Мастер-класс по теме:
«Игровые технологии на уроках русского языка»
Цель: представить технику применения игровых технологий на уроках русского языка. (с-2)
Задачи мастер-класса:
- реализация заявленной темы мастер-класса на практике;
- создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
- повышение мотивации педагогов к активному использованию игровых технологий, чтобы сделать обучение более продуктивным, интересным, увлекающим. (с-2)
Ход мастер – класса:
1.Введение.
- Добрый день, уважаемые коллеги!
Важная задача учителя увлечь детей за собой, поэтому каждый урок требует чего - то нового, интересного.
Моим девизом являются слова К. Д. Ушинского: (с-3)
"Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться – вот единственный курс учительской жизни".
Все годы работы учитель учится у мастеров педагогического труда. Кто такой учитель - мастер?
Я нашла такую расшифровку, c которой полностью согласна и предлагаю её вашему вниманию: (с-4)
М - мудрость, приобретенная с годами.
А - активность, в ней сила, здоровье, успех.
С - счастье, А.С.Макаренко писал: "Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым - можно!"
Т - творчество, ведь, чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе.
Е - единство, только в единстве учитель - ученик - родитель можно добиться всех поставленных целей, создать атмосферу доверия и ситуацию успеха.
Р - результат, я хочу видеть своих учеников уверенными, умело выбирающими свой путь в жизни.
Поэтому, я не только учу детей, но и постоянно учусь сама.
Каждый современный учитель мечтает, чтобы на его уроке ребята работали добровольно, с интересом, творчески. Поэтому и мы с вами должны подходить к делу творчески, применять различные педагогические технологии в преподавании, которые способствовали бы всестороннему развитию ребёнка и вызывали бы интерес к предмету. Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребенка, его обучения, развития.
К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их я и использую на уроках русского языка в 5-7-ых классах, в которых я преподаю.
2.Теоретическая часть.
Игровая технология – это группа методов и приёмов в форме различных игр, что активизирует учебную деятельность. (с-5)
Цель игровых технологий – приобрести конкретные навыки, закрепить их на уровне моторики, перевести знания в опыт. (с-5)
Игровые технологии используются для решения следующих задач: (с-6)
- активизация познавательного интереса;
- развитие коммуникабельности;
- создание условий для творческого самовыражения;
- развитие памяти, внимания, мышления, воображения;
- конструктивное общение в составе социальной группы;
- создание позитивного психологического климата в коллективе.
При
использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих
условий: (с-7)
1)
соответствие игры учебно - воспитательным целям урока;
2) доступность для учащихся данного возраста;
3) умеренность в использовании игр на уроках.
Педагогическая игра обладает существенными признаками: (с-8)
- четко поставленная цель обучения и воспитания;
- вовлечение всех учащихся класса;
- управление ходом игры;
- сочетание индивидуальной и коллективной работы;
- подведение итогов и оценивание;
- повышение познавательной мотивации учащихся.
Опыт показывает, что игровые технологии помогают учащимся раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Попадая в ситуации реальной жизни, ситуации успеха, создаваемые игровыми технологиями, учащиеся лучше усваивают любой сложности материал.
Новизна.
Данная технология интересна мне самой, и это побуждает меня придумывать и выискивать из разных источников больше интересных и разнообразных игр при изучении всех тем русского языка.
Исходя из своего большого педагогического опыта, преподавания в начальных классах, я знаю, что на уроках с использованием игры, ученики работают более активно.
Пятый класс – переходный этап в жизни детей: из начальной в среднюю. И важно сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению.
Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом его этапе: при актуализации знаний, при проверке домашнего задания, при выполнении контрольной работы, при обобщении, в качестве «разминки». Планируя свой урок, выбирать ту или иную игру необходимо исходя из общих целей и задач урока.
Если игру рассматривать как метод обучения, то это урок-игра (называем уроки по-разному: уроки-конференции, аукционы, диспуты, путешествия, КВНы, экзамены и т. д.)., если как средство обучения, то это дидактические игры.
Уроки-игры проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии скованности. Устанавливается особое общение учителя с учениками. Поэтому на своих уроках я стараюсь использовать различные виды дидактических игр, которые дают возможность ученикам не только успешнее усваивать материал, но и отдохнуть.
