Открытый урок по логопедии "Дифференциация звуков[Л-Р] в слогах, словах, предложениях"
Оценка 4.7

Открытый урок по логопедии "Дифференциация звуков[Л-Р] в слогах, словах, предложениях"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
дефектология
7 кл—8 кл
16.02.2024
Открытый урок по логопедии "Дифференциация звуков[Л-Р] в слогах, словах, предложениях"
Открытый урок по логопедии
дифференциация л-р.docx

Логопедическое занятие

«Дифференциация звуков [Л-Р] в слогах, словах, предложениях»

Цель: развитие умения дифференцировать согласные звуки [р-л] в устной и письменной речи, закрепление умений правильного произношения звуков [р-л] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные

1.            Учить дифференцировать согласные звуки [р-л] в устной и письменной речи на материале различной сложности;

2.            Развивать навыки чтения и письма.

3.            Развивать навыки фонематического анализа и синтеза слов со звуками [р-л].

4.            Активизировать и расширить лексический запас.

Коррекционно-развивающие:

1.            Развивать артикуляционную моторику.

2.            Развивать речевое дыхание.

3.            Коррекция недостатков произношения

4.            Автоматизировать звуки [р], [л] изолированно, в слогах, словах

5.            Развивать фонематическое восприятие на основе упражнений в выделении звуков [р], [л].

6.            Формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза;

7.            Обогащать словарный запас слов со звуками [р], [л].

8.            Развивать лексико –грамматический строй речи.

9.            Развивать связное высказывание.

10.       Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление, воображение.

11.       Развивать синхронизацию межполушарного взаимодействия.

12.       Развивать чувство ритма, согласование речи с движениями.

Коррекционно-воспитательные:

1.            воспитывать интерес к чтению художественных произведений.

2.            Воспитывать усидчивость, внимание, любознательность.

3.            Воспитывать упорство, самостоятельность.

4.            Воспитывать умение работать в команде, сопереживать, помогать другим.

Оборудование: Презентация к уроку, зеркала, пособие для развития речевого дыхания и психологического настроя, предметные картинки со звуками [Л-Р], схемы для определения место звука в слове, картинки для иллюстрации фонетического рассказа, музыкальное сопровождение, пособие «Коврограф ларчик», карточки с зашифрованными словами, тетрадь, ручка, пособие для рефлексии, магнитно-меловая доска.

 

I.             ОБЩЕКОРРЕКЦИОННЫЙ ЭТАП

1.            Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Давайте поздороваемся друг с другом:

2.            Психологический настрой. Речевая разминка.

-Здравствуй, здравствуй, не зевай

И ладошку мне давай!

У меня сегодня замечательное настроение, а у вас? Давайте улыбнемся друг другу.

3.            Развитие речевого дыхания

А сейчас подуем на ладошки и поделимся своими улыбками и хорошим настроением с гостями.

4.            Артикуляционная гимнастика с элементами Биоэнергопластики. (Соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки). Слайд 2-10.

Раз - окошечко открыли.

Два - дудочку купили.

Три - в улыбке наши губки.

На четыре - чистим зубки.

Пять - мы красим потолок.

Шесть – лошадка «скок да скок».

Семь - варенье очень любим.

Восемь – горку делать будем.

Девять – дружно мы болтаем.

Десять - ротик закрываем.

II.         ОСНОВНОЙ ЭТАП

1.            Введение в тему

(На полу лежит книга)

Логопед: Посмотрите, ребята, книга лежит на полу. А разве книги должны здесь лежать? Где нужно хранить книги?

Ответы детей.

Логопед: Правильно, на книжной полке. А как мы должны обращаться с книгами?

Ответы детей.

Логопед: Давайте прочитаем книгу и поставим ее на полку. (Поднимает книгу и раскрывает ее).

Логопед: Ребята, посмотрите, книга- то пустая. А где же сказки?

Голос из книги: Ребята, помогите вернуть мне сказки. Они обиделись, потому что их забыли, перестали читать, небрежно с ними обращались. Они исчезли в волшебной стране Сказок и, чтобы их вернуть, надо пройти испытания.

Логопед: Ребята, вы готовы помочь героям сказок вернуться на страницы книги?

Ответы детей

Логопед: Для этого нам надо попасть в волшебную страну Сказок. Давайте выполним музыкальную разминку.

ФИЗМИТУТКА. Логоритмика «Зимняя пляска»

А помогут нам выполнить задания звуки, которые мы недавно прошли на уроках. Послушайте слова и определите в них общий звук.

Лапа, ладонь, луч –[Л].

Рыба, радуга, рысь – [Р].

2.            Сообщение темы занятия.

Сегодня на уроке будем учиться различать звуки [Л-Р].

3.             Сравнение звуков Л-Р по артикуляции СЛАЙД 11, по акустическим признакам.

