Алматинская область Карасайский район
КГУ « Средняя школа имени К.Сатпаева»
Мастер- класс «Мастер- класс « Развитие предметных компетенций : опыт , поддержка, инициативы»
Учитель русского языка и литературы:Ахмедова Л.А.
2024 г
Немногие умы гибнут от износа, по большей части они ржавеют от неупотребления.
Кристиан Нестел Боуви
1. Презентация .Слайд №1
Говоря о современной школе, отметим, что школа постоянно испытывает преобразования.
Школа меняется.Меняется контингент учащихся.Меняются социальные запросы общества.Поэтому учитель должен идти в ногу со временем. Каким должен быть учитель настоящей школы? ( Вопрос к аудитории) .Все верно.
Тогда напрашивается вопрос : а соответствуем ли мы с вами требованиям современного учителя.Какого ? Компетентного во всех вопросах.
Отсюда вытекает понимание слова компетентный учитель?
Компетентность учителя – это синтез профессионализва, творчества и искусства. Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле.Аристотель
А компетентный предметник?
Размышляя на данную тему , обратимся к презентации Слайд №2,3
Компетенция – совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы.
Компетенция – возможность установления субъектом деятельности связи между знанием и ситуацией, или способность найти, обнаружить ориентировочную основу действий, процедуру, необходимую для разрешения проблемы в конкретной ситуации.
Специфика компетентностного обучения состоит в том, что усваивается не «готовое знание», кем-то предложенное к усвоению, а «прослеживаются условия происхождения данного знания». Подразумевается, что ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задач. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский характер, сама становится предметом усвоения. Другими словами, компетентностный подход предполагает, что учить следует не просто конкретным «застывшим» знаниям; следует «учить учиться».
Текстоцентрический подход- подход , использующий как основополагающую единицу организации образовательного процесса текст.
Компетенции, над которыми должен работать учитель- словесник определены на слайде №4.
Предметные компетенции учителя русского языка состоят из следующих направлений:
1. Помогать учащимся овладевать учебными навыками и умениями;
2. Воспитывать эмоционально-ценностного отношения к языку, пробуждать интерес к слову, стремиться научить правильно говорить и писать на родном языке.
3. Формировать умение работать в сотрудничестве, взаимодействовать с окружающими людьми, получать необходимую информацию.
4. Развивать коммуникативную компетентность учащихся в урочной и внеурочной деятельности.
И , как Вы понимаете, ключевая компетенция- коммуникативная.Сегодня нас ориентирует на это госстандарт, порядок и правила проведение ЕНТ, качество знаний учащихся.Слайд №5
В арсенале учителя богатое разнообразие современных образовательных технологий.
Учителя русского языка стараются строить свою работу на уроках так, чтобы были задействованы различные умения и навыки учащихся, а именно:
1.Свободная
работа с текстами разных стилей, понимание их специфики; владение навыками редактирования
текста, создания собственного сочинения.
2.Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение
информационно-смыслового анализа текста;
3.Владение монологической и диалогической речью;
4.Создание
письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную
информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно);
5.Составление плана текста , тезисов, конспекта;
6.Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов;
7.Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»);
выбор и использование выразительных средств языка;
8.Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие
базы данных.
Совершенствование профессиональных компетенций учителя
русского языка и литературы.
Профессиональная компетентность учителя представляет собой совокупность профессионально-педагогических компетенций, в которую входят:
- социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью к решению профессиональных задач;
- коммуникативная и профессионально-коммуникативная компетенции;
- общепедагогическая профессиональная компетенция (психолого-педагогическая и методическая);
- предметная компетенция в сфере учительской специальности;
- профессиональная самореализация.
Таким образом, главная цель компетентностного подхода на основе текстоцентрического анализа в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения и поведения .
Слайд №6
Говоря о практике работы , устной и письменной, мы опираемся на тексты. «Слово приобретает свой смысл только во фразе, но и сама фраза приобретает свой смысл только в контексте абзаца, абзац - в контексте книги, книга - в контексте всего творчества автора» Л.С.Выготский.
Итак , В основе объекта изучения лежит текст.Текст с разных точек изучения: слушание и чтение , говорение и письмо.Что формирует :
• 1.Мотивация к чтению
• 2.Определение идеи
• 3.Выражение своего мнения
• 4.Анализ языковых особенностей
• 5.Анализ структуры
• 6.Определение авторской позиции
При рассмотрении исследования вопросов:
• 1. стиль
• 2.жанр
• 3.тип речи
• 4.лексика
• 5. Вывод
Но давайте рассмотрим не просто текст в отрыве от взаимодействия, в отрыве от контекста, а систему подачи на уроке.
Слайд №7
Какие они бывают ? Как с ними работать так, чтобы они были предметом исследования ученика ? Как организовать работу с текстом , чтобы она перешла на более новый уровень -преобразование ЗУН в функциональную грамотность ?
Слайд №8 ПРЕЗЕНТАЦИЯ №2
Слайд №9 Составьте алгоритм работы с текстом.( Раздать тексты)
Слайд №10 Соотнести с полученным результатом.
