Мастер-класс «Использование кроссенс- технологии при работе с детьми»
Оценка 4.6

Мастер-класс «Использование кроссенс- технологии при работе с детьми»

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
другое
20.08.2020
Мастер-класс «Использование кроссенс- технологии при работе с  детьми»
Мастер-класс «Использование кроссенс- технологии при работе с детьми»
КРОССЕНС.doc

 

 

Добрый день, уважаемые коллеги!

Вашему вниманию я хочу представить мастер- класс по  теме

«Использование кроссенс- технологии при работе с  детьми»

 

Урок — сложное педагогическое явление. Четвертое столетие живет, существует. За это время многие ценности переменились. Появились новые цели  и новые средства образования. Сегодня в основе урока лежит системно-деятельностный подход. Мотивация ставится во главе угла этого подхода.  А реальная ценность урока — его результат. 

 

Как сочетать  требования времени, традиционное и новое?

Качество обученности зависит от способностей детей, их желания учиться. А также от педагога, его отношения к учебному предмету и детям.

 

Интерес у школьников можно пробудить или путем использования нестандартного содержания заданий или с помощью необычных форм работы. Сейчас огромную значимость приобретают проблемы компоновки знания  и оперативного его использования. Информации очень много и усваивается она лучше тогда, когда  «запечатлевается» в памяти. 

 

Все мы умеем слышать, видеть, чувствовать, понимать. Правда, мало обращают внимание на то, что каждый из нас пользуется не всеми данными ему природой инструментами, а лишь избранными.

То есть, необходимо учитывать особенности восприятия информации.

Принято выделять 4 канала:

·       визуальный (зрительный ряд),

·       аудиальный (звуковой и словесный ряд),

·       кинестетический (ощущения, эмоции, вкус, запах),

·       внемодальный (логическое понимание информации).

 

 В ФГОС при обозначении требований к личностным, предметным и метапредметным результатам обучающихся отмечается значимость визуализации мыслительной деятельности. 

Визуализация— это представление информации  в виде рисунков и фотографий, графиков, диаграмм, структурных схем, таблиц, карт, кроссенсов.

 

-- Что же такое "Кроссенс"?

 Слово "кроссенс" придумано авторами по аналогии со словом "кроссворд". Когда мы отгадываем кроссворды, то видим пересечение слов, а кроссенс с английского означает "пересечение смыслов".

Кроссенс – это загадка, головоломка, ребус.

Кроссенс -  это набор картинок. Связи, между которыми могут быть как поверхностными, так и глубинными.

Объекты нашего мира многомерны во многих смыслах,

и именно на пересечении этих смыслов часто открываются крупицы истинного знания, новые свойства или скрытые глубины.

 

ПЕРЕСЕКАЙТЕСЬ ЧАЩЕ!

 

Л. Н. Толстой говорил: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать...».

Так вот кроссенс - это отличное упражнение для развития мотивации, логического и неординарного творческого мышления.

 А пока я попрошу аудиторию хором ответить на мои вопросы.

- Какого цвета чистый лист бумаги?   (Белого)

_- Какого цвета падающий снег?   (Белого)

-Что пьёт корова?   ( Молоко) ( Воду)

-Конечно , корова пьёт воду, но некоторым  не задумываясь хотелось сказать  «молоко». Почему же так произошло? У Вас возникла ассоциация со словом «белый».

}  Образы тесно связаны  с ассоциациями, рождающимися в мыслях  в ответ на эмоциональный раздражитель.

}  Образы могут формироваться на основе различных источников – речи, текста, изображения, звука, видео.

Какова идея  технологии?  Объединить понятия, слова и образы воедино.

 

-Этот прием разработан нашими соотечественниками

 Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и

Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом.

 

Кроссенс впервые опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь".

Используя  данный вид работы у детей появляется интерес, стимул.

Работа трудна,  но достаточно  увлекательна.

Давайте рассмотрим алгоритм составления кроссенса.

 

Перед вами несколько картинок.

Картинка - ключ, замок, дверь.

- Как вы думаете, как между собой связаны эти картинки?

- есть ключ, ключ от замка, замок открывает дверь.

Это простой вариант чтения кроссенса.

