Тема: «Мастер- класс по изготовлению дидактических материалов для повышения уровня языковой компетенции детей –инофонов в рамках предметного обучения в начальной школе»
Девизом нашей секции могут быть слова китайской мудрости:
Расскажи - и я забуду,
Покажи - и я запомню,
Дай попробовать - и я пойму.
В рамках нашей секции мы не только слушали, иначе бы мы все забыли, но мы погружались в иноязычную среду, принимая участие в тренинге, а еще нам предстоит пробовать изготовить дидактическое пособие для детей – инофонов и лингвов.
Я и мои коллеги, которые пришли на это мероприятие, без сомнения уже используют многие методы и приемы, о которых мы сегодня услышали в первой части секции, при общении и обучении детей иностранцев.
Я вас познакомлю с еще одним методом, достаточно молодым, о котором не было упомянуто , но который мы уже используем в своей работе. Это метод- Лэпбук (lapbook).
Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе – это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста.
Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду трансформируется в интересную для детей, специально организованную воспитателем специфическую детскую деятельность, подразумевающую их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков.
В целях повышения профессиональной компетентности педагогов в области поддержки детской инициативы и развития познавательных способностей дошкольников, на основе использования одного из видов практической деятельности, является технология лэпбукинг.
«Лэпбук» - это самодельная интерактивная тематическая папка с кармашками, окошками, дверками, подвижными деталями, вставками, в которой находится систематизированный материал, который предназначен для изучения, закрепления и повторения знаний, в том числе и иллюстрации в виде рисунков, буклетов, небольших текстов, в любой форме по какой-то определенной теме, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему желанию.
«Лэпбукинг» - американская технология. Термин "Лэпбук" был впервые введен мамой и писателем из Вирджинии (штат США) Тэмми Дюби, которая использовала в домашнем обучении своих детей данное средство для систематизации информации. Она назвала ее так, именно потому, что весь Лэпбук умещается на коленях ребенка. Он так и переводится «книга на коленях» (lap –колени, book- книга). Он способствует усвоению знаний, их обобщения и систематизации.Особая прелесть методики в том, что ребенок в игровой форме учится собирать и структурировать информацию. Без этого бесценного навыка самостоятельное образование невозможно.
А под наш менталитет адаптировала её уже Татьяна Пироженко - автор познавательных книг для детей, автор популярного блога "Это интересно!". Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми.[1]
Лэпбук – разновидность метода проекта. Создание лэпбука содержит все этапы проекта:
1) целеполагание (выбор темы);
2) разработка лэпбука (составление плана);
3) выполнение (практическая часть);
4) подведение итогов.
Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения. При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности.
Зачем воспитателю использовать Лэпбук в работе?
1. Лэпбук помогает организовать информацию по изучаемой теме и лучше систематизировать материал, сделать его понятным и доступным каждому ребенку (особенно если ваш ребенок «визуал»). Взрослым «визуалам» такая форма обучения тоже понравится.
2. Лэпбуки помогают быстро и эффективно закрепить изученное в занимательно-игровой форме. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью рассматривает книжку, погружаясь в материал. За счет наглядной привлекательности лэпбука обучение происходит непроизвольно.
3. Подключая ребенка к созданию лэпбука, вы помогаете ребенку сделать первые шаги к формированию навыка самостоятельно собирать и организовывать информацию.
4. Лэпбук способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности
5. Лэпбук хорошо подойдет для занятий:
- в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. В папке могут содержаться задания разного уровня, поэтому любой ребенок найдет себе занятия по силам (например, для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. д.)
- в группах одной возрастной категории. Эти тематические пособия разрабатываются специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний.[2]
Рекомендуемый возраст занятий по лэпбукам - 5 лет и выше, т.е. для старшей и подготовительной группы. Дети 7-8 лет уже могут совершенно самостоятельно придумывать и делать свои собственные лэпбуки.[1]
В результате данной культурной практики у детей развиваются универсальные умения, такие как:
- умение планировать предстоящую деятельность;
- договариваться со сверстниками;
- распределять обязанности;
- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
-самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
- используя устную речь, выражать свои мысли и желания.
Преимущества использования Лэпбуков:
- ребенок самостоятельно собирает нужную информацию
- структурирует большой объем данных
- Побуждает интерес у детей к познавательному развитию
- Может разнообразить занятие или совместную деятельность со взрослым
- Развивает креативность и творческое мышление
- простой способ запоминания
- Объединяет людей для увлекательного и полезного занятия
Эффективно использовать Лэпбук можно как для коллективной работы, групповой, подгрупповой, индивидуальной, так и для самостоятельной работы.
