Мастер-класс по теме «Использование технологий смыслового чтения на уроках в начальной школе»(интеллект-карта)
Суслова Л.А.
Цели:осмыслить возможности использования технологии смыслового чтения в организации активной и эффективной деятельности в учебном процессе.
Задачи:
· актуализировать и обобщить имеющиеся у участников знания по данному вопросу;
· -представить опыт использования некоторых приёмов смыслового чтения;
· -обсудить особенности реализации технологии на разных предметах и мотивировать педагогов к повышению своей профессиональной компетентности.
Формы работы:групповая.
Методы (приемы) работы: осмысление, эвристическая беседа (развивает умение работать с источником информации), рефлексия.
Практическая значимость: использование приёмов и стратегий смыслового чтения дают возможность эффективно построить учебный процесс, повысить мотивацию обучающихся, активизировать мыслительную деятельность.
Ожидаемые результаты: коллеги будут знать приемы смыслового чтения;
уметь осуществлять отбор наиболее приемлемых приёмов для формирования навыков критического мышления у учащихся по предмету.
Целевая аудитория: учителя начальных классов.
Материалы и оборудование, подготовка к занятию: презентация, картинки с изображением эпизодов рассказа, текст рассказа «Три котёнка», листы А4
Ход проведения:
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Людмила Александровна Суслова, учитель начальных классов МКОУ «ЛСОШ №2». Не сомневаюсь, что наша работа будет продуктивной и, надеюсь, полезной. Повернитесь, пожалуйста, к своему соседу, теперь я прошу назвать добрые слова своему соседу. Приятно, правда, слышать добрые и хорошие слова. Надеюсь, и мы с вами по окончании этого мастер-класса останемся в позитивном настрое.2 мин
Уважаемые коллеги! Как Вы думаете, что влияет на успеваемость ученика? ( ответы коллег)1 мин
Ученые установили, что на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые остальные факторы.
Без чтения – нет учения. Перед учителем стоит задача эффективного использования различных приемов для развития навыков чтения на уроках. А особенно смыслового чтения.
Что такое смысловое чтение?2 мин
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием.
- Для чего нужно смысловое чтение? 1 мин
Обобщение ответов:
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Задачей является: научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать .
Как вы уже догадались, мой мастер-класс связан со смысловым чтением. Тема «Использование технологий смыслового чтения на уроках в начальной школе»(прием интеллект-карта».
Сейчас осмысленное чтение является проблемой для учащихся. Дети не любят читать и не вникают в смысл прочитанного.Одним из решений этой проблемы является организация систематической работы на каждом уроке и дома.
Технология смыслового чтения включает в себя 3 этапа:
· работу с текстом до чтения;
Используют такие приёмы, как: «Мозговой штурм», «Да - Нет»
· работу с текстом во время чтения;
Используют такие приёмы, как: «Чтение с остановками», «Чтение с вопросами»
· работу с текстом после чтения.
Используют такие приёмы, как: «Проверочный лист», «Интеллект-карта»
Во всех этапах есть множество приёмов, но сегодня я хотела бы рассмотреть приём работы после чтения, который я использую на уроках.
«Интеллект-карта».
Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Последовательность действий проста и логична:
Шаг 1: Определение ключевого понятия, темы.
Шаг 2: Знакомство с понятиями изучаемой темы, которые должны быть включены в заполнение интеллект-карты.
Шаг 3: Определения количества секторов в соотнесении с понятиями первого уровня.
Шаг 4: Наполнение первого сектора содержанием I; II; III порядка по плану изучаемой темы.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
Рисование интеллект-карты - необычный вид деятельности, почти игровой, но это эффективный способ работы с информацией, причем универсальный: составлять интеллект-карты можно по самым разным темам, на уроках введения темы, закрепления, обобщения полученных знаний.
-Коллеги, перед Вами листочки с произведением Нины Павловой «Котята». Ознакомьтесь, пожалуйста.
У Вас на столе картинки с фрагментами рассказа и все необходимые принадлежности для создания интеллект-карты.
-Для определения главной темы нашей интеллект-карты, давайте вспомним кто автор и как называется рассказ, с которым мы познакомились?
Для удобства расположения, лист ватмана лучше положить вертикально.
- Кто герои произведения?
- Вспомним, какие они?
-Что они любили?
- Что не умели?
-Чего боялись?
- Что произошло?
- Как котята справились с ситуацией?
- Какую награду получили?
- Вы все молодцы! Мы вспомнили все события рассказа. А теперь покажите результат, что у вас получилось.
Этот приём занимает немного времени, но интересен детям. Каждый старается внести свой вклад в восстановление связей в рассказе. «Интеллект-карта» помогает детям до конца осмыслить прочитанное и запомнить произведение.
Рефлексия.
И в завершении моего мастер-класса давайте соберем букет настроения.
Ув.коллеги, если вы узнали что-то полезное, то выбираем красный цветок, если вам это не пригодится, то синий.
Спасибо за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.