Мастер класс с элементами тренинга «Методы и приёмы формирования навыков конструктивного разрешения конфликтов и развития коммуникативных компетенций из опыта работы КВД»
Цель: Обогащение педагогического опыта по умению формирования навыков конструктивного разрешения конфликтов и развития коммуникативных компетенций у воспитанников с интеллектуальными нарушениями.
Ход. Теоретическая часть.
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня моё выступление пройдёт в формате мастер класса с элементами тренинга, в ходе которого мы с вами попробуем отработать некоторые методы и приёмы формирования навыков конструктивного разрешения конфликтов и развития коммуникативных компетенций у детей с интеллектуальными нарушениями. Для работы мне потребуются помощники, творческая группа, 6 человек.
Коллеги рассаживаются на места.
Воспитатель: Уважаемые коллеги, что у нас ассоциируется с понятием «конфликт»
Коллеги: столкновение, агрессия, оскорбления, рукоприкладство и т.д.
Воспитатель: Конфли́кт— наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, происходящих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки общечеловеческих ценностей, правил и норм.
Воспитатель: Каковы причины конфликтов, конфликтных ситуаций у детей с интеллектуальными нарушениями.
Коллеги (ответы): -межличностное общение у детей с интеллектуальными нарушениями очень нестабильно;
- негативное слово или жест в их адрес, и у ребенка с интеллектуальными нарушениями может случиться приступ агрессии;
- из-за недоразвития эмоционально-волевой сферы;
- неблагоприятная обстановка в семье и физические наказания;
- недостаток воспитания;
- демонстрация агрессивного поведения в семье и его подкрепление и т.д.
Воспитатель: Как чаще всего проявляют агрессию девочки? А как мальчики?
Коллеги: Девочки проявляют в большинстве случаев лишь вербальную агрессию (агрессия в речевой форме), в то время как мальчики с интеллектуальными нарушениями чаще всего прибегают к физической агрессии.
Воспитатель: Хорошо. А сейчас давайте разберём ворую часть нашего вопроса. Что мы понимаем под понятием «Коммуникативная компетенция детей с интеллектуальными нарушениями»?
Коллеги (ответы): Под коммуникативной компетенцией воспитанников понимается желание вступать в контакт с окружающими; умение организовать общение, умением слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации; знание норм и правил, необходимых для общения с окружающими.
Воспитатель: Хорошо, спасибо. А сейчас, уважаемые коллеги, мы можем сделать с вами вывод, что из-за слабо развитых коммуникативных навыков и умений у воспитанников с интеллектуальными нарушениями чаще вступают в конфликт и не умеют конструктивно размещать конфликтные ситуации? Можем утверждать, что коммуникативная компетенция воспитанников – это база для дальнейшей их социализации?
Коллеги (ответы): Да.
Воспитатель: Основными задачи ФГОС и Основной адаптивной образовательной программы является развитие коммуникативных навыков и умений воспитанников с интеллектуальными наращениями для дальнейшей социализации и адаптации в социуме. Над чем собственно говоря мы с вами и работаем. Сегодня я хочу поделиться своим опытом и практикой «Методы и приёмы формирования навыков конструктивного разрешения конфликтов и развития коммуникативных компетенций в рамках клуба выходного дня.
Практическая часть.
Воспитатель: В рамках клуба выходного дня в своей работе для развития коммуникативных навыков и умений я стараюсь использовать разные методы:
- Наглядные методы; (рассматривание картин и закрепление словаря)
- Словесные методы; (Чтение, беседы, пересказ)
- Практические методы; (дидактические, хороводные игры)
- Репродуктивные методы; (рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть)
- Продуктивные методы(обобщающие беседы, круглые столы, проэкты)
- Объяснение;
- Игровые приемы и тд.
Сейчас моя творческая группа поможет продемонстрировать некоторые методы в моей работе.
1. Словесный метод. «Пресс-конференция»
Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые навыки и умения.
