МАОУ «Ныробская средняя общеобразовательная школа
им. А.В.Флоренко» .
Мастер-класс по литературе
учителя русского языка и литературы Войняк Е.В.
Тема:
«Развитие умения интерпретации художественного текста на основе технологии проблемного обучения на уроках литературы»
2022 год
I. Презентация педагогического опыта
Я, Войняк Е.В., хочу представить мастер- класс по теме «Развитие умения интерпретации художественного текста на основе технологии проблемного обучения на уроках литературы».
Наработанный опыт свидетельствует о том, что учащиеся, приобщаясь к чтению русской классической литературы, начинают размышлять над глубокими общечеловеческими вопросами, лучше разбираются в жизни и в самих себе.
Погружаясь в текст художественного произведения, учащиеся учатся оформлять свои размышления в словах, в связнОй, доказательной устной или письменной речи. На уроках русского языка и литературы, когда почти на всех предметах дети решают тесты или записывают в рабочие тетради по слову, учу детей говорить
Вопрос о том, как научить детей говорить, высказать свое мнение, оспаривая точку зрения своих оппонентов, вступить в диалог, не нов. И дело даже не в требованиях новых образовательных стандартов, не в устной части экзамена, представленном в этом году. Во время презентации своего педагогического опыта во время метапредметного десанта в ноябре я говорила о том, как трудно представить человека, да еще и претендующего на руководящую должность, лицо компании, речь которого бы напоминала речь Эллочки Щукиной. Чтобы найти партнеров по работе и в личной жизни, нужнО искусство владения устной речью. Способность грамотно говорить важна не только для публичных людей, но и для простого человека.
И очень хорошо в работе над развитием речи помогает учебник под редакцией А.Г Кутузова, работаю по этой программе с 2011 года с учащимися, которые в этом году заканчивают 11 класс. Авторы учебника предлагают использовать на уроках такие коммуникативно-творческие работы, как «Творческое задание», «Творческий практикум», «Самостоятельный анализ выбранного произведения, эпизода», которые представлены в системе от 5 к 11 классу. Одной из интересных форм развития коммуникативно - творческих способностей учащихся, я считаю, творческие задания из раздела «Проба пера». Выполняя подобные задания, учащиеся становятся в позицию «автора» и одновременно «критика», т.к. им необходимо не только создать произведения в определенном жанре, но и оценить произведения своих одноклассников.
!!!!! Я предлагаю присутствующим «прожить» в качестве учеников фрагмент урока с элементами анализа, познакомиться с некоторыми лингвистическими приёмами и оценить их эффективность. Я очень надеюсь, что совместное прочтение рассказа З.Прилепина «Как скажешь, так и будет» подтвердит слова М.Цветаевой: «А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов… чтение – прежде всего сотворчество».
--- Я предлагаю вам путь сотворчества.
II Представление системы учебных занятий
III. Урок со слушателями с демонстрацией приемов
Этап 1. Демотиватор
1.(Показываю портрет Прилепина)
-- Знаете ли вы этого человека?
2. Рассказ учителя о Захаре Прилепине
Личность неординарная
1. Настоящее имя Захара Прилепина - Евгений Николаевич Прилепин. Один из самых популярных писателей современной России. Его книги издаются многотысячными тиражами, критики хвалят его работы, а читатели восхищаются глубокой философской подоплекой его произведений.
2. Родился в Рязанской области. Отец – школьный учитель, мать – медсестра. Рано начал трудиться в 16 лет зарабатывал сам. Первое место работы – хлебобулочный магазин, грузчик.
3. В Нижнем Новгороде работал в ОМОНе
4. В 1996 году воевал в Чечне.
5. В 2007 г. Стал соучредителем оппозиционного национал-демократического объединения «Народ».
6. В 2007 г выступил в качестве одного из организаторов нижегородского «Марша несогласных»
7. В 2010 г. Принимает активное участие в деятельности кампании «Путин должен уйти». Однако после присоединения Крыма он поменял мнение, заявив, что правительству объявляет перемирие.
8. Помимо политической деятельности Прилепин известен своими работами в области музыки и кинематографии.
9. В семье счастлив. Четверо детей.
10. В феврале 2017 года возглавил батальон военных сил ДНР.
Этап 2. Работа с заглавием.
3. Небольшой рассказ, который мы прочитаем, называется «Как скажешь - так и будет».
Тема урока совпадет с названием рассказа «Как скажешь - так и будет».
- Читая название, что вы ожидаете от этого рассказа?
(предвосхищение)
Набаловок?
(Может, сбываются мечты, материализуются мысли, успех, удача связаны не только с желаниями, но и конкретными делами)
- Все эти слова очертили предполагаемый круг тем рассказа.
- Интересно узнать: оправдались ли ваши ожидания? Итак, я предлагаю поучаствовать вам в уроке – размышлении. Читают рассказ.
Этап 3. Обучение оформлению в речи чувств, ассоциативно-образных картин, возникающих при чтении.
-Выделите смысловые части рассказа, микротемы. (Далее работаем в группах 1 группа).
- Запишите в таблице, представленной на листах «обратной связи», образы, которые могут стать заглавием этих частей, а напротив - чувства, состояние героя или автора.
Составляется таблица:
Образ |
Чувства |
1. Главный герой |
1. «Мы были замечательно бедны» финансовые трудности не мешали поддержать в детях веру в чудеса |
2.Первый ребенок – старший сын |
2.Вера в Деда Мороза, вера в чудеса |
3. Родители - ребенок |
3. «нет же большей радости, как увидеть счастье своего ребёнка». |
4. Новый год – огромный мешок подарков |
4. «оглушительный плач», «обида и некоторый даже ужас были огромны». |
5. Набаловок |
5. « Кого вы воспитываете! Он
вам ещё покажет!» |
6. Дитя, у которого было по-настоящему счастливое детство |
6. «Когда сбывалось всё, что должно сбыться, – оно на всю жизнь обладает огромным иммунитетом». |
7. старший подрос |
7. «Опыт детства научил моего старшего сына …желанию самолично доводить чудеса до конца для тех, кто ждет этих чудес и верит в них». |
Этап 4. Далее подвожу учеников к формулированию мыслей, идей, которые они на интуитивном уровне почувствовали.
Начинать нужно с работы над ключевым словом – образом и изобразительно – выразительными средствами, с помощью которых он создан. Здесь это образ чуда.
- Сформулируйте мысли, идеи, которые вы почувствовали. Найдите ключевое образ- слово и глаголы (можно изобразительно -выразительные средства), с помощью которых он создан.
Работаем с таблицей.
Ключевой образ |
Глаголы, которые отражают авторскую позицию на поднятую проблему |
1. Очень долго верил в Деда Мороза, |
1. реагировал на одноклассников, которые кричали, что никакого Деда Мороза нет, как на глупцов. |
2. «Мы с женою глубоко за полночь… легли спать в предвкушении». |
2. «Нет же большей радости, как увидеть счастье своего ребёнка». |
3. «Он забыл! Он забыл! |
3. «Реакция наша – моя и моей любимой женщины – была совершенно нормальная. Мы захохотали» |
4. «Старший самым внимательным образом отслеживает, чтоб...вместо пиратов в мешок не попали ненужные пока мушкетёры..» |
4. «Я до сих пор уверен, что мы себя вели правильно» |
- Какие же вопросы поднимает автор, о чем он размышляет в рассказе?
Предполагаемые ответы:
(Как воспитывать ребенка?)
У каждого из нас есть время, с которым связаны самые сокровенные воспоминания. Для многих это детство. Кто-то бережет в памяти теплые вечера с родными, прогулки по лесу, веселые семейные праздники. Другие, наверное, рады были бы забыть бесконечные ссоры, крики родителей, ощущение одиночества. Но, каким бы ни было детство, оно обязательно дает о себе знать во взрослой жизни.
Родители делали все, чтобы доставить радость своему ребенку, поддержать его веру в чудеса и Деда Мороза. Автору важно показать, что отношение к проблеме двойственно, поэтому он излагает две точки зрения на роль детства в жизни человека. Так, если одни считают, что желание утешить ребёнка, «пообещав написать Деду Морозу срочную телеграмму», воспитает в нем избалованного эгоиста, то другие (и автор на их стороне) уверены, что дитя, у которого было счастливое детство, «всю жизнь обладает огромным иммунитетом». В финальной части писатель на примере семьи рассказчика показывает положительные результаты такого воспитания. Действительно, став взрослым, старший сын не стал безответственным и наглым, а, напротив, теперь он сам творит чудеса для тех, кто их ждет.
Позицию З.Прилепина нетрудно выявить. Его точка зрения выражена в рассуждениях рассказчика: он убежден в том, что у ребенка должно быть «по-настоящему счастливое детство». Только в этом случае у него найдутся силы, чтобы бороться с трудностями, которые ждут его во взрослой жизни.
Этап 5. Моделирование художественного мира, т.е. учащиеся должны связать между собой все элементы анализа. В результате рождается текст о тексте. Озвучивается главная мысль, ради которой написано произведение: «у ребенка должно быть «по-настоящему счастливое детство».
IV. Моделирование
Тема урока: Дороги, которые мы выбираем ( по рассказу И.Курамшиной «Сыновний долг»)
V. Рефлексия
Каждый из учащихся пишет пожелание себе:
«Как скажешь - так и будет».
Открытки???
Итог урока.
Какие ассоциации вызвал у вас мастер – класс.
- А я, в свою очередь, хочу сказать, что вы были увлеченными учениками, которые умеют мыслить, сопереживать, а это значит, каждый из вас – личность.
Спасибо за урок.
Список литературы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.