г. Нефтеюганск, 2017
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 »
Автор работы:
учитель начальных классов
I квалификационной категории
Марина Владимировна Русина
Мастер-класс
по теме: «Создание проекта выхода из затруднения на примере литературного чтения»
Цель мастер - класса:
Показать принцип организации этапов:
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
3. Выявление места и причины затруднения.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
в технологии деятельностного метода на примере предмета литературное чтение.
2 этап урока - Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Важным на данном этапе является: подготовка и мотивация обучающихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
На данном этапе можно выделить следующие шаги, которые необходимо пройти:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;
2) тренировку соответствующих мыслительных операций;
По улицам Слона водили,
Как видно напоказ —
Известно, что Слоны в диковинку у нас —
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться,
Ну, так и лезет в драку с ним.
«Соседка, перестань срамиться»,
Ей шавка говорит: «тебе ль с Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
Вперед
И лаю твоего совсем не примечает».—
«Эх, эх!» ей Моська отвечает:
«Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
«Ай, Моська! знать она сильна,
Что лает на Слона!»
Лиса с журавлем подружились. Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:
- Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу.
Пошел журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает:
- Покушай, голубчик-куманек, - сама стряпала.
Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал - ничего не попадает! А лисица лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела. Кашу съела и говорит:
- Не обессудь, куманек! Больше потчевать нечем.
Журавль ей отвечает:
- Спасибо, кума, и на этом. Приходи ко мне в гости.
На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:
- Кушай, кумушка. Право, больше нечем потчевать.
Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и этак, и лизнет его, и понюхает-то - никак достать не может: не лезет голова в кувшин.
А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел.
- Ну, не обессудь, кума! Больше нечем угощать.
Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла - несолоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось.
С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.
Сказка
прозаическая, реже поэтическая форма;
наличие вымысла;
создана для нравоучения или развлечения;
может быть волшебная, бытовая, о животных;
может быть авторская или народная.
До осени Илья помогал родителям в поле и дома по хозяйству. А потом, поклонившись, попросил:
— Благословите, батюшка и матушка, на поездку в Киев к великому князю Владимиру.
Не в объезд лесов, а узкой прямой дорогой отправился он в стольный город. Вот давно уж осталась позади родная Муромская земля. Встретил он по дороге скорбных путников, чудом бежавших из Чернигова. Рассказали они ему, что плач стоит в городе. Окружен Чернигов несметными полчищами татар, угрожающих спалить его. Готовятся люди к смерти, зная, что не от кого ждать помощи. Дрогнуло сердце Ильи. Много горя он пережил, потому всем сердцем умел почувствовать и чужое несчастье. Подъезжая к Чернигову, увидел он татар поганых, услышал их бранную речь. В ярости вырвал Илья с корнем вековой дуб и двинулся на врагов, размахивая им, словно гигантской палицей, пока не разметал все полчища татарские, пока ни одного врага в живых не осталось.
Надоело Щенку гонять кур по двору.
«Пойду ка, – думает, – на охоту за дикими зверями и птицами».
Шмыгнул в подворотню и побежал по лугу.
Увидели его дикие звери, птицы и насекомые и думают каждый про себя.
Выпь думает: «Я его обману!»
Удод думает: «Я его удивлю!»
Вертишейка думает: «Я его напугаю!»
Ящерка думает: «Я от него вывернусь!»
Гусеницы, бабочки, кузнечики думают: «Мы от него спрячемся!»
«А я его прогоню!» – думает Жук Бомбардир.
«Мы все за себя постоять умеем, каждый по своему!» – думают они про себя.
А Щенок уже побежал к озерку и видит: стоит у камыша Выпь на одной ноге по колено в воде.
«Вот я её сейчас поймаю!» – думает Щенок, и совсем уж приготовился прыгнуть ей на спину.
А Выпь глянула на него и шагнула в камыш.
Ветер по озеру бежит, камыш колышет. Камыш качается
взад – вперёд,
взад – вперёд.
У Щенка перед глазами жёлтые и коричневые полосы качаются
взад – вперёд,
взад – вперёд.
А Выпь стоит в камыше, вытянулась – тонкая тонкая, и вся в жёлтые и коричневые полосы раскрашена. Стоит, качается
взад – вперёд,
взад – вперёд.
Щенок глаза выпучил, смотрел, смотрел – не видит Выпи в камыше.
«Ну, – думает, – обманула меня Выпь. Не прыгать же мне в пустой камыш! Пойду другую птицу поймаю»…
Задание: соотнесите понятие с жанром литературного произведения.
Басня | малая прозаическая форма. Имеет небольшой размер, малое число персонажей, быстрое развитие сюжета. | |
| жанр прозаической, реже поэтической формы нравоучительного характера, имеет мораль. Персонажами чаще всего выступают животные, через поступки которых автор высмеивает поступки людей. | |
| занимательный, поучительный рассказ о необыкновенных, фантастических, вымышленных событиях и приключениях. Различают сказки волшебные, бытовые и о животных. Сказки бывают народные и авторские. | |
| вид устного народного творчества, героическая песня повествовательного характера. Повествуют в основном о богатырях – защитниках родины, отражают нравственные идеалы народа. | |
Былина | поэтическое произведение. Обычно изображает человеческое переживание, вызванное различными жизненными обстоятельствами. Ему присуща рифма. |
Следующие шаги 2 этапа:
3) мотивирование обучающихся к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;
4) фиксация обучающимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.
Задание: определите жанр (с опорой на все имеющиеся эталоны)
на примере произведения И.С.Тургенева «Русский язык»
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
3 этап урока - Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе организуется выход обучающегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения.
выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение;
обучающиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
4 этап урока - Построение проекта выхода из затруднения.
На данном этапе обучающиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели.
Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.
Проанализируйте существенные признаки в данном произведении
и отметьте их наличие + или - в таблице,
определите исходя из этого жанр.
Существенные признаки | +/- | жанр | |
1 | Рифма | ||
2 | Ритм | ||
3 | Объем | ||
4 | Способ размещения | ||
5 | Наличие сюжета | ||
6 | Отражает переживания человека |
СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ — название, применяемое к некоторым произведениям художественного слова. Стихотворение в прозе обладает своими отличительными признаками, сближающими его и со стихотворной, и с прозаической речью, и служит промежуточной стадией между той и другой.
Одним из характеризующих признаков стихотворения в прозе служит его небольшой размер.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.