Суть игры: все дети группы участвуют в пресс-конференции на любую тему (например: «Твой выходной день», «Урок математики», «День рождения друга», «В столовой» и др.).
Один из участников пресс-конференции «гость» (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы детей.
2. Практические метод.
Игра «Теремок»
Цель: развить умение вступать в процесс общения, развивать монологическую речь и ориентироваться в ситуациях общения, умение пользоваться вербальными и невербальными средствами.
Суть игры: Один из участников становится Мышкой-Норушкой и заходит в импровизированный теремок. Все остальные участники по очереди представляются животными (возможно овощами, фруктами, предметами интерьера и т.п.) и объясняют почему их можно пустить жить в теремок.
Воспитатель: игровой метод очень нравится детям и игр на развитие коммуникативной активности очень много. Здесь нужно учитывать возраст, ситуацию, задачи и желаемый результат.
3 Продуктивный метод. Рефлексия.
Игра «Живая шляпа». (шляпа)
Дети под музыку передают шляпу по кругу, когда заканчивается музыка, тот у кого в руках осталась шляпа, анализирует своё поведение за весь день и даёт оценку другим ребятам в группе, здесь нужно уточнить, что именно оценку поведению, а не личности ребёнка.
Работа творческой группы.
Воспитатель: Развитие коммуникативной компетентности воспитанника – актуальная задача воспитательно-образовательного процесса школы. Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание. Вот лишь некоторые методы и приёмы по формированию коммуникативной компетенции у воспитанников. К сожалению, как бы мы с вами не старались, конфликты в детской среде не редкость, и они случаются. Мы не будем сейчас уходить в структуру конфликта, а отработаем методы и приёмы по умению их конструктивно разрешать.
Важно помнить, если между детьми случился конфликт, необходимо дать возможность детям самостоятельно его разрешить, это будет их социальный опыт. Если же мы понимаем, что воспитанники не справляются, активно подключаемся.
Одна из активных технологий, которой я пользуюсь в своей практике это «Дебаты»
Дебаты – современная педагогическая технология, представляющая собой особую форму дискуссии, которая проводится по определенным правилам. В то же время, дебаты – целенаправленный и упорядоченный, структурированный обмен идеями, суждениями, мнениями. Автором данной технологии является Карл Поппер.
При дебатах конфликтующие не перебивают друг друга, внимательно слушают. Воспитатель следит за эмоциями, высказываниями, задаёт необходимые вопросы, чтобы разрешить конфликт.
Приглашаю 2 воспитателей присесть на стулья, друг против друга.
Воспитатель: Давайте представим такую ситуацию. Амир ударил Максима за то, что Максим сказал, что его мама не красивая.
Отрабатываем дебаты с творческой группой.
Вопросы:
1. Амир, что произошло?
2. Что побудило тебя ударить Максима?
3. Какие чувства ты испытывал, когда Максим сказал плохо о твоей маме?
4. Максим, что произошло?
5. Ты понимаешь, Максим за что тебя ударил Амир?
6. Максим, тебе было бы приятно, если бы Амир или кто- то другой сказал плохо о твоей маме? Какие бы чувства испытал ты?
7. Максим. Как ты считаешь, в чем ты был не прав?
8. Амир, как ты считаешь, в чем ты был не прав?
9. Как мы с вами можем разрешить ваш конфликт?
10. Дети извиняются, за то в чём были не правы, встают, жмут друг другу руки.
Воспитатель: Идеальный исход дебатов – это понимание конфликтующих, из-за чего произошёл конфликт, адекватная оценка своего поведения, компромисс и взаимное извинение.
Воспитатель: как ещё я развиваю умение у воспитанников конструктивно разрешать конфликт?
Практический метод. Игра практикум. «Конфликтные карточки»
Цель: отработка навыков медиации и разрешения конфликтов.