Л

Р

Согласный

Согласный

Звонкий

Звонкий

Твердый

Твердый

4.            Разминка для глаз «Жук путешественник»

Карандаш

Игла

Мороженное

Платье

Стол

Карандаш

Елка

Шарф

Арбуз

 

5.            Дифференциация звуков [л-р] на уровне слогов.

Отгадайте загадку. Герой из какой сказки обратился за помощью?

Внучка к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый волк за ней следил,

Обманул и проглотил. (Красная Шапочка)

Помоги Красной Шапочке обойти Волка. Укажи ей дорогу, прочитай четко слоги на камнях (пособие «Коврограф ларчик»)

6.            Разминка для пальцев с элементами нейрогимнастики.

«Лягушка хочет в пруд, лягушке скучно тут» (кулак-ребро-ладонь).

Как называется сказка, в которой лягушка стала царевной.

Дифференциация звуков [л-р] на уровне слов.

7.            Письменное задание. Угадай, какое слово зашифровали.

уркач

луокн

долак

ырс

кура

аюл

21534

41325

32154

312

3214

231

Ребята, у кого в разгаданном слове звук [л] – первая команда, со звуком [р]- вторая команда. Поделитесь на команды.

8.            Развитие фонематического восприятия.

«Нам не страшен серый волк,

Серый волк – зубами щелк!»

Эту песню пели звонко

Три веселых …(поросенка)»

Поможем двум поросятам построить крепкие домики.

Задание. Участники каждой команды должны распределить картинки в виде кирпичей в два столбика (со звуком [л] и со звуком [р]. Определяя место звука в слове (в начале - первый этаж, в середине - второй этаж и в конце - третий этаж). Пособие «Коврограф ларчик».

Лыжи, вилка, вол.                       Ромашка, фрукты, самовар.

Лапа, скакалка, пенал.                Ручка, карандаш, шар.

Активная физминутка «Затишье перед бурей».

Задание 9. Обогащение словарного запаса антонимами.

Послушай предложения. Добавь в каждое предложение подходящее по смыслу слово со звуком [р] или [л].

·                Дедушка старый, а внук (молодой)

·                Вчера мне было весело, а сегодня (грустно)

·                Зимой снега много, а весной (мало)

·                Баба Яга злая, а фея (добрая)

·                Суп горячий, а компот (холодный)

·                Снег белый, а уголь (черный)

·                Заяц трусливый, а лев (смелый)

·                Ручеек мелкий, а река (глубокая)

Поднимается ветер. Застучали первые капельки дождя. Дождь усиливается. Еще сильнее. Гром, гром. Дождь идет. Дождь все тише, тише. Дождь закончился и вышло солнышко.

Развитие связной речи. Пересказ.

Много сказок сегодня на уроке мы вспомнили. Давайте попробуем сочинить свою сказку про слона, у которого был день рождения…

Задание. Прочитай рассказ. Вставь вместо пропусков подходящую по смыслу картинку. Прочитай рассказ, который получился. Расскажи, что запомнил.

У слона был день рождения. Он пригласил друзей: белку, воробья и муравья. Слон приготовил для них угощения сочные яблоки и груши. Друзья подарили ему ромашку, открытки и краски. День рожденья удался!

III ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

1.            Подведение итогов занятия.

- Какие звуки вы научились различать в словах?

- Где может находиться заданный звук в слове?

- Какие сказки мы вспомнили на уроке?

Давайте пообещаем Сказкам, что теперь вы не будете их забывать. В свободное время вы будете их читать, что бы больше они не потерялись.

2.            Рефлексия.

Вербальное оценивание каждого учащегося.

Какое задание было самым интересным, а какое трудным?

Если интересных заданий для вас было больше, чем трудных, вложите в книгу со сказками «веселый» смайлик, а ели больше трудных – «грустный» смайлик.

3.            Сюрпризный момент.

Книга говорит вам спасибо и дарит раскраски.

4.            Релаксация под расслабляющую музыку.

Закройте глаза, представьте, что вы оказались в своей любимой сказке.


 

Скачано с www.znanio.ru

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [Л-Р] в слогах, словах, предложениях»

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [Л-Р] в слогах, словах, предложениях»

Л-Р], схемы для определения место звука в слове, картинки для иллюстрации фонетического рассказа, музыкальное сопровождение, пособие «Коврограф ларчик», карточки с зашифрованными словами, тетрадь, ручка, пособие…

Л-Р], схемы для определения место звука в слове, картинки для иллюстрации фонетического рассказа, музыкальное сопровождение, пособие «Коврограф ларчик», карточки с зашифрованными словами, тетрадь, ручка, пособие…

Логопед: Правильно, на книжной полке

Логопед: Правильно, на книжной полке

Пироги ей понесла. Серый волк за ней следил,

Пироги ей понесла. Серый волк за ней следил,

Заяц трусливый, а лев (смелый) ·

Заяц трусливый, а лев (смелый) ·
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2024