Мастер-класс
по изготовлению
экологической игрушки «Травянчик»
для детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет)
Воспитатель: О.А.Бабаева
Цель: обучение приемам изготовления экологической игрушки "Травянчик", распространение и передача педагогического опыта.
Задачи:
- повышение профессионального мастерства педагогов; знакомство с приемами изготовления «травянчика»;
- обогащать знания детей о живой и не живой природе;
- формировать представление о потребностях растений (тепло, свет, влага, грунт);
- формировать умение наблюдать, анализировать, делатьвыводы;
- обучать простейшим трудовым умениям, аккуратности при выполнении работы;
- развивать творческое воображение, внимание;
- развивать мелкую моторику рук;
- воспитывать у детей желание изготавливать изделия своими руками;
- прививать любовь и бережное отношение к окружающей природе.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. В рамках нашего проекта «Удивительный мир животных» мы с многое узнали о животных и обратили особое внимание на то, что весной мало корма, не хватает витаминов. Поэтому в нашей группе появились необычные жители. Кто скажет, что это? Правильно, это «травянчики». Что вы можете рассказать о них?
Ответы детей:
"Травянчик" - это уникальная экологическая игрушка, сделанная своими руками. При правильном уходе за игрушкой, а именно, при поливе, из ее головы начинает расти трава, которая создает шевелюру. Как только "волосы" подрастут, можно делать «травянчику» стрижки и прически. Такой "травянчик", сделанный своими руками, может стать отличным подарком для близких, а особенно, для домашних питомцев. Как вы думаете, почему?
Весной не хватает витаминов, а «травянчик» - это уникальный комплекс для оздоровления питомцев (зеленые витамины). Поедание зеленых побегов способствует очищению кишечника и желудка, улучшает качество шерсти и продолжительность их жизни.Травка дополнит сухой или натуральный корм домашнего питомца, подходит для кошек, котов и котят, собак, кроликов, хомяков, птиц (попугаев).
Предлагаю вам посмотреть видео о том как изготавливают травянчиков на производстве. (просмотр видео и обсуждение)
Физкультминутка «У жирафа –пятна, пятна…»
Ребята, предлагаю вам пройти в нашу экомастерскую «Зеленый мир» и начать делать «травянчика». (надеваем фартуки)
Травянчик может быть любой формы, все зависит от вашей фантазии, но, сегодня мы с вами сделаем…колобка. (показ готовой игрушки)
Для изготовления "Травянчика" нам потребуется:
- опилки
- капроновые носочки
- контейнер (ведерочко)
- семена зерновыхкультур(зерносмесь)
- резинки
- ложка
- ножницы
- суперклей
- детали для украшения (глазки,пуговички,цветочки,ленточки,..)
- акриловые краски
- одноразовая посуда (тарелочки)
Итак, начнем:
1. Я взяла капроновый носочек и подготовила его, отрезала край и нарезала полосочки- это завязочки, которыми мы будем связывать основные детали. Ваши носочки тоже подготовила. Теперь надеваем носочки на баночку (контейнер)
2. Берем 2 ст. ложки семян и насыпаем в носочек. Это будет верх головы.
3. Теперь хорошо набиваем будущий травянчик опилками, собираем края носочка и завязываем, длинный хвостик срезаем ножницами.
4. Приступаем к самому интересному. Формируем ножки, руки и нос. Отделяем через капрон часть опилок по бокам внизу игрушки и фиксируем полосками - завязочками или резинками. Это будут ножки. Точно также делаем ручки- по бокам отделяем часть опилок и фиксируем резинками или завязками; нос - он находится по центру, отделяем также часть опилок и завязываем резиночкой. Вот так должно получиться.
5. Теперь оживляем нашего колобка, приклеем ему глазки. Какой-то он получился у нас грустный, давайте нарисуем ему улыбку, брови, ресницы, веснушки (канапушки).
6. А теперь украсим нашу игрушку (приклеить бантики, цветочки). Но не стоит сильно украшать места, где находятся семена, ведь там будут расти «волосы».
Ребята, скажите, пож, что теперь нам надо сделать, чтобы спустя некоторое время у нас появилась трава? (ответы детей)
Правильно, растению нужны: солнечный свет, тепло и вода.
7. Чтобы начали прорастать семена, надо хорошо промочить травянчика. Для этого мы полностью погружаем игрушку в таз с отстоянной теплой водой, чтобы намокли и опилки и семена (примерно на 2 часа, а лучше около 5). Смоченного травянчика потом поставим на тарелочку на освещенный подоконник, ежедневно будем ухаживать за ним, поливая. Через 4-7 дней на поверхности экоигрушки появятся первые всходы. Когда трава вырастет больше 8-10 см мы с вами сможем сделать прическу травянчику или его подстричь.
Работа с календарем наблюдений.
Рефлексия: Ребята, вам понравилось? Что вы делали сегодня?
Упражнение «Молодцы!». (дети встают в круг, вытягивают ладошки к ентру так, чтобы они легли друг на друга. Раскачивая руки вверх-вниз ритмично произносят: «Раз, два, три! Мы сегодня молодцы!». После чего руки детей взметаются вверх)
Все мы знаем, как актуальна экологическая тема в настоящее время, когда многое зависит от деятельности человека, которая всё больше приводит к гибели окружающей среды.
Что же мы, взрослые, можем сделать для её сохранения? В первую очередь, научить детей уже с раннего возраста понимать значимость природы, научить любить, беречь её и, конечно же, направлять все действия только на сохранение и возрождение всего живого.
С чего же всё начинается? С наблюдения на прогулках, с проведения исследовательской деятельности, разного вида игр, со знакомства с произведениями о природе, изодеятельности и ещё очень-очень многого. Главное, только заинтересовать ребёнка и тогда он сам захочет узнать ещё больше, потому что дети очень любознательны.
Поэтому этот мастер-класс по созданию экологической игрушки «Травянчик», я хочу предложить, как один из методов знакомства детей с живой природой. В народе она названа ещё многими именами: эколюдик, экоживчик, травянчик, экочеловечек. Многие думают, что её изготовление очень сложно, поэтому покупают в магазинах, но после сегодняшнего мастер-класса вы увидите, что эту игрушку сможет сделать не только взрослый, но и ребёнок. А совместное творчество оставит незабываемые впечатления и эмоции.
Что же в ней уникального? А уникальность состоит в том, что это игрушка — живая. Ведь у неё растут «волосы» — травка, которую в последствии, вы сможете поливать, стричь, делать различные причёски. Ребёнок сможет наблюдать рост растения с маленького зернышка до уже крепкого, созревшего ростка.
Я надеюсь, что этот мастер-класс окажется вам полезен, ведь в такой интересной и занимательной форме знакомства с экологией, дети смогут и наблюдать, и анализировать, и делать выводы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.