Мастер-класс по развитию речи в средней группе «Путешествие в волшебный лес»
Цель: развивать речь детей.
Задачи:
Развивать связную и правильно оформленную грамматически речь, артикуляционный аппарат, образное мышление, память.
Формировать умение подбирать слова по смыслу, классифицировать; упражнять в словообразовании уменьшительно-ласкательных форм существительных; учить различать на слух слова с определенным звуком, активизировать словарный запас.
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность, желание помогать попавшим в беду.
Ход занятия:
В дверь стучится почтальон и передает письмо.
Воспитатель: Ребята, нам прислали письмо. Здесь так и написано: воспитанникам группы № 11 «Гномики». Вы не знаете, кто нам мог написать письмо? Давайте его откроем?
Открывает конверт и читает:
«Дорогие ребята! Пишут вам лесные Феи. В нашем волшебном лесу случилась беда. Злой волшебник заколдовал солнце: оно не светит и не греет. Без солнечного света стали засыхать деревья, вянуть цветы, птицы перестали щебетать, да и мы - феи остались без волшебства. Помогите нам, пожалуйста, расколдуйте наше солнышко. Чтобы добраться до нашего волшебного леса, используйте волшебный цветок. Ждем вас, Лесные Феи».
Воспитатель: Ну что, ребята, поможем феям? (Да). Тогда нам надо отправляться в волшебный лес. Только как это сделать с помощью цветка? (Ответы детей). Возможно, у этого цветка волшебные лепестки, как у цветика-семи цветика? Возьмите себе по лепестку и вспомните волшебные слова, которые говорила девочка Женя в сказке.
Дети берут лепестки и говорят слова:
Лети, лети, лепесток,
Через Запад на Восток,
Через Север, через Юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по- нашему вели…
Вели, чтобы мы оказались в волшебном лесу (дуют на лепесток).
Воспитатель: Вот мы с вами и в волшебном лесу. Как-то здесь тихо, не радостно. Посмотрите, а вот и солнце. Какое оно? (грустное, хмурое, не веселое, не радостное, серое, печальное). Да, ребята, вы правы. Посмотрите, на лучах у солнца что-то написано. Это задания. Наверное, выполнив их, мы сможем расколдовать солнце. Попробуем? (Да).
Задание 1. Отгадайте загадки:
Голову она согреет,
Ушки наши бережет.
Бабушки ее вязать умеют,
Что это кто назовёт? (Шапка)
Не галстук он, не воротник,
А шею обнимать привык.
Он помогает нам всегда,
Когда приходят холода. (Шарф)
Две подружки, две сестрички,
Но не милые косички,
Эти маленькие крошки
Согревают две ладошки. (Варежки)
Воспитатель: Молодцы. А в какое время года мы надеваем шапку, шарф, шубу, варежки (Зимой). А почему? (Зимой холодно, морозно). А какие еще признаки зимы вы знаете? (Ответы детей). Хорошо. Мы справились с первым заданием. И, посмотрите, первый лучик стал желтым! Давайте выполним второе задание.
Задание 2. «Собери сказку».
На мольберте дети видят героев сказки «Теремок».
Воспитатель: Ребята, картинки какие-то, вам они ничего не напоминают?
Дети: Сказку «Смоленной бычок».
Воспитатель: Картинки все перепутались местами и вам нужно расставить их в нужной последовательности. Вспомните сказку Смоленной бычок.
Дети расставляют картинки в нужной последовательности и рассказывают сказку Теремок.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы правильно составили сказку и еще один луч солнца засиял.
А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть, превратившись в лесных жителей.
Физкультминутка.
Звериная зарядка.
Раз — присядка, два — прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то две вместе (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
Воспитатель: Молодцы. Но у нас остались еще лучики. Давайте расколдуем и их.
Задание 3. «Скажи ласково»
Воспитатель: Ребята, я каждому из вас буду бросать мяч и называть слово. А вы возвращаете мне мяч обратно и называете это слово ласково. Например, стул – стульчик.
КУКЛА, МЯЧ, БАНТ, РЫБА, ЛИСА, ЗАЯЦ, ТАРЕЛКА, ВОДА, ЧАШКА, ЛОЖКА, КНИГА, ЛИСТ.
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились. И луч стал каким? (Желтым, ярким).
Задание 4. «Четвертый лишний».
На столе разложены карточки. Каждый ребенок выбирает себе карточку. Называет, что на ней изображено, и говорит, что лишнее. Объясняет свой выбор.
- Какие вы молодцы! Посмотрите, каким стало солнце? (Ярким, желтым, сияющим, веселым, радостным …)
- Я уверена, что все жители волшебного леса скоро почувствуют тепло солнечных лучей. А нам пора возвращаться к нам в группу. У меня остался лишь один волшебный лепесток. Давайте вместе произнесем волшебные слова и подуем на этот листок.
Дети с воспитателем встают вкруг и произносят:
Лети, лети, лепесток,
Через Запад на Восток,
Через Север, через Юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по- нашему вели…
Вели, чтобы мы оказались в группе детского сада!
- Ребята, вот мы и снова в группе. Вам понравилось наше приключение? А что вам понравилось?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.