Мастер-класс по теме «Использование технологий смыслового чтения на уроках в начальной школе» (1)
Оценка 4.8

Мастер-класс по теме «Использование технологий смыслового чтения на уроках в начальной школе» (1)

Оценка 4.8
docx
12.06.2024
Мастер-класс по теме «Использование технологий смыслового чтения на уроках в начальной школе» (1)
Мастер-класс «Использование технологий смыслового чтения на уроках в начальной школе» (1).docx

Мастер-класс по теме «Использование технологий смыслового чтения на уроках в начальной школе»(интеллект-карта)

Суслова Л.А.

 

Цели:осмыслить возможности использования технологии смыслового чтения в организации активной и эффективной деятельности в учебном процессе.

Задачи:

·        актуализировать и обобщить имеющиеся у участников знания по данному вопросу;

·        -представить опыт использования некоторых приёмов смыслового чтения;

·        -обсудить особенности реализации технологии на разных предметах и мотивировать педагогов к повышению своей профессиональной компетентности.

Формы работы:групповая.

Методы (приемы) работы: осмысление, эвристическая беседа (развивает умение работать с  источником информации), рефлексия.

Практическая значимость: использование приёмов и стратегий смыслового чтения дают возможность эффективно построить учебный процесс, повысить мотивацию обучающихся, активизировать мыслительную деятельность.

Ожидаемые результаты: коллеги будут знать приемы смыслового чтения;

уметь осуществлять отбор наиболее приемлемых приёмов для формирования навыков критического мышления у учащихся по предмету.

Целевая аудитория: учителя начальных классов.

Материалы и оборудование, подготовка к занятию: презентация, картинки с изображением эпизодов рассказа, текст рассказа «Три котёнка», листы А4

 

Ход проведения:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Людмила Александровна Суслова, учитель начальных классов МКОУ «ЛСОШ №2». Не сомневаюсь, что наша работа будет продуктивной и, надеюсь, полезной. Повернитесь, пожалуйста, к своему соседу, теперь я прошу назвать добрые слова своему соседу. Приятно, правда, слышать добрые и хорошие слова. Надеюсь, и мы с вами по окончании этого мастер-класса останемся в позитивном настрое.2 мин

 

Уважаемые коллеги! Как Вы думаете, что влияет на успеваемость ученика? ( ответы коллег)1 мин

Ученые установили, что на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые остальные факторы.

Без чтения – нет учения. Перед учителем стоит задача эффективного использования различных приемов для развития навыков чтения на уроках. А особенно смыслового чтения.

 

Что такое смысловое чтение?2 мин

Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.

Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной  программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием.

 

- Для чего нужно смысловое чтение? 1 мин

Обобщение ответов:

 Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Задачей является: научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать .

Как вы уже догадались, мой мастер-класс связан со смысловым чтением. Тема «Использование технологий смыслового чтения на уроках в начальной школе»(прием интеллект-карта».

 

Сейчас осмысленное чтение является проблемой для учащихся. Дети не любят читать и не вникают в смысл прочитанного.Одним из решений этой проблемы является организация систематической работы на каждом уроке и дома.

 Технология смыслового чтения включает в себя 3 этапа:

·        работу с текстом до чтения;

Используют такие приёмы, как: «Мозговой штурм», «Да - Нет»

·        работу с текстом во время чтения;

Используют такие приёмы, как: «Чтение с остановками», «Чтение с вопросами»

·        работу с текстом после чтения.

Используют такие приёмы, как: «Проверочный лист», «Интеллект-карта»

 

Во всех этапах есть множество приёмов, но сегодня я хотела бы рассмотреть приём работы после чтения, который я использую на уроках.

«Интеллект-карта».

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Последовательность действий проста и логична:

Шаг 1: Определение ключевого понятия, темы.

Шаг 2: Знакомство с понятиями изучаемой темы, которые должны быть включены в заполнение интеллект-карты.

Шаг 3: Определения количества секторов в соотнесении с понятиями первого уровня.

Шаг 4: Наполнение первого сектора содержанием I; II; III порядка по плану изучаемой темы.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

Рисование интеллект-карты - необычный вид деятельности, почти игровой, но это эффективный способ работы с информацией, причем универсальный: составлять интеллект-карты можно по самым разным темам, на уроках введения темы, закрепления, обобщения полученных знаний.

 

-Коллеги, перед Вами листочки с произведением Нины Павловой «Котята». Ознакомьтесь, пожалуйста.

У Вас на столе картинки с фрагментами рассказа и все необходимые принадлежности для создания интеллект-карты.

-Для определения главной темы нашей интеллект-карты, давайте вспомним кто автор и как называется рассказ, с которым мы познакомились?

Для удобства расположения, лист ватмана лучше положить вертикально.

 

- Кто герои произведения?

- Вспомним, какие они?

-Что они любили?

- Что не умели?

-Чего боялись?

- Что произошло?

- Как котята справились с ситуацией?

- Какую награду получили?

 

- Вы все молодцы! Мы вспомнили все события рассказа. А теперь покажите результат, что у вас получилось.

 

Этот приём занимает немного времени, но интересен детям. Каждый старается внести свой вклад в восстановление связей в рассказе. «Интеллект-карта» помогает детям до конца осмыслить прочитанное и запомнить произведение.

 

Рефлексия.

И в завершении моего мастер-класса давайте соберем букет настроения.

Ув.коллеги, если вы узнали что-то полезное, то выбираем красный цветок, если вам это не пригодится, то синий.

 

Спасибо за внимание!

 

                                                 

 

 


 

Мастер-класс по теме «Использование технологий смыслового чтения на уроках в начальной школе»(интеллект-карта)

Мастер-класс по теме «Использование технологий смыслового чтения на уроках в начальной школе»(интеллект-карта)

Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием

Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием

Коллеги, перед Вами листочки с произведением

Коллеги, перед Вами листочки с произведением
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.06.2024