Выделяют следующие виды дидактических игр: (с-9)
1.
Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся,
способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в
новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.
2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного
материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде
рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся
соревнуются, разделившись на команды.
Классификация дидактических игр: (классификация основана на тематическом принципе: игры распределяются по разделам) (с-10)
1.Фонетические и орфоэпические
--- «Соберем букет».
Цель: различение твердых и мягких согласных.
Соберите в букет цветы, в которых есть хотя бы один мягкий звук.
( Цикорий, гладиолус, гвоздика, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра, нарцисс, настурция, шиповник, колокольчик, лютик).
--- «Пригласи на обед»
Задача: Озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего друга. В меню должны оказаться тефтели, щавель, пирожки с творогом, сливовый или грушевый компот и т.д. (другие слова, традиционно вызывающие трудности в произношении).
2.Лексико-фразеологические
--- «Собери фразеологизм»
Как; Макар; свистит; на языке; ветер; вертится; в карманах; куда; в рукавицах;
канул; телят; в воду; не гонял; ежовых.
Ответы:
- Куда Макар телят не гонял.
- Как в воду канул.
- Ветер свистит в карманах.
- На языке вертится.
- В ежовых рукавицах.
--- « Переводчик»
Суть игры: необходимо перевести на понятный язык устаревшие слова.
Око - (глаз).
Чело - (лоб).
Выя - (шея).
Длань - (ладонь).
Чрево - (живот).
Перст - (палец).
Десница - (правая рука).
3.Игры по морфемике и словообразованию
---
В качестве разминки в середине урока.
Задание:
Если в корне “а” - хлопаем в ладоши, если в корне “о” - встаем.
• Прил…гать усилия.
• Сл…жить вещи.
• Отл…жить празднование.
• Возл…гать надежды.
• Предл…жить блины.
• Безотл…гательное дело.
--- «Чьё гнездо больше?»
Цель: развитие навыка словообразования.
В командах выбирается капитан. Устанавливаются песочные часы (или секундомер).
Каждая команда получает конверт с корнем слова. Задача – за определённое время
составить гнездо однокоренных слов, определяя способ словообразования. О
результатах докладывает капитан.
Обычно даю корни с чередованием 1) –раст-/-ращ-/-рос-; 2)-лаг-/-лож-; 3)-кас-/-кос-; 4)-тир-/-тер- и др..
Побеждает
команда, уложившаяся в срок и давшая максимальный список слов.
4. Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм.
---«Футбол»
От каждой команды (ряда) приглашается по одному ученику к доске – он «встаёт
на ворота». Команда-противник имеет в своём арсенале 5 слов на нужную
орфограмму, они «забивают» вратарю пять мячей-слов. Сколько «голов» отбил
вратарь, такую оценку и получил (слова или словосочетания каждая команда может
придумать сама).
--- «Орфографический марафон»
Используется для закрепления определённых орфографических правил. Участники соревнуются в написании текста на любую тему. Непременным условием является употребление в сочиняемом тексте 8 слов на изучаемое орфографическое правило. Игра может проводиться как соревнование команд.
5.Синтаксические игры.
--- «Серпантин»
фразы». В игре отрабатывается умение пользоваться распространенными
Учитель предлагает фразу. Задача каждого следующего игрока – продолжить ее в пределах одного предложения. Проигрывает тот, кто не может продолжить фразу.
Например:
1-й - Я читаю книгу.
2-й - Я читаю интересную книгу.
3-й - Я читаю интересную книгу по вечерам.
4-й - Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день.
5-й - Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день, потому что это мое
любимое занятие.
6.Морфологические игры
---«Мягкая посадка»
При отработке какой-либо орфограммы или темы эта игра; пробуждает интерес,
активизирует весь класс учащихся. Дети не знают, к кому полетит мяч и какое
слово (какой вопрос) прозвучит.
Например, изучается тема «Спряжение глагола». Учитель бросает ученику мяч,
называет какой-либо глагол. Ученик ловит мяч, называет спряжение глагола и воз
вращает мяч учителю. Ответивший на вопрос правильно может сесть на место, тот,
кто не справился с заданием, продолжает стоять и пытается исправить свое
положение.
