Мастер-класс "Использование АМО на уроках Окружающего мира
Оценка 4.9

Мастер-класс "Использование АМО на уроках Окружающего мира

Оценка 4.9
docx
13.03.2022
Мастер-класс "Использование АМО на уроках Окружающего мира
Мастер-класс на тему "Использование АМО на уроках окружающего мира"
Использование АМО на уроках окружающего мира.docx

                                      МБОУ Вяжинская ООШ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мастер-класс на тему «Использование активных методов обучения на уроках окружающего мира»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             Учитель начальных классов: 

        Бирюкова Л.И.

  

 

 

                                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         

 

                                         2021 год

 

 

 

 

Тема: «Использование активных методов обучения  на уроках окружающего мира»

мастер- класс подготовила

Бирюкова Любовь Ивановна, учитель начальных классов МБОУ «Вяжинской ООШ»

Цель: показать на основе опыта работы значимость активных методов обучения на уроках окружающего мира.

Задачи.

1. Разработка и подбор активных методов обучения к урокам.

2. Выявить положительные аспекты обучения с использованием активных методов обучения

3. Развитие творческой активности, инициативности, самостоятельности учащихся посредством применения активных методов обучения.

Ожидаемый результат: применение методов активного обучения в практике собственной деятельности.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор.

                                                 

                                                                    Ход занятия:

 

1. Приветствие

Уважаемые коллеги! Добрый день!

2. Проблемная ситуация

 Хочу предложить вам вспомнить Ваши школьные годы. Помните, как же нравилось играть с друзьями на переменках, и как огорчала необходимость читать скучные учебники? Сегодня ничего не изменилось, и дети точно так же хотят играть и не любят заниматься непонятными и неинтересными делами. Детям не нравится неподвижно и молча сидеть на длиннющих уроках, запоминать огромную массу информации. А вы помните, как Том Сойер искусно превратил скучное принудительное занятие по окраске забора в увлекательную игру? Для участия в которой, его приятели отдавали самые дорогие свои сокровища! (просмотрите видеоролик). 

Бен: Я всё яблоко тебе отдам!

Том (отдаёт кисть Бену с радостью на лице):

-Кто из присутствующих в зале может сказать, что отвечает Том Сойер?

- Итак, он говорит: Работа — это то, что человек обязан делать, а Игра то, чего он делать не обязан. И если бы игра превратилась в работу, то она потеряла бы всякий интерес.  Цель, содержание работы остались прежними – покраска забора, но как изменилась активность и качество работы?! Том Сойер – признанный мастер мотивации. Так и в уроке, учитель должен быть мастером мотивации. В этом ему могут помочь активные приёмы и методы. Сегодня я расскажу вам, как мотивирую детей через использование активных приёмов и методов и  представлю несколько активных методов, которые я использую в своей деятельности.

3. Формы работы с учениками.                                            

    Современный урок требует от нас абсолютно нового подхода к организации обучения. Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения. Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и становится активным участником образовательного процесса.

4. Идеи для деятельности учеников

Представьте, что вы находитесь на уроке окружающего мира в 4 классе.

Чтобы наш урок стал интересным, нам всем нужно хорошее настроение. А кто же знает самый лучший рецепт хорошего настроения?

Конечно же, самый лучший рецепт хорошего настроения – это улыбка.

 

На части не делится солнце лучистое,

И вечную Землю нельзя разделить,

Но искорку счастья – луча серебристого,

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

 

Учитель:

Улыбнитесь друг другу и подарите лучик солнца с пожеланием и кусочек хорошего настроения! И пусть оно сопровождает нас весь урок.

Детям задаётся такой вопрос:

У: Как называется наука, изучающая небесные тела?

Д: астрономия

У: А какие небесные тела вы знаете?

Д:

У: Отгадайте загадку:

Бегают вокруг огонечка

Шесть сыночков и две дочки.

 Промелькнут года и дни, Но не встретятся они.

Д: Планеты

У: Давайте попробуем сформулировать тему урока

Д: О планетах

У: Верно! Тема урока: Планеты Солнечной системы.

