увидеть дом, школу, любимые детские места поэта, прикоснуться к дереву, посаженному Есениным, полюбоваться цветами, очаровавшими его, постоять на крутом берегу синеглазой Оки. Только пропуская всё это через себя, через свои эмоции, чувства, ощущения, дети смогут представить, что чувствовал поэт, и сами создают необыкновенные строки.
- Часто из-за недостаточного словарного запаса ребятам не хватает нужных слов, приходится немного подсказывать, что-то редактировать, но это нисколько не снижает детского интереса. Мои ученики являются лауреатами и победителями детских литературных конкурсов: «Мы ищем таланты», «Слово доброе посеять», «Начало» в номинации «Юные поэты» и «Книголюбы». Одна из моих учениц завоевала высшую награду «Гран-при» в Международном форуме «Одарённые дети – будущее планеты», проходившим в городе Москве в номинации «Глаголом жечь сердца людей». За четыре года мы с детьми выпустили сборник детских стихотворений, подготовили множество диафильмов и лирических видеороликов и один из них: «Есенину я строки посвящаю…» хочу представить вашему вниманию.
3. Практическая часть:
- Я предлагаю вам поучаствовать в одном из занятий нашей творческой лаборатории, попробовать себя в роли поэтов, приняв участие в создании стихотворения о С. Есенине. Необходимо сформировать три группы для иллюстрирования отдельных строк стихотворения. Вы получаете конверт с заданием, внимательно знакомитесь с его содержимым и работаете по предложенному в нём плану.
Раздача конвертов каждой группе с материалами для работы над созданием иллюстрированного стихотворения о С. Есенине.
4 Кульминация творческого процесса:
После завершения работы групп, выступающий собирает готовые макеты иллюстрированных страниц получившегося стихотворения и закрепляет на доске.
- Итак, перед нами готовый продукт нашей совместной творческой деятельности – стихотворение о С. Есенине.
Зачитывание получившегося стихотворения.
5. Подведение итогов:
- Для каждого Есенин свой и в каждой детской работе о нём не важно, каким они его увидели, главное, что они посвятили ему строки.
- А я хочу пожелать вам, дорогие коллеги, успехов на нашем нелёгком, но самом замечательном поприще! Не забывайте, только от вас зависит наш будущий духовный и интеллектуальный потенциал. Только от вас зависит, будет ли наша страна богата талантами! Спасибо за внимание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.