Описание: Участникам раздаются карточки с описанием конфликтных ситуаций. Они разбиваются на группы по три человека: двое участников представляют стороны конфликта, а третий выступает в роли медиатора. Медиатору предстоит помочь сторонам найти общее решение, задавая вопросы и предлагая альтернативы. После окончания упражнения участники могут обсудить, какие стратегии оказались наиболее эффективными.
Воспитатель (зачитывает): Ребята, представьте такую ситуацию. Урок математики, контрольная работа. Ученикам необходимо было начертить квадрат, у Серёжи не было линейки, и он попросил её у Васи. Вася отказал Серёже, сказав, что сам ещё не выполнил задание. Серёже это не понравилось, он встал, выхватил линейку у Васи в результате чего развязался конфликт.
Воспитатель: Ребята. Давайте обыграем и разберём данную конфликтную ситуацию. 2 участника обыгрывают конфликт, третий выступает в роли медиатора.
Работа творческой группы
Воспитатель: Данный приём развивает у детей умение конструктивно разрешать конфликт, выступать в роли медиатора (примирителя).
1. Правильно оценивать ситуацию. Порой дело пахнет жареным еще до разгара конфликта — важно это замечать и оценивать риски. Например, чтобы защитить друга, драться не всегда разумно — можно, например, позвать взрослого. А в ситуациях, когда в группе начинается ссора, — отойти в сторону и не участвовать.
2. Использовать слова, чтобы договориться. Объясняю, что мы можем проговаривать все, с чем не согласны, всё что нам не нравиться. Побуждаю обходиться без ругани и драк, учу говорить и высказываться, когда вместо «ты не прав», говорить «я расстроен твоими действиями, потому что...». Это помогает понять другому ребёнку, что его не обвиняют, а просто делятся своими чувствами.
3. Быть гибким значит использовать разные способы. Уступить, пойти на компромисс, промолчать, попытаться поговорить или решить спор в спортивном состязании. Чтобы воспитаннику было проще, можно заранее проговорить с ним разные варианты разрешения конфликта: предложить подумать самому или поделиться личным опытом.
4. Обращаться к авторитетам, чтобы рассудить спор, конфликт. Не все дети готовы решать конфликты при взрослых, но можно использовать аргумент опыта: взрослый больше разбирается в жизни и может быть арбитром. Важно, чтобы этого человека все уважали и доверяли ему: это может быть воспитатель, завуч, соц. психолог или например, учитель физкультуры.
5. Управлять гневом. Если конфликт заходит далеко и кровь приливает к голове и кулакам, нужно его снижать. Самый простой способ — дышать. Можно пробовать разные техники дыхания, но проще всего научить ребенка делать глубокий вдох и выдох по счету. Если дыхание не помогает, отвлечься, пройтись, заняться любимым делом, побегать, послушать музыку, подтянуться на турнике. Даже небольшая активность снизит злость и тревогу.
6. Уходить в случае опасности. Безопасность превыше всего — это важно постоянно проговаривать в разговоре с воспитанниками. Беречь своё здоровье, думать о родителях, за причинённый вред здоровья другим воспитанникам можно понести ответственность. Важнее прожить долго и быть здоровым, чем быть смелым один раз. Если понимаешь, что сейчас будет серьезная драка, нужно уйти и позвать взрослого.
Воспитатель: Если конфликт нарастает, причинён вред здоровью кому то из воспитанников, применяю административно-силовой метод: это когда на воспитанника пишется докладная, где уже привлекается администрация, психолог, социальный педагог и родители. Конфликтная ситуация вносится в дневник наблюдения воспитанника.
Разрешение конфликта во многом зависит от умения воспитателя вовремя заметить момент перерастания разногласия, дискомфорта в конфликтную ситуацию, вмешаться и сделать всё что бы избежать конфликт между воспитанниками.
Воспитатель: У меня всё, я благодарю творческую группу за участие, всех присутствующих. Если вам было интересно, и моя информация была для вас полезна. Попрошу вас просто улыбнуться. Любите всех! Берегите каждого! Спасибо.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.