 

Следующая картинка Геракл и овёс.

-Подумайте, что общего между Гераклом и овсом?

(римское имя Геракла – Геркулес - Овсяная каша «Геркулес»)

 

Но возможны и другие варианты ответов:

• Геракл чистил  авгиевы конюшни, коней кормят овсом.

• Чтобы победить Геракла и скосить овес – нужно потрудиться.

 

- Как же создается кроссенс?   

- Это поле из 9 четырехугольников, в которых помещены изображения. Каждое изображение связано с предыдущим и последующим по смыслу.

- Для начала нужно определить тему.

- Подобрать картинки, имеющие отношение к данной теме.

- Объяснить связи между ними.

Разгадывая кроссенс , нужно читать слева направо и сверху вниз. Получается цепочка, завёрнутая «улиткой» ,Начать  читать можно как  с первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5. Серединная картинка может быть связана по смыслу с несколькими. Это один вид чтения кроссенса - по периметру, а также по центральному кресту между квадратами 2-5, 6-5,  8-5 и 4-5.

 

 

1

 

2

 

3

 

 

8

 

9

 

4

 

 

7

 

6

 

5

 

 

- Я предлагаю всем вместе разгадать кроссенс, который используется  на уроке окружающего мира в 4 классе, как формулировка темы урока, постановка цели урока (найдите связь между изображениями и определите тему урока; определите, что мы будем делать)  При этом используется  фронтальная форма работы. 

 

1http://krascavs.ru/assets/images/content/kids_train.jpg

 

2

http://demiart.ru/forum/uploads4/post-12561-1257687960.jpg

 

3

8

?

 
9

 

4http://www.profil-stal.ru/sites/default/files/kr5_0.jpg

7

http://icons.iconarchive.com/icons/succodesign/love-is-in-the-web/512/heart-icon.png

http://i4.istockimg.com/file_thumbview_approve/32452320/5/stock-illustration-32452320-test-tube-with-blood.jpg

5

http://sitewater.ru/images/water_drop_bg.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Объяснения  группы)

1.     Поезд. На нём отправляются в дорогу.

2.     Поезд идёт по рельсам – железная дорога. Железнодорожный путь.

3.     У реки тоже есть свой путь – русло.

4.     Из реки вода попадает в водопроводную трубу.

5.     Из неё вода попадает в дом. Капля за каплей  собирается в единый поток и бежит из крана.

6.     Вода – жидкость. Кровь человека – это тоже жидкость.

7.     Кровь имеет красный цвет. Сердце тоже красное.

8.     Сердце – орган человека.

Учитель:

- Какая же связь между картинками, образующими «крест»? Что изображено на картинках, образующих крест?  – кровь, человек, путь, водопроводная труба (кровь в организме человека проходит путь по своим «трубам»).

Учитель:

- Какова же будет тема сегодняшнего урока? (Путь крови.)

 

 

- Учитель может составить кроссенс сам, а может предложить составить его детям. Создание обучающимися собственного кроссенса – более сложная работа. Но, как показывает практика, дети справляются и с этой задачей, если учитель заранее подберет необходимые картинки, а ученикам останется лишь связать их по смыслу и, дойдя до центрального квадрата, определить тему кроссенса, а значит и тему урока.

 

 

 

 

Кроссенсы можно применять на различных уроках.(слайды)

 

Как составить кроссенс? (слайды)

 

 

- Когдаже применяется кроссенс?

Применение кроссенса на уроке разнообразно, и его можно использовать:

- при формулировке темы и цели урока;

- при изучении нового материала, в качестве постановки проблемной ситуации;

как способ организации групповой работы при закреплении и обобщении изученного материала;

- при подведении итога работы на уроке.

      

Полностью урок можно построить в форме кроссенса, то есть девять элементов кроссенса могут представлять собой структуру урока.

 

          Для педагога кроссенс – это хороший способ углубить понимание уже изученной темы; это возможность показать практическое применение знаний и связь изученного с жизнью; это возможность установить связь с выбранной профессией.

.

Не стоит упускать из виду и огромный воспитательный потенциал «Кроссенсов». Они могут быть составлены по теме классного часа, праздничного мероприятия, юбилейной даты. Они могут стать способом организации коллективного творческого дела.