Работа с текстом как средство формирования
коммуникативной компетентности
«Слово приобретает свой смысл только во
фразе, но и сама фраза приобретает свой смысл только в контексте абзаца, абзац
- в контексте книги, книга - в контексте всего творчества автора»
Л.С.Выготский
Комплексный анализ текста любого типа
1.Выразительно прочитайте текст
2.Подчеркните ключевые слова.
3.Определите тему текста, аудиторию и идею.
4.Определите тип речи.
5.Составьте схему текста.
6.Определите стиль текста и жанр .Найдите доказательства.
7.Определите специфику некоторых выражений.
8.Определите выразительные средства языка и их роль
9.Определите синтаксические особенности текста.
10.Выполните разбор по составу слова «……».
11.Дайте определение лексического значения слов « духовные « ценности
12.Подберите синоним к слову»ценности.»
13.Выявите позиции дебатов на данную тему.Приведите аргументы
своей позиции.
Какие тексты используются в процессе обучения?
- Составные множественные тексты
• Содержащие несколько сплошных текстов
• Объединяющие сплошные и несплошные тексты:
• Карты
• Схемы
• Диаграммы
• инфографика
-Тексты повседневной жизни
• Учебный текст
• Статья газеты
• Энциклопедия
• Материалы чата
• Инструкции
• Билеты
-Тексты общественной жизни
• Тексты , формирующие принятие решения, позиции
• (публицистического стиля)
Слайд № 12. СОР за раздел» Вода в жизни человека»
Цель: 8.2.7.1 Извлекать и синтезировать информацию из различных источников,
определяя ее актуальность, противоречивость, достоверность, целевую аудиторию.
Текст№1 Роль воды в
жизни человека
Вода — удивительная жидкость. У неё нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха.
Калорийность воды равна нулю. Некоторые люди называют её настоящей загадкой. В
воде удивительным образом сочетается как простота, так и сложность. Казалось
бы: в молекуле воды всего три атома — один кислорода, и два водорода. Тем не
менее, учёным всё ещё не ясно до конца, как действуют эти молекулы. Но точно
известно одно: не будет воды — не будет и жизни на Земле. Вода в жизни человека
играет огромную роль. Без неё не проживут ни люди, ни растения, ни животные. Ни
огромный слон, ни микроскопические бактерии не обойдутся без этой живительной
жидкости. Каждый живой организм примерно на 80 % состоит из воды. Без неё не
вырастет урожай на полях, а соответственно — не будет продуктов питания. Итак,
совершенно очевидно: без воды жизнь на планете быстро бы прекратилась, и
заменить её нам было бы нечем.
Задание учителю : по алгоритму выполнить анализ текста, осветив все
предметные компетенции
Слайд №13
Стратегия РАФТ.Задание: Проанализируйте содержание.Определите актуальность, противоречивость, достоверность и целевую аудиторию.Представьте ответ в виде письма по стратегии РАФТ
Текст: Антуан де Сент Экзюпери: Вода! У тебя нет ни вкуса,ни цвета,ни запаха,тебя не опишешь,тобою наслаждаешься, не понимая,что ты такое.Ты не просто необходима для жизни,ты и есть жизнь. С тобой во всем существе разливается блаженство,которое не объяснить только нашими пятью чувствами. Ты возвращаешь нам силы и свойства, на которые мы поставили уже было крест. Твоим милосердием снова отворяются иссякшие родники сердца. Ты-величайшее в мире богатство,но и самое непорочное-ты,столь чистая в недрах земли.Можно умереть подле источника,если в нем есть примесь магния. Можно умереть в двух шагах от солончакового озера. Можно умереть, хоть и есть два литра росы, если в нее попали какие-либо соли.Ты не терпишь примесей,не выносишь ничего чужеродного,ты-божество,которое так легко спугнуть...Но ты даешь нам бесконечно простое счастье.
Слайд №14 Составьте денотатный граф к тексту
Слайд№15 Составьте органайзер или Портрет на стене по данному тексту
Слайд №16 Метод 6 шляп Э.де Боно
Презентация работы групп учителей
Рекомендации
u Учителю:
u -Подбор интересных текстов
u -Больший упор на тексты из нескольких источников
u -широкое использование несплошных текстов
u Интеграция информации для создания выводов, оценки качества и достоверности источников
u Определение противоречий в разных источниках
u Чтение электронных текстов на компьютере
Ученику:
1.Работая с 2 текстами, надо определить гипотезы в каждом тексте.
2.Соотнести их с темой и заданием написания эссе.
3.Сформулировать свою гипотезу или гипотезы из одного из текстов.
4.Подобрать из обоих текстов аргументы и контраргументы к избранной гипотезе.
5.Подобрать примеры( из текста, из др.источника, из личного опыта)объема
6.Сформулировать вывод(своими словами, из текста, цитату как заключение).
7.Откорректировать в соответствии с требованиями объема текста
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.