--- «Пинг – понг»
Используется для закрепления знаний о частях речи. Обучает правильному употреблению их в речи.
Условия игры: Учитель называет часть речи – учащиеся приводят примеры. За каждый правильный пример ученик получает один балл, за неверный ответ балл вычитается. (список игр можно продолжить, я выбрала наиболее используемые)
3.Практическая часть.
- Есть такие замечательные слова:
Послушай – и ты узнаешь;
Посмотри – и ты поймёшь;
Сделай – и ты научишься.
Поэтому я хотела бы предложить вам поиграть вместе со мной так же, как я играю с детьми на своих уроках.
Вы знаете, передо мной всегда встает проблема – как не сесть в калошу перед учениками. Хочется урок сделать и интересным и познавательным. Чтобы дети на уроке не клевали носом, а шевелили мозгами. Поэтому я зарубила себе на носу, что всегда лучше синица в руках, чем журавль в небе.
- Уважаемые коллеги!
Какую особенность вы заметили в моем выступлении?
(Фразеологические обороты)
Тема является актуальной и значимой, так как обогащает словарный запас, развивает речь учащихся, они учатся уместно употреблять фразеологизмы, проникают в тайны истории и происхождения слов, на ГИА и ЕГЭ задания по фразеологии содержатся.
- Итак. Давайте начнем.
Позвольте представиться. Я директор детективного агентства, а вы – ценные сотрудники этого заведения и свидетели.
К нам сегодня обратился очень уважаемый клиент Фразеологический словарь. С ним случилась такая беда: один ученик вырвал из него страницы, украв некоторые из фразеологизмов. Поэтому словарь очень просит вернуть ему его драгоценное имущество. Вы готовы ему помочь? Тогда приступим к расследованию.
(работа в парах -2)
Первое задание. Вы должны сейчас помочь написать объявление.
Цель: 1) проверка дом. задания (правило)
2) изучение нового
Задание №1.
Помогите составить объявление о пропаже, используя в описании понятие о фразеологизмах.
Внимание!
Пропали фразеологизмы. Особые приметы:
________________________________________________________
Справочный материал: Фразеологизмы – это устойчивые выражения, которые выражают переносное значение. Некоторые фразеологизмы можно заменить синонимом, антонимом. Являются одним членом предложения. По происхождения бывают исконно-русские и заимствованные.
Второе задание. Вы должны восстановить картину преступления.
Цель: 1) применение знаний (даются фразеологизмы, выяснить значение)
2) изучение нового
Задание №2.
Восстановите картину преступления, вставляя вместо пропусков нужные фразеологизмы.
Подозреваемый Иванов Иван бежал по коридору ________________.
-Ты куда мчишься _______________?, - кричали удивленно сверстники, а он бросил им в ответ:
- ___________________________.
Тем временем, свидетель Петров Василий __________________ , а в руках у него был фразеологический словарь. Не успел он и __________________, книгу у него из рук как _________________________.
Используйте фразеологизмы: как угорелый, считать ворон, на кудыкину гору, глазом моргнуть, сломя голову, ветром сдуло.
- Для расследования нам нужны сознательные граждане, которые дадут нам ценные сведения. Итак, уважаемые свидетели, ваша задача – расшифровать фразеологизмы:
1. После
дождичка в четверг -
никогда
2. Белая ворона - человек, резко выделяющийся из окружающей среды теми или
иными качествами
3. Витать в облаках - блаженно грезить, фантазировать невесть о чем
4. На блюдечке с золотой каемочкой - получить желаемое с почетом, без
особых усилий
5. На краю земли - где-то очень далеко
6. Работать, засучив рукава - работать горячо, со старанием
7. Затаив дыхание – очень внимательно слушать, смотреть
8.
Рука об руку –
взявшись за руки, сообща, дружно
9. Голова идет кругом – слишком много дел, обязанностей, информации.
10.
Стиснуть зубы -
не унывая, не отчаиваясь, начинать борьбу.
- Молодцы! Вы очень ценные свидетели.
Проверяем выполненные задания №1, (с-11) №2. (с-12)
Какие фразеологизмы по происхождению вы использовали в своей работе? (исконно-русские)
(с-13)
Русский язык богат фразеологическими оборотами. К ним относятся пословицы, поговорки, меткие яркие выражения, ставшие крылатыми. Источники их возникновения различны. Одни из них возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями, другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями, третьи вышли из сказок, песен, загадок, литературных произведений. (заранее готовят дети)
Итак, переходим к третьему заданию.