Данный кроссенс может быть использован как формулировка темы  кл. часа, постановка цели кл часа.

-Ваша задача – объяснить кроссенс: определить о чем идет речь, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2http://gamejulia.ru/images/i/kroshka-enot.jpg

3http://drupal.ru/files/bread_crumbsjpg.jpg

8

9

4

7

6http://900igr.net/data/tsvet-i-forma/Krug.files/0030-021-Vozdushnyj-sharik.jpg

5http://www.playcast.ru/uploads/2014/06/10/8890903.png

 

 

Вот что у нас получилось:

1 - «Улыбка» - результат хорошего настроения, с улыбки мы начали урок.

2 – Всем известно, что дружба начинается с улыбки (песня об этом звучала в мультфильме «Крошка Енот»).

3 – Енот – крошка и при разламывании хлеба, булок тоже бывают крошки.

4 – Крошки хлеба лучше не выбрасывать, а посыпать в кормушку, чтобы помочь птицам зимой.

5 – Помогла мальчику справиться с недугом и девочка Женя из сказки Валентина Катаева «Цветик – семицветик».

6 – Она отрывала лепестки и они летели, как может лететь воздушный шарик.

7–Шарик – это предмет, но может быть кличкой собаки.

8–собака – друг человека.

9 – у человека тоже есть друг.

 

Делаем вывод: Вероятно,  на уроке  ( кл.часе)  речь пойдет о дружбе.

 

Кроссенс для учеников развивает логическое и образное мышление, способность  к самовыражению, инициативность, креативность , повышает мотивацию и отражает глубину понимания темы. А это значит, при работе с этим приёмом мы затрагиваем и процесс комбинаторики. Важно также отметить, что ассоциативное направление является одной из главных теорий в проблеме изучения памяти. Без этих связей невозможна нормальная психическая деятельность ребенка.

 

Приём «Кроссенс» отвечает следующим принципам:

•        Научность: имеет научное обоснование;

•        Эффективность: даёт гарантированные результаты уже с первых дней их применения;

•        Гуманность: улучшает качество образования и облегчает процесс учения;

•        Универсальность: применим для преподавания разных учебных предметов,  пригоден для разных ступеней обучения, а также для обучения детей с разным уровнем развития;

•        Креативность: направлен на развитие неординарного творческого мышления.

А это значит, приём «Кроссенс» помогает формировать все виды универсальных учебных действий.

Сегодня учитель изначально думает, к какому результату прийти. Он не заставляет запоминать, а заставляет думать, используя различные технологии, приемы. Работа по технологии кроссенс трудна, но достаточно интересна.

Какую бы программу или технологию мы ни выбрали, давайте помнить, что главное наше призвание — это дети, наше будущее. А каким оно будет, во многом зависит от нас.

Я благодарю вас за внимание, активность и желаю всем успехов и профессионального оптимизма, а главное  здоровья!

Спасибо за внимание!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Добрый день, уважаемые коллеги!

Добрый день, уважаемые коллеги!

Кроссенс - это набор картинок

Кроссенс - это набор картинок

Давайте рассмотрим алгоритм составления кроссенса

Давайте рассмотрим алгоритм составления кроссенса

Я предлагаю всем вместе разгадать кроссенс, который используется на уроке окружающего мира в 4 классе, как формулировка темы урока, постановка цели урока (найдите связь между…

Я предлагаю всем вместе разгадать кроссенс, который используется на уроке окружающего мира в 4 классе, как формулировка темы урока, постановка цели урока (найдите связь между…

Объяснения группы) 1.

Объяснения группы) 1.

Кроссенсы можно применять на различных уроках

Кроссенсы можно применять на различных уроках

Вот что у нас получилось: 1 - «Улыбка» - результат хорошего настроения, с улыбки мы начали урок

Вот что у нас получилось: 1 - «Улыбка» - результат хорошего настроения, с улыбки мы начали урок

Приём «Кроссенс» отвечает следующим принципам: •

Приём «Кроссенс» отвечает следующим принципам: •

Мастер-класс «Использование кроссенс- технологии при работе с детьми»

Мастер-класс «Использование кроссенс- технологии при работе с  детьми»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.08.2020