Из чего состоит лэпбук? Лэпбук - это папка формата А3, А4, в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией по теме Лэпбука: от интересных игр до лексики и большого количества интересно поданной информации.
Существуют разновидности тематических папок в зависимости от назначения:
- учебные,
- игровые,
- праздничные,
- автобиографические(папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк, каникулярном досуге).
Так же отличают в зависимости от формы:
- стандартная книжка с двумя разворотами,
- папка с 3-5 разворотами,
- книжка-гармошка,
- фигурная папка.
Организация материала:
- стандартные кармашки;
- обычные и фигурные конверты;
- кармашки-гармошки;
- кармашки-книжки;
- окошки и дверцы;
- вращающиеся детали;
- высовывающиеся детали;
- карточки;
- пазлы;
- чистые листы для заметок и т.д.[3]
С чего начать? тема - план - макет - оформление
Тема должна быть интересна ребенку и выполнима (соответствовать возрасту), оригинальна.
Темы могут быть как широкие («Правила дорожного движения», «Времена года»), так и узкие («Светофорчик», «Зима»).
После избрания темы, пишется план и разрабатывается эскиз. Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать. [2] (Видео)
Так нами был создан проект лэпбука посвященный году театра на тему «Детям о театре», данный проект предназначен для детей старшего возраста.
Цель,
проекта - знакомство с театром и воспитание интереса к нему.
Задачи:
-познакомить
детей с театром;
-познакомить детей с театральными профессиями;
-приобщать детей к театральной культуре.
Были оформлены кармашки-балкончики, в которых находятся конверты с картинками определенных профессий театра, задание заключалось в систематизации информации в соответствии с атрибутами профессий, и кармашки с загадками и театральными секретами. Центральная часть лэпбука изготовлена в виде театральной сцены для проигрывания постановок.
В ходе реализации проекта, обучающиеся 2 курса по специальности 44.02.01 Дошкольное образование, изготовили театральных кукол для пальчикового театра и тетра бибабо из фетра. Использование технологии лэпбукинг будет способствовать овладению профессиональными компетенциями, обучающимися по специальностям 44.02.01 Дошкольное образование и 44.02.02 Преподавание в начальных классах. Они смогут проводить разнообразные игры с детьми и организовывать различные продуктивные виды деятельности.
Таким образом, ЛЭПБУК – это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материала, который направлен на развитие у воспитанников творческого потенциала, детской инициативы, которая учит мыслить и действовать в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.
При создании лэпбука в проектной деятельности дети учатся добывать информацию сами, а не получать ее в готовом виде. Такая форма получения знаний активизирует психические познавательные процессы (воображение, внимание, память, восприятие и т.д.) и развивает творческие способности ребенка.
Лэпбук – итоговый результат совместной работы с детьми по той или иной теме. Его изготовлению должны предшествовать тематические занятия и игры, обсуждение и обговаривание сложных вопросов, выполнение заданий. Только в этом случае ребенок будет готов к изготовлению тематической папки, и она действительно выполнит свою роль как закрепляющего, систематизирующего дидактического и игрового пособия.
Подводя итог можно выделить следующее преимущество использования лепбука.
Лэпбук помогает:
- структурировать сложную информацию;
- развивать познавательный интерес и творческое мышление;
- разнообразить даже самую скучную тему;
- научить простому способу запоминания;
- объединить всю семью (группу детей в детском саду) для увлекательного и полезного занятия.
Существуют разновидности тематических папок в зависимости от назначения:
· учебные,
· игровые,
· праздничные,
· автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк, каникулярном досуге).
Так же отличают в зависимости от формы:
· стандартная книжка с двумя разворотами,
· папка с 3-5 разворотами,
· книжка-гармошка,
· фигурная папка.
Организация материала:
· стандартные кармашки;
· обычные и фигурные конверты;
· кармашки-гармошки;
· кармашки-книжки;
· окошки и дверцы;
· вращающиеся детали;
· высовывающиеся детали;
· карточки;
· пазлы;
· чистые листы для заметок и т.д.
ДЕМОНСТРАЦИЯ ГОТОВЫХ ЛЕПБУКОВ
Теперь, когда мы познакомились с методом ЛЕПБУК, предлагаю самим изготовить такую папочку.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.