Цель: 1) применение знаний (древнегреческие мифы)
2) изучение нового
Задание №3.
Преступник, убегая, пытался замести следы. Он поставил нам задачу. Нам нужно ее разрешить. Три неземные женщины поспорили из-за какого-то предмета, на котором было написано: «Прекраснейшей». Что это были за женщины, и что это был за предмет? (Гера, Афина и Афродита, яблоко).
Какой фразеологизм получился в результате этого спора? (Яблоко раздора). Какой он по происхождению (заимствованный из древнегреческих мифов)
Молодцы.
Вот и первый фразеологизм, возвращаем его хозяину.
(с-14)
Согласно древнегреческому мифу, однажды богиню раздора Эриду не пригласили на пир. Затаив обиду, Эрида решила отомстить богам. Она взяла золотое яблоко, на котором было написано «прекраснейшей», и незаметно бросила его между богинями Герой, Афродитой и Афиной. Богини заспорили, кому из них оно должно принадлежать. Каждая считала себя прекраснейшей. Сын троянского царя Парис, которого пригласили быть судьей, отдал яблоко Афродите, и она в благодарность помогла ему похитить жену спартанского царя Елену. Из-за этого вспыхнула Троянская война.
Выражение яблоко раздора превратилось во
фразеологизм, обозначающий причину ссоры, вражды. (заранее готовят
дети)
Задание №4
- А наши агенты принесли улику. Это бумага.
Какой фразеологизм возникает в голове при слове бумага?
(с15)
(готовили дома фразеологизмы со словом бумага)
Бумага всё стерпит |
Напоминание о том, что любая письменная информация может быть ложью. |
Содержание написанного не внушает доверия.
Бумага всё терпит (бумага не краснеет). Выражение восходит к римскому писателю и оратору Цицерону (106-43 гг. до н. э.); в его письмах «К друзьям» встречается выражение: «Epistola non erubescit» –
«Письмо не краснеет», то есть письменно можно высказывать такие мысли, которые стесняются высказать устно.
Бумага все стерпит – это следующий найденный фразеологизм.
И я вижу, что вы готовы к следующему заданию
Цель: применение знаний
Задание №5.
«Кто больше?» или «Найди фразеологизмы»
- В тексте найти и выделить фразеологизмы, объяснить значения.
Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только не корили вернувшиеся с работы родители, что ему не выговаривали, а ему всё нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали такое, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились, и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй - в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Всё с него как с гуся вода, всё ему что об стенку горох.
– Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.
И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и в конце концов показать, где раки зимуют…
- Поступили сведения, что в городе видели пропавшие фразеологизмы. Для того, чтобы нам опросить свидетелей, наши агенты составили фоторобот этих фразеологизмов.
Уважаемые свидетели, внимание на фоторобот!
Цель: развитие мышления (разминка-отдых)
(картинная галерея с-16,17,18,19,20,21)
Вот мы вернули ещё несколько фразеологизмов.
- Группы, вы готовы? Слушаем найденные фразеологизмы ( их всего 16) и их значение. (пары называют по очереди)
(с-22)
Вывод: фразеологизмы необходимы, ведь они обогащают нашу речь, делают ее более яркой и выразительной. (с-23)
- Уважаемые коллеги, спасибо за работу.
Клиент остался доволен, пропавшие фразеологизмы возвращены на место, а
мы сегодня с вами не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук.
На слайдах предлагаю ещё несколько заданий, которые можно использовать на уроке. (с-24,25,26,27,28,29)
4.Заключение.
Таким образом, если игра не ради игры, а осмысленный учителем методический прием обучения грамотности, если, играя, дети обогащают себя знаниями, совершенствуют навыки и умения, преодолевая игровые трудности, - это не потерянное время, а как писал В.А. Сухомлинский
«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Я желаю, чтобы любой урок давался вам без сучка, без задоринки, чтобы вы всегда чувствовали себя в своей тарелке, а дети ловили каждое ваше слово и все были на седьмом небе от счастья!
(с-30)
C началом учебного года!
