Мастер -класс по литературе «Развитие умения интерпретации художественного текста на основе технологии проблемного обучения на уроках литературы»
Оценка 4.6

Мастер -класс по литературе «Развитие умения интерпретации художественного текста на основе технологии проблемного обучения на уроках литературы»

Оценка 4.6
docx
русская литература
11 кл
10.01.2023
Мастер -класс по литературе «Развитие умения интерпретации художественного текста на основе технологии проблемного обучения на уроках литературы»
Данный материал мастер-класса может быть полезен учителям-филолагам. показан фрагмент работы на уроке литературы по рассказу Захара Прилепина "Как скажешь - так и будет"
мастер- класс.docx

МАОУ «Ныробская средняя общеобразовательная школа

им. А.В.Флоренко» .

 

 

 

 

 

 

Мастер-класс по литературе

учителя  русского языка и литературы Войняк Е.В.

 

Тема:

«Развитие умения интерпретации художественного текста на основе технологии проблемного обучения на уроках литературы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022 год

I. Презентация педагогического опыта

       Я, Войняк Е.В., хочу представить мастер- класс по теме «Развитие умения интерпретации художественного текста на основе технологии проблемного обучения на уроках литературы».

       Наработанный опыт свидетельствует о том, что учащиеся, приобщаясь к чтению русской классической литературы, начинают размышлять над глубокими общечеловеческими вопросами, лучше разбираются в жизни и в самих себе.

     Погружаясь в текст художественного произведения, учащиеся учатся оформлять свои размышления в словах, в связнОй, доказательной устной или письменной речи. На уроках русского языка и литературы, когда почти на всех предметах дети решают тесты или записывают в рабочие тетради по слову, учу детей говорить

          Вопрос о том, как научить детей говорить, высказать свое мнение, оспаривая точку зрения своих оппонентов, вступить в диалог, не нов. И дело даже не в требованиях новых образовательных стандартов, не в устной части экзамена, представленном в этом году. Во время презентации своего педагогического опыта во время метапредметного десанта в ноябре я говорила о том, как трудно представить человека, да еще и претендующего на руководящую должность, лицо компании, речь которого бы напоминала речь Эллочки Щукиной. Чтобы найти партнеров по работе и в личной жизни, нужнО искусство владения устной речью. Способность грамотно говорить важна не только для публичных людей, но и для простого человека.

          И очень хорошо в работе над развитием речи помогает учебник под редакцией А.Г Кутузова, работаю по этой программе с 2011 года  с учащимися, которые в этом году заканчивают 11 класс. Авторы учебника предлагают использовать на уроках такие коммуникативно-творческие работы, как «Творческое задание», «Творческий практикум», «Самостоятельный анализ выбранного произведения, эпизода», которые представлены в системе от 5 к 11 классу. Одной из интересных форм развития коммуникативно - творческих способностей учащихся, я считаю, творческие задания из раздела «Проба пера». Выполняя подобные задания, учащиеся становятся в позицию «автора» и одновременно «критика», т.к. им необходимо не только создать произведения в определенном жанре, но и оценить произведения своих одноклассников.

!!!!! Я предлагаю присутствующим «прожить» в качестве учеников фрагмент урока с элементами анализа, познакомиться с некоторыми лингвистическими приёмами и оценить их эффективность. Я очень надеюсь, что совместное прочтение рассказа З.Прилепина «Как скажешь, так и будет» подтвердит слова М.Цветаевой: «А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов… чтение – прежде всего сотворчество».

 --- Я предлагаю вам путь сотворчества.

II Представление системы учебных занятий

III. Урок со слушателями с демонстрацией приемов

Этап 1. Демотиватор

1.(Показываю портрет Прилепина)

 -- Знаете ли вы этого человека?

2. Рассказ учителя о Захаре Прилепине

Личность неординарная

1.     Настоящее имя Захара Прилепина -  Евгений Николаевич Прилепин. Один из самых популярных писателей современной России. Его книги издаются многотысячными тиражами, критики хвалят его работы, а читатели восхищаются глубокой философской подоплекой его произведений.

2.     Родился в Рязанской области. Отец – школьный учитель, мать – медсестра. Рано начал трудиться в 16 лет зарабатывал сам. Первое место работы – хлебобулочный магазин, грузчик.

3.     В Нижнем Новгороде работал в ОМОНе

4.     В 1996 году воевал в Чечне.

5.     В 2007 г. Стал соучредителем оппозиционного национал-демократического объединения «Народ».

6.     В 2007 г выступил в качестве одного из организаторов нижегородского «Марша несогласных»

7.     В 2010 г. Принимает активное участие в деятельности кампании «Путин должен уйти». Однако после присоединения Крыма он поменял мнение, заявив, что правительству объявляет перемирие.

8.     Помимо политической деятельности Прилепин известен своими работами в области музыки и кинематографии.

9.     В семье счастлив. Четверо детей.

10. В феврале 2017 года возглавил батальон военных сил ДНР.

 

Этап 2. Работа с заглавием.

3. Небольшой рассказ, который мы прочитаем, называется «Как скажешь - так и будет».

Тема урока совпадет с названием рассказа «Как скажешь - так и будет».

 

- Читая название, что вы ожидаете от этого рассказа?

(предвосхищение)

Набаловок?

(Может, сбываются мечты, материализуются мысли, успех, удача связаны не только с желаниями, но и конкретными делами)

- Все эти слова  очертили предполагаемый круг тем рассказа.

- Интересно узнать: оправдались ли ваши ожидания? Итак, я предлагаю поучаствовать вам в уроке – размышлении. Читают рассказ.

Этап 3. Обучение оформлению в речи чувств, ассоциативно-образных картин, возникающих при чтении.