АМО выяснения целей, ожиданий и опасений

Цель: эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.

Методы: «Солнышко и тучка», «Фруктовый сад», «Дерево желаний», «Поляна снежинок», «Разноцветные листья», «Лето-осень», «Гроза- солнце», «Воздушные шарики», «Что у меня на сердце»

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0ecb/0008c15a-cea4e42f/2/img5.jpgМетод «Солнышко и тучка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель:

1.Формирование ожиданий обучающихся.

2.Поддержание познавательного интереса к предмету.

-Предположите, насколько успешной будет ваша работа, ваше сотрудничество  на уроке в паре. Предлагаю взять солнышко, если считаете, что хорошо справитесь с работой, а если сомневаетесь в успехе – тучку и прикрепить её на доску.

(Этот метод в развитии на уроке наглядно покажет продвижение (или нет) учащихся вперёд.)

Оценка результата: по количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников; по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения нового материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволять планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме.

На уроке по данной теме возможны варианты таких активных методов обучения, как

Моделирование

Заполнение таблицы

Игра

Синквейн

Кластер

5. Работа в парах, группах

Задания следующие:

1.     Составить модель солнечной системы. Расположить каждую из планет на своей орбите. (работа у доски с магнитами, или за партой, листок А4, клей)

https://i0.wp.com/netstorage-nur.akamaized.net/images/pogudx7dha4tnc7in.jpg


 

 

2.     Подготовить устный рассказ о планетах солнечной системы по плану, предварительно заполнив таблицу

 

 

 

Сравнительная характеристика планет Солнечной системы

 

                Физкультминутка
«Космос» Один, два, три, четыре, пять, (ходьба на месте)
В космос мы летим опять. (соединить руки над головой)
Отрываюсь от Земли, (подпрыгнуть) долетаю до Луны. (руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим, (покачать руками вперед-назад)
И опять домой спешим. (ходьба на месте)
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять, (хлопаем в ладоши) планеты будем мы считать.
К Солнцу ближе всех Меркурий, (загибаем пальцы на каждое название планеты)
На Венеру полюбуюсь,
Вот Земля — наш дом родной, Шар любимый голубой.
Мимо Марса пролетаю,
И Юпитер наблюдаю.
Вот Сатурн и Уран Показали кольца нам.
Вот Нептун, А вот Плутон,
Дальше всех от Солнца он.
Все планеты хороши, (хлопаем в ладоши) 

 

3.                        Составить «Синквейн» к слову Планета

 

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/11/11/s_5a06f83d0121b/img4.jpg

4.                        Составить кластер «Планеты Солнечной системы»

 

Метод «Составление кластера»

 

    Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.

Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.

 Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

 

http://5klass.net/datas/prirodovedenie/Informatsija-o-Solnechnoj-sisteme/0007-007-Klaster.jpg

 

 

6. Взаимодействие со зрителями

           6.1.    Игра «кубик Блума»

Каждый ребёнок, пришедший в начальную школу, окунается в ведущий вид деятельности под названием УЧЕБНАЯ, но при этом не прощается с ведущим видом деятельности ребёнка «Игра».  Ребёнок должен учиться через игру. Сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Кубик Блума».  Она взята мною из технологии критического мышления и активно используется на уроках. У меня в руках находится вот этот замечательный яркий кубик, на гранях которого написаны различные слова: объясни, назови, продолжи, почему, придумай, поделись. Я буду подкидывать этот кубик любому из вас, а ваша задача назвать громко слово, которое вам выпало. С него и начнётся вопрос по теме «планеты солнечной системы». Если вы вдруг затрудняетесь ответить на вопрос, вы можете попросить помощь зала. Итак, начинаем! - Назови звезду, вокруг которой вращаются планеты Солнечной системы?

-   Назови планету, на которой есть жизнь- Придумай другое название нашей планете.

-   Придумай вопрос соседу слева/ справа

-   Продолжи фразу «На планете Нептун нет…»

-   Продолжи фразу «Планета красного цвета – это …»

-   Объясни, как происходит смена дня и ночи на планете Земля.

-   Объясни, как происходит смена времён года на планете Земля

-   Поделись своим знаниями о звезде по имени «Солнце»

-   Поделись

-   Почему на других планетах нет жизни?

-   Почему 

Благодаря игре «Кубик Блума» я вызываю у детей:

1.     Активность

2.     Развитие речи

3.     Быстроту реакции

4.     Умение чётко и ясно формулировать свои мысли

А с методической точки зрения я могу применить этот метод на разных уроках и разных темах, а также на разных этапах: на актуализации знаний, на этапе первичного закрепления и на рефлексии

7. Активные методы подведения итогов:

АМО «Солнышко и тучка»

Цель: выявление уровня удовлетворенности своей работой на уроке.

- Наш урок подходит к завершению. Я предлагаю оценить свои достижения. Успешной ли была ваша работа на уроке. Если ваш успех превзошел ваши ожидания, то прикрепите на тучку солнышко. Если ожидания не оправдались, то прикрепите на солнышко тучку.

(Преобладание солнышек над тучками позволяет сделать вывод о том, что урок был плодотворным, интересным и цели были достигнуты).

8. Рефлексия Мастер - класса.

Сегодня мы с вами пережили вариант урока окружающего мира «Планеты Солнечной системы».

Пришло время оценить свою работу. Предлагаю вам всем вместе составить картину звёздного неба, но звёздочки у нас будут особенные.

- Если вам на нашем занятии было всё понятно, интересно, то поставьте жёлтую. А если не всё понятно, остались вопросы – красную. А если ничего не понятно, трудно было - синюю.

- Обоснуйте свой выбор, почему вы сделали именно так.

-Молодцы! Посмотрите, какое красивое у нас получилось звёздное небо!

 

Я продемонстрировала вам лишь некоторые применяемые мною активные методы и приёмы обучения на уроках окружающего мира. Разумное и целесообразное использование АМО вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций, значительно повышает мотивацию и эффективность обучения, создает атмосферу поиска. И завершить свою работу хотелось бы такими словами:

Помогут учителю вскоре:

Активные методы в школе

Урок необычно построить

 И знания детям дарить!

Игры, модели, таблицы

Кластеры, схемы, страницы.

 Сможет учитель внедрить,

Ведь так интереснее жить!

 

Литература.

1.     «Активные методы обучения». Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет», http://www.moi-universitet.ru/

2.     Амоношвили Ш.А.  Школа жизни. – М: Изд. дом Шалвы Амоношвили. 2000. – 143.

3.     Аристова Н. А. Роль медитации в жизни /Труды второй международной научной конференции “Мораль. Здоровье. Мир: Восток – Запад”. – СПб.: 1996. – 395 с.

4.     Интерактивная книга «Копилочка активных методов обучения», Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет»

5.     Яковлев И.М. Методика и техника урока. -М., 2003

 

 

 

 

 

 

 


 

МБОУ Вяжинская ООШ

МБОУ Вяжинская ООШ

Тема: «Использование активных методов обучения на уроках окружающего мира» мастер- класс подготовила

Тема: «Использование активных методов обучения на уроках окружающего мира» мастер- класс подготовила

Кто из присутствующих в зале может сказать, что отвечает

Кто из присутствующих в зале может сказать, что отвечает

У: А какие небесные тела вы знаете?

У: А какие небесные тела вы знаете?

Предположите, насколько успешной будет ваша работа, ваше сотрудничество на уроке в паре

Предположите, насколько успешной будет ваша работа, ваше сотрудничество на уроке в паре

Подготовить устный рассказ о планетах солнечной системы по плану, предварительно заполнив таблицу

Подготовить устный рассказ о планетах солнечной системы по плану, предварительно заполнив таблицу

Составить кластер «Планеты Солнечной системы»

Составить кластер «Планеты Солнечной системы»

Взаимодействие со зрителями 6

Взаимодействие со зрителями 6

Быстроту реакции 2. Умение чётко и ясно формулировать свои мысли

Быстроту реакции 2. Умение чётко и ясно формулировать свои мысли

Литература. 1. «Активные методы обучения»

Литература. 1. «Активные методы обучения»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2022