Подготовила:
учитель русского языка
Наплавкова Елена Анатольевна
2017 год
Задание №1.
Помогите составить объявление о пропаже, используя в описании понятие о фразеологизмах.
Внимание!
Пропали фразеологизмы. Особые приметы:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Справочный материал: Фразеологизмы – это устойчивые выражения, которые выражают переносное значение. Некоторые фразеологизмы можно заменить синонимом, антонимом. Являются одним членом предложения. По происхождения бывают исконно-русские и заимствованные.
Задание №1.
Помогите составить объявление о пропаже, используя в описании понятие о фразеологизмах.
Внимание!
Пропали фразеологизмы. Особые приметы:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Справочный материал: Фразеологизмы – это устойчивые выражения, которые выражают переносное значение. Некоторые фразеологизмы можно заменить синонимом, антонимом. Являются одним членом предложения. По происхождения бывают исконно-русские и заимствованные.
Задание №2.
Восстановите картину преступления, вставляя вместо пропусков нужные фразеологизмы.
Подозреваемый Иванов Иван бежал по коридору ____________________________________________________________.
-Ты куда мчишься ________________________________________?,
- кричали удивленно сверстники, а он бросил им в ответ:
- ________________________________________________________.
Тем временем, свидетель Петров Василий ____________________________________________________________,
а в руках у него был фразеологический словарь. Не успел он и _____________________________________________________, книгу у него из рук как ______________________________________________.
Используйте фразеологизмы: как угорелый, считать ворон,
на кудыкину гору, глазом моргнуть, сломя голову, ветром сдуло.
Задание №2.
Восстановите картину преступления, вставляя вместо пропусков нужные фразеологизмы.
Подозреваемый Иванов Иван бежал по коридору ____________________________________________________________.
-Ты куда мчишься ________________________________________?,
- кричали удивленно сверстники, а он бросил им в ответ:
- ________________________________________________________.
Тем временем, свидетель Петров Василий ____________________________________________________________,
а в руках у него был фразеологический словарь. Не успел он и _____________________________________________________, книгу у него из рук как ______________________________________________.
Используйте фразеологизмы: как угорелый, считать ворон,
на кудыкину гору, глазом моргнуть, сломя голову, ветром сдуло.
Задание №5.
- В тексте найти и выделить фразеологизмы, объяснить значения.
Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только не корили вернувшиеся с работы родители, что ему не выговаривали, а ему всё нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали такое, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились, и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй - в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Всё с него как с гуся вода, всё ему, что об стенку горох.
– Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть, сложа руки.
И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и, в конце концов, показать, где раки зимуют…
Задание №5.
- В тексте найти и выделить фразеологизмы, объяснить значения.
Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только не корили вернувшиеся с работы родители, что ему не выговаривали, а ему всё нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали такое, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились, и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй - в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Всё с него как с гуся вода, всё ему, что об стенку горох.
– Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть, сложа руки.
И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и, в конце концов, показать, где раки зимуют…
Задания по фразеологии:
1. Назовите фразеологизмы, которые здесь изображены. (картинки)
2. Вспомните фразеологические обороты, начало которых дано в тексте:
1.- Надо самому отвечать за свои поступки, а не прятаться ...
2.- На садовом участке ребята работали дружно, старались не ударить …
3.- Бросились искать приезжего, а его и след ...
4.- У Сережи с Мишей дружба крепкая: их водой ...
5.- Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи ...
6. - Мы его расспрашиваем, а он словно воды ...
7. - Обиделся Петя на замечания товарищей, надулся как ...
3. Определите, есть ли фразеологизмы в предложениях:
Ø Врач назначил больному прием лекарства через час по чайной ложке.
Ø Девочка болела, и мама носила ее на руках.
4. Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов?
Исправьте ошибки и запишите исправленные предложения.
Ø Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.
Ø Женя остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой.
Ø Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать.
Ø Мы дружно работали, сложа руки.
Ø Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.
Ø У лягушки дух захватило от страшной высоты.
Ø Яшка сломя голову остановился.
5. Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.
Ø Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.
Ø Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.
Ø Кирилл целый день бездельничал.
Ø Мы догадывались, что он нас обманывает.
Ø Первого сентября Уля проснулась очень рано.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.