-Выделите смысловые части рассказа, микротемы. (Далее работаем в группах 1 группа).

- Запишите в таблице, представленной на листах «обратной связи», образы, которые могут стать заглавием этих частей, а напротив - чувства, состояние героя или автора.

Составляется таблица:

 

Образ

Чувства

1. Главный герой

1. «Мы были замечательно бедны» финансовые трудности не мешали поддержать в детях веру в чудеса

2.Первый ребенок – старший сын

2.Вера в Деда Мороза, вера в чудеса

3. Родители - ребенок

3. «нет же большей радости, как увидеть счастье своего ребёнка».

4. Новый год – огромный мешок подарков

4. «оглушительный плач», «обида и некоторый даже ужас были огромны».

5. Набаловок

5. « Кого вы воспитываете! Он вам ещё покажет!»

6. Дитя, у которого было по-настоящему счастливое детство

6. «Когда сбывалось всё, что должно сбыться, – оно на всю жизнь обладает огромным иммунитетом».

7. старший подрос

7. «Опыт детства научил моего старшего сына …желанию самолично доводить чудеса до конца для тех, кто ждет этих чудес и верит в них».   

 

Этап 4. Далее подвожу учеников к формулированию мыслей, идей, которые они на интуитивном уровне почувствовали.

Начинать нужно с работы над ключевым словом – образом и изобразительно – выразительными  средствами, с помощью которых он создан. Здесь это образ чуда.

- Сформулируйте мысли, идеи, которые вы почувствовали. Найдите ключевое образ- слово  и глаголы (можно изобразительно -выразительные  средства), с помощью которых он создан.

       Работаем с таблицей.

 

Ключевой образ

Глаголы, которые отражают авторскую позицию на поднятую проблему

1. Очень долго верил в Деда Мороза,

1. реагировал на одноклассников, которые кричали, что никакого Деда Мороза нет, как на глупцов.

2. «Мы с женою глубоко за полночь… легли спать в предвкушении».

2. «Нет же большей радости, как увидеть счастье своего ребёнка».

3. «Он забыл! Он забыл!
Сидит…этот наш маленький гномик под горой игрушек, купленных на последние деньги …и рыдает».

3. «Реакция наша – моя и моей любимой женщины – была совершенно нормальная. Мы захохотали»

4. «Старший самым внимательным образом отслеживает, чтоб...вместо пиратов в мешок не попали ненужные пока мушкетёры..»

4. «Я до сих пор уверен, что мы себя вели правильно»

 

- Какие же вопросы поднимает автор, о чем он размышляет в рассказе?

Предполагаемые ответы:

(Как воспитывать ребенка?)

У каждого из нас есть время, с которым связаны самые сокровенные воспоминания. Для многих это детство. Кто-то бережет в памяти теплые вечера с родными, прогулки по лесу, веселые семейные праздники. Другие, наверное, рады были бы забыть бесконечные ссоры, крики родителей, ощущение одиночества. Но, каким бы ни было детство, оно обязательно дает о себе знать во взрослой жизни.

Родители делали все, чтобы доставить радость своему ребенку, поддержать его веру в чудеса и Деда Мороза. Автору важно показать, что  отношение к проблеме двойственно, поэтому  он   излагает  две точки зрения на роль детства в жизни человека. Так, если одни  считают, что желание утешить ребёнка, «пообещав написать Деду Морозу срочную телеграмму», воспитает в нем избалованного эгоиста, то другие (и автор на их стороне) уверены, что дитя, у которого было счастливое детство, «всю жизнь обладает огромным иммунитетом». В финальной части писатель на примере семьи рассказчика показывает положительные результаты   такого воспитания. Действительно, став взрослым, старший сын не стал безответственным и наглым, а, напротив, теперь он сам творит чудеса для тех, кто их ждет.

Позицию З.Прилепина нетрудно выявить. Его точка зрения выражена в рассуждениях рассказчика: он убежден в том, что у ребенка должно быть «по-настоящему  счастливое детство». Только в этом случае у него найдутся силы, чтобы бороться с трудностями, которые ждут его во взрослой жизни.  

Этап 5. Моделирование художественного мира, т.е. учащиеся должны связать между собой все элементы анализа. В результате рождается текст о тексте. Озвучивается главная мысль, ради которой написано произведение: «у ребенка должно быть «по-настоящему  счастливое детство».

IV. Моделирование

Тема урока: Дороги, которые мы выбираем ( по рассказу И.Курамшиной  «Сыновний долг»)

 

V. Рефлексия

Каждый из учащихся пишет пожелание себе:

«Как скажешь - так и будет».

Открытки???

Итог урока.

Какие ассоциации вызвал у вас мастер – класс.

- А я, в свою очередь, хочу сказать, что вы были увлеченными учениками, которые умеют мыслить, сопереживать, а это значит, каждый из вас – личность.

Спасибо за урок.

Список литературы

 


 

МАОУ «Ныробская средняя общеобразовательная школа им

МАОУ «Ныробская средняя общеобразовательная школа им

I . Презентация педагогического опыта

I . Презентация педагогического опыта

II Представление системы учебных занятий

II Представление системы учебных занятий

Может, сбываются мечты, материализуются мысли, успех, удача связаны не только с желаниями, но и конкретными делами) -

Может, сбываются мечты, материализуются мысли, успех, удача связаны не только с желаниями, но и конкретными делами) -

Этап 4. Далее подвожу учеников к формулированию мыслей, идей, которые они на интуитивном уровне почувствовали

Этап 4. Далее подвожу учеников к формулированию мыслей, идей, которые они на интуитивном уровне почувствовали

Родители делали все, чтобы доставить радость своему ребенку, поддержать его веру в чудеса и

Родители делали все, чтобы доставить радость своему ребенку, поддержать его веру в